Эта борьба одна из фишек Сенегала. Это состязание в Сенегале намного популярнее футбола, поединки собирают толпы болельщиков на стадионе. А футбол ну о-о-очень популярен в Африке и Сенегале. Футбольная сборная Сенегала участвовала в 2002 году четверть-финале ЧМ.
Чемпионов борьбы здесь знают в лицо. они невероятно популярны, просто кумиры.
Совершенно нежданно-негаданно мы в один из дней набрели на это состязание, проводимое в нашей деревне Варанг на пляже. Только здесь её называли почему-то "лалит".
Зрители и участники ни сколько не стеснялись и не запрещали фотографировать. Кажется, им даже льстило внимание туристов.
Суть борьбы заключается в том, чтобы повалить соперника всеми конечностями на песок и на спину, или повалить набок.
По этой ссылке Вы можете посмотреть видео этого состязания: anapafuture.ru/shkola/senegal…
В стране, мужчины которой постоянно воевали с работорговцами и соседними племенами, борьба была актуальна веками. Это было актуально в том числе и потому что кроме своих рук, ног, зубов здешние мужчины другого оружия не имели.
Так что эта борьба имеет многовековую традицию.
Раньше правила были жёстче. Разрешалось кусать, бить кулаками, ногами. При этом перчаток нет, и не было. Из одежды всегда была только набедренная повязка. Из-за травматизма французские колонизаторы даже запрещали борьбу.
Сейчас правила стали гуманнее. Откусанных ушей более не наблюдается.
Вот такие захваты, например, разрешены.
Такие — тоже.
В последний день нашего пребывания в Дакаре мы решали непростую дилемму. Потратить время на музей масок или посмотреть борьбу лаамб на центральном стадионе?
Выбрали музей масок. До сих пор сожалею о неправильном выборе.
Атмосфера состязания, рёв трибун.
Гром там-тамов, барабанов.
Что может быть интереснее?
Среди зрителей даже женщины.
Но даже в музее масок мы не ушли от этой популярной борьбы.
Весь второй этаж музея был посвящён этому спорту-культу.
Здесь и далее фото из этого зала.
Это не просто борьба, спортивное состязание. Это целая религия, культ.
Слияние ислама и анимизма (у всего живого и неживого есть душа) в итоге дало этой борьбе мистику и обрядность.
Перед началом состязания соперники надевают священные амулеты,
достают "счастливые коврики",
щепчут специальные заклинания,
специальные повязки и одежды,
обливаются специально приготовленной священной водой сарафой (смесь молока газели, воды, шерсти львов, кореньев).
Святую воду имеют право готовить марабуты — святые люди.
Интересы борцов представляют их доверенные люди, родственники. Они посредники между святыми людьми и спортсменами.
Эта борьба не только спорт, мистика, но и театрализованное представление.
Надо видеть как спортсмены перед началом поединка, подражая повадкам львов, осыпают себя песком и бьют по нему руками-ногами.
Определённо здесь отголоски каких-то древних ритуалов, связанных с охотой.
Вернемся опять к нашим борцам в деревню Варанг.
Они сильно — сильно устали.
Это видно по фото.
Тот борец, что в красных трусах, постарше. Он сильно измотан.
Бросок и он перевернут и прижат к песку. Но это ещё не победа молодого соперника.
Нужно повалить соперника на спину или набок на песок.
Или прижать животом к земле, что он пытается сейчас безуспешно сделать.
Боец в красных трусах не сдаётся.
Тогда молодой пытается кинуть соперника через бок. В последний момент тот выскальзывает.
Тяжело идёт поединок, вязко.
Наконец, бросок удаётся.
Противник в красном оказывается в следующий момент животом на песке.
Первый бой выигран, но спортсмены решают продолжить бой и решить кто сильнее.
Вновь сошлись в схватке.
Пытается согнуть, прижать сверху. Но безуспешно.
Вот сейчас будет бросок, не успел сфотографировать.
И в красном снова повержен.Чуть не плачет с досады, лежа на песке.
Видно, как устал победитель. Но борцы решают продолжить бой до третьего раунда.
Бросок, и старый снова на песке. Спорсмены жмут друг-другу руки.
Зрители расходятся, довольные.
Вот такие первобытные страсти в Сенегале, борьба лаамб.