Хоть Антверпен и порт, но до моря отсюда порядка 70 км — город расположен на реке Шельде, которая достаточно глубоководна, чтобы пропускать морские круизные лайнеры.
Антверпен второй по размерам порт в Европе после Роттердама. В 16 веке это был самый богатый город в мире, а потом все куда-то пропало: «Ручки, говоришь, по локоть в золоте были, а ножки — по колено в серебре? Куда ж все подевалось-то?» — «Злые люди обобрали!»
Но живут они и по-прежнему неплохо.
2
Так выглядят кварталы социального жилья в Антверпене.
Название Антверпен переводится как «оторванная рука». Легенда гласит, что где-то на берегах Шельды жил злой великан Дрюон Антигон, который останавливал суда, идущие в порт, и требовал заплатить дань, а если капитан отказывался — отрывал тому руки и бросал в реку.
Но, как всегда бывает, нашёлся смелый юноша по фамилии Брабо, который великана убил, и руки ему самому отрезал. На центральной площади города установлен фонтан, изображающий это памятное событие, и одна из струй хлещет из оторванной руки поверженного великана.
И пусть вас не вводят в заблуждение бельгийские шоколадки в форме ладошки — это отголоски все той же веселой истории про расчлененку!
Вторым замечательным персонажем в Антверпене был некто Длинный Ваппер — он появлялся по ночам и преследовал пьяниц, становясь при этом все больше и больше, от чего люди либо помирали со страху, либо завязывали пить.
3
3
И подозреваю, что одним преследованием дело не ограничивалось… Третий поразивший меня памятник Антверпена не менее прекрасен — посреди площади на мертвой собаке лежит мертвый ребенок, укрытый брусчаткой.
2
Предыстория его появления такова: где-то на окраине Антверпена жил маленький мальчик, который очень хотел увидеть полотна Рубенса, висевшие в Кафедральном соборе города (откуда вообще мальчик узнал про полотна Рубенса в эпоху отсутствия интернета?). И вот однажды на Рождество доступ к полотнам сделали бесплатным — мальчик тут же взял свою собачку и пошел в собор, но по дороге простудился, и умер #увидетьрубенсаиумереть.
А собачка сидела-сидела с ним как Хатико, и тоже умерла. Короче, все умерли!
Японцев так впечатлила эта история, что они включили ее в школьную программу (японцам вообще свойственен девиз «Живи быстро — умри красиво»), а компания Тойота вообще расщедрилась, и целый памятник Антверпену подарила. Правда, мальчик, слегка раскосым получился.
Полотна Рубенса действительно находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Посмотреть на 4 полотна стоит 6 евро. Но я, впечатленная историей про мальчика, на всякий случай, Рубенса смотреть не пошла, а побежала в свободное время кафе — нужно много сил, чтобы выжить в Антверпене!
2
Здание мясной гильдии в Антверпене. Красный с белыми прожилками кирпич символизирует мраморное мясо.
Квадратные дворики Антверпена идеальны с точки зрения акустики. По вечерам местные жители выходят во двор, чтобы послушать перезвон карильона, а экзаменационная комиссия музыкальной школы карильонеров даже принимает экзамены, заседая во дворе, неподалеку от собора, где расположен инструмент.
2
В Антверпене (как и во многих других городах Европы) находится первая в мире биржа. Заключительный этап оформления сделки должен был обязательно состояться на открытой площадке во внутреннем дворе, чтобы все видели — сделка, заключенная под крышей, считалась темной.
1
В отличие от Брюсселя, в центре Антверпена живут местные старожилы, а все вновь прибывшие вынуждены размещаться по окраинным кварталам.
В Антверпене популярны велосипеды — чувствуется близость к Голландии — но здесь они еще не возведены в ранг священной коровы, как в Амстердаме.
На одной из центральных площадей Антверпена расположены дома гильдий. Каждая гильдия имела свой символ, который использовался в оформлении здания. Увидев, например, на крыше какого-либо дома Святого Георгия, поражающего копьем змея, не следует думать, что здесь был Собянин: Святой Георгий — покровитель гильдии арбалетчиков.
3
В Антверпене находится дом-музей Рубенса. Но посещать его не стоит по двум причинам. Первая — он расположен не в центре, а на окраине города, а вторая — там нет личных вещей художника. Практически наутро после его смерти молодая вдова (а молодая была действительно молода — ей было 16, когда на ней женился пятидесятитрехлетний Рубенс) продала все движимое и недвижимое имущество, опасаясь, что на него будут претендовать дети от первого брака. Не желая прослыть меркантильной сволочью, она, смущенно хихикая в кулачок, пояснила свой поступок тем, что ей стыдно вспоминать, что муж рисовал ее обнаженной.
Зато памятник Рубенсу расположен в центре. Но автор памятника допустил неточность в работе — изобразил художника без шляпы, с которой тот не расставался даже во сне, потому что его вторая жена была в три раза моложе его, и он не хотел светить перед ней своей лысиной.
В Антверпене традиционно хороший шоппинг — в порт своевременно прибывали все актуальные новинки. Также в модном мире широко известен бренд «Антверпенская шестерка» — шестеро бельгийских модельеров, предложившие свой новый взгляд на черный «антицвет».
Алмазные биржи Антверпена принадлежат антверпенской диаспоре хасидов, которая считается самой многочисленной в Европе. Об их материальном положении лучше всего свидетельствует тот факт, что они не обрабатывают камни менее карата.