Люблин оставил своеобразные ощущения… Все-таки очень глубокий след для истории белорусского народа оставила Люблинская Уния 1569 года. Наверное, для польского и украинского тоже. Кстати, убежден, для еврейского народа ничуть не менее.
Люблин оставил своеобразные ощущения… Все-таки очень глубокий след для истории белорусского народа оставила Люблинская Уния 1569 года. Наверное, для польского и украинского тоже. Кстати, убежден, для еврейского народа ничуть не менее.
Как Королевство Польское, так и (полное название) «Великое Княжество Литовское, Русское и Же(а)мойтское и иных земель» достаточно лояльно отнеслись к появлению и расселению на своих землях евреев. Не менее либерально, властители ВКЛ позволяли селиться, крымским татарам и караимам, а впоследствии и старообрядцам, например, бежавшим из России. Отсутствие ярко выраженной ксенофобии вообще характерно белорусам и поныне. Нет сомнений!
Вообще, лично для меня в свое время было открытием, именно открытием, та информация об истории ВКЛ, которая появилась в последние лет двадцать. Может интерес к ВКЛ и не был столь глобальным, захватывающим воображение, но он был и шаг за шагом для меня открывалась совершенно неизвестная ранее страна, о которой, при всём интересе к истории, я практически ничего не знал. Большинство белорусов и поныне имеет об этом периоде достаточно слабое представление. О россиянах вообще молчу.
В своем материале, здесь на сайте о Мирском замке, немного остановился на исторических моментах. Созданное в XIII веке государство стало христианским, в нем объединились различные племена, являющиеся прямыми потомками современных белорусов, в состав его, в том числе на правах определенной автономии, вошли уже сформировавшиеся на тот момент Полоцкое и Туровское княжества. Эти земли ни разу не были покорены монголами, не платили им дань и оставались тогда православными, не подчиняясь Риму.
С 1385 года Великий князь Литовский Ягайло стал королем Польским, женившись на польской королеве Ядвиге. Условием занятия трона страны было принятие им католичества. Детали соглашения с польской шляхтой были отражены в Кревской унии. Кстати, городок Крево и поныне благополучно существует в Сморгонском районе Гродненской области, правда, состояние развалин замка там плачевное.
Это был династический союз, которых в Европе тех времен было немало. Однако в разрезе взаимоотношений двух народов и двух государств — польского и литвинского, была положена основа длительного, на 400 лет, совместного развития, взаимной помощи и поддержки. В ВКЛ сохранялась собственная администрация, свое законодательство, чеканилась собственная монета и была собственная армия. Столицей государства на протяжении веков была Вильня (ныне Вильнюс). В разных источниках указывается о процессе полонизации — шляхта ВКЛ шаг за шагом переходила в католичество, перенимала польский язык в качестве основного, однако, уровень самостоятельности в ВКЛ оставался достаточно высоким вплоть до разделов Речи Посполитой в конце XVIII века. Добавлю, что до 60-х годов XIX века на большей части бывшей территории ВКЛ уже в составе Российской империи, продолжало действовать законодательство как раз ВКЛ, так называемые Статуты.
Надо заметить, что Статуты ВКЛ, созданные в XVI веке можно смело назвать первой в Европе Конституцией, это законодательный документ, регламентирующий вопросы гражданского, уголовного и процессуального права.
После восстания 1830 года, а, главное, следующего, под руководством Кастуся (Константина) Калиновского в 1863–64 г.г., память о ВКЛ вытравлялась уже целенаправленно. Литва, как местность стала именоваться Северо-Западным краем, «литвины» белорусами, всё шире в обиход входило название Белоруссия. В 1918 году, на изломе революции, народ, который именовался в ВКЛ как «жмудь», «жемойты», а в административно-территориальном плане в пределах Российской империи числился как «княжество Самогития», объявил о создании собственного независимого государства под названием «Литва» (Lietuvos Respublika), а себя назвал «литовцами». Приобретя в том числе и герб «Погоня», впервые появившийся у Ольгерда, князя Витебского.
В духе ленинской политики, вместе с Финляндией, а также Польшей, Латвией и Эстонией, Советская Россия, признала ее независимость, не особо задумываясь над названием. Вильня осталась в составе Польши с 1920 года, но была в 1939 году, после «освободительного похода Красной Армии» на земли Западной Белоруссии и Западной Украины, по решению Сталина была передана еще независимому Литовскому государству и получила название Вильнюс. Он-то понимал, что скоро в составе СССР появятся новые республики! Так и случилось летом 1940 года. После этого, разницы с точки зрения ЦК КПСС, не было к какой административной единице великой страны относится Вильнюс. Так белорусы лишились национальной истории и собственных исторических символов. Интересно, что как раз в вопросах отношения к истории ВКЛ царская политика полностью была поддержана впоследствии и советской. Вот так бывает! Ну, и такое же дело продолжается в наши дни. История Беларуси началась в лучшем случае в период Октябрьской революции, с создания СССР, может быть, после освобождения от оккупации в 1944, а точнее всего и правильней с избрания выдающегося президента. Всё лучшее — это сейчас, а до этого ничего и не было…
Понятное дело, изложенное выше — сугубо субъективно, есть 100500 иных точек зрения. Я никому ничего не навязываю.
Вернемся к Люблину, а самое главное к Унии 1569 года. В результате подписания этого документа было создано фактически федеративное государство, получившее название «Речь Посполита» (перевод с польского «Дело Народа», калька латинского слова «Respublica»).
