Турист Kirill_Burdey
Kirill_Burdey
был 29 октября 2019 13:56

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Рим — Италия Сентябрь 2017
3 10

Рим — исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков

Рим — это город, который изучен вдоль и поперек, но всех (ну не всех, а почти всех) интересует либо древний Рим, либо Рим эпохи Возрождения и Барокко: Микеланджело, Борромини, Бернини и т. д.

А ведь город существовал все время между Древним Римом и Возрождением и после эпохи Барокко. В нем множество незамеченных и малоизвестных шедевров из этих эпох, которые, однако, игнорируются туристами.

В свой последний визит в Рим, где я провел, гуляя по городу, две недели, посещая закоулки города, где не было туристов, я подумал, а не будет ли и другим интересно узнать больше о Риме эпохи после цезарей и примерно до 1000 года (темные века).

Но просто вывешивать фотографии и рассказывать о зданиях кажется неинтересным. Это же не путеводитель. Куда интереснее, на мой взгляд, кратко рассказать об истории города в это время и показать ее на примере тех или иных памятников. Я решил, что важно показывать именно сохранившиеся памятники того времени, а не места, где они были когда-то. Поэтому здесь нет Латеранской базилики (Basilica di San Giovanni in Laterano), собора св. Петра или Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Однако Рим — это город, где очень сложно датировать памятник тем или иным веком. Там так многое менялось, достраивалось, перепланировалось. В нем все как в селедке под шубой: много слоев, которые все вместе дают общее впечатление, а если выбрать только селедку или свеклу, то впечатление будет неверным. Потому иногда приходится идти на волюнтаристские решения и выбирать период, к которому отнести то или иное строение: к IV, V или VII веку. Буду исходить из того, что кажется наиболее важным и интересным.

Так как сохранились исключительно религиозные памятники того времени, то рассказ будет прежде всего о них (ну не рассказывать же о колонне императора Фоки). Давайте тогда начнем наш рассказ.

Большинство снимков сделаны мной, но часть фотографий взята из интернета

Христианская империя — IV век

После победы у Мильвийского моста в 312 году над своим соперником Максенцием Константин вошел в Рим. Он еще не был единственным императором и не был Константином Великим — был еще Лициний, соправитель, который станет мужем Констанции (сестры Константина) и которого Константин через несколько лет прикажет убить. Впрочем, Константин был, видимо, не очень приятным человеком и не отличался добрым отношением к родственникам: убил сына и вторую жену. Но эта история к нашей не имеет прямого отношения.

По легенде, во сне перед битвой Константин увидел в небе крест и утром перед битвой приказал нарисовать на щитах солдат своей армии христианские символы. Он победил. А иначе он не был бы Великим — ведь историю пишут победители.

В 313 был выпущен Миланский эдикт, который даровал христианам свободу вероисповедования. Сам Константин, как человек предусмотрительный, не принимал христианства почти до самой смерти, справедливо полагая, что еще успеет наделать грехов (что и случилось), но это ему не мешало «председательствовать» на Никейском соборе, где были приняты ключевые догмы христианской веры

Надо отметить, что и мать и дочь Константина были христианками (мать еще до рождения сына, а дочь в то время, пока папа еще погрязал в язычестве). И вот тут пришло время первой достопримечательности, которая начала строиться еще при Константине: мавзолей святой Констанцы (или мавзолей Константины)

Находится он по на Via Nomentana у метро Sant’Agnese — Annibaliano в комплексе Базилики Святой Агнессы (сама базилика была построена при Гонории I (римский папа 625 — 638 года) и сама по себе интересна: там мозаика со Святой Агнессой, у которой ну очень розовые щеки. Сразу вспоминается фильм Морозко и сводная сестра Настеньки). Там же находятся христианские катакомбы и остатки базилики Константина.

Рим уже не являлся административным центром достаточно долгое время, население его уменьшалось, сенат стал малозначимым органом, а императоры предпочитали жить поближе к границе. А уж когда Константин перенес столицу в Византий, который назвал Новым Римом и который стал Константинополем, то значение Рима упало еще больше. Но это еще был очень важный идеологический центр — ведь отсюда стала развиваться империя. Кроме того, здесь находился римский епископ — Папа, который уже стал многими восприниматься как самый уважаемый епископ в христианском мире.

