При подготовке к любому путешествию, для меня очень важно заранее настроиться на новую встречу, почитать книги, посмотреть фильмы, чтобы собственные впечатления потом легли на уже подготовленную почву каких-никаких знаний. Вот и перед встречей с Баку я действовала по этому плану, а для погружения и вдохновения выбрала популярный роман, бестселлер азербайджанской литературы «Али и Нино».
Для любого туриста Али и Нино больше известны и узнаваемы по оригинальной композиции «Поцелуй Али и Нино» в Батуми, установленной на грузинском курорте в 2010 году. Созданная художником Тамарой Квеситадзе скульптура «Али и Нино», как символ взаимного притяжения всех влюбленных независимо от национальности, была названа лучшей романтической скульптурой мира.
Скульптура "Поцелуй Али и Нино" в Батуми. Фото из Интернета
На создание композиции скульптора вдохновила именно одноименная книга Курбана Саида, повествующая о любви двух бакинцев: азербайджанца-мусульманина Али-хана Ширваншира и грузинки-христианки Нино Кипиани. Впервые роман был издан на немецком языке в 1937 году в Вене, а потом выходил в свет более 100 раз на 33 языках мира.
Главный герой романа — Али-хан Ширваншир является потомком старинного аристократического рода Ширванширов, от его лица и ведется повествование. Али и Нино оказываются вовлеченными в события, протекающие на фоне Первой мировой войны, большевистской революции, взлёта и падения первой независимой Азербайджанской Республики. Тема противостояния Востока и Запада красной линией проходит в романе. В книге в лице двух влюблённых показывается разница между Азией и Европой, исламом и христианством, двумя одновременно разными и похожими друг на друга культурами Кавказа.
Кадр из фильма "Али и Нино", 2015 год. Фото из Интернета
Кадр из фильма "Али и Нино", 2015 год. Фото из Интернета
Для многих трагичная история любви Али Ширваншира и Нино Кипиани — своеобразный символ Баку, такой же, как Ромео и Джульетта для итальянской Вероны.
Кем бы ни был автор романа (настоящее имя автора, скрывающееся под псевдонимом, так и не установлено), он, безусловно, должен был жить в Баку много лет, именно жить, а не приезжать по случаю. В книге описаны такие подробности города, мельчайшие детали, о которых мог знать только настоящий бакинец.
Предлагаю отправиться со мной на экскурсию в сердце города Баку, внутренний город — Ичери-шехер, где Восток встречается с Западом. Во время нашей экскурсии мы вспомним цитаты из романа «Али и Нино», которые погрузят нас в атмосферу Баку начала XX века. Представленные фотографии не претендуют на буквальное иллюстрирование текста, а всего лишь помогают дополнить слова образностью, выразить настроения и чувства.
«До сих пор мы не очень задумывались о необычном географическом положении нашего города. Сейчас же профессор Санин монотонно и без особого воодушевления повествовал о том, что «естественные границы Европы обозначены Северным Ледовитым океаном на севере, Атлантическим – на западе и Средиземным морем – на юге. Восточная граница Европы проходит через Каспийское море и далее – через Закавказье. Некоторые ученые относят южные склоны Кавказских гор к Азии, другие же полагают, что страну следует рассматривать как часть Европы, учитывая культурное развитие Закавказья. Поэтому, дети мои, можно сказать, что отчасти и вы ответственны за то, будет ли наша страна принадлежать к прогрессивной Европе или рекреационной Азии».
Профессор самодовольно улыбался. Мы притихли на некоторое время, охваченные глубиной высказываний и грузом ответственности, внезапно свалившимися на наши плечи». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
«Сорок учеников выбежали на улицу. Началась большая перемена, во время которой можно было предаться трем занятиям: выбежать на школьный двор и затеять драку с учениками соседней школы…, или начать громко говорить по-азербайджански, поскольку русские его не понимали, и поэтому он был строго запрещен, или быстренько перебежать улицу и проникнуть в женскую гимназию Святой Царицы Тамары. Я решил остановиться на последнем». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Ичери-шехер - старый город
«На самом деле было два города, один в другом, как ядро в орехе. За старой стеной начинался внешний город, с широкими улицами, высокими зданиями, шумными и жадными до денег людьми. Внешний город был построен из-за нефти, добывавшейся из нашей пустыни и приносившей богатство. Там находились театры, школы, больницы, библиотеки, полицейские и красивые женщины с оголенными плечами. Перестрелки, случавшиеся во внешнем городе, происходили всегда из-за денег. Географическая граница Европы начиналась во внешнем городе, где жила Нино». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Старый город в своих зданиях и руинах скрывает многовековую историю. Именно в этом месте зарождался древний Баку, отсюда началась история столицы Азербайджана. Несмотря на нефтяной бум, революцию и Гражданскую войну в Старом городе Баку до сих пор можно увидеть настоящую восточную средневековую архитектуру.
