Божественная гармония золотого сечения, совершенство человеческого тела в его натурализме, старинные каменные поместья и фермы в окружении оливковых рощ и виноградников, затерянные на бескрайних зеленых тосканских холмах и долинах, дегустация вин и сыров, дивные фрески в старинных церквях и собор, облицованный каррарским мрамором с летящим над городом куполом Брунеллески,
4
Микеланжело сказал о куполе Брунеллески: "Очень трудно сделать также и невозможно сделать лучше".
творения Микеланжело и Рафаэля — как торжество человеческого духа и свободы, дворцы патрицианской знати, маленькие городки, рассыпанные жемчужной россыпью — вот что манит туристов в Тоскану и, в частности, во Флоренцию, воплотившей идеи в видимое, из геометрии сотворившей новую архитектуру. Каждый турист, вероятно, изо всех сил совершает попытку перенестись в Золотой век Возрождения, когда высшими идеалами служили разум, порядок и гармония, а жители видели в своем городе современные Афины.
3
3
Когда пишешь о Флоренции, сложно не впасть в искушение и не начать дежурно перечислять основные достопримечательности: Дуомо, Кампанила Джотто, площадь Синьории, Барджелло и т. д., пересыпая ссылками кто и когда это построил. Я столкнулась с этой проблемой несколько лет назад, когда писала свой отзыв о поездке: получилось вымученно и сухо. На этот раз я подошла к этому городу с другой стороны - захотела познать его через ощущения, перенестись во времени на пять веков назад, понять чем дышали и к чему стремились эти люди, давшие пример высоты такого полета человеческого таланта и свободы, что вознесло их на божественную высоту и совершенство, достичь которой, увы, человечеству больше не суждено.
2
2
Вокруг Сан-Лоренцо (к северу от городского центра)
А как, спросите вы меня, перенестись во времени, когда вокруг толпы алчущих туристов, с утра до вечера облепивших площади? Для начала, отвечу я, нужно выбрать подходящее жилье, и нет ничего лучше, чем найти вариант апартаментов в палаццо с историей, чтобы почувствовать себя если не Медичи, то на худой конец представителем патрицианского семейства Тадеи — банкиров семьи Медичи, построивших свой palazzo буквально в нескольких шагах от дворца герцогов в районе Сан-Лоренцо.
2
1 из 4
4
Дворик Микеллоцо наполнен воздухом, крытая арочная галерея создает противовес внешнему виду дворца, фамильный герб Медичи (6 шаров или сфер) гордо красуется с фестонами на монохромном граффито.
Всем известно, что тосканская аристократия была не только баснословно богата, но и высоко образованна, в чем мгновенно убеждаешься узнав, что в этом самом палаццо в 1505 г. останавливался и жил сам… молодой Рафаэль Санти, в качестве благодарности одарившего гостеприимных хозяев прекраснейшей картиной «Святое семейство» (по-другому называемому «Мадонна дель Прато»),
3
Мадонна дель Прато, написанная Рафаэлем для главы семьи Тадеи (фото из интернета, оригинал картины находится в Вене)
а Микеланжело выполнил мраморный барельеф Тондо Тадеи. Увы и ах, к середине шестнадцатого века богатство семьи растворилось, дворец переходил от одной уважаемой фамилии к другой, пока сто лет спустя Леон Батиста дель Кьяро не вознамерился преподнести своей невесте из благородной флорентийской семьи палаццо, наняв лучших художников для росписи фресками потолков и стен. Видимо, над дворцом витало проклятье разорения, ведь молодая жена, любительница роскоши и увеселений, довела мужа и себя до банкротства, что вынудило того продать картины Рафаэля и творения Микеланжело с молотка. Не избежал этой участи и палаццо, в очередной раз поменяв хозяев, на этот раз оно досталось знаменитому семейству Толомеи, приходящимися родней знаменитым сиенским банкиров, чье имя оно с гордостью до сих пор носит, хотя следы семьи Толомеи бесследнл растворились пару веков спустя.