И вот, дочь Константина (ее звали, как ни странно, Константина, иначе Констанца) заблаговременно стала строить себе мавзолей. И достроила его уже после смерти Константина (примерно 340 -345 года). Вообще девушка характером была в папу. Историк Аммиан Марцеллин называл ее «мегера в юбке» (как будто может быть мегера мужского рода) и писал, что они с мужем были одинаково кровожадны. Однако, как видно из названия мавзолея, это не помешало причислить ее к лику святых.

Место обязательно для посещения тем, кому интересна позднеантичная архитектура и мозаики, которые еще совершенно не вписываются в привычный канон.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Вот так мавзолей выглядит снаружи. Достаточно типичная позднеантичная архитектура. Такую вы можете видеть, например, в Равенне или Фессалониках.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

А вот так здание выглядит внутри. Все достаточно просто. Конечно, росписи на куполе отношения к IV веку не имеют. Те мозаики, что там были, в 16 веке отбили и сделали роспись в стиле того времени (идея евроремонта имеет давние традиции). Куда делся мрамор со стен, остается только догадываться.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Но самое интересное — это мозаики (около 360 года), которые покрывают весь потолок между колоннадой и стенами, а также в нишах. Эти мозаики еще совершенно античные: с птичками, замысловатым растительным рисунком, изображением крестьян и совершенно непривычными изображениями Христа.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)
1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)
1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Обратите внимание, что орнамент очень «растительный», в нем практически нет тех изображений, которые мы привыкли видеть в христианской мозаике. Дело в том, что изображения людей очень сильно ассоциировались с язычеством (теми греческими и римскими богами с отколотыми руками, ногами и головами, которыми мы любуемся в музеях). А язычество еще было разрешено в империи, и христианство еще победило не окончательно. Церковь еще не решила, можно ли изображать Бога в виде человека, на этот счет существовали большие сомнения. Так, в 394 году епископ Епифаний во время паломничества в Палестину ужаснулся, увидев изображение Христа на занавеси церкви, и сорвал его.

Поэтому создатели пытались усидеть на двух стульях: и язычниками не выглядеть (поэтому так много орнамента и так мало фигур) и что-то понятное и привычное показать (а что может быть для античности более привычным, чем изображения богов). Ну, и если присмотреться, в орнаменте еще очень много языческих элементов. Думаю, что просто позвали ближайших мозаичистов, и они делали то, что привыкли делать (с поправкой на заказчика). Еще же никто не знал, как надо.

Интересны две мозаики с изображением Христа.

На первой Христос передаёт Петру свиток с надписью Dominus pacem dat (Господь даёт мир)
На второй Христос передает Петру ключ от Рая

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)
1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Обратите внимание, на первой мозаике Христос безусый и безбородый, а Петр бородатый и старый, а на второй Христос уже с бородой, а Петр — наоборот, безусый юнец. Видимо, разные мастера делали, и каждый видел библейских персонажей по-своему.

Вообще, в Риме насчитывается двадцать одно религиозное сооружение, датируемое IV веком, однако все они так перестроены, что там практически ничего не осталось. Поэтому IV век можно закрыть мавзолеем Констанцы.

Однако, прежде чем покинуть этот район города, стоит посетить место, где можно посмотреть христианское искусство, которое создавалось незадолго до того, как Константин окончательно легализовал христианство. Речь идет о римских катакомбах, где христиане (и не только) хоронили своих усопших (речь идет о сотнях тысяч людей, захороненных в период со II по V, а то и VI век, и десятках километров подземных тоннелей). Эти катакомбы украшены фресками, которые показывают зарождение христианского искусства и знакомство с которыми даст лучшее понимание его трансформации в течение веков.