«Я закрыл книги и поднялся на плоскую крышу дома. Отсюда я мог лицезреть свой мир, массивную стену городской крепости и руины дворца с арабскими надписями на воротах. По лабиринтам улиц проходили верблюды с такими тонкими лодыжками, что мне хотелось погладить их. Передо мной высилась припавшая к земле Девичья башня, обросшая легендами и путеводителями. За крепостью начиналось море – безликий, темный, непостижимый Каспий, а за ним простиралась пустыня – зубчатые камни и низкая поросль: тихая, безмолвная, непокоренная, - самый красивый в мире пейзаж». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Старинный жилой квартал обнесен хорошо сохранившимися крепостными стенами. Крепостные стены города когда-то подходили к самому Каспийскому морю, но в результате землетрясений очертания побережья изменились, уровень моря резко понизился, а крепость постепенно отдалилась от моря. Со стороны суши в древности крепость защищал широкий и глубокий ров, заполнявшийся водой.
«Мы встретились у старой крепостной стены. Она быстро и спешно стала рассказывать мне, как мать умоляла ее не связывать свою жизнь с диким мусульманином. Как ее отец полушутя предупредил ее, что я, конечно же, запру ее в гареме, и как она – маленькая Нино, смеялась и предостерегала родителей: «Вот увидите – он похитит меня. Что вы будете делать?» (Отрывок из романа «Али и Нино»)
«Закавказская августовская жара сделала город ленивым и апатичным. Не изменился и его древний морщинистый облик. Многие русские уехали воевать за царя и родину. Полиция рыскала по домам немцев и австрийцев. Выросли цены на нефть, а люди по обе стороны великой стены наслаждались жизнью». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
«Я вышел из дому, когда только начинало светать. В воздухе стояла пыль. Я взобрался на стену. Слуги пробирались ползком сквозь каменные бойницы, с винтовками наготове. Тридцать черноусых загорелых воинов Ильяс-бека, неуклюже расположившись, безмолвно и напряженно наблюдали за пустой Думской площадью. Пушка с маленьким дулом походила на вздернутый русский нос с широкими ноздрями. Вокруг нас все было тихо…» (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Как и в других средневековых городах, крепостные стены, Девичья башня и другие сооружения несли оборонный характер. Планировка городских улиц напоминала настоящий лабиринт, основанный на военном преимуществе в потенциальном бою. Большие площади и широкие улицы постепенно сужались, извилистые улочки часто заканчивались неожиданными тупиками. При такой планировке всадники не могли хорошо ориентироваться, управлять своими лошадьми, быстро разворачивать их. В случае невозможности отбиться от врага силами военных, к обороне города привлекалось городское население. Защищая свои дома, жители могли щедро поливать кипятком или забрасывать камнями неприятеля, попавшего в уличные тупики, как в каменные капканы.
«За старой стеной улицы были узкие и изогнутые, как восточные кинжалы. Минареты, так не похожие на построенные Нобелем нефтяные вышки, упирались в спокойную лагуну». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
«Иногда по ночам по аллеям снуют укутанные в плащ фигуры. Подобно молнии вонзается кинжал, слышится крик, и справедливость восстановлена. Кровная месть переходит из дома в дом. В темную ночь по аллеям иногда проносится мешок. Приглушенный стон, мягкий всплеск моря, и мешок исчезает. На следующий день человек сидит на полу своей комнаты в разорванной одежде с полными слез глазами. Он выполнил волю Аллаха: смерть прелюбодейке». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Это теперь тоже часть истории Старого города, пусть и кинематографичная...
