Путешествие в Княжество Молдова продолжается
Пришло время перебраться на ту сторону Прута. Общее историческое прошлое, географическая и этническая близость настойчиво рекомендуют совместить посещение Молдавии с Румынией, во всяком случае, с той её частью, которая входила в Княжество Молдова.
Рекомендую это сделать и я, так поступить было бы очень даже логично. Разве не интересно увидеть и сравнить, что есть такое река Прут, только ли граница двух независимых государств. А может это некий цивилизационный разлом, обозначенный летом 1811 года решением Бухарестского мирного договора.
Кстати, очередной раз злоупотреблю и вставлю исторический экскурс, недавно прочитал интересный факт. Оказывается, тот договор со стороны России подписал наш прославленный полководец Кутузов и при подписании он намеренно пошёл на уступки Османской империи.
Переговоры шли несколько месяцев, Россия изначально предложила оставить туркам в вассальной зависимости Валахию и Трансильванию, а Молдову передать под покровительство России. На что турки, согласившись оставить Валахию и Трансильванию себе, желали Молдову разделить пополам с границей по реке Прут.
Российскому Императору Александру I надоели долгие переговоры тем более, что Наполеон был у самых российских границ. Он решил сменить переговорщика, послав для этого в Бухарест адмирала Чичагова, и вот тут Кутузов обиделся, и подписал договор таким, каким его видели турки.
Недовольный Чичагов тогда сказал: «Следует рассматривать этот мир как эфемерную сделку, которая может стать лишь поводом для нового разрыва». Прошли столетия, этот вопрос предмет геополитических споров и сегодняшнего дня.
Так вот, побывав тут и там, получаешь хорошую возможность увидеть прошлые события, дела сегодняшнего дня, а может, подобно Ванге, и будущее этого региона, как целостную картинку, во всех их взаимосвязях и противоречиях.
Можно постараться ответить на многие вопросы, как то являются ли румыны и молдаване единым этносом, и есть ли у идеи объединения этих государств какая-нибудь перспектива.
Хотя, скорее всего большинству приезжающих в Молдавию и Румынию, до всех вышеуказанных вопросов нет никакого дела. Тогда свободную от геополитических вопросов голову можно смело загрузить архитектурными достоинствами средневековых молдавских столиц — городов Яссы и Сучава, великолепием расписных монастырей Молдовица, Сучевица и Путна, мощью древних крепостей Тыргу-Нямца и того же Сучава, видом Пятро-Нямца с высоты птичьего полёта, да или хотя бы природной красотой ущелья Биказ и Красного озера.
Это я так незатейливо представил программу моего четырёхдневного визита в Румынию. Сразу скажу, что Валахия и Трансильвания остались в этот раз без моего посещения. Румыния страна большая, за один раз нахрапом не возьмёшь. Остальные регионы оставил на следующий раз, надеюсь случиться какая-нибудь оказия.
Как я попал в Румынию и перемещался по этой стране, возможно, заинтересует кого-то из вас. Напомню, что в той поездке я был один, и чтобы как-то развеселить себя, постоянно искал себе компанию. Не исключаю, что двигало мной не только потребность в общении социального существа, а стремление разделить расходы.
В любом случае молдавским гидам удалось меня пристроить к небольшой группе (всего нас было пятеро) российских граждан, сопровождаемых кишинёвским гидом и таким же кишинёвским водителем, за рулём микроавтобуса с теми же кишинёвскими номерами.
Границу Румынии я пересёк по вновь открытому французами 5-ти летнему Шенгену. Румыны в зону Шенгена не входят, но при наличии мульти разрешения на въезд в ЕС пускают беспрепятственно, не задав ни единого вопроса. Хотя нет, вру, один задали, везу ли я с собой наркотики или оружие. Отрицательный ответ и моё честное открытое лицо румынских пограничников вполне удовлетворил.
Яссы, первая остановка
Город Яссы одна из столиц Княжества Молдовы, ныне почитаемый за культурную столицу румынского государства. Во всяком случае, первый в Румынии университет и театр появились именно здесь.