Относительно недалеко от мавзолея Констанцы, на Via Salaria, 430 находятся уникальные катакомбы Святой Присциллы. Они знамениты своими фресками второй половины III века. Среди фресок – первое из известных изображение Богоматери и первый образ «Оранта» на фреске «Женщина в вуали». Оранта - это символическое изображение возносящейся души, которое со временем наложилось на образ Богоматери и стало Богоматерью Орантой или «Нерушимой Стеной», молящейся о людях и защищающей их (Богоматерь стоит в полный рост с воздетыми вверх руками).

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Первое изображение Богоматери (230–240 е гг. III века) (фото из интернета)

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Женщина в вуали (270-е гг. III века) (фото из интернета)

Еще немного истории Рима и империи в этом веке.

Дальше было достаточно спокойное время для Рима. Его население постепенно продолжало сокращаться (особенно с сокращением бесплатной выдачи хлеба для бедняков), значение города продолжало уменьшаться, административное управление западной части империи находилось в других городах: Трир, Медиоланум (нынешний Милан). Гладиаторские бои, несмотря на христианизацию империи, продолжали проходить, хотя они уже не были такими кровавыми как за несколько веков до этого. Жители Рима их продолжали очень любить и регулярно посещали Колизей. Они были настоящими предками нынешних тиффози Лацио или Ромы.

Жители империи и Рима потихоньку варваризировались. Так, все более и более популярными становились штаны, которых вы не увидите в классическую эпоху.

Империя была занята укреплением своей армии и сбором налогов. Для того, чтобы налогооблагаемая база не уменьшалась, Константин еще более усилил бюрократический аппарат и запретил детям менять профессию своих родителей: сын крестьянина должен был оставаться крестьянином, сын купца — купцом, сын ремесленника — ремесленником. По сути, империя превратилась в машину по выкачиванию налогов из подданных.

Как только христианство стало государственной религией (христианство могло исповедоваться наряду с другими религиями по Миланскому эдикту Константина, так что государственной религией его называть не вполне правильно, но все (за единственным исключением) императоры были христианами), его начали раздирать христологические споры. Если кратко, то это споры о сущности Христа: чего в нем было больше — божественного или человеческого, каково их соотношение, когда божественное появилось в Христе и т. д. Эти споры привели к очень большим последствиям для империи и Рима в частности. Здесь стоит упомянуть только одно важное различие между кафоличеством (нынешнее католичество и православие) и арианством (ключевая ересь в IV веке): для ариан Христос был неединосущен Богу-Отцу, а подобосущен ему, создан им, не равен ему. В кафоличестве же утверждается единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, то есть Сын и Отец это одна сущность — Божество. При этом в Христе существует две природы: божественная и человеческая, которые не сливаются.

Имперская власть в Константинополе вначале поддерживала кафоличество (арианство было осуждено на Никейском соборе), а после смерти Константина скорее стала склоняться к арианской догме и придерживалась ее в течение нескольких десятилетий. Римский же папа ее всегда отвергал. Тогда-то и пробежала первая черная кошка между христианской империей и римским Папой, но до официально разрыва дело не дошло.

Почему нужно упомянуть эти споры? Они были очень важны для людей того времени: ведь от того, правильно ли ты веришь, зависит, попадешь ли ты в рай или ад. А за это стоит бороться и биться. То, что половину века в Константинополе придерживались арианства, привело к очень важным последствиям, сказавшимся на Риме чуть позже: все германцы-варвары, которые были у границ империи, приняли христианство именно в его арианском варианте. Да-да, многие варвары-германцы были уже христианами, когда вторгались в империю (а остальные приняли христианство вскоре после этого). Но не такими христианами, как римляне, и это вызывало множество проблем, раздражение и недовольство сторон, и затрудняло ассимиляцию.

Империя достаточно удачно отражала внешние угрозы, хотя армия становилась все более и более варварской. Уже не было никаких легионов, которые мы привыкли видеть в голливудском кино. Изменилось вооружение, способ ведения боя, состав армии, все большую роль играли независимые союзники (варвары, состоящие на службе империи, управляемые своими вождями и воюющие так, как привыкли).