Старый город располагает к спокойствию, здесь нет желания куда-то спешить и бежать, хочется просто бродить по вымощенным брусчаткой улочкам, на собственном опыте убеждаться насколько они узки, и впитывать тепло каждого дома.
«Старый город полон секретов и тайн, глухих закоулков и маленьких аллей. Я люблю эти мягкие ночные шорохи, освещающую плоские крыши луну и жаркое спокойно послеобеденное время во внутреннем дворе мечети в атмосфере тихой медитации». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Дома здесь каменные, в три-четыре этажа, с огромными деревянными балконами-террасами, увитыми виноградной лозой.
Можно стоять рядом с этими стенами и мысленно представлять караваны, плавно входящие в город, снующих по улицам торговцев, семенящих женщин в черных покрывалах…
«С улицы доносилось монотонное пение. Это был несчастный влюбленный Ашум. Он был старым, и никто не знал, какую любовь он пережил. Люди прозвали его Меджуном, что по-арабски значило «томящийся от любви». По ночам он слонялся по пустым переулкам, садился в каком-нибудь углу, рыдал и пел о своем горе до рассвета». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Полуденный зной в Ичери-шехер хорошо провести в одном из многочисленных кафе. Интерьер многих кафе выполнен в восточных традициях.
«И вновь наступило лето. Город окутал палящий зной, асфальт на улицах плавился под ногами». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
«Из-за обилия паласов и ковров комната кажется темной. Здесь есть низкий диван, две небольшие скамеечки с перламутровой инкрустацией, множество мягких подушечек и среди всего этого – очень мешающие и бесполезные учебники, изданные на Западе: по химии, физике, тригонометрии, - бред, изобретенный варварами, желавшими прослыть цивилизованными». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
«В азиатской комнате всегда прохладно. В ночное время она наполняется прохладой, как родник водой. А в полуденный зной кажется, что окунулся в холодную воду». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Есть в Старом городе несколько достопримечательностей, которые обязательно надо посетить любому туристу. Например, дворец Ширваншахов — один из крупнейших памятников азербайджанского зодчества, построенный правителями Ширвана при переносе столицы из Шемахи в Баку. В ансамбль дворца входит главное здание, мечеть с минаретом, усыпальница, мавзолей Сейида Йахья Бакуви, Диванхане, остатки мечети Кейгубада и бани.
«Я тихо сидел на крыше дома. Какое мне дело до существования других городов, крыш и пейзажей? Я любил ровное море, плоскую пустыню и старый город, раскинувшийся между ними. Шумная толпа, прибывшая в поисках нефти, находит ее, обогащается и вновь уезжает. Это не истинные жители Баку, они не любят пустыню». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
«Город томился под палящими лучами солнца, а с минарета слышался призыв к молитве:
- Вставайте к молитве! Вставайте к молитве! Лучше молиться, чем спать!» (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Девичья башня или Гыз галасы — одна из самых известных и самых загадочных достопримечательностей Баку. Башня уникальна в своем роде, так как не имеет аналогов на Востоке. Ее неповторимая форма до сих пор вызывает множество догадок и споров. Возведенная на выступе береговой скалы, башня представляет собой цилиндр высотой двадцать восемь метров и диаметром — шестнадцать с половиной. С восточной стороны к башне пристроен выступ, назначение которого в различных источниках трактуется по-разному. Кто-то считает, что это место предназначалось для сигнальных огней, кто-то называет башню «маяком», кто-то предполагает, что выступ создан как корма на корабле, для рассечения волны, ведь в древности башня находилась в море.
«За восточной стеной старого города высилась Девичья башня. Управляющий Баку Мухаммед Юсуф-хан велел ее построить в честь своей дочери, на которой хотел жениться. Этот кровосмесительный брак так и не состоялся. Дочь сбросилась с башни, в то время как обезумевший от любви отец спешил к ней в комнату. Камень, о который разбилась девушка, называется Камнем девственницы. Иногда невесты за день до свадьбы возлагают на этот камень цветы». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Так как Азербайджан находился на Великом Шелковом пути, в Ичери-шехер много караван-сараев и базарных площадей. Сегодня караван-сараи представляют собой четырехугольные дворики, окруженные балконами, за которыми расположены небольшие жилые комнаты, в них раньше останавливались торговцы и путешественники.
