Турист Evgeniy Klodnitskiy (Evgeniy_Klodnitskiy)
Evgeniy Klodnitskiy
был 30 октября 12:10

Автопутешествие Москва — Волгоград

Липецк, Воронеж, Волгоград — Россия Май 2018
6 14

Изначально это путешествие никак не было связано с Днем победы, просто была запланирована поездка в Волгоград, где мы еще не были. Но так получилось, что поездка пришлась на 5–9 мая, и все вокруг готовились к этому празднику, а особенно готовился Город-Герой Волгоград (или, если кому-то больше нравится, Город-Герой Сталинград). Честно говоря, это даже усилило впечатления от Волгограда, так как действительно там происходили неимоверные сражения, и посетить этот город накануне дня Победы — это двойная удача и невероятный эмоциональный подъем, надеюсь не только у меня, но и у моих детей, которым тоже хочется привить память о Великой Победе в Великой Отечественной Войне.

Но, начну по порядку. Эти майские путешествия стали для нас с друзьями уже традицией. Два года назад мы ездили по маршруту Москва — Нижний Новгород — Казань, в прошлом году Псков — Новгород Великий, в этом году мы запланировали следующий маршрут: Воронеж — Волгоград — Липецк. Основной нашей целью конечно был Волгоград, а в Воронеже и в Липецке мы планировали просто переночевать.

Прорабатывая план, хотелось посмотреть как можно больше, поэтому изначально в наши планы входило и посещение Куликова поля, и заезд в Дивногорье, и Кудыкина Гора, но в последствии выяснилось, что Кудыкина Гора на реконструкции, на Дивногорье нужно закладывать целый день, а дней и так не очень много, поэтому было решено заехать только на Куликово поле.

Мы заранее забронировали три квартиры в Воронеже на Московском проспекте, в Волгограде на улице Порт-Саид и в Липецке на улице 8-го марта. О самих квартирах напишу чуть позже. В этот раз наше путешествие впервые проходило с новым членом нашей семьи, с собакой. Недавно мы завели Цвергшнауцера и это теперь откладывало свой отпечаток на выбор гостиниц и квартир. Мы выбирали только те, где разрешено проживание с животными, это естественно немного сужало наш выбор, но в принципе в выборе мест для проживание все равно много выбор был достаточно большим.

Наше автопутешествие началось ранним утром 5 мая. Мы выехали на платную трассу М4 Дон, и помчались навстречу приключениям. Именно помчались, так как платная дорога шикарная и высокоскоростная, в некоторых местах ограничения скорости 130 км/ч, две полосы в каждую сторону, в общем ехать по такой дорогое одно удовольствие, а плата за нее не столь велика (на мой взгляд). Точных подсчетов я не вел, но в основном встречались платные участки по 65 рублей, по 100 руб, самый дорогой участок стоил около 150 рублей. Подробнее со стоимостью каждого участка можно ознакомиться тут: https://avtodor-tr.ru/ru/platnye-uchastki/tarify-na-proezd/. Мы проехали всего 4-е таких участка, после чего мы свернули в сторону нашей первой достопримечательности — Куликова Поля.

Куликово Поле

Наверное, почти каждый знает, чем знаменито Куликово поле. Для тех же кто не знает я немного расскажу.

Куликово поле — историческая местность на водоразделах Окско-Донского междуречья, представляющая собой протяжённый географический объект со степной растительностью, на участке которого находится место битвы 8 сентября 1380 года между соединёнными силами русских князей под предводительством великого князя московского Дмитрия Донского и войском золотоордынского беклярбека Мамая, окончившейся поражением в этой битве стороны татаро-монгольского войска. Площадь места непосредственного боевого столкновения по новейшим реконструкциям около 2 — 3 км².

Автопутешествие Москва — Волгоград

Место исторического сражения, начиная с конца XVIII — начала XIX века, было традиционно локализовано местом слияния Непрядвы и Дона возле села Монастырщино (Кимовский район Тульской области). В последние годы на основе комплексного изучения письменных источников (памятников Куликовского цикла), их нового прочтения в связи с исторической географией появились научные данные, позволяющие пересмотреть канонический подход и отнести летописный ориентир легендарного Мамаева побоища «на Дону, на усть Непрядвы реки» к её истоку из Волова озера (Воловский район Тульской области).

Решающая победа русских войск в Куликовской битве (Мамаево или Донское побоище) стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению золотоордынского ига, которое в эпоху, последовавшую за Куликовской битвой, существенно изменило свой характер в сторону большей самостоятельности великих московских князей.