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Легионер I–II веков (фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Легионер IV–V веков (фото из интернета)

А во второй половине века случилось две военных катастрофы всего за 15 лет: в войне с Персией в 363 году, когда погиб император Юлиан (тот, которого называют Отсупником за то, что он пытался вернуть язычеству свои позиции. О нем есть прекрасный роман Мережковского) и в битве с готами при Адрианополе в 378 году, когда погиб император Валент II. После этого своей боевой армии у империи практически не осталось. Римской армией стали варвары. Это, конечно, преувеличение, призванное усилить эмоциональный эффект (набор в армию среди жителей империи продолжался), но среди ведущих военачальников империи этого периода есть люди с такими германскими именами как Рихомер, Меробавд или Арбогаст (первые двое даже побывали консулами, а третий был фактическим правителем Западной части империи при малолетнем императоре Валентиниане II).

После битвы императором Востока стал Феодосий (его тоже назвали потом Великим). Готы в течение нескольких лет грабили Балканы, а потом стали союзниками — получили землю и обязанность воевать за империю во главе своего вождя. А что еще оставалось Феодосию, ведь кто-то же должен воевать за империю, да и лучше сделать вид, что это союзники, которых ты призвал, а не завоеватели, которые пришли сами. Империя умела делать хорошую мину при плохой игре. Все больше варваров жило в Риме, Константинополе и других городах.

Феодосий Великий известен несколькими вещами:

— он объявил христианство в его ортодоксальной, кафолической версии государственной религией империи и запретил языческие культы и все, что связано с язычеством (например, олимпийские игры)

— он — первый император, который покаялся. В городе Фессалоники вспыхнуло восстание, и войска Феодосия уничтожили около 7 тыс. человек на ипподроме. Миланский епископ Амвросий наложил на императора епитимью и отказал в доступе в храм. Император был вынужден публично покаяться в убийстве невинных и был допущен в храм только через 8 месяцев. Можно ли такое было представить раньше?! Как же усилилась церковь!

— При нем в Александрии был разрушен храм Сераписа и сожжена религиозными фанатиками (христианами) очередная часть Александрийской библиотеки (сколько же веков ее уничтожали: от Цезаря до арабов. Даже подумать страшно, сколько там всего было и какого наследия мы лишились).

— Ну и в 395 году он перед смертью разделил империю между своими сыновьями: 11-летним Гонорием и 18-летним Аркадием. И хотя юридически империя осталась единой (практике разделения управления империей между несколькими императорами, чтобы они охраняли свою часть границы и управляли территорией, которой можно физически управлять, уже было больше 100 лет), это уже были два разных государства со своими интересами, своей экономикой и своей религиозной политикой. Они не гнушались ставить палки в колеса друг друга и при случае отсылали варваров от себя к соседу. Столица западной империи была вначале в Милане, а потом в Равенне, где и оставалась до самого ее конца.

А в Риме остался Папа! И на всем Западе был только Папа! А на востоке было несколько Патриархов, которые враждовали друг с другом и взывали к Папе, когда нужен был третейский судья. Так авторитет Пап еще больше усилился.

Думаю, на этом краткий рассказ о IV веке в Риме закончить. Переходим к веку V.

Падение империи и окончательная победа христианства — V век

V век — это век медленного сжимания, усыхания и гибели империи; век варварских вождей, которые хотели служить империи и вписаться ее структуру, но им не давали; век вторжений и заселения территории империи различными племенами; век восстаний против имперского гнета и налогов; век образования варварских королевств на территории империи; а самое главное, это век сильных женщин и слабых мужчин (возможно, в этом и заключается основная причина гибели империи).

А Рим за этот век пережил резню (хотя и не ту, о которой думаешь, говоря о веке варварских вторжений), 3 разграбления (причем одно после штурма своими же войсками), эпидемию, дальнейшую депопуляцию, спасение от гуннов, религиозные споры между христианами, возвышение папства и укрепление его морального авторитета.

От этого века осталось много интересных памятников и других артефактов, сохранившихся в достаточно хорошем состоянии, которые стоит посетить, но до которых доходит редкий турист. Как интересно: страна разваливается, все рушится, а церкви строятся и украшаются. Наверное, все не так уж катастрофично было.