«Стены были покрыты коврами темных расцветок, привезенными из Бухары, Исфагана и Кошана. Узоры, сотканные в виде садов и озер, лесов и рек, передавали мысли мастерицы – непонятные глазу дилетанта и удивительно красивые для ценителя. В далеких степях женщины собирали растения для этих красок, выжимали длинными гибкими пальцами сок колючих кустарников. Секрет смешивания этих нежнейших красок хранится веками, а мастерица зачастую творит шедевр десятилетиями. Затем ковер вывешивается на стену, демонстрируя символы и намеки, сцены из охоты, битвы и орнаменты в виде строк Фирдоуси или высказываний Саади…» (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Есть в Старом городе и современные объекты, которые органично вписались в общую концепцию Ичери-шехер. На улице Малой Крепостной находится дом-мастерская удивительного художника Али Шамси. Фасад дома изобилует различными знаками, символами, в землю рядом с фасадом воткнуты использованные кисти, даже «боевой окрас» кондиционера интересен. Сам художник говорит, что первым холстом его были камни, первой кистью — гвоздь, на камнях он выцарапывал женщин. Главными музами в творчестве Али Шмси являются гранаты, цветы и женщины.
В одном интервью Али Шамси сказал: «Для меня женщина, как и плод граната — две тайны. Ведь никогда нельзя понять, сколько внутри граната зерен, также как и не понять, о чем думает женщина».
Загадочный плод, как женщина...
«Когда я рассказал девочкам о своей схватке на уроке географии, самая красивая девочка в мире посмотрела на меня с высоты своего величия и заявила:
- Али-хан, ты дурак. Слава богу, что мы в Европе. Если бы мы были в Азии, меня давно бы заставили ходить в чадре, и ты не смог бы видеть меня.
Я сдался. Спорное положение Баку позволяло мне наслаждаться взором самых красивых глаз в мире». (Отрывок из романа «Али и Нино»)
Не возможно представить ни одного старого города без рынка или сувенирных лавок. Ассортимент в Старом Баку смотрится особенно аутентично.
«На Востоке любовь начинается у журчащего сельского родника или у больших музыкальных фонтанов в городах, где не существует проблем с водой. Девушки каждый вечер отправляются к ручью с большими глиняными кувшинами на плечах. А возле ручья юноши, рассевшись в круг, беседуют о сражениях и разбойниках, не обращая никакого внимания на девушек. Девушки неспешно наполняют кувшины водой и уходят. Кувшины наполнены водой и давят на плечи. Чтобы не споткнуться, девушки откидывают чадру и скромно опускают глаза. И так каждый вечер: девушки приходят к роднику, юноши рассаживаются на краю площади. Любовь на востоке зарождается именно так. Иногда одна из девушек случайно поднимает глаза и бросает взгляд на юношей. Те и ухом не ведут. Но когда девушка вновь возвращается, один из них поворачивается и обращает взгляд на небо. Иногда их взгляды встречаются, а иногда и нет. Тогда на следующий вечер его место занимает другой юноша. Стоит взглядам молодых людей у родника встретиться несколько раз, как тут же становится ясно, что зарождается любовь. Остальное идет своим чередом: влюбленный страдалец бродит по окрестностям и распевает печальные песни, в то время как его родня обсуждает калым, а аксакалы уже прикидывают, сколько воинов подарит селу молодая пара. Все довольно просто, каждый шаг обсуждается и решается заранее. А как же я? Где затерялся мой родник?» (Отрывок из романа «Али и Нино»)
В Баку говорят «Не гуляли по Ичери-шехер, значит, не были в Баку». Мы очень рады, что окунулись в атмосферу Ичери-шехер, а значит побывали в Баку!
- Что ты будешь делать в Иране, отец?
- Может, снова женюсь, - выдал он. Затем церемонно расцеловал нас и задумчиво добавил: - Я иногда буду навещать вас (…)
Он ступил на сходню и долго махал нам, старой крепостной стене, Девичьей башне, городу и степи, которые постепенно исчезали из виду. (Отрывок из романа «Али и Нино»)
На этом наша странная экскурсия по Баку с Али и Нино завершается, благодарю за внимание!