Подробнее о битве, о раскладе сил, о предыстории битвы можно прочитать на официальном сайте мемориального комплекса Куликово Поле

Как выяснилось мемориальный комплекс Куликово поле — это не одно место, а несколько разных:

  • Музейно-мемориальный комплекс и Конный двор в селе Монастырщино
  • Поле битвы
  • Мемориал на красном холме
  • Музей купеческого быта в поселке Епифань
  • Музейно-выставочный центр «Тульские древности»
  • МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС «КУЛИКОВО ПОЛЕ»

Мы заехали только в два места, в Музейно-мемориальный комплекс и Конный двор в селе Монастырщино и в Музейный комплекс «Куликово поле», откуда собственно отлично видно само место битвы, т. е. само Куликово поле.

1
Автопутешествие Москва — Волгоград

В селе Монастырщино мы оставили машины на небольшой парковке рядом с церковьюРождества Богородицы. В музей «Поле русской славы», который расположен в здании бывшей школы мы решили не ходить, а вот на аллею памяти городов участников Куликовской Битвымы сходили. Во главе аллеи находиться памятник Дмитрию Донскому, а по краям памятники городам и участникам той битвы. Аллея небольшая, и провели мы в селе Монастырщино не более 30 минут.

1
Автопутешествие Москва — Волгоград
Автопутешествие Москва — Волгоград

После села Монастырщино, мы отправились в Музейный комплекс «Куликово поле». Перед комплексом есть достаточно большая парковка, есть ресторанно-экскурсионный комплекс, там можно купить билеты в музей, можно купить сувениры, ну и есть небольшой ресторан. Дальше пройдя немного вперед начинается дорога к самому музею. С обоих сторон этой дороги стоят копья. Дорога ведет на небольшой холм, где обустроена смотровая площадка, с этой площадки открывается чудесный вид на поле битвы. Сейчас конечно сложно представить себе как она проходила, но на смотровой площадке есть указатели, где располагались войска Мамая, где Дмитрия Донского, где располагался засадный полк, который и сыграл самую важную роль в битве. Под смотровой площадкой находиться музей куликовской битвы. Он разделен на две части: Музей экспозиция, посвященная битвам, проходившим здесь (не только во времена Золотой Орды, но и битвам с армией Наполеона и боям в Великую Отечественную Войну), вторая часть — это детский музей-квест, если честно я лично пожалел, что мы взяли билеты в детский музей, он был скушен и не очень интересен не только мне, но даже моим детям. Зато основная экспозиция очень интересная. Здесь есть и археологические находки тех времен: монеты, доспехи, оружие и многое другое. Есть круговое видеопредставление битвы: очень необычно когда с одной стороны на тебя смотрят Татары готовые рвануться в бой, а с другой стороны войско Дмитрия Донского, чувствуешь себя немного участником тех событий. Еще в этой части музея есть инсталляции битвы, сделанные из тысяч солдатиков, можно попробовать выстрелить из лука, посмотреть картины, написанные художниками о той битве. В общем эту часть обязательно рекомендую посетить.

Фотографии из музея, с Куликова поля и села монастырщино можно посмотреть на моей странице Вконтакте.

В мемориальном комплексе мы провели более двух часов. После чего отправились дальше по маршруту до Воронежа. Кстати, на стоянке у Куликова Поля я заметил, что поймал колесом саморез, само по себе это не очень страшно, но не хотелось рисковать и очень хотелось найти какой-нибудь шиномонтаж для извлечения самореза и установки жгута. Шиномонтаж нашелся уже только на трассе, а от Куликова поля до М4 ни одного шиномонтажа не встретилось, да еще в придачу этот отрезок дороги был, пожалуй, самым худшим. Множество огромных ям, трещин и выбоин в асфальте. На этом отрезке я очень переживал, что не только дыру от самореза придется заделывать, но и вообще можно без колеса остаться. К счастью, все обошлось, и мы продолжили путь.

Ближе к вечеру мы въехали в Воронеж. Хозяин апартаментов нас уже ждал. Наша квартира была расположена в большом многоэтажном доме на первом этаже, перед квартирой небольшой тамбур на одну квартиру. Сама квартира чистая и уютная, есть все необходимое, кровать двуспальная, диван, на котором спали дети, и кровать и диван вполне удобные. Есть телевизор, холодильник, стиральная машина. Достаточно хороший wi-fi. В кухне есть посуда, тарелки, чашки столовые приборы все нормальное. Окна выходят во двор. Есть балкон. Легко нашли место для парковки во дворе дома. В общем мы остались очень довольны проживанием.