Всего в Риме шестнадцать объектов, датируемых V веком, но как всегда, только в нескольких из них сохранилось что-то от этого периода. Мы здесь будем рассматривать целых пять, в которых сохранились очень интересные и разнообразные артефакты того времени.

Но вначале немного истории

После разделения империи, ввиду малолетнего возраста императора Гонория западной частью империи фактически управлял полководец Стилихон (тоже из варваров, из вандалов: папа вандал, мама римлянка). В общем, это было время, когда одни варвары, которые влились в структуру империи, защищали ее от других. Да и стоило ли ждать другого, когда не более 10% населения империи жило более или менее нормально.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Стилихон с женой и сыном (фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Император Гонорий (фото из интернета)

Стилихон достаточно успешно отбивался от варваров. Сами римляне, видимо, совсем не хотели воевать и защищать свою страну. Разбил несколько раз готов, которые вторгались на Запад по наущению Восточной империи, разбил вождя Радагайса, который во главе многоплеменного союза вторгся в Италию в 405 году. В общем, защищал империю. Однако при нем случилось две важные вещи. Чтобы защитить Италию, Стилихон был вынужден отозвать войска с Рейна и Британии, и 31 декабря 406 года граница была прорвана окончательно, когда различные племена (вандалы, свевы, аланы и т. д.) перешли Рейн по льду. Это не был набег, это было переселение. Империя не имела сил защитить границы и потому через несколько лет предложила им статус федератов-союзников, отдав 2/3 земли на территориях, где заселились варвары. Снова хорошая мина при плохой игре. Плюс был в том, что варвары помогали подавлять восстания крестьян-колонов (багауды) и сохраняли часть доходов римским аристократам, чьи владения были раскиданы по всей империи (лучше сохранить хоть что-то, чем потерять все). Так что в этом случае варвары выполняли роль ОМОНа, только набранного из иностранцев.

Затем один из узурпаторов решил побороться за власть и вывел последние войска из Британии. Они больше никогда не вернулись. Так Британия оказалась потерянной для империи.

Налогооблагаемая база все сужалась, денег для солдат было все меньше, а сенаторы-землевладельцы, чьи доходы были сравнимы с доходами государства, не хотели делиться на оборону, и император ничего не мог с этим сделать (иначе быстро бы перестал быть императором). Несмотря на победы Стилихона, силы его армий истощались, а вот силы варваров — нет. В 402 году столица переместилась из Милана в Равенну (ее легче защищать).

В 405 году Стилихон, как настоящий христианин, приказал сжечь Сивиллины книги. Это списки, которые содержали пророчества сивилл относительно будущего Рима и считались одним из главных символов Рима, защищающих его. Их сожжение произвело очень сильное впечатление: для многих язычников, которые еще остались в большом количестве в Риме, судьба города была предрешена. Вот так и поверишь в предзнаменования и пророчества. К тому же император Гонорий незадолго до этого запретил гладиаторские бои. Ну как такое государство могло дальше существовать?! А еще Гонорий запретил носить римлянам длинные волосы и длинные плащи (чтобы не выглядели как варвары, что стало модным). Этим заслуги данного императора исчерпываются.

А затем произошла катастрофа. Готы (точнее вест- или визиготы) под предводительством Алариха снова вторглись в Италию (или пришли по договоренности со Стилихоном, как говорили его враги). Сил их остановить уже не было. Аларих захотел очень много отсупных — ему нужно было кормить целый народ, и он был готов за эти деньги служить империи (вообще, складывается впечатление, что его основная цель была именно влиться в империю, он не мыслил себя без нее). В казне денег не было, и Стилихон обратился к сенату. Тут-то и пошли разговоры о римской гордости и патриотизме (жди беды). Стилихона обвинили в предательстве и намерении занять престол, ведь ходили слухи, что его сын должен жениться на сестре императора — Галле Плацидии (ох, какая была женщина, но об этом чуть позже). В общем, его убили, выманив из церкви, где он скрывался (408 год). Жену с сыном тоже убили.

