В этом году довелось побывать в городке Моттола (Mottola), что находится в Апулии (Puglia), недалеко от города Таранто. Добирается туда не каждый турист. Так на Туристере я не нашел ни одного отзыва. Однако это был один из самых интересных дней путешествия. Моттола (ударение на первый слог) — это маленький городок, рядом с которым находятся пещерные церкви (le chiese rupestri) под названием пещеры Бога (le grotte di Dio).
В церкви Св. Николая удивительно сохранившиеся фрески, которые называют Сикстинской капеллой средневековья. Фрески 9 — 13 веков. Вообще не очень люблю делать фото фресок, лучше купить каталог, где все в нормальном качестве, но его нет, а посмотреть тут есть на что.
Нужно отметить, что в Базиликате и Апулии достаточно много пещерных церквей (скажем в Матере и рядом с ней), но здесь они сохранились лучше всего (причем ансамблем, а не отдельными изображениями). Сохранность же объясняется очень просто — в 14 веке храм был заброшен, а фрески были обнаружены только в 1972 году. Время от времени в церкви проходят православные службы.
Попасть туда непросто. Во-первых, сами вы никогда не найдете эту церковь. До нее нужно добираться по сельским дорогам, а потом идти через сады минут 10 -15. Во-вторых, вход туда заперт на замок. Попасть можно только с помощью гида, который этот замок отопрет. В третьих, без машины там делать нечего. Так что ее придется арендовать и ездить на ней от церкви к цервки.
В общем, чтобы туда попать, нужно написать в туристический офис Моттола. Там работают прекрасные люди, которые очень любят свой город и с удовольствием покажут и расскажут вам все. Если, конечно, вы знаете итальянский или английский языки. Нужно договориться о времени, когда вы подъедите и вас будут там ждать, чтобы поехать на вашей машине к этим церквям. Еще, конечно, хорошо бы почитать немножко об истории этих мест, а также о Византии (иконоборчество) и Норманны (как они сюда пришли).
После не очень долгого пути по тропинке, вдоль которой растут в диком виде почти все травы, которые мы потребляем: базилик, руккола, укроп, тимьян и т. д. появляется табличка о том, что мы приближаемся к церкви Св. Николая. Вот так выглядят подходы к ней. Без таблички ни за что не догадаться, что там, в гроте, что-то есть.
А эта тропинка к церкви из грота, где была деревня. Люди по этой тропе ходили в церковь снизу вверх в течение нескольких веков.
Церковь была выкопана в течение VII — IX веков. При входе можно увидеть сиволическое изображение Христа и двух воров, которые были распяты вместе с ним. Это фреска периода иконоборчества (9 век), когда в Византии были запрещены любые изображения людей, а в храмах не должно было быть никаких икон (считалось, что изображения Бога, святых и.д., это проявления язычества). Позволялись только кресты. Я не ожидал увидеть такого в Италии, она была стойкой в этом отношении, а папы боролись с императорами — иконоборцами. Но, видимо, влияние Византии в этой части страны все-таки было очень сильно и какая-то часть иконоборцев добралась и сюда. Благо территория находилась под прямым управлением Византии до того, как норманны в XI веке выбили греков.
Открываются железные ворота. Ты входишь внутрь и видишь это. В центральной апсиде фреска Христа Пантократора. Слева фигура Марии, справа — Иоанн Креститель. Раньше перед фреской был иконостас, находились царские врата, а за ними был альтарь (основания врат остались), но потом пришли норманны и переделали храм в католический. Фреска XI — XII века. Еще совершенно византийская. Такую легко найдешь в Киеве или Старой Ладоге.
Вообще это трехнефная базилика и в правом нефе есть фреска середины XII века «Успение Иоанна Евангелиста». Освещения в храме нет, а снимать со вспышкой запрещено, так что за тень не обессудьте.
А в левом нефе фреска «Видение Св. Стефана».
Даже в XI веке делали графитти и надписи «здесь был Вася», в том числе и в храмах. Здесь явно кому-то было скучно и он пытался изобразить на фреске лошадку.
Ну, а дальше просто наслаждайтесь фресками. К сожалению, фото не передают ощущений, которые испытываешь, когда оказываешься там.
Ближе Св. Петр, позади Два Георгия, Св. Петр и Папа Лев. Здесь уже видны латинские влияние во фресках.
Св. Василий, Богородица с Христом Анапесон (Недреманное Око), Св. Николай. Фрески XII -XIV веков
Cв. Лучия и Богородица с младенцем.
А вот и арка. Там был уже латинский альтарь
Ну и фрески прекрасны с самых разных ракурсов
Каждый раз в них видишь что-то новое
А это очень интересные фрески. На переднем плане Св. Федор XI века, а вот на заднем плане Св. Николай аж в двух версиях. Ниже находится Св. Николай XI века, написаный в греческой традиции, а выше голова Св. Николая, который был написан в латинской традиции поверх первой фрески. Теперь остались обе головы. Можно изучать разницу в иконописании
В общем нужно ехать, смотреть, изучать. Удивляться и наслаждаться удивительной церковью Св. Николая. Да и другие посетить в округе тоже стоит: Св. Маргариты, Св. Ангела, Св. Грегория.
Теги:
Культурно-познавательный туризм