3
1 из 6
2
1 из 3
1
Гостей встречает хозяйка синьора Даниэлла, завтраки подаются в чудесной траттории Za-Za за углом рядом с просыпающимся рынком Меркато Нуово. Но самое интересное бывает раз в три дня, когда на ручку вашей комнаты вешают персональное приглашение посетить типичный флорентийский завтрак, приготовленный поваром палаццо - здесь вам гарантирован культурный и гастрономический шок, не говоря уже о том, что завтрак сопровождает классическая музыка.
Утро. Монастырь Сан-Марко манил меня подобно магниту из-за нездорового (?) любопытства увидеть келью несгибаемого Савонароллы, в экстазе набожности пытавшегося превратить Флоренцию в республику Христа.
1
1
Площадь была пуста и прекрасна, но монастырь, увы и ах, закрыт для визитов (разобраться в этой системе посещений не представляется возможным). "Не беда, в следующий раз" - пообещала я себе. Побродив немного вокруг, я направилась к малолюдной Piazza Della Santissima Annunziatac одноименной церковью и чудесным воспитательным домом.
1
1
Здесь мне удалось полюбоваться фресками, заглянуть в чужой сад за кованной изгородью и пройтись по пустынной улице, уходящей за горизонт. Впереди меня ждали Академия и Уфицци, так что самое прекрасное только предстояло.
"И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, - и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит" - Микеланджело.
3
Совершенный гигант с библейским именем Давид олицетворяет свободу вопреки проискам врагов и обитает в "Академии". Его раскованность и дремлющая мощь воплотили сам дух молодой и непокорной Флорентийской республики. Меня поразила необыкновенная белизна мрамора, сияющая пять веков спустя, грозный взгляд и физическая безупречность вплоть до проступающих вен на кистях и стопах. Ни одна копия не сравнится с оригиналом, не передаст его душу, ибо он наделен ей творцом при рождении из глыбы. Поэтому не жалейте времени на посещение этого мраморного совершенства. В сувенирной лавке при Академии продаются шуточные открытки с основными характеристиками нашего героя: рост - 516 см., дата рождения - восьмое сентября 1504 года, отец - Микеланжело Буанаротти, статус - не женат, профессия - шедевр, особенности - 500 лет обнаженный, материал - мрамор. После Академии мы с гидом заскакиваем в очаровательную мастерскую, где пожилой мастер творит живопись на камне, которую чуть позже я увижу в исполнении мастеров высокого Ренессанса. Стоит это великолепие баснословных денег, но поток клиентов не иссякает.
1 из 3
2
Далее направляемся изучать район моего проживания Сан-Лоренцо, а именно недостроенный собор Basilica di San Lorenzo и великолепную библиотеку Laurenziana. Перед тем как попасть в приходскую церковь самой могущественной семьи города, мы проходим через чудесный внутренний садик с арочной галереей, подстриженными кустами, апельсиновыми и гранатовыми деревьями. Райский сад, по мнению итальянцев и испанцев, обязательно должен быть засажен цитрусовыми деревьями.
3
Не смотря на историю сложных взаимоотношений, полных ненависти и восхищения одновременно, ни Медичи, ни Микеланжело не могли существовать друг без друга. И пусть у всесильной семьи не было достаточно денег или желания, чтобы достойно оплатить работу скульптора над фасадом из бесценного каррарского мрамора. История эта - довольно темная, в ней фигурировали баснословные суммы, мошенничество и Бог знает что еще. В качестве своеобразного утешения мастеру было предложено разработать проект семейной библиотеки Laurenziana.