Вот тут волна патриотизма накрыла Рим в полной мере. Началась резня варваров, которые жили в Риме. Это были десятки тысяч человек, и многие из них были женами и детьми солдат империи (ведь армия во многом состояла из варваров). После этого, армия Алариха пополнилась примерно 30 000 солдатами, которые ну очень не любили Рим, а армия империи, соответственно, их потеряла.

Аларих без проблем дошел до Рима. Он все делал, чтобы его не брать. Вел переговоры, возвел на престол нового императора в Риме, затем снял его с престола, чтобы договориться с Гонорием, договаривался о земле для своих людей и о службе империи, отходил от Рима и снова подступал к нему. А Гонорий, сидя в неприступной Равенне, каждый раз его обманывал. В конце концов, нервы Алариха не выдержали. Он в третий раз подошел к Риму и взял его (видимо, уже от отчаяния) в 410 году. Взял без боя, договорившись о трехдневном грабеже. При этом церкви оставались нетронутыми, так же как и те, кто в них укрылся. Няшками готы, конечно, не были, но все удивились, как можно так, без резни, обойтись с занятым городом. Как возможно, чтобы взявшие город и жившие в нем шли вместе крестным ходом, а у Аврелия Августина даже одна глава была названа: «Ни в одной предыдущей войне победители не щадили побежденных во имя их богов». Известен исторический анекдот, в котором рассказывается, что когда Гонорию доложили о «гибели» Рима, он подумал, что умер его любимый петух по имени Рим и обрадовался, что это не так.

Через три дня готы покинули город с огромной добычей и Галлой Плацидией в придачу. В сущности, Аларих был неудачником. Ему так и не удалось стать частью империи. А Галла Плацидия стала женой его шурина Атаульфа, который мечтал объединить готов и римлян, но был очень быстро убит. Ее вернули брату за большое количество зерна. Потом она стала женой соправителя Гонория и матерью нового императора, Валентиниана. И удерживала династию у власти до своей смерти.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Предположительный портрет Галлы Плацидии (фото из интернета)

Население Рима за время осад уменьшилось еще больше (кому же хочется жить в городе, который вот-вот возьмут штурмом). Город стал полупустым. В нем уже жило не около 1 млн., как за 200 лет до этого, а 300 — 350 тыс. человек. Еще более сильным был эмоциональный эффект — ощущение, что земля задрожала под ногами. «Град Земной» рухнул, остался только «Град Небесный».

После этого Риму было отпущено около 40 лет более или менее спокойной жизни. Империя все сжималась, была потеряна Северная Африка (ее завоевали вандалы и сразу обрубили поставки пшеницы в Рим), вестготы все больше укреплялись в Испании и Аквитании (в районе Тулузы), а Рим продолжал жить.

Ну, а когда спокойно, то и стройка идет. Тогда-то и были построены некоторые из великолепных и сохранившихся построек.

Базилика Санта-Пуденциана (La Basilica di Santa Pudenziana)

Базилика Санта-Пуденциана находится на Via Urbana, 160, недалеко от вокзала Термини и двух других памятников Рима темных веков: Санта-Мария—Маджоре и Санта-Прасседе.

По строению это типичная трехнефная базилика. Надо немного рассказать об этом типе храмов, так как дальше в основном речь пойдет о них. Это самый распространенный тип церковных сооружений в этот период. Структура базилики заимствована у римских судебных зданий (о смене названия тоже не задумывались, поэтому так же и назвали — базилика). Если описать кратко, то это вытянутые прямоугольные пространства (что-то типа длинного сарая или корабля), которые называются «неф» (от латинского «корабль»), где центральная часть выше остальных. В противоположной от входа стороне располагается трансепт (поперечный неф, придающий храму форму креста), а завершается базилика алтарной частью — полукруглой апсидой. Здание накрывалось плоским потолком и двускатной крышей.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Фото из интернета