Разложив вещи, мы отправились на прогулку, главной целью в Воронеже был памятник Котенку с Улицы Лизюкова, из одноименного мультфильма. Вообще мультипликационные памятники не часто встречаются, кроме Воронежского котенка я еще видел Волка из мультика «Жил был Пес», который находиться в Томске.

Котенок же находился в 1,5 километрах от нашей квартиры. Погода стояла чудесная и мы решили прогуляться пешком. Описывать памятник Котенку с Улицы Лизюкова нет никакого смысла, проще посмотреть фотографии.

1
Автопутешествие Москва — Волгоград
1
Автопутешествие Москва — Волгоград

После котенка мы отправились искать какие-нибудь рестораны, куда пускают с собакой, и тут возникла проблема, поблизости вообще было не очень много ресторанов, в основном пивные, а ресторанов, в которые пускали бы с собакой вообще не нашлось. Мы практически дошли обратно до дома и только в ТЦ Москва нашли пиццерию, где спокойно смогли сесть и перекусить.

Первый день нашего путешествия плавно подходил к концу, а уже ранним утром следующего дня мы отправлялись в Волгоград.

До Волгограда мы уже ехали по трассе Р-22 «Каспий» (в прошлом М6). Эта дорога была значительно хуже, чем та, что была от Москвы до Воронежа, и самое главное, нам по дороге встретилось очень много мест (не менее 6 это точно), где шел ремонт дороги и было устроено реверсивное движение по одной полосе с использованием светофора или регулировщика. Кроме того, тут и там помимо стационарных камер встречались треноги, поэтому ехать нужны было очень аккуратно, не превышая разрешенную скорость. В связи с этим путь до Волгограда у нас занял почти весь день. Выехав из Воронежа около 8:30 мы въехали в Волгоград только в шестом часу вечера. Подъехав к дому (наша квартира располагалась на улице Порт-Саид) мы очень легко нашли парковку, мест было достаточно, а рядом с подъездом нас уже ждала хозяйка квартиры. Заселение прошло без особых проблем. Квартира расположена на 4-ом этаже, без лифта, но для нас лично это не было особой проблемой. Квартира однокомнатная, в квартире есть все необходимое: двуспальная кровать, диван (где спали дети), телевизор, стиральная машина, холодильник, газовая плита посуда в достаточном количестве. Есть хороший wi-fi. Проживание было достаточно удобное, за исключением нескольких моментов: очень сложно настраивается вода в душе, горячая вода зависит от газового котла и постоянно то вода слишком горячая, то слишком холодная (возможно надо приноровиться правильно настраивать), кровать была не очень удобная с одной стороны проваливалась, при этом вздымаясь с другой стороны, ну и последнее (мелочь конечно, но все равно) отваливался карниз, так что невозможно было нормально зашторить окна. Окна квартиры и балкон выходили на не очень оживленную улицу. Расположение квартиры отличное, в самом центре, легко пешком дойти до главных достопримечательностей Волгограда: дома «Павлова», мельницы Гергарда, музея Сталинградской Битвы и набережной(о которых чуть позже). Вокруг много магазинов кафешек и ресторанов. В общем проживанием мы остались довольны.

Быстро затащив свои вещи, особо их не разбирая, мы решили прогуляться до ближайших достопримечательностей.

Итак, мы отправились к Дому Павлова, мельнице Герагрда и музею Сталинградской битвы. От нашей квартиры, до них пешком минут 15 ходьбы.

Первое, что мы увидели это полуразрушенное здание мельницы Гергарда. Для тех кто не знает вот краткая справка об этой достопримечательности Волгограда и памятнике ВОВ.

1
Автопутешествие Москва — Волгоград

Мельница Гергардта или мельница Грудинина — здание паровой мельницы начала XX века, разрушенное в дни Сталинградской битвы и не восстановленное как память о войне. Входит в состав Музея-заповедника «Сталинградская битва».

Мельница проработала до 14 сентября 1942 года, когда в здание попали фугасные бомбы, что вызвало пожар и остановку работы. В этот день оборонявшая центральную часть Сталинграда 42-я стрелковая бригада генерала Батракова отступила и сражалась на небольшом участке в районе Речного вокзала. В Универмаге, здании железнодорожного вокзала, здании драматического театра, тюрьмы на улице Голубинской остались окруженные советские очаги сопротивления из разрозненных тыловых частей 62-й армии и народного ополчения из сталинградских милиционеров, пожарных, рабочих. Ночью с 14-го на 15-е сентября для исправления катастрофического положения через Волгу переправилась 13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала Родимцева. Подразделение лейтенанта Червякова заняло здание, оставило его в тылу и продолжило наступление на помощь к 10-й дивизии НКВД, окружённой возле вокзала. Однако после жестоких боёв с 15 по 20 сентября закрепиться на рубеже вокзала не удалось, выжившие советские солдаты отступили к мельнице.