1 из 2
Козимо Старший, горячий сторонник просвящения, будучи сам ученым и тонким ценителем авторов древнего Рима, первым создал единственную в своем роде рукописную библиотеку: переводчики с греческого диктовали его переписчикам Аристотеля и Плутарха. Внук Козимо, Лоренцо Великолепный, подобно деду, был другом искусства, при нем библиотека была значительно расширена. Строительство Лауренцианы по замыслу Микеланжело было суждено воплотить в реальность другим архитекторам эпохи, в том числе Джоржо Ваззари и Амманати, но со стороны Микеланжело было продуманы все детали, начиная от новаторской лестницы из песчаника и заканчивая сводами потолка и столами в библиотеке. Сейчас бесценные рукописи, манускрипты и первые печатные книги из фамильного собрания Медичи принадлежат городу.
1
Из библиотеки незаметно попадаешь в базилику и Старую сакристию, спроектированную для Медичи великим Брунеллески и декорированную Донателло. Старая сакристия - жемчужина Ренессанса, воплощающающая идеи идеальной гармонии, пропорции и классических идеалов. Но Брунеллески никогда не заниался копированием античных архитекторов, он лишь позаимствовал их формы, положив начало нового стиля.
1
Строго говоря, именно Брунеллески принадлежит заслуга в возведении собора и Старой сакристии: он создал единую композицию и заключил бесконечное пространство в органические формы, базилика является первым полноправным и новаторским творением Ренессанса. Революционным новшеством для архитектуры пятнадцатого века стал квадратный план помещения с перекрытым куполом, покоящимся на парусах. Пилястры, карнизы и арки воплотили в реальность математическую теорию идеальных пропорций, где все коэффициенты выражены простыми целыми числами.
1 из 3
Скромная каменная плита лежит на могиле Козимо Старшего, основателя династии Медичи. Cosmus Medices, Decreto Publico, Pater Patriare, эта надпись была величайшей честью и отсылкой к титулу императорского Рима, которым одарили Козимо граждани Флоренции."В теплый летний день, 1 августа, Козимо велел позвать к себе молодого Фичино и просил в последний раз почитать ему Платона. Философ, который любил Козимо, как отца,стал тихо читать ему вдохновенные фантазии великого философа о бессмертии души, и под звуки его голоса, прерываемого сдержанными рыданиями членов семьи, Козимо перешел в вечность".
2
Бронзовые кафедры нефа были выполнены Донателло, когда тому было без малого семьдесят четыре года. Рельефы изображают традиционный сюжет Страстей Христовых и Воскресение. Под старость маэстро Донато, как ласково называли его друзья и горожане, отошел от копирования натуры и перешел к возвышенным сюжетам, давая нам, зрителям, удивительные образцы трагического в искусстве и личной драмы, переживаемой великим скульптором перед приблежением конца жизни. Когда Донателло умер, его похоронили с большой пышностью рядом с Козимо.
1
2
Огромный купол базилики Сан-Лоренцо, подобно брату-близнецу, повторяет пропорции великолепного Дуомо. Роспись его подобна небесному своду, а душа сама устремляется вверх. Но, чуть погодя, начинаешь замечать некоторые несоответствия между барочным потолком восемнадцатого века и величественным темно-изумрудным мрамором стен и пола.
2
2
Шар, по мнению геральдистов, есть символ вечности, если исходить из определения Бога как сферы с бесконечным радиусом с центром в любой точке - неудивительно, что правители Тосканы выбрали себе такой семейный герб - пять красных шаров и один синий. Но достоверно нельзя утверждать, что именно изображено на гербе. По легенде - это вмятины от палицы великана, существует теория, что это - монеты или таблетки, недаром прародители династии были банкирами и аптекарями.
1 из 3
2
Вторая жемчужина собора - Новая сакристия - очередной шедевр великого Микеланжело, трудившегося над капеллой более пятнадцати лет. Надгробия Джулио и Лоренцо украшают скульптурные аллегории:
Рассвет и Закат охраняют прах Лоренцо,
2
а День и Ночь берегут вечный сон несчастного Джулиано, коварно зарезанного Пацци, действовавшими по наущению папы Сикста IV и герцога Урбино, того самого, с орлиным носом, в красной герцогской шапке с парного портрета кисти Пьеро делла Франческо.