Базилика Санта-Пуденциана была построена в конце четвертого века и затем много раз перестраивалась. Так что от изначальной церкви осталось немного, но осталось самое ценное — мозаики. Это вторые по возрасту христианские мозаики в Риме после мавзолея Санта-Констанцы и они совсем другие.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Вот так выглядит сейчас вход в церковь (сейчас это церковь филиппинской общины). Колокольня пристроена в XIII веке.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

А вот и мозаика. Она несколько теряется на фоне барокко, но когда подходишь ближе понимаешь, насколько она превосходит пышное барочное окружение.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Мозаика датируется 410–417 годами (после взятия Рима Аларихом и написания Аврелием Августином «О Граде Божьем»). Именно этот Град и изображен на заднем плане. Вот вам и прямая связь искусства с историей. Эта мозаика просто бы не появилась или была совсем другой, если бы готы не взяли Рим!

На мозаике изображен Христос в окружении апостолов и двух женщин Пуденцианы и Пракседы (часть апостолов была отрезана при «реставрации» в начале XIX века, также были «подновлены» часть апостолов справа и женская фигура, но основное сохранилось). По легенде, именно на месте этого храма апостол Петр обратил в христианство сенатора Пудента и его дочерей (на месте храма стоял их дом). Также на мозаике впервые появляются взятые из Апокалипсиса символы четырех евангелистов: Матфей — ангел, Марк — лев, Лука — бык, Иоанн — орел, которые парят в верхней части мозаики.

Что поражает — совершенно античные изображения и образы. Это лица реальных живых людей со своей индивидуальностью, еще нет того спиритуализма, отрешенности от мирского, который характерен для более позднего религиозного искусства. А краски, оттенки, тональные переходы даже напоминают импрессионистов. Вообще, иногда приходят мысли о том, насколько мозаика в целом близка импрессионизму: важность общего, целостного впечатления, а не отдельных деталей; необходимость смотреть издалека (только так достигается максимальный эффект и там, и там); нелюбовь поборников классического искусства.

Санта Мария Мадджоре (Basilica di S.Maria Maggiore)

Совсем рядом (буквально через дорогу) с базиликой Санта Пуденциана находится одна из четырех главных базилик Рима — папская базилика Санта Мария Мадджоре (Piazza di Santa Maria Maggiore, 42)

Она заложена в IV веке, а потом много раз перестраивалась. В XIV веке к ней пристроили 75-метровую колокольню, ну, а потом, конечно, фасад изменили в духе барочной моды (за ним скрывается исторический фасад с мозаиками XIV века, который можно посмотреть, заплатив небольшую денежку. Но смотреть мозаики придется с такого близкого расстояния, что впечатление рассеивается, должного эффекта не получается). Теперь и не скажешь, что это один из древнейших храмов Рима.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Теперь базилика выглядит снаружи вот так.

Нас же интересует то, что осталось от V века, а это очень много. Это мозаики арки апсиды (сцены Нового Завета) и мозаики с обеих сторон вдоль центрального нефа (сцены Ветхого Завета) над колоннами (мы же помним, что такое апсида и арка). В самой апсиде также находится прекрасная мозаика XIII века, но нас она сейчас не интересует.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)


А вот базилика внутри. Как видите — это типичная трехнефная базилика, только очень большая.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)
1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Арка апсиды (фото из интернета)

Искусствоведы пишут, что в этих мозаиках явно чувствуется восточное влияние (вероятно, их создавали приглашенные греческие мастера). Возможно и так, мне сложно сказать, но явно, что мозаики еще очень близки античной эллинистической традиции. На мозаиках апсиды изображены Благовещение, рождение Христа и поклонение ему.

Очень интересна связь этих мозаик с историей. Мозаика создана в 432 — 440 гг. V века, и ее главная функция — идеологическая.

Мы уже вкратце посмотрели христологические споры между кафоликами и арианами. Но этим дело не закончилось. Было еще несторианство, которое видело природу Христа иначе. Для несториан Христос — это изначально не единое божественно-человеческое существо, а, по сути, два существа: Бог-Сын и человек Иисус. Иисус, которого родила Мария, становится Богочеловеком только в момент