С заботой о людях
Таких аэропортов в мире пять, в которых понимаешь, что длинная стыковка совсем не повод для расстройства. Есть у меня информация (кто знает точно, подтвердите или опровергните), что некоторые аэропорты мира при длительной стыковке предлагают бесплатные экскурсии в своих городах.
Говорят, что стамбульский аэропорт Ататюрк при стыковке от 6 часов и при условии, что вы летите авиакомпанией Turkish Airlines, бесплатно организует экскурсии по основным достопримечательностям Стамбула. Кому-нибудь приходилось воспользоваться такой оказией?
А аэропорт Сеула Инчхон предлагают целых семь экскурсий на выбор, и вроде как тоже абсолютно бесплатно (если осматривать местные достопримечательности только снаружи). А про такое вы слышали?
Если же вы оказались в аэропорту Нарита (Токио), и до следующего рейса у вас не менее пяти часов, то выбор ещё больше, к вашим услугам целых восемь бесплатных экскурсий. Не знаю точно, так ли это, за что купил, за то и продал.
Для транзитных пассажиров с длительной стыковкой рейсов сингапурский аэропорт Чанги обязуется показать и чайнатаун и маленькую Индию и ещё чего-то, и опять абсолютно бесплатно. Впрочем, эту информацию тоже лично проверить не удалось.
Но чтобы не показаться пустым человеком, который говорит то, чего сам не знает, про следующий аэропорт расскажу всё как есть. Тут я самый настоящий очевидец.
Многие из России, из европейских стран летают в Азию или Африку катарскими авиалиниями, делая промежуточную остановку в столице Катара городе Доха.
Получилось так, что небольшой по размерам город такой же небольшой страны, стал крупным транспортным хабом авиационных пассажирских перевозок. Тут всё сложилось как нельзя лучше, и удачное географическое положение, и невероятные финансовые возможности миниатюрного нефтегазового гиганта, необходимые для создания целой отрасли с нуля.
География полётов от Qatar Airways широка и разнообразна, сервис достойный (вроде как, одна из лучших авиакомпаний мира) и цены конкурентоспособны.
Иногда попадаются вообще очень вкусные предложения, которые зовут в дорогу. Вот и мы не так давно соблазнились одним из них. Пользуясь случаем, ещё раз похвалюсь тем предложением от катарцев, которое было как раз из тех, от которых невозможно отказаться.
Условие было такое: если вылетать из Москвы через Доху в Чианг Май во вторник, а через две недели, в среду, опять же через Доху вернуться, но не в Москву, а в Ереван, то за четыре перелета с полноценным багажом и питанием надо было заплатить всего 19 200 рублей с человека, по курсу на момент покупки примерно $330. Согласитесь, неплохой подарок от Qatar Airways.
Но он был не один. Если первая стыковка, по дороге туда была короткая, не более полутора часов, то вторая почти 9 часов. Вообще это ужас, проводить в замкнутом пространстве аэропорта так много времени, это крайне утомительно.
Но меня данное обстоятельство, напротив, привело в полный восторг. Ибо я понял, что подарка от катарцев будет два, вторым обещала стать бесплатная (такая у меня была тогда информация) экскурсия в Дохе.
Как это было, сейчас расскажу.
Экскурсия для транзитных пассажиров в Дохе: свидетельство очевидца
Вылетев ранним утром из аэропорта в тайском Чианг Мае, наш самолёт примерно через шесть часов приземлился в аэропорту Хамад столицы Катара. Разница во времени сыграла нам на руку, по местному времени не было и 11 часов утра. В нашем распоряжении до следующего рейса оставался полный световой день.
Основной багаж путешествовал сам по себе, обещая встретится со своими хозяевами уже в Ереване, поэтому налегке мы стремительно направились к секции «В» в транзитной зоне аэропорта.
Мы знали, что сразу после центрального зала с непонятным огромным животным жёлтого цвета посередине, между магазинами Mont Blanc и WH Smith, под обозначением секции «В», находится стойка регистрации Doha Citi Tours.
Мы спешили, потому что боялись, что не хватит места. В найденных отзывах читал, что желающих бесплатно посмотреть Доху много, а размер группы ограничен вместимостью автобуса, и как говорится, кто не успел, тот опоздал.
Впрочем, опасения были напрасны. Искомая стойка была найдена, ажиотажа вокруг неё совсем не наблюдалось. На мой вопрос о наличии двух мест на ближайший рейс, девочка миловидной азиатской внешности ответила, что, мол, с дорогой душой, есть места на 14–00, давайте ваши паспорта, посадочные талоны и двенадцать американских долларов с носа. Заметив моё недоумение, девочка за стойкой подумала, что я не понял слово «twelve» и повторила медленно составляющие цифры — «one», «two».