1
Вокруг Дуомо (к востоку от городского центра)
Если все дороги ведут в Рим, то во Флоренции все дороги ведут к кафедральному собору Санта-Мария дель Фьоре - Дуомо. Заблудиться в лабиринте узких улочек не удасться ни днем, ни ночью: купол, возведенный Брунеллеско, доминирует над городом и парит буквально в облаках подобно нераспустившимся лепестками прекрасного бутона. В его гигантских размерах как-будто выразились все амбиции флорентийцев: их стремление к первенству во всем и над всеми. "Купол буквально врезается в небо всей своей стройной громадой, знаменуя для современников не милость неба, но торжество человеческой воли, торжество города, гордой Флорентийской республики - нечто новое, невиданное - торжество нового искусства".
1
1
Свой прекрасный мраморный фасад собор обрел лишь ближе к концу девятнадцатого века, и одним из меценатов выступила семья Демидовых, с тех пор Флоренция с благодарностью хранит память о наших благородных соотечественниках. Предварительно наведавшись одну из лучших джеллатерию города "Perché no?", где можно полакомиться натуральным и очень вкусным мороженым, направляемся на площадь Синьории, где расположилась галерея Уфицци. В свое время Козимо I, великий герцог Тосканы, так был обеспокоен возможностью покушения, что приказал Вазарри возвести новый административный комплекс офисов с коридором, соединяющий офисы с районом на противоположном берегу Ольтрано.
2
1 из 5
Наследники Козимо стали использовать Уфиции для размещения своих художественных сокровищ, основав, таким образом, одну из старейших художественных галерей. Семья Медичи собирала фонды Уфицци вплоть до смерти последней прямой наследницы Анны-Людовики в 1737 году, эта благородная женщина завещала все достояние семьи городу. Галерея содержит многочисленные шедевры античности, готическое искусство, проторенессанс, ренессанс и высокий ренессанс, а также шедевры Рубенса, Ван Дейка, Рембранта и Караваджо.
1
Любимая "бестыжая" Марка Твена - Венера Урбинская, Тициан.
1 из 6
1
Вторым по гениальности после Микеланжело для меня, безусловно, является Бернини.
Жертвоприношение Исаака, Караваджо
Марк Твенписал о том, как его утомляет Флоренция с ее пыльными музеями, но это стоит терпеть, лишь бы увидеть картину с златокудрой "Бестыжей", имея в виду "Венеру Урбинскую" Тициана, воплотившую собой образ всех прекрасных венецианок, а может и самой Венеции.
Рафаэль, Мадонна со щеглом. Щегол - предвестник будущей жертвы Христа, он вырвал окровавленный шип из тернового венца Спасителя, оттого птицы имеют красное оперение на голове.
Отдельного внимания заслуживает трибуна - восьмиугольная комната с потолком, украшенным огромными перламутровыми раковинами, где герцог Франческо зарместил коллекцию любимых античных статуй и портрет своей любимой дочери кисти Бронзино. Конечно, позже этот портрет был перемещен в залы музея его хранителями, и сегодня можно лишь полюбоваться перспективой самой трибуны и ее античными скульптарами во главе с Венерой, красотой которой упивался Байрон, увековечив память о посещении Флоренции в "Паломничестве Чайлд Гарольда":
"Из мрамора богини изваянье
Там дышит красотой, полно любви,
Амброзии нежней ее дыханье -
Вливает в нас бессмертные струи,
Когда пред ней стоим мы в созерцанье.
Покров небес для нас полуоткрыт,
Сильней природы гения созданье,
Завидуем огню мы, что горит
В язычниках и дух из мрамора творит".