1
Автопутешествие Москва — Волгоград

Специфика боёв в жилой застройке Сталинграда заключалась в захвате узлов обороны — зданий или группы зданий с мощными стенами и подвалами, способными выдержать прямые попадания бомб и снарядов. Такой узел обороны служил укрытием для гарнизона, организации штурмовой группы для атаки на противника. Сплошная линия фронта отсутствовала, деревянные, одноэтажные здания, здания с глинобитными стенами игнорировались и служили нейтральной полосой. На этой полосе велась разведка, прятались снайперы, ставили мины саперы, но не было постоянного гарнизона.

К 20 сентября линия обороны устоялась, в мельнице оборону занял 3-й батальон 42-го стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Площадь 9-го января стала нейтральной полосой, с запада от мельницы немцами был захвачен «молочный» дом, с севера Г-образный дом, с юга Госбанк и комплекс НКВД, все они стали немецкими узлами обороны и окружили удерживаемые советскими солдатами здания с трех сторон. Мельница, дом Павлова и Заболотного стали «Пензенским» узлом обороны (по названию улицы Пензенская), причём здание мельницы осталось единственным многоэтажным зданием в районе центральной набережной, удерживаемой советскими войсками и как очень массивное и прочное — цитаделью Пензенского узла обороны. Последний оставшийся путь снабжения — соляная пристань центральной набережной у Волги, использовался только ночью с большим риском для плавсредств. Эта пристань в сложившихся условиях стала очень важным стратегическим участком — один из немногих пологих спусков к Волге. С этого участка удобно и занять плацдарм на западном берегу Волги (что и было сделано 13-й гвардейской стрелковой дивизией), и контролировать место возможной переправы на восточный берег.

Фронт пришёл в движение в январе 1943 года, 13-я дивизия начала наступление в район Мамаева Кургана, площадь 9-го января перестала быть простреливаемой нейтральной полосой. Только тогда удалось собрать тела погибших на площади, лежащих ещё и с сентябрьских боёв, и погибших в зимний период. Они похоронены в братской могиле на площади, после войны над ней сделан гранитный памятник. На данный момент на этой братской могиле нет имен, хотя некоторых из них возможно установить, в ней похоронены погибшие при атаке на «молочный дом» 22.10.1942, например И. И. Наумов, Н. Е. Заболотный.

Здание находилось в полуокружении 58 дней, и за эти дни выдержало многочисленные попадания авиабомб и снарядов. Эти повреждения видны и сейчас — буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечён снарядами, пулями и осколками, на крыше железобетонные балки перебиты прямыми попаданиями авиабомб. Из здания взрывами выбиты сотни кубометров очень качественной кирпичной кладки и железобетона. Стороны здания свидетельствуют о разной интенсивности миномётного и артиллерийского огня — минимальные с волжской, с трёх других сторон видны следы расстрела из всех видов артиллерии, а также бойницы в оконных проёмах, сделанные защитниками дома. Уцелеть и не быть разрушенным до основания зданию помогла изначально заложенная в конструкцию повышенная прочность и виброустойчивость железобетонного каркаса, необходимая для работы промышленного оборудования мельницы.

Рядом с мельницей находиться Фонтан «Бармалей»(«Детский хоровод») — фонтан, который находился в городе Сталинграде и был установлен перед музеем обороны Царицына. В 2013 году в Волгограде были установлены две реплики фонтана в память о нём: одна рядом с мельницей Гергардта, имитирующая разрушенный фонтан, запечатлённый на знаменитой фотографии, другая на Привокзальной площади, похожая, но несколько отличающаяся от исторического сталинградского фонтана.

1
Автопутешествие Москва — Волгоград
1
Автопутешествие Москва — Волгоград

Вокруг мельницы можно посмотреть некоторую технику военных лет. Непосредственно перед мельницей находиться Советская техника: самоходные установки, артиллеристские орудия, с левого боку стоит уже Немецкая техника. А сзади находиться макет самолета Су-2.

Напротив мельницы Гергарда, буквально через дорогу, находятся остатки дома «Павлова» — Дом Солдатской Славы — 4-этажный жилой дом, в котором во время Сталинградской битвы в течение 58 дней героически держала оборону группа советских бойцов. Часть историков считают, что обороной руководил старший сержант Я. Ф. Павлов, принявший командование отделением от раненого в начале боёв старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, отсюда и название дома. Однако, существует другая версия, что Я. Ф. Павлов был командиром штурмовой группы, захватившей здание, а обороной руководил старший лейтенант И. Ф. Афанасьев.