Именно со здания Национального театра имени Василе Александри, построенного в 1896 году архитекторами Фельнером и Гельмером мы начали своё знакомство с Яссами.
Дело в том, что некоторые из нас, а именно пара из Москвы, оказались заядлыми театралами. Каким — то образом они прознали, что в этот день в местном театре будет даваться опера и сразу по прибытии отправились покупать билеты. Несмотря на аншлаг (а там действительно был аншлаг) им удалось купить заветные билеты.
Я же подобных попыток не предпринимал, ибо четыре часа (представление шло целых четыре часа) классических песнопений на итальянском языке выдержал едва ли бы. Не судите строго, должны же у меня быть хоть какие-то недостатки.
Разместились мы на ночёвку в отеле «Молдова», огромной серой малопривлекательной коробке родом из социалистических времён. Но впрочем, этот отель имеет одно несравненное преимущество, он располагается в самом центре города. Не просто в центре, а в центре центра, в результате чего из окна своего номера, я имел возможность наблюдать большинство местных достопримечательностей.
Церковь Святого Николая «Домнянска» построенная в конце 15-го века Стефаном Великим была настолько близка к отелю, что её можно было бы считать отельной, если бы она не была «господарской», то бишь «княжеской».
Ведь эта церковь известна именно тем, что в ней проходила коронация многих молдавских князей. Хотя надо понимать, что от того оригинального строения практически ничего не осталось. Войны, пожары и прочие превратности судьбы сделали своё чёрное дело.
То, что мы видим сейчас — вариант от 1884 года. Именно тогда началось очередное радикальное восстановление церкви. Здание было построено из кирпича, с нишами, в традиционном молдавском стиле.
Вовнутрь церкви попасть не удалось, дверь была закрыта, так что интерьер её остался нам неведомым, зато экстерьером полюбовались вдоволь.
Рядом со Свято-Никольской церковью находится ещё одна достопримечательность — бывший дом митрополита Ясского и Молдавского.
В средние века митрополичий дом и церковь располагались на одной территории, окружённой каменной стеной.
Сейчас стены совсем нет, да и церковь из более позднего времени.
Идём дальше, впрочем, далеко идти не придётся. Взор привлекает здание похожее на средневековый замок.
Увы нет, это не замок, а музей, с датой постройки в первой половине 20-го века. Румынский архитектор Иона Берендей исполнил этот проект (сейчас вставлю чужое определение, которое мне понравилось) в насыщенном ярком неоготическом стиле.
Изначально строили здание для административных целей, которое оно и выполняло вплоть до 1955 года. Ныне здесь располагается несколько музеев, официальное название Дворец культуры, являющийся основным подразделением Национального музейного комплекса «Молдова».
Однако, ассоциация со средневековьем имеет под собой реальный фундамент, причём как в прямом, так и в переносном смысле. Ибо построено современное здание на старых развалинах княжеского суда Молдавии (1434 год) и более поздних строений княжеского дворца.
Во внутреннем дворике Дворца культуры на высоком постаменте стоит памятник великому князю Стефану III Великому (Стефану чел Маре).
Приготовьтесь видеть его облики повсеместно на территории бывшего Княжества Молдовы, будь то Кишинёв, Сучава или вот здесь в Яссах. Памятник ему, решительному и величественному, обязательно увидишь в самом центре города.
Именно на этом историческом персонаже румыно-молдавская унианисткая идеология поставила свой выбор, сделав из Стефана Великого символ возможного объединения страны. Его личность идеализируют, может даже боготворят, превращая период его 47-ми летнего правления в героический эпос. Вклад Стефана Великого в укреплении государственности Княжества Молдовы, в борьбу с иноземными захватчиками (венграми и в особенной степени с Османской империей) представляют основополагающим в великом будущем страны.
Правда, на мой взгляд, есть тут одна нестыковка. Правил он во второй половине 15-го века и, наверное, действительно добился невероятных побед. Но что было дальше со страной, после его смерти? Многовековой удел вассала, полностью зависимая от других государств княжеская и боярская власть, угнетающая собственный народ, нищета и беспросветность, приведшая в итоге к разделу страны. Некому было подхватить дело великого румыно-молдавского пассионария. Таких великих больше не было в истории страны. И уж точно не видно их и сейчас.