1
Ольтрано (за рекой)
Если вы честно выполнили культурную программу, то на следующий день можно с чистой соверстью отправиться на неспешную прогулку через Арно. Элеонора Толедская, женщина необыкновенной красоты и высоких моральных качеств, перебралась сюда со всем флорентийским двором в надежде обрести облегчение от таинственного недуга: до сих пор достоверно не известно, что подтачивало здоровье этой молодой правительницы герцогства - малярия ли или туберкулез, но она убедила мужа, что за Арно ей станет лучше и выкупила у наследников банкира Луки Питти, обанкротившихся на его строительстве, великолепный дворец, носящий гордое имя палаццо Питти, где собраны сокровища Медичи и герцогов Лотарингских.
2
1
Но наша цель на сегодня не музей и дворец, а прогулка по прерасным садам Боболи. Какие чудеса садового искусства здесь только не открываются взгляду: каменные амфитеатры, аллея кипарисов, которым насчитывается не одна сотня лет, дикие заросли падубов, где прячутся копии античных статуй и роскошные фонтаны.
4
4
Самое сильное впечатление на меня произвел "Большой Грот". Когда-то его стены подпирали "Рабы" Микеланжело. Не знаю как вам, но мне кажется, что их оригиналы смотрелись бы здесь гораздо гармоничней, чем в грустном ряду "Академии", чье единственное безрадостное призвание - оттенять совершество Давида, которому это вообще не нужно.
1 из 4
3
Большая часть Ольтрано заполнена небольшими ремесленными лавками и мастерскими, маленькими тратториями с парой уютных площадей, в общем это - самамя что ни на есть тихая традиционная Флоренция, стоит лишь свернуть чуть в сторону. Ближе к вечеру стоит оказаться на одном из многочисленных мостов, соединяющих два городских берега. Это все равно, что проснуться и увидеть, что находишься в воплощенном сне.
4
3
Есть нечто фантастическое в этом предзакатном часе, как-будто скользишь в одной из картин Уфицци, в эти моменты и понимаешь, что Флоренция больше чем город, это - воплощенная поэзия образа, вне времени и пространства.
4
1
Отреставрированный дом великого Галилея
Когда на город опускается ночь, все великие тени прошлого заполняют прозрачный сине-фиалковый воздух. Флоренция - город потрясающих воздушных эффектов: он плывет в постоянно меняющемся свете и пульсирует в такт небесной музыке. Залитый солнцем, днем город сияет, как драгоценный камень; ночью же он переливается миллином сверкающих огоньков
5
Город околдовывает, заманивая ложным ощущением, что еще пара шагов, и сможешь взобраться на самый высокий холм, чтобы взлететь в самую синеву, распростерши орлиные крылья, над живущими в долине и в горах людьми, над душистым тимьяном и базиликом, над цитрусовыми и оливковыми садами, над виноградниками и кипарисами. Ночь дарит волшебство: скульптуры вдруг оживают, и, если прикоснуться к ним лишь кончиками пальцев, можно ощутить биение пульса и теплоту ожившей плоти, в то время как грозный флорентийский лев вот-вот сорвется со своего постамента.
1 из 2
3
Грозный бронзовый лев "Marzoco", стоящий со щитом в лапах на страже у Дворца Синьории, отлит по модели Донателло. Он - Флорентийский герб и символ.
Идеальным завершением чудесного вечера будет поздний ужин в традиционной и старомодной таверне "Дель Бронзино", спрятавшеся подальше от захоженных туристами троп. Кажется, что время застыло в 1930-х годах. Высококлассное обслуживание и потрясающие по вкусу блюда гарантированы, а флорентийский стейк — бесподобен, и нет никакой надобности ехать в гости к Дарио Чеккино. Хозяин таверны ,синьор Умберто, собственноручно обслуживает гостей. Если вы ему понравитесь, а для этого достаточно искренней улыбки, вам гарантированно презентуют в дорогу бутылочку божественного домашнего лимончелло.
