Я уже многое показала вам во Владивостоке, но запасы не закончились, в городе еще много интересного. Так что погуляем ещё по сопкам приморской столицы.
Долгое время город был малоэтажным, первые дома в семь этажей построили перед войной на Алеутской, а девятиэтажный появился только в 1965 году. В начале 2000-х годов начали строить высотные здания, сейчас Владивосток активно растет вверх, особенно это заметно с моря.
Вот, например, клубный дом «Магнум» — две 24-этажные башни в центре города. Как я поняла, это долгострой, строят уже лет шесть.
Внизу у подножия высоток стоит армянская апостольская церковь Сурб Геворг.
Пройдем немного по Пушкинской, которая тянется по склонам сопок параллельно Светланской. Улица появилась на карте города в 1887 году, когда в память о 50-летии со дня смерти А. С. Пушкина переименовали Госпитальную улицу. Историческая часть Владивостока отличается разнообразием архитектурных стилей, на Пушкинской это особенно заметно. Здесь каменные дома стоят рядом с деревянными постройками и каждый дом имеет свою историю.
Здесь на Пушкинской находится бывший главный корпус Дальневосточного технического университета.
Именно в этом здании, построенном в 1896–1899 годах по проекту архитектора А. А. Гвоздзиовского, в 1889 году был открыт Восточный институт. В то время это было единственное высшее учебное заведение на огромной территории от Томска до Тихого океана.
С 1889 года институт не раз менял название, дольше всего, с 1930 по 1992 он назывался политехническим (ДВПИ) имени В. В. Куйбышева. Позже его переименовали в технический университет, а в 2011 году включили в состав ДВФУ, который сейчас базируется на Русском острове. Здание занимают вспомогательные структуры университета.
Напротив в сквере установлен памятник политехникам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. За годы войны на её фронтах погибло 257 студентов, преподавателей и сотрудников института.
Рядом — Храм-часовня Святой мученицы Татьяны, покровительницы студентов, а напротив — колокольня.
Напротив институтского здания находится нижняя станция Владивостокского фуникулёра, единственного на Дальнем Востоке. Читала, что появился он во Владивостоке в 1962 году благодаря Н. С. Хрущёву, который после визита в США навестил Владивосток и решил превратить его во второй Сан-Франциско.
Перепад высот между нижней станцией на Пушкинской и верхней на склоне сопки Орлиной — 70 метров. Два вагончика с канатным приводом движутся по одному пути и разъезжаются в центральной части.
Конечно, я воспользовалась услугами фуникулера. Похоже на трамвай, сидит такой же кондуктор с сумкой, и цена проезда небольшая — 14 рублей. Особенно удобно было студентам, которые занимались во втором большом корпусе университета, стоящем выше на склоне сопки.
Я поднялась на сопку, потому что рядом с этим бывшим корпусом ДВГУ есть смотровая площадка. От станции фуникулера пересекаешь транспортную развязку вот по такому интересному переходу, затем проходишь над дорогой по мостику слева и по ступенькам поднимаешься на сопку. По пути и на окрестности можно поглядеть.
Вот телевышка на Орлиной сопке, её высота 199 метров. Говорят, вечерами на вышке включают подсветку, но увидеть эту красоту возможности не было. Учитывая, что сопка высотой 180 метров, это самое высокое сооружение в исторической части города.
Со смотровой площадки открывается великолепный вид на Золотой мост, бухту Золотой Рог, мыс Чуркина и большую часть города.
В порт заходит парусник «Надежда».
Как и везде, много туристов из Поднебесной, которые перелазят через ограждение и фотографируются на краю площадки, на фоне моста.
Люблю вантовые конструкции, когда-то это была тема моего диплома. Владивостоку повезло, здесь целых два великолепных вантовых моста!
У бывшего институтского здания установлен памятник святым Кириллу и Мефодию, создателям церковнославянского языка, проповедникам христианства.
Посмотрите, какой красивый леопард нарисован на стене!
Вернемся на улицу Пушкинскую, здесь еще немало интересного. Вот здание, мимо которого не пройдешь — Пушкинский театр. Оно было построено в 1908 году для Собрания приказчиков, Пушкинским театром назывался там зрительный зал, на сцене которого выступали приезжие и местные артисты.
С 1918 года театр не раз менял название, но много лет выполнял свои изначальные функции. В 1998 году, который объявили годом А. С. Пушкина, пустующее в то время здание передали университету, его отреставрировали и теперь это Пушкинский театр ДВФУ.
Рядом с театром в 1999 году установили памятник А. С. Пушкину. Грустный здесь какой-то Александр Сергеевич.
Здесь же на Пушкинской стоит Евангелическо-лютеранская церковь Святого Павла в стиле поздней готики, старейшее церковное здание города. Первая кирха лютеранской общиной города была построена еще в 1878 году, это кирпичное здание по проекту Георга Юнгхенделя построено на средства предпринимателей немецкого происхождения в 1909 году. Кстати, построено оно из немецкого кирпича.
В 1935 году лютеранскую общину власти распустили, а здание передали флоту. Здесь был и кинотеатр, и клуб, затем почти полвека Военно-исторический музей Тихоокеанского флота. В 1992 году, когда город открыли для иностранцев, воссоздали лютеранскую общину и приехал пастор из Германии. В 1997 году здание кирхи вернули общине, двенадцать лет шла его реконструкция. Теперь это главный храм лютеранской общины Дальнего Востока.
Помимо богослужений и различных социальных мероприятий, здесь проходят органные концерты. К сожалению, интерьеры я видела только на снимках в интернете. Но зайти стоит обязательно, внутри очень красиво! Великолепна конструкция самого здания — деревянные элементы потолка, окна-розетки, витражи алтарной части; убранство, как обычно в лютеранских храмах, очень простое.
На Пушкинской есть очень интересная группа зданий, но что это такое, я прочитала уже потом. Обратила внимание на те, которые стоят вдоль улицы, остальные спрятались за ними. Одно, с флагом на крыше, на стадии завершения реконструкции, а второе, к сожалению, ждет своей очереди.
В этих домах в стиле романтического модерна, построенных в 1912–1915 годах по проекту Г. Р. Юнгхенделя, были конторы «Торгового дома бр. Синкевич» и юрисконсульта этой компании адвоката И. А. Фихмана, квартиры владельцев и компаньонов торгового дома. Интересные были люди и интересная история у этих зданий, но это долгая история.
Во Владивостоке есть и католический храм — Церковь Пресвятой Богородицы. Это здание в стиле восточноевропейской готики XVI века — творение архитектора А. А. Гвоздзиовского, построенное в 1909–1920 годах. Причем здание было не завершено, не построены башни.
Храм был закрыт в 1935 году, здание до 1991 года занимал краевой архив, а в 1993 году церковь вернули верующим. До 2010 года шла реконструкция, заодно и две башни надстроили, в одной из них колокольня. Заглянула в храм, но шла служба, поэтому мешать не стала.
Храм находится на одном из самых высоких мест города, отсюда открывается великолепный вид на бухту Золотой Рог. Ну, а Золотой мост, как всегда, в кадре.
Проехала я по обоим мостам Владивостока, а по Золотому даже дважды. Жаль, что запрещено по нему ходить пешеходам.
Съездили мы на мыс Чуркин, чтобы посмотреть на здание Приморской сцены Мариинского театра. Театр спроектирован по образцу оперного театра южно-корейского города Коян и по оценке экспертов входит в десятку лучших залов России. Открыт в 2013 году.
В сквере напротив установлен «Памятник амурскому тигру», а рядом табличка с указанием численности тигров, начиная с 1940 года.
От здания театра отличный вид на Золотой мост с другой стороны бухты.
Теперь заглянем на улицу Суханова. Она названа в честь Константина Суханова, большевика, активного участника борьбы за установление Советской власти на Дальнем Востоке. В самом начале улицы есть сквер его имени, где стоит памятник Суханову.
На этой улице стоит небольшой деревянный дом, один из немногих сохранившихся во Владивостоке деревянных особняков XIX века, — «Дом-музей Сухановых». Четверть века в этом доме жила семья старшего советника Приморского областного правления А. В. Суханова, который в 1891 году получил из рук самого цесаревича Николая портрет и золотые часы фирмы Буре «за отличное состояние дорог и порядок в округе».
Открытие музея в 1977 году было связано с личностью Константина, одного из его семи детей. А сейчас — это музей, где показана повседневная жизнь семьи российского чиновника на рубеже XIX–XX веков и рассказывается о непростых судьбах людей в переломные моменты истории на примере четы Сухановых и их детей.
Улица Суханова когда-то считалась окраиной и была застроена деревянными домами. Сейчас стоящие на улице здания, относятся к самым разным годам постройки и построены в самых разных архитектурных стилях.
Самое интересное — здание бывшего Коммерческого училища, построено в 1913 году по проекту архитектора С. А. Венсана в модном тот период архитектурном направлении «рационалистический модерн». До переезда на остров Русский это был административный корпус Дальневосточного федерального университета.
Рядом интересные дома с элементами лепнины, построенные в 30-е годы. По тем временам они были уникальны, — первые типовые дома, построенные по привезенным из столицы проектам. Их называли «домами специалистов», в них жили известные в городе люди.
А вот напротив уже здание 50-х годов. В нём сейчас размещается Дума Владивостока и краевое Управление МЧС.
Не могу не показать «Владивостокский Арбат» — пешеходную улицу Адмирала Фокина. Эта улица существовала на самом первом плане города 1867 года, но называлась Пекинской. Назвали не в честь китайской столицы, а в честь Пекинского договора 1860 года, закрепившего за Россией спорные с Китаем территории между нижним течением Амура и Кореей. Это те территории, где потом выросли портовые города, в том числе Владивосток, Ванино, Находка и др.
В 1964 году её переименовали в честь адмирала Фокина, который несколько лет командовал Тихоокеанским флотом и в том году умер.
Довольно уютная улица, не так давно пережившая очередную реконструкцию. Приведены в порядок фасады неплохо сохранившихся домов конца XIX — начала XX века, стилизованные под старину фонари, несколько фонтанов, много лавочек, клумбы.
По улице Фокина можно выйти к Спортивной гавани, погулять по набережной, посмотреть на светомузыкальный фонтан.
Здесь есть довольно необычная достопримечательность — скульптурная композиция «Семь сопок». Это семь сопок, которые расположены на полуостровной части города: Холодильник, Шошина, Торопова, Буссе, Комарова, Орлиное гнездо и Монастырская. Высота колонн пропорциональна высоте сопок в масштабе 1:75. Колонны ориентированы по сторонам света, соблюден и горизонтальный масштаб 1:1000.
В каждой «сопке» вмонтирована табличка с информацией: название, высота над уровнем моря, QR-код, с помощью которого можно посмотреть ролик об этой сопке. А еще они звучат, в каждом столбе смонтирован динамик, откуда доносятся звуки, записанные на каждой из сопок города.
А теперь отправимся на Корабельную набережную к Памятному знаку на месте высадки основателей Владивостока. Он похож по форме на раздуваемый ветром парус морского судна. На табличке написано: «2 июля (20 июня) 1860 года на этом берегу с борта транспорта „Манджур“ высадились под командованием прапорщика Н. В. Комарова солдаты 4-го отдельного линейного батальона — основатели города Владивостока». Обелиск установили в 1985 году в честь 125-летия города.
На Корабельной набережной всегда многолюдно, в основном фотографирующиеся на фоне всего, что попадется на пути, товарищи из ближнего зарубежья.
Есть очень колоритные персонажи.
Всех привлекает Мемориальная Гвардейская Краснознамённая подводная лодка С-56, установленная перед Стеной памяти мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота». Это филиал Музея Тихоокеанского флота.
Рядом у Управления Тихоокеанского флота стоит памятник адмиралу флота Советского Союза Н. Г. Кузнецову.
Напротив группа деревьев, посаженная в 90-х, это — символы дружбы. Ближнее, самое пышное, — «Дерево дружбы ВМФ России и ВМС Республики Корея», последний, такой бодренький кустик, — «Дерево дружбы ВМФ России и ВМС Австралии». Самый хилый, как вы уже, я думаю, догадались, — «Дерево дружбы ВМФ России и ВМС США». Какая дружба, такое и дерево.
На причале у Корабельной набережной еще стоит парусник «Надежда», выигравший регату, а перед ним — катер командующего Тихоокеанским флотом с цифрами 356 на борту.
С 1958 года на вечной стоянке на Корабельной набережной Мемориальный корабль «Красный вымпел», построенный в 1911 году как парусно-паровая яхта. С 1923 года яхту перевели в класс сторожевых кораблей, и «Красный вымпел» стал выполнять задачи по охране территориальных вод Дальнего Востока, принимал участие в боевых действиях в годы Второй мировой войны.
Вечером последнего дня я отправилась на морскую прогулку. К сожалению на дневную прогулку билетов не хватило, пришлось брать на 18 часов. Так что фотографии города с воды получились, какие получились, вариантов не было. Часовая морская прогулка стоит 800 рублей для взрослых и 600 для детей.
Вот отправился по каким-то важным делам катер командующего Тихоокеанским флотом.
Прогулка называется «Мосты Владивостока», поэтому сначала мы осмотрели бухту Золотой Рог и Золотой мост,
а потом вышли в Босфор Восточный, чтобы посмотреть на Русский мост.
Бонусом в этой поездке был красивый закат.
На следующий день я покинула Владивосток. Думаю, что все уже давно поняли: город мне понравился! Не буду ставить точку, а вдруг? В этой жизни всё возможно!
Теги:
Культурно-познавательный туризм