По тем временам революционным было то, что глава общего государства, государь, который назывался всё равно «король», избирался общим сеймом и не мог передавать власть по наследству. Ликвидировались внутренние таможенные границы между Польшей и Литвой, допускалось свободное перемещение по всей общей территории купцов и простых жителей, сохранялась полная независимость обеих частей государства (ЕС и ЕАС сегодня), хотя часть земель, прежде всего на землях современной Украины переходили от ВКЛ под власть Польши. Это уже был государственный, а не династический союз, в результате которого появилось одно из самых мощных и обширных для своего времени государств Европы. В дальнейшем он перерос и в религиозную унию, подписанной в Бресте в 1596 году, давшей начало униатской церкви.
Что скрывать, одной из важных причин создания такого союза была острая необходимость у ВКЛ противостоять Москве, откуда Иван Грозный в ходе Ливонской войны грозил, как говорится, очень серьезно. Вообще, надо понимать и не стоит этого стесняться, на протяжении веков основным противником ВКЛ было Российское государство — Великое княжество Московское, Российская империя. Фактор ордынцев и затем их наследников Крымского ханства был в основном преодолен тем или иным путем еще в XIV веке (Москву крымчаки сожгли в последний раз в 1571 году). После смерти Ивана Грозного, Семибоярщины, смутой в Москве прежде всего воспользовались магнаты ВКЛ. Не поляки посадили тех Лжедмитриев на трон, даже потом забрели куда-то с Иваном Сусаниным (хотя их тоже хватало, как без них), а литвины.
Алексей Михайлович «Тишайший» в 1654–67 годах сполна ответил за те события. Вторгшись в ВКЛ, русское войско дошло до Бреста и Вильни, захватило и разграбило столицу. Эта война порой называется «Кровавый потоп». Население ВКЛ сократилось вполовину и численность его была восстановлена только лет через 150 лет, к концу XVIII века, некоторые уничтоженные города так и не были восстановлены…
Еще одним важным значением Люблинской Унии можно считать то, что литвины получили мощного и верного союзника, благодаря которому смогли сохранить свою государственность вплоть до конца XVIII века.
Ладно, наверное, достаточно. Кто желает и кому это интересно, легко может восполнить пробелы моего повествования…
А мы покинем город Люблин
и вот с этой парковки направимся в очень интересный и приятный город Казимеж Дольны (Нижний), до него около 60 км. Глядя на карту легко убедиться, что путь туда лучше проложить по варшавской трассе S17 (Е372) или более старой дороге № 12, а затем выйти на дорогу № 830. Чуть больше выйдет по расстоянию, но точно быстрее. Здесь уже рельеф местности немного изменяется появляются возвышенности, это Пулавские холмы, назвать их горами, конечно, сложно.
Окрестности вокруг настраивают на курортный лад. Чувствуется, что эти места облюбовали для отдыха не только местные жители.
Город этот появился более 1000 лет назад. Учитывая, что он располагался на «автобане Средневековья», т. е. на берегу судоходной реки Вистулы, надо понимать, что играл важную логистическую роль. Здесь был порт, склады и магазины. Еще с далеких времен он принадлежал непосредственно польскому королю и уже тогда часто служил местом отдыха знати. Было дело проходящий мимо шведский отряд пограбил его на всякий случай, потом спалила его как-то напрочь казацкая вольница. Но зато с тех далеких времен он всё больше каменный. В XIX веке художественная богема оценила красоты окрестностей, вслед за ними потянулись люди попроще и город стал настоящим туристическим центром.
До 1939 года большинство жителей были евреями. Думаю, всё понятно с национальным составом городка к 1945 году…
Ныне строить там что-то строго настрого запрещено и этот небольшой городок с постоянным населением чуть больше 3 тыс. человек, в выходные и праздничные дни привлекает огромное количество посетителей.
Собственно, еще только выехав на берег реки Вистулы, я осознал, что этих «посетителей» реально немало и успешная парковка будет основой для благоприятного ощущения от нашего визита. Увы,
машинам можно было свободно проехать по краю площади и практически по всему городку. Люди пытались пристроится к костелам, занять место на таких участках…
Ну, во-первых грязно и неухоженно из-за слякоти, во вторых парковка 15 злотых типа на весь день. Пришлось найти бесплатную, почти в центре
На улице Высокой или Горной.
Знаете, с чем сравнил Казимеж Дольны? С Жироной! Самая первая мысль, честное слово. Они абсолютно разные, бесспорно. А вот впечатления сопоставимые.
Сохранившийся на счастье в целости почти нетронутым островок Средневековья.
В Польше в то воскресенье отмечали вербное воскресенье
У нас поскромнее было через неделю. Вышли на центральную площадь…
Кто помнит как она называется в большинстве сохранившихся средневековых городов? Правильно — Рыночная. И вот эта атмосфера спокойной расслабленности:
что-то там наигрывает музыкант. Очень спокойно, без напряжения. Звучит себе тихая приятная музыка, как фон для собственного релакса.
Люди отдыхают как могут. Хочешь — мороженное, хочешь — пироженное, выбирай, гуляй душа! Еще характерная черта Казимежа Дольного выпечка в форме петуха.
Без костела никак!
Город начинался с монастыря монашек-норбертинок. Понятно, что костел в Польше это «наше всё» и без этого дела, да еще и в некотором неодиночном количестве обойтись никак нельзя…
Мы же, прогулявшись, попробовав отличное мороженное, выпив правильный кофе озаботились сувенирами. И что-то у нас это дело как-то не получалось. Ну, не видели лавочки и магазины с манящей надписью «Souvenirы», даже с удивлением спросили вот тут
как раз возле той скульптуры
Эх, ну надо же, как я мог забыть, по-польски «сувенир» это «pamiatka», правда, буква «а» здесь с хвостиком и слово звучит как «памёнтка»:)))
Жаль было не очень много времени на прогулку. Видите сами, погода 11-го марта побаловала нас. Но пора было возвращаться в Минск, где ждало вот такое
Хороших путешествий, друзья!