1 из 4
4
Кортона
Думаю многие видели фильм «Под солнцем Тосканы», когда героиня, очарованная полями цветущих подсолнухов, в порыве чувств бросила экскурсионный автобус, купила неподалеку старинную виллу "Брамасоле" и осталась здесь жить: "Сегодня в Кортоне ярмарка, пьяцца - бесконечный праздник, где каждый желанный гость. В этом центре мира сливаются все клише, хочется смеяться, но ты чувствуешь, что эти итальянцы умеют смеяться лучше нас. Я ем горячий виноград, и фиолетовая сладость разливается во рту, у него даже запах фиолетовый. Динь-динь-дон поют колокола", писала она в открытке. Вот я и купилась на картинку из синематографа...
1
2
Как назло первое, что встретило нас в Кортоне, так это траурный набат и медленно двигавшаяся молчаливая похоронная процессия. Это была песнь смерти, которая удивительным образом сочеталась с пейзажем, погруженным в туман. Кое-где в разрывах похожих на пар облаков открывался вид на простершуюся внизу долину с домами, чей силуэт прорывался сквозь открывшейся мираж, все было пронизано бросающей в дрожь библейской мрачностью, подчеркиваемой звоном колокола. Кажется, будто долетало эхо, отраженное от мыслей, людей и вещей, находящихся там, внизу. Сейчас, глядя на фотографии, мне даже нравится пейзаж, но наскольно далека картинка от той пугающей пустоты и мрачности, не передать словами!
6
Архитектура Кортоны является первой производной от ее политического упадка, начавшегося с момента продажи города всемогущей Флоренции. Палаццо Коммунале, совершенно типичное по архитектурному исполнению для маленьких средневековых тосканских городов, является главной достопримечательностью и точкой притяжения на пьяца Della Republica. От центарльной площади, подобно солнечным лучам, расходятся многочисленные улицы с похожими друг на друга, как две капли воды, каменными домами.
2
3
В общем-то и все, что я могу рассказать о Кортоне и том впечатлении, что город произвел на меня. Ошарашенная и расстроенная, покупаю керамический чайник с подсолнухами и огромное блюдо с покорным пониманием, что теперь всю поездку мне придется такать эту тяжесть, пока пережидаю обрушившийся холодный ливень. Впереди меня ждет Ассизи в соседней Умбрии, но для начала останавливаемся на берегу бескрайнего Тразиментского озера, окруженного с северной стороны холмами, где бесстрашный и грозный вождь пунов Ганнибал Барка приготовил страшную ловушку для Римского войска.
3
Но не будем сейчас углубляться в Пунические войны, а продолжим наш путь в благодатную Умбрию.
7
3
1
"Умбрия! Это имя называет как будто страну легких теней, населяющих долины, роящихся в старинных городах на вершинах холмов, наполняющих воздух в глубокие, безмолвные ночи. Даже в самые светлые дни Умбрия остается страной теней. Так мягко, сквозь невидимую вуаль светит здесь солнце, так покойны и зеркальны текущие воды.
4
3
Путешественники, стекающиеся в Ассизи, ищут давно утраченной красоты, по которой не перестает тосковать дух человека. Пока белые волы будут пить из Климтуна все так же, как в дни Вергилия, и пока в теплом воздухе над полями Беваньи будут виться жаворонки все так же, как во времена Франциска Ассизского, до тех пор мир будет здесь искать сокровище безгрешности и счастья".
4
Ассизи — вроде бы тоже средневековый город, но какая живая душа у родины святого Франциска в отличие от Кортоны, на месте героини фильма я скорее осталась бы здесь. Город является местом паломничества к двум главным городским соборам, где покоятся мощи святой Кларисса и святого Франциска, горожанина Ассизи. Основанный им монашеский орден спас католическую церковь от внутреннего разложения, приблизив Бога к человеку, Франциск превратил веру в любовь, чувство близкое и понятное простому народу. Он не отказался от средневекового аскетизма, но это уже соввем другой аскетизм - перерожденный, смягченный, понимающий и принимающий человеческую натуру. К сожалению, делать фото внутри Санта-Кьяра и в Базилике святого Франциска запрещено, а жаль: фрески Чимабуэ и последователей Джотто так и просятся в кадр, но грубые окрики, чем-то напоминающие Сикстинскую капеллу, быстро сбрасывают с небес на землю, и желание побыть папарацци пропадает.