Да, с 1 января 2018 года стоимость экскурсии Doha Citi Tour составляет 40 QAR (это местные деньги) с человека, как раз те самые $12.
Но заявленная стоимость, как мне кажется, всё равно носит характер чисто символический, особенно по катарским меркам. Думаю, оплата введена не с целью возместить расходы и уж тем более получить некую прибыль, а что бы отсечь уж совсем случайных людей.
Сняв копии с наших документов и получив оплату (можно оплатить банковской картой или наличными, в последнем случае только в местных деньгах) девочка дала указания прибыть к этой же стойке к 13–00, за час до времени отправления, завершив тем самым формальности оформления.
Нам была выдана программка экскурсии, текст которой соответствовал найденному позже на официальном сайте Qatar Airways. Оттуда и цитирую: «Путешествие в путешествии. Воспользуйтесь прекрасной возможностью осуществить увлекательный тур по Дохе во время транзитной остановки. Вы посетите четыре главных достопримечательности столицы Катара: искусственный остров Жемчужина Катара, Культурная деревня Катара, восточный базар Сук Вакиф и Музей исламского искусства. Длительность экскурсии 3 часа».
Что касается визы, то в июне 2017 года Катар облегчил визовый режим (не знаю, для всех ли, но для россиян точно). Теперь, имея на руках посадочный талон на рейс, пассажиры получают бесплатную транзитную визу на срок до 96 часов.
К назначенному времени мы прибыли к стойке регистрации, нашу интернациональную группу, в составе которой было и много русскоязычных, повели на выход, заставив пройти все положенные процедуры прохождения границы. Процедуры длились долго, не менее часа, потому что стояли мы в общей длинной очереди, в компании прибывших в страну пакистанских гастарбайтеров. Но в итоге границу мы прошли, и автобусная экскурсия на катарской земле благополучно началась.
Я специально, довольно подробно об этом пишу, потому что думаю, у многих может выпасть такой случай. Доха популярный транзитный хаб и длительные стыковки там вполне вероятны. Уверен, информация пригодится.
Что я узнал про Доху
Это была традиционная групповая автобусная экскурсия в сопровождении англо-говорящего гида.
Туристы дружно вертели головами по сторонам, в такт поступающим указаниям: «посмотрите налево, посмотрите направо».
В обычной жизни я ненавижу такие способы знакомства с чужими городами, предпочитая покорять их исключительно самостоятельно. Но здесь похоже другого варианта не было, как не было и удовольствия от происходящего действа.
Периодически туристический автобус делал кратковременные остановки, повинуясь стадному чувству мы выбегали, чтобы запечатлеть предлагаемые виды, стараясь уложится в строго отведенное время.
Бетонные коробки посреди безжизненной пустыни выглядели помпезно и богато, но совершенно не трогали душу.
Кособокие деревеньки Лаоса и яркие буддистские храмы Северного Таиланда, чьи образы были ещё так свежи в нашей памяти, представлялись куда как милее и приятнее.
Главной достопримечательностью катарской столицы фактически является Доха-сити, все эти многочисленные высотки офисных зданий, дорогущих отелей, торговых центров, ресторанов и тому подобных объектов демонстративной роскоши и излишнего комфорта.
Всё это появилось относительно недавно (стремительное развитие страны началось в 80-х -90-х годах ХХ века) и продолжает строиться до сих пор. Говорят, ещё лет пять, и достроят искусственный остров «Жемчужина», возведут ещё несколько десятков роскошных высотных башен, разобьют новые парки и сады (в стране, где нет ни одного водоёма с пресной водой) и наступит рай на Земле. Не для всех, конечно, а для немногих избранных.
Город мне откровенно не нравился и был для меня по духу чужой. В попытке понять его, я стал вспоминать прочитанное об этой стране. А вот тут оказалось много интересных моментов.
Это сейчас Доха современный мегаполис, наполненный самыми невероятными архитектурными решениями, а всего лишь 50 лет назад на этом месте находился унылый посёлок ловцов жемчуга, ибо именно добыча жемчуга, а также разведение верблюдов и коз было основным занятием местного населения.
Так было, пока не случилось чудо.
Эх, знали бы португальцы, турки и особенно англичане в разные годы, контролировавшие эту территорию, что пыльное и засушливое захолустье превратиться в богатейшую страну мира.