Дела духовные
Дальше предлагаю идти в монастырь, он называется монастырь Трех Святителей.
Построили монастырь в 1637–1639 годах в период правление господаря Василия Лупу, взошедшего на престол с позволения Османской Империи. Непосредственным строительством церкви ведал митрополит Варлаам, который его и освятил в мае 1639 года. Этой церкви предназначено было стать резиденцией Митрополии Молдовы и шедевром православной архитектуры.
Получилось великолепно! Здание церкви выполнено из известняковых блоков, склеенных расплавленным свинцом. Форма строения весьма характерна для молдавских церквей той эпохи: заметно удлинённая, с двумя барабанными куполами.
Фасад церкви также содержит очень характерный элемент для молдавских церквей семнадцатого века — разделение витым поясом на два яруса.
Орнамент фасада невероятно насыщен. Внешние декоративные элементы (наличники, карнизы, ромбы, круги, розетки, цветы, чешуя) создают впечатление каменной чеканки или, если хотите, каменной вышивки.
Возникает закономерный вопрос, насколько то, что мы видим сейчас, соответствует оригиналу? Действительно, этой церкви досталось немало, в том числе, и множество пожаров. Один раз её подожгли турки, думая, что она сделана из золота, потому как оригинальная роспись церкви была выполнена «золотом и лазурью».
Так вот, ремонтные работы привнесли некоторые изменения, но экстерьер и форма были сохранены в первоначальном виде. Из старой росписи в интерьере храма хорошо сохранились портреты господаря и членов его семьи.
Кстати, в церкви Трех Святителей находятся могилы Василия Лупу, его первой жены и сыновей, а также могилы господаря Дмитрия Кантемира (я о нём поведал в рассказе из молдавского города Сороки) и господаря Александра Иоана Кузы.
Связано с монастырём Трех Святителей ещё одно примечательное для православного мира событие. В 1641 году турецкий султан преподнес правителю Молдавского княжества господарю Василию Лупу в дар мощи святой Параскевы Сербской, которые сначала разместили здесь, а чуть позже перенесли в Кафедральный собор, находящийся по соседству. Направимся туда и мы, а по дороге я расскажу, что узнал про эту святую.
Оказывается, что преподобная Параскева невероятно почитаема в Румынии и Сербии, Болгарии и Молдове, Македонии и Хорватии. Ей посвящены храмы и монастыри во многих городах Восточной Европы. Русская Православная Церковь также почитает память преподобной Параскевы Сербской.
Но тут главное не запутаться. Потому что многие верующие, а уж про таких как я и говорить не стоит, объединяют в образе одной святой и Параскеву Сербскую, и Параскеву Римскую (мученицу, жившую в I веке), и Параскеву Иконийскую (великомученицу, пострадавшую от гонений во времена императора Диоклетиана в III веке), и даже дохристианскую языческую богиню Мокошу, которой на Руси посвящали пятничный день и оттого тоже называли Параскевой-Пятницей.
Последнее утверждение я взял на одном солидном православном сайте, которому в таких вопросах, думаю, можно доверять. Так вот здесь, в Кафедральном соборе в Яссах мощи именно преподобной Параскевы Сербской. Почему я так подробно на этой святой остановился, так дело в том, что в середине октября в город Яссы приезжают сотни тысяч паломников, чтобы молитвенно почтить день её памяти.
Вот цитата из репортажа, об одном таком дне: «На днях в городе Яссы собралось 200 тысяч паломников, жаждущих приложиться к мощам Святой Параскевы. Даже сильный проливной дождь не помешал людям выстроиться в 4-километровую очередь и на протяжении семи часов ждать своей возможности прикоснуться к святыне…»
Да и в обычный день, чему я был свидетель, в Кафедральный собор стоит постоянная очередь желающих подойти к серебряной раке, в которой покоятся ее мощи и доверить святой свои сокровенные мольбы.