3
Улицы Ассизи - каменные, но у них есть своя неповторимая прелесть: они живут и дышат, в отличие от безмолвной и мертвой октябрьской Кортоны - ни один аскет не устоит перед их очарованием.
1
1
1
и снова Флоренция
Октябрьская непогода, внезапно сменившая почти летнюю сентябрьскую жару, никак не желала исправляться, поэтому идея поездки в Монтепульчано и Пьенцу была оставлена до лучших времен, а внезапно осбободившееся время было решено потратить на неспешную прогулку. Чудесные розовые кусты грустно поникли от холодного ливня, местные облачились в резиновые сапоги и дождевики.
1
2
Не оставалось ничего другого, как отправиться в готическую Санта-Мария-Новелла, оплот доминиканцев, где за прекрасным мраморным фасадом, достроенным на деньги знатной семьи Ручелли, скрываются настоящие сокровища фрескового искусстава, исполненные Филиппино Липпи в капелле семьи Строцци и Доменико Гирландайо в капелле Торнабуони.
Мазаччо начал использовать линейную перспективу и архитектурную иллюзию, положив начало революционному переходу от плоских и догматичных форм средневековья к классической и богатой палитре Ренессанса.
Кроме прекрасных фресок вышеупомянутых мастеров можно обнаружить распятье Джотто, новаторскую для первой четверти пятнадцатого века работу Мазаччо, открывшего для последующих поколений перспективу и портретную живопись. Для приготовления ярких красок художники использовали редкие и дорогостоящие минералы. Самым драгоценным был синий пигмент, полученный из ляпис-лазури, из которого получался яркий ультрамариновый цвет, который использовали для одежды Христа или Мадонны, а доставляли эти прекрасные камни, ценимые выше золота, из далекого Афганистана.
2
Если вы уже успели побывать в Уфицци, то безошибочно угадаете руку бывшего монаха Филлипино Липпи в капелле Строцци. Если вам не удалось посетить Уфицци, эта капелла - прекрасный вариант для знакомства с творчеством этого необычного художника.
2
Капелла Торнабуони была расписана мастерской Доменико Гирландайо по заказу дяди Лоренцо Великолепного. Кто знает, возможно юный Микеланджело растирал краски для этой фрески.
После Санта-Мария-Новелла пришла мысль переместиться в Санта-Кроче, самую большую францисканскую Базилику, куда я не попала в предыдущую поездку. Что сказать, по моим ощущениям, Санта-Кроче показалась немного холодной и пустой, не смотря на наличие фресок Джотто, Аньоло Ганди и распятье Чимабуэ. Здесь можно отдать грустную дань уважения великому Микеланжело и Галилею, чьи бренные останки нашли свой покой недалеко друг от друга.
1 из 6
5
1 из 4
Капелла Пацци - еще один революционный шедевр Брунеллески - была спроектирована с помощью математических формул, привнеся античную легкость и гармонию благодаря точным расчетам, выверенным геометрическим формам, поддерживаемых колоннами, пилястрами и арками.
На этос завершу свой опус о Флоренции. Наверно секрет города - в его неугасаемом интересе к природе человека с постоянными поисками формы, в нестерпимом желании выразить бесконечное разнообразие и вечную красоту.
3
5
Viva chita и procetto — «жизнь, прожитая полно» — девиз города и та причина, почему однажды я сюда обязательно вернусь. А Давид, даже находясь под крышей "Академии", все еще грозит всем потенциальным захватчикам и врагам свободы.