Немцы организовывали атаки по несколько раз в день. Каждый раз, когда солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, И. Ф. Афанасьев со своими товарищами встречал их шквальным огнём из подвала, окон и крыши.

Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку.

Из 31 защитника дома Павлова погибли трое — лейтенант-миномётчик А. Н. Чернышенко, сержант И. Я. Хаит и рядовой И. Т. Свирин. Были ранены, но пережили войну и Павлов, и Афанасьев.

После войны дом, удерживаемый гарнизоном старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, стал первым восстановленным зданием Сталинграда. Официально восстановление дома началось 9 июня 1943 года. С восстановления дома началось черкасовское движение. Подвиг защитников дома Павлова увековечен мемориальной стеной на торцевой стене дома со стороны площади.

1
Автопутешествие Москва — Волгоград

Надпись на ней гласит:

Этот дом в конце сентября 1942 года был занят сержантом Павловым Я. Ф. и его боевыми товарищами Александровым В. Е., Глущенко В. С., Черноголовым Н. Я. В течение сентября—ноября 1942 года дом героически защищали воины 3-го батальона 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии: Александров А. П., Афанасьев И. Ф., Бондаренко М. С., Воронов И. В., Глущенко В. С., Гридин Т. И., Довженко П. И., Иващенко А. И., Киселев В. М., Мосиашвили Н. Г., Мурзаев Т., Павлов Я. Ф., Рамазанов Ф.3., Сараев В. К., Свирин И. Т., Собгайда А. А., Тургунов К., Турдыев М., Хайт И. Я., Черноголов Н. Я., Чернышенко А. Н., Шаповалов А. Е., Якименко Г. И.

4 мая 1985 года на торцевой стене дома со стороны улицы Советской открыта мемориальная стена-памятник. Авторы архитектор В. Е. Масляев и скульптор В. Г. Фетисов. Надпись на мемориальной стене гласит: «В доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой».

Возвращаясь из истории к нашей поездке и лично моим эмоциям от увиденного, скажу, что все это вызывает непередаваемые ощущения смесь гордости за наш народ, который выстоял в войне, и невероятной боли за каждого, кто здесь погиб. От увиденного почти каждую секунду подступал ком к горлу и так и хотелось разрыдаться, представляя какие мужественные солдаты защищали этот город и нашу Родину.

Рядом с мельницей Гергарда находиться сам музей Сталинградской Битвы, но вечером он уже естественно был закрыт, и мы планировали попасть в него на следующий день.

За мельницей было тоже много чего интересно. Во-первых, открывался чудесный вид на набережную и на само Волгу. Во-вторых, сбоку от мельницы находился «Воинский эшелон» — воинский поезд во главе с паровозом Эр, установленный в качестве памятника. Мемориальный комплекс сооружён в июне 2009 года и посвящён железнодорожникам и военным строителям, обеспечившим бесперебойное снабжение Сталинградского фронта военными грузами в период Сталинградской битвы.

1
Автопутешествие Москва — Волгоград

Чуть дальше «Воинского эшелона», стоят три танка. По ним толпами лазают и скачут дети. Ближе к входу в музей находится танк без башни, рядом с которым на камне высечены строки стихов Константина Симонова:

Я Выкопал его бы, как он есть,
В пробоинах, в листах железа рваных,-
Невянущая воинская честь
Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.

На постамент взобравшись высоко,-
Пусть как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко
Да, враг был храбр
Тем больше наша слава

1
Автопутешествие Москва — Волгоград

Вообще все вокруг просто пропитано воинской славой. Весь мемориал как вечная память стойкости и смелости Советских Солдат. И в таких местах тебя особенно одолевает гордость, что ты живешь в такой великой стране, гордость за своих дедушек и бабушек, которые не просто пережили эту войну, а приняли непосредственное участие в разгроме врагов.

В общем место невероятное, но день подходил к концу, мы решили, что на следующий день еще раз сюда заедем, чтобы посетить музей Сталинградской битвы.

Ужинать мы пошли в ближайшей ресторан с открытой верандой, который назывался «Шафран»

Ресторан нам очень понравился, вообще я лично люблю восточную кухню. Выбор был достаточно большой, шашлыки, хачапури, салаты, восточные супы, все было очень вкусным, и цена была вполне приемлемая, около 3000 на четверых (два взрослых два ребенка), правда мы не брали никакого алкоголя.