Специально ещё раз посмотрел рейтинг, в котором 185 стран мира ранжированы по ВВП на душу населения. Он составлен по данным Всемирного Банка и Международного валютного фонда, учитывает паритет покупательской способности и уровень инфляции в представленных странах. Так вот по этому показателю первое место занимает как раз Катар — $ 146 000, на втором месте Люксембург $ 94 167, США на 9-м месте — $57 045, Российская Федерация на 51-м месте $ 25 350. Вот такая вот статистика.
Катар, площадь которого менее 12 тысяч квадратных километров, занимает третье место в мире по запасам газа, 6-е место — по экспорту газа, 21 место — по нефтедобыче. Вот она основа экономического процветания.
В 1971 году Катар стал одним из 10 независимых эмиратов Персидского Залива. Позже 7 эмиратов образуют ОАЭ, а Кувейт, Бахрейн и Катар решат остаться полностью самостоятельными.
Не сразу бывшая английская колония стала процветающей страной. Первые нефтегазовые доходы молодого государства уходили на нужды правящей элиты, не готовой к самоограничению. Первый эмир независимого Катара Ахмад бин Али аль-Тани был кутилой, игроком и прожигателем жизни, за что и был низвергнут.
Последующие представители династии эмиров аль-Тани смогли запустить программу реформ, приведшую в итоге к экономическому успеху. С 2013 года страной руководит эмир Хамим бин Хамад аль Тани, после того как в пользу своего 34-летнего сына от престола отрекся эмир Хамад бин Халиф аль-Тани.
Крайне интересна у Катара демографическая ситуация. Пишу эти строки и смотрю на кривую динамики роста численности населения этой страны, она имеет ярко выраженный восходящий характер. Удивительные вещи, однако. В 1950 году, начальной точке отчёта, в Катаре (ещё английской колонии) проживало 25 тыс. человек, в 1970-м — 108 тыс., 1990-м — 474 тыс., в 2000-м уже 591 тыс., а в 2010-м году — 1 760 тыс. человек. Последние данные таковы — 2 млн. 240 тыс. человек.
Ну как вам такая динамика? Просто невероятно. Но это ещё не всё. Из почти 2, 5 млн. населения катарцев всего 13% — 291 тыс. человек.
Все остальные — приезжие мигранты. Теперь вы понимаете откуда такой огромный ВВП на душу населения.
Современные граждане Катара, дети и внуки ловцов жемчуга и погонщиков верблюдов, в большинстве своём не работают, они владеют бизнесами, недвижимостью, занимают руководящие должности в органах власти, государственных и коммерческих структурах, общественных организациях.
За них трудятся выходцы из Пакистана, Судана, Бангладеш, Филиппин и Непала, создавая своим трудом тот самый пресловутый ВВП, совокупный объём которого на их численность делению не подлежит.
Трудовые мигранты, мужчины и женщины — работают в Катаре многие годы, некоторые даже десятки лет. Они закрывают позиции рабочих строительных специальностей, сотрудников сферы обслуживания, иногда добиваются и серьезных должностей — начальника отдела в банке, например.
Но ни при каких обстоятельствах приезжие в Катаре не смогут получить гражданство, сколько бы лет они не прожили в стране. Соответственно, не получить им и привилегий, которые имеют граждане этой страны, таких как оплачиваемое государством обучение в любом университете мира, выплаты при заключении брака, освобождение от уплаты большинства налогов и коммунальных платежей.
Но у себя на родине трудовые мигранты обречены на существенно худшие условия жизни, так что никакого социального взрыва. Довольны все!
Автобусная экскурсия по Дохе подходила к своему завершению. Последняя остановка, рассчитанная на полчаса, была предусмотрена в как бы историческом квартале Souq Wahif.
Его построили несколько лет назад, придав ему аутентичный облик старого города. Получился такой настоящий туристический центр Дохи, в который приходят и местные и туристы.
Сувенирные лавки, магазинчики со специфическим ассортиментом (кувшины, традиционные наряды, оружие, украшения) уличные рестораны (в других районах города замечены не были), характерные для арабского востока кальянные….
На всё это мы смотрели исключительно как на музейные экспонаты, реально покупать ничего не собираясь. Стоило всё дорого, как говорится, «есть, да не про вашу честь».
Неуютно чувствовал я себя в этой арабской стране, был я тут первый раз и скорее всего последний. Разве что ещё раз доведётся сделать в этом городе транзитную остановку.
Тот бесконечный день никак не хотел заканчиваться. Начавшись рано утром в тайском Чианг Мае, большей своей частью он прошёл в катарском городе Доха, чтобы в итоге завершится в столице Армении — Ереване.
Так что хотите вы этого или нет, а в следующий раз буду вещать из Армении, причём с превеликим удовольствием, уж эта страна мне очень нравится!
Теги:
Культурно-познавательный туризм