Уверен, что интерес к местному Кафедральному Собору вызвал. Тогда идём дальше, посмотрим ещё один монастырь, он носит имя Голия.
Это мужской монастырь в Ясской архиепископии Румынской Православной Церкви. Монастырь Голия построен во второй половине 16-го века неким боярином Иоаном Голия и его женой Анной. Вроде, как в своё время Анна поклялась, что выйдет замуж за того, кто сможет построить надежное убежище от частых нападений врагов. И чтобы завоевать сердце девушки, Иоан Голия возвёл высокую каменную башню, с высоты которой можно было увидеть, откуда надвигается опасность, ну и заодно каменную церковь.
Я не знаю, были ли эти события на самом деле, но монастырь Голия в Яссах точно есть. В нынешний монастырский комплекс входят церковь Вознесения Господня, настоятельские покои, Дом воды (уникальная система доставки речной воды на территорию монастыря), дом Иона Крянгэ (местный диакон и писатель), угловые бастионы, башня-колокольня, колодец и высокие стены ограждения.
А чтобы дополнительно простимулировать посещение монастыря Голия сообщу, что в церкви были временно захоронены внутренние органы и головной мозг князя Григория Александровича Потемкина, погибшего под Яссами и что в 1711 этот монастырь посещал российский царь Петр I.
Про еврейский вопрос
Чтобы найти Великую Синагогу в Яссе я намотал по городу не менее пяти километров. Не мудрено. Она хоть и называется «великой», по своим размерам довольно скромна.
Пол синагоги расположен ниже уровня улицы в соответствии с традицией, распространенной среди синагог в Центральной и Восточной Европе. Всё дело в еврейской религиозной традиции предписывающей, чтобы синагога была самым высоким зданием в округе. Однако, евреям в Европе было запрещено строить высокие здания для своих молебенных домов, поэтому снижение уровня полов синагоги позволило прийти к оригинальному компромиссу между двумя требованиями: высота интерьера превышала высоту экстерьера здания.
Эта синагога, между прочим, старейшая из уцелевших в Румынии, она была основана в 1670 году. С того времени, безусловно, Великая Синагога (расположенная, кстати, на улице Синагог) претерпела множество реконструкций.
Надо сказать, что в своё время еврейская община в Яссах была весьма значительна. Евреи начинали селится в этом городе начиная со второй половины 15-го века. Этот город их привлекал выгодным географическим положением — он находился на пути из Польши в Турцию. Много евреев прибыло в Яссы из Украины, спасаясь от войск Богдана Хмельницкого.
Селились евреи компактно, в специально отведённом для них квартале, занимались, как это водится, торговлей и ремеслом. Были они портными, ювелирами, скорняками, сапожниками. С середины 19-го века появилось значительное количество еврейских банкиров и ростовщиков, они вытеснили с этого поприща греков и турок.
Как известно, где живут евреи, там распространены антиеврейские настроения. Есть в истории Ясс мрачные страницы истории, связанные с еврейскими погромами и другими притеснениями евреев, инициированными по надуманным предлогам. Антисемитские действия наблюдались во все времена, иногда затихая, но потом вспыхивая с новой силой. Особо зверские репрессии против евреев начались в 1940 году с приходом к власти в Румынии маршала Антонеску, установившему в этой стране режим, аналогичный германскому фашизму.
Понятно, что антисемитская идеология была характерна не только для Румынии, но и всей Европы, в том числе и России (это я нахожусь под впечатлением от только что прочитанной книги Умберто Эко «Пражское кладбище»). Но мы сейчас находимся именно в Яссах, возле старинной синагоги и памятника погибшим и репрессированным евреям, поэтому про этот город и идёт речь.
Впрочем, на этом думаю завершить свой рассказ из Ясс, наверное, это мои основные впечатления, привезённые оттуда. Чтобы картинка румыно-молдавской истории стала более целостной, далее предлагаю отправится в город Сучаву, ещё одну столицу Княжества Молдовы. Оттуда и будет мой следующий рассказ.
Теги:
Культурно-познавательный туризм