После ресторана, мы медленно прогулялись до нашей квартиры, мы шли по проспекту Ленина, наслаждаясь теплым вечером, день был утомительным, но вечер получился ярким и запоминающимся. А на следующий день нас ждала не менее интересная программа.

Утром 8-го мая мы рано утром (около 9 утра) отправились на Мамаев Курган. Как потом выяснилось, это было очень правильное решение отправится так рано, потому что, когда мы уезжали с кургана, около 12 утра, на парковке рядом уже мест практически не было. А вот в 9–15, когда мы приехали, мы были вообще единственными. И что самое замечательное, и туристов вокруг было не очень много, можно было спокойно без толчеи и походить и фотографироваться.

А фотографировать и смотреть естественно было что. Родина Мать Зовет, одна из самых выдающихся скульптур не только в России, но и, наверное, во всем мире.

3
Автопутешествие Москва — Волгоград

Немного о самой скульптуре. «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки в течение 22 лет).

Монумент является центральной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине.

Скульптор Е. В. Вучетича, а инженер Н. В. Никитина. По замыслу авторов статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.

Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура) — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.

Все это сухие цифры, а вот ощущения, от увиденной скульптуры передать гораздо сложнее. Эта статую невообразимо огромная, в мире есть всего несколько статуй выше, например, Будда Весеннего Храма в Китае и статуя Свободы в США.

Справа от монумента Родина Мать зовет находиться Всехсвятская церковь. Перед церковью малая братская могила и скульптура Женщина-Солдат.

Чем дальше удаляешься от статуи, тем лучше можно разглядеть всю ее, тем четче видишь замысел автора.

Вниз от статуи идет дорожка, вдоль которой расположены плиты-могилы с именами героев Сталинграда. В том числе здесь же находиться могила Маршал Чуйкова.

Далее после спуска, находиться Площадь скорби. На площади с одной стороны находиться скульптура скорбящая Мать, а с другой стороны вход на верхний ярус к Вечному Огню, где на стенах весят высеченные навечно имена погибших в битве за Сталинград. Имен на стенах не десятки, ни сотни, а тысячи.

3
Автопутешествие Москва — Волгоград

Ниже расположена площадь Героев. В центре площади Героев расположен гигантский бассейн, который символизирует реку Волгу (его еще называют Озером материнских слез). Слева от бассейна стоит стена-знамя, на которой начертаны слова писателя Василия Гроссмана из романа «Жизнь и судьба»: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?!».

Справа от бассейна — шесть скульптур, каждая из которых демонстрирует моменты боя: солдат поддерживает обессиленного друга, санитарка выносит на себе раненого, пехотинец с гранатой бросается под гусеницы фашистского танка…

3
Автопутешествие Москва — Волгоград
3
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград

На выходе с площади в стене замурована капсула времени с обращением ветеранов войны к потомкам. Капсула должна быть вскрыта 9 мая 2045 года — в день столетия со дня великой победы.

Ниже находится лестница по обеим сторонам так называемые стены руины, с различными запечатлёнными на них событиями той войны.

Ступени ведут к площади Стоявших насмерть.

Площадь «Стоявших насмерть!» представляет собой квадрат размером 65×65 м с гранитным покрытием, по углам площади разбиты газоны, растут ели и березы. Большую часть площади занимает круглый бассейн в низких каменных берегах диаметром 35,2 метра. В центре бассейна из воды высится скала, из которой вырастает фигура солдата-защитника Сталинграда. Высота скульптуры — 16,5 метров, размеры основания — 15×12 метров. «Стоять насмерть!» — вот основная тема монумента, представляющего собирательный образ русского солдата. По словам Евгения Вучетича, «это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу — несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы». В мускулистой руке зажата граната, другая держит наготове автомат. Волевое лицо бойца сосредоточенно и чуть повернуто, брови сдвинуты. Каждый мускул напряжен до предела.

2
Автопутешествие Москва — Волгоград

Внешне черты солдата-защитника напоминают командующего 62-й армии маршала В. И. Чуйкова, главного военного консультанта мемориала и личного друга Вучетича.

Скальное основание монумента испещрено надписями: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом — это крепость», «Не посрамим священной памяти». Такими надписями солдаты покрывали стены обороняемых сооружений, с этими словами они шли в бой.

Ниже площади «Стоявших насмерть» мы спускаться не стали, время было уже около 11 часов, а нам еще предстояла обширная программа по другим достопримечательностям Волгограда.

Мы решили отправится на улицу Маршала Чуйкова д. 47 к музею Сталинградской Битвы. Тут нас ждал небольшой сюрприз, мы случайно наткнулись на одного из работников музея, который огорошил нас информацией, что по понедельникам музей не работает. Мы очень расстроились, и уже хотели уходить, но подойдя к центральному входу в музей, мы с удивлением узнали, что несмотря на то, что сегодня понедельник музей все-таки работает. Это было связано с тем, что скоро был день победы, и музей в преддверии праздника работал без выходных. Это очень нас обрадовало.

Билеты в музей стоили не очень дорого 250 рублей для взрослых, детям до 16 лет вход бесплатный, плюс разрешение на фотографирование 100 рублей.

Мемориально-архитектурный комплекс музея-панорамы «Сталинградская битва» состоит из двух уровней: в первом уровне находятся музей «Сталинградская битва», фондохранилище, административная часть музея-заповедника, второй уровень полностью занимает круговая панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Подробнее о музее можно прочитать на официальном сайте: http://www.stalingrad-battle.ru/.

Немного расскажу о своих впечатлениях от музея. Музей очень интересный, большая коллекция различных военных экспонатов, начиная от боевой техники и заканчивая личными дневниками бойцов, медалями и формой тех лет. Очень интересное интерактивное панно, на котором видно, как менялась картина на Сталинградском направлении. Какие происходили операции и где проходила линия фронта. Больше всего, конечно меня впечатлила круговая панорама. Описывать все увиденное в музее не благодарное занятие, предлагаю снова обратиться к фотографиям. Мы пробыли в музее более часа, возможно мы могли бы пробыть и дольше, но дети устали, и под конец без особого энтузиазма ходили от экспоната к экспонату. Но еще раз повторю, мне музей очень понравился, я очень рекомендую посетить его если вдруг доведётся побывать в Волгограде.

2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград
2
Автопутешествие Москва — Волгоград

После музея, мы решили где-нибудь пообедать, вначале наши друзья предложили отправится в их гостиницу Hampton by Hilton Волгоград Профсоюзна, но оказалось, что там заселилась сборная Германии по футболу и весь ресторан занят немцами, пришлось искать альтернативный вариант и мы выбрали бизнес-ланч в ресторане при гостинице Южная. Бизнес-ланч при отеле очень хороший (меню на бизнес-ланч стандартное, но каждый день разное) и не дорогой на четверых получилось около 1000 рублей.

После обеда, было решено прокатиться на местном подземном трамвае. Волгоградский скоростной трамвай (метротрам) — трамвайная система с элементами метрополитена, насчитывающая 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Из них участок длиной 7,1 километра в составе шести станций (Площадь Ленина, Комсомольская, Пионерская, Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка) проложен под землёй по стандартам метрополитена, при этом станция Пионерская, в силу особенностей рельефа местности, расположена на эстакаде над поймой реки Царица. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии для обеспечения больших скоростей движения и минимизации пересечений с другими видами транспорта.

Ближайшей станция оказалась станция Профсоюзная. Конечно, удивить москвичей станцией метро сложно, но вот когда подъезжает к платформе обычный трамвай, это конечно необычно. С оплатой, конечно, тоже сильное отличие от метро. В метро зашел на одной станции и можешь кататься хоть весь день, а тут сел в трамвай заплати 25 рублей за человека, перешел ехать в обратную сторону, снова к тебе подойдет кондуктор и снова нужно платить 25 рублей за человека. Мы проехали всего несколько станций в одну сторону и столько же в обратную сторону. В общем один раз прокатиться достаточно интересно.

После метротрама мы отправились на Волжскую ГЭС. Возможно, кому-то покажется это странным, но на самом деле Волжская ГЭС — это достаточно интересное место.

Волжская ГЭС (ранее Сталинградская/Волгоградская ГЭС, Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС) -крупнейшая гидроэлектростанция в европейской части России; в 1960–63 годах была крупнейшей в мире: как гидроэлектростанцией, так и электростанцией вообще. Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь его самой нижней ступенью.

1
Автопутешествие Москва — Волгоград

Волжская ГЭС представляет собой низконапорную русловую гидроэлектростанцию. Сооружения гидроэлектростанции имеют I класс капитальности и включают в себя земляные плотины, здание ГЭС с донными водосбросами, сороудерживающим сооружением, водосбросную плотину с рыбоподъёмником, судоходные шлюзы с дамбами, подходными каналами и межшлюзовой ГЭС. По сооружениям ГЭС проложены автомобильная и железная дороги.

Мы проехали по дороге, над ГЭС и нашли место, где можно посмотреть на всю красоту водопадов ГЭС со стороны. В этом месте собираются рыбаки, и туристы, проехать нужно через небольшую деревеньку и взобраться на достаточно крутой подъем (наверное, градусов 70, очень переживал, как бы не перевернуться на машине).

Вид на ГЭС действительно чудесный. Волжская ГЭС — это мощь реки и мощь человеческой инженерной мысли. В общем если будете в Волгограде, то обязательно съездите на волжскую ГЭС.

День в Волгограде подходил к концу, мы решили поехать к последней достопримечательности, которую обязательно хотелось посмотреть — это аллея героев.

Аллея Героев состоит из трёх параллельно идущих улиц — ранее на этом месте находились три разные улицы. По бокам аллея ограничена жилыми восьмиэтажными зданиями в стиле сталинского ампира. Фасады домов по вертикали разделены на три части: нижняя, в виде мощной рустованной стены с большими проёмами; средняя — три этажа гладкой стены с равномерно расположенными балконами; и третья — в виде непрерывного ряда пилястр. Завершаются здания мощным карнизом.

1
Автопутешествие Москва — Волгоград

На крышах домов № № 1 и 2 установлены макеты ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», полученные городом за массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне.

Одним из основных элементов в архитектурном ансамбле Аллеи Героев являются стелы Героев Советского Союза, на которых увековечены имена 127 героев-сталинградцев.

Часть территории аллеи и площади Павших борцов занимает объект культурного наследия федерального значения «Памятное место, где 31 января 1943 года войска Донского фронта под командованием генерал-полковника Рокоссовского Константина Константиновича завершили разгром южной группы войск фашистской Германии, окруженной в районе Сталинграда, и водрузили Красное знамя Победы».

Аллея стала последней достопримечательностью в Волгограде, и после прогулки мы отправились ужинать в »Шафран».

На следующий день утром мы отправились в обратный путь, но на этот раз с ночевкой в Липецке.

До Липецка дорога была неплохая, мы приехали в Липецк около семи вечера. Наша квартира в Липецке была расположена на улице 8-го марта. Подъехав к дому, мы не сразу нашли вход в квартиру, оказалось, что вход находиться с задней стороны дома, вход отдельный на две квартиры. Квартира находиться на первом этаже. Сама квартира очень большая, две комнаты и очень большая кухня. В квартире есть все необходимое: в одной комнате очень удобная двуспальная кровать, в другой был диван и раскладная кровать для детей. В комнате для детей был телевизор. В кухне плита и достаточное количество посуды (только мне показалось, что ее недостаточно качественно помыли) и в холодильнике меня смутил чей-то салат, в остальном все было хорошо. Wi-fi работал отлично. Расположение квартиры достаточно хорошее, рядом есть магазины и неплохие рестораны. Проблем с парковкой у нас не возникло, мест рядом с входом в квартиру было большое количество. В общем проживание в квартире нам очень понравилось.

Разложив вещи мы отправились в ресторан, который нам рекомендовали. Ресторан назывался DeBasus, который находился недалеко от нас на площади победы. Ресторан отличный, с немецким меню, и отличным пивом, еда была вкусной, а итоговый счет был около 3000 рублей на 4-х (два взрослых, два ребенка). Мы сидели за столиком на улице, так как были с собакой. Мы были в Липецке 8 мая (накануне Дня Победы), и пока мы сидели в ресторане на площади начали работать динамики проигрывая сообщения от Советского Информ Бюра, начиная от дня начала войны (22 июня) и кончая днем победы. В общем ужин прошел под необычное оформление.

Следующим утром мы выехали в направлении Москвы. Дорога до Москвы, как я писал в начале рассказа, отличная, и мы бы добрались до Москвы за 5–6 часов, если бы не решили по дороге заехать еще в одно место, а точнее, наш друг решил искупаться в речке Красива Меча (там он часто проводил летние каникулы в детстве). Красивая Меча — это не только речка, но и большое, достаточно интересное село. Да еще мы приехали туда 9-го мая, в тот момент, когда в селе, да и, наверное, по всей России, шел Бессмертный Полк. В общем Красивая Меча стала той небольшой, но очень интересной точкой в нашем Военно-познавательном путешествии в Волгоград.

Домой мы приехали ближе к вечеру. На мой взгляд поездка получилась очень удачной, единственное, что жалко, что в Волгограде у нас был всего один полноценный день. Надеюсь это не последнее наше путешествие в этот город Воинской Славы.

Фотографии из Волгограда

Мои путешествия по России

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Россия: полезная информация
Комментарии