Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Пхеньян, Кэсон — Северная Корея Июль 2018

В финале первой части северокорейской истории невидимая камера запечатлела меня сидящим в теньке на лавочке и беседующим с гидом о реалиях столичной жизни.

Приятно поболтать просто так, без заученных фраз и политики. Впрочем, как оказалось, музеем Победы в Корейской Войне политизированная часть нашего путешествия закончилась.

Пару раз нас выпустили на улицу, и я (о ужас!) даже самостоятельно свалил от группы через подземный переход поснимать город.

Пхеньян кажется пустынным исключительно днём. Вот что значит — все на работе! К вечеру улицы станут куда оживлённее, ну, а к ночной прохладе так полноценные толпы появятся.

Мир, бир и никакого Чучхе

Посмотрели две арки — Триумфальную, в память о сопротивлении японским оккупантам…

…и Воссоединения, посвящённую понятно чему.

Второй день (хотя хронология происходивших событий и искажена из художественного умысла, но второй день был — никуда не денешься) обещал быть развесёлым. И не только потому, что, спустившись на завтрак, я легко вычислил нашу банду по столу, уставленному бутылками пива.

В этот день нас ждала поездка на метро, школьный концерт и цирк.

По глазам гида было понятно, что более всего она опасается русского народного концерта и цирка прямо в метро. Но метро — не мавзолей, там и покощунствовать допустимо. Тем более, нужно же девать куда-то энергию этих позитивных оболтусов.

Мир, бир и никакого Чучхе

Перед поездкой заходим в ларёк за проездными. Шучу. Туристы в пхеньянском метро ездят бесплатно. Просто в каждом ларьке продается что-то прохладительное, а жара продолжает неприятно удивлять.

Патриотично выбираем «Библиотеку имени Ленина».

Мир, бир и никакого Чучхе

Всё, идём пугать рядовых граждан.

Метро совершенно не глубокое, со слегка устаревшими вагонами и однотипными открытыми платформами.

Мир, бир и никакого Чучхе

Подозреваю, такая красота есть только на трёх станциях, по которым водят туристов.

Газеточки. Пользуются, между прочим, интересом. В парках так не протолкнуться местами к стендам. Мы и с собой прихватили несколько, из самолёта.

Мир, бир и никакого Чучхе

Знакомые всё лица — прямо Москва в час пик.

Учитывая дефицит топлива и электричества, постоянно электрифицированное метро — самый популярный и надёжный вид столичного транспорта. По поверхности бегают трамваи и троллейбусы, но они всё же довольно редки.

В метро группа вела себя хорошо, поэтому допускается на школьный концерт.

Тут обнаружилось, что я единственный, кто не прочитал инструкции, присланные туроператором (ну не привык к туроператорам) и не взял с собой ни банки варенья, ни кило печенья, ни ручек несчастных шариковых тоже не взял.

Между тем, предполагалась некая раздача вышеперечисленной сувенирки голодным северокорейским детям, честно отыгравшим для туристов образцово-показательный концерт. Прямо Африку вспомнил, чуть не заплакал и проклинал свою непредусмотрительность надрывно и матерно.

Концерт проходит в актовом зале действующей школы. То есть, сначала проходим коридоры, лавируя между учениками (не понятно, что они в таком количестве делают там в июле?), затем, ориентируясь на очередь китайцев, занимаем места.

Мир, бир и никакого Чучхе

Концерт, понятное дело, больше фотографируется, чем слушается. Но общими усилиями вычислили, что играют натурально, а поют под фанеру.

Примерно половину времени занимают песни-пляски, дальше идут фотосессии. Девочки отработанно группируются и терпеливо ждут.

Мы, конечно, тут внесли некоторую сумятицу, концерт так концерт!

Мир, бир и никакого Чучхе

А вот и раздача пода-арочков…стоп! А где голодные детские глазёнки и трясущиеся худенькие ручки? Сувениры сваливаются в кучу, тут же рассортировываются деловитыми тётками и быстро уносятся. Хм.

На выходе столкнулись с очередной толпой китайцев. Вот где дело поставлено на поток! Блин, куда они столько конфет с этого конвейера определяют?

После концерта по графику — цирк. Тут уже просто пробрало. А-а, цуко, цирк! А в клоунов конфеты кидать или самим сожрать?

Вот тут Миша сказал очень правильную вещь: — Мы в цирк не хотим. Мы в бар уже хотим.

Нет, кто-то там хотел в цирк. Но мы с Мишей — в бар.

Ми Ген покумекала и решила — будет и цирк, и бар. Разбредёмся по интересам.

Мир, бир и никакого Чучхе

Оказалось, что бар…в цирке! Просто надо идти не за толпой китайцев, а в противоположную сторону.

Заведение просто замечательное. Разумеется, мы единственные посетители. Сначала подумалось, что в антракт толпа рванёт сносить буфет, но обошлось. В общем, бар очень крутой и совершенно секретный.

Мир, бир и никакого Чучхе

Разумеется, с нами посидел и товарищ Ким, не отказавшийся от пивка.

На выходе просто глянув на наши довольные рожи лица прочие участники группы осознали, что выбрать акробатов было большой ошибкой. Ну, а потом еще и рассказ, и фотки… нас записали в сволочи и предатели.

Третий, заключительный день северокорейского мини-турне посвящён поездке в демилитаризованную зону (Панмунджом) и достопримечательностям в окрестностях города Кэсон.

ДМЗ — китайский турпоток во всей красе. Такого скопления туристов в КНДР мы ещё не видели.

Мир, бир и никакого Чучхе

В зоне ожидания организован рынок, где можно приобрести всё от сувениров до овощей. Сувенирка самая разнообразная и дешёвая в сравнении со столичной, хотя и исполнена весьма криворуко. Для коллекционеров имеются наборы северокорейских монет и марок.

Экспортный российский вариант сладостей.

Крайне рекомендую обратить внимание на ларьки с женьшенем, можно приобрести полноценные наборы специй и корешков для приготовления птицы по-корейски. А также весьма неплохие настоечки, по вкусу напоминающие качественную хреновуху.

Мир, бир и никакого Чучхе

Очередь перед ДМЗ заняла примерно сорок минут. Вот вам и закрытая для туризма страна! А китайский юань на приграничном рынке — самая ходовая валюта.

Финальные инструкции. Для корейцев Панмунджом дорог не столько как место переговоров национальных делегаций, сколько как единственный возможный шанс увидеть родных — встречи разделённых семей проводят хоть и крайне редко, но именно здесь.

Мир, бир и никакого Чучхе

Здание и стол, за которым в 1953-м был подписан договор о прекращении огня. Китайцы, разумеется, фоткаются неправильно…

…а мы правильно. За мир на Корейском полуострове!

Тут, конечно. понабежали военные и заставили стереть снимки. Но нас-то пятеро… Самый мирный тост удалось сохранить.

Мир, бир и никакого Чучхе

Изначально вроде как обещали допуск в голубые домики, на самую границу. Но это вопрос настроения высокого начальства. Не повезло, дальше смотровой площадки никого не пускали.

С противоположной стороны на нас смотрят немногочисленные посетители ДМЗ в Южной Корее.

По дороге в Кэсон уговорили бедную потерявшую голос Ми Ген спеть что-нибудь на корейском. А потом и на русском.

Знание языка, конечно, удивительное. Обучалась в Хабаровске. Понимает и сленг, и русские анекдоты.

Мир, бир и никакого Чучхе

Кэсонский «обед золотых мисок» есть, кажется, на снимках каждого северокорейского туриста. В целом организация питания восхищает, доесть обед или ужин практически нереально. Каждый ужин организуется в новом месте и кухня принципиально различается — супы/рыба/утка.

Прощальный ужин с кусочками сырой утки, традиционно поджариваемыми самими едоками на открытом огне, так выше всяких похвал.

Мир, бир и никакого Чучхе

И золотые стопочки. Здесь угощали рисовой водкой.

Кэсон — бывшая столица государства Корё. В городе и в его окрестностях расположено 12 объектов, отражающих культуру X–XIV веков и объединённых в один большой объект Всемирного наследия.

Мир, бир и никакого Чучхе

Музей Корё. Небольшой аккуратный дворцовый комплекс, крайне напоминающий скромные дворцы Сеула. После посещения я пару раз назвал Сеулом Пхеньян, чем крайне удивил уже переставшую удивляться Ми Ген.

Аутентичных артефактов крайне мало, в основном легко определяемые современные копии и куча макетов. Здания замечательные, музей так себе.

Финал культурной программы — гробница короля Гонмина с женой. Расположена по дороге из Кэсона в Пхеньян, в приятном глазу горном районе.

Мир, бир и никакого Чучхе

Хотя такую лестницу в сорокоградусную жару приятной назвать сложно…

Дойти до гробниц могут не только все.

Мир, бир и никакого Чучхе

Раньше в одну гробницу пускали туристов, но сегодня всё закрыто на реставрацию. Учитывая, что гробницы были капитально разграблены японцами, не стоит сожалеть об их недоступности.

Достаточно пяти минут осмотра и ещё пяти минут отдыха в теньке.

Мир, бир и никакого Чучхе

Вид на гору с которой, по легенде, король выбирал место для мемориального комплекса.

А мы прощаемся с беспощадным корейским солнышком и переходим к вечерней бескультурной программе.

Два с половиной дня не отставали от гида с просьбой показать какой-нибудь бар для местных. Чтобы совсем не туристическая локация была. Вот в такой (картинка из интернета):

Мир, бир и никакого Чучхе

И, да, получилось! Причём именно в тот бар, что на картинке выше. Только в его более организованную часть (как жаль!).

Публика та же, но столики и официантки. В углу собралась компания моряков, некоторые сносно говорили на русском, но попозировать для фото отказывались категорически. Пришлось снимать их тайком «на фоне».

Мир, бир и никакого Чучхе

Это было самое вкусное пиво за всю поездку! И ведь данным баром праздник не ограничился — следом была пивоварня с семью сортами разливного, среди которых нашлось даже сносное тёмное (бутылочное пить нельзя от слова «тошнит»).

И прекрасный антураж — на выходе, как раз напротив залов со стоячими местами, снимать которые нам категорически запретили — в меру и не в меру пьяные жители столицы, в сидяче-лежачих состояниях. Что удивило — коллектив обитателей газонов был далеко не чисто мужским!

Наутро по дороге в аэропорт мы едва узнали место — неприметный павильон, чистота, подстриженная травка.

Ах, да, через корейскую таможню можно проносить всё. Поэтому последние бутылочки пива были открыты уже в самолёте. Без них лететь на древнем дребезжащем «ТУ» было бы совсем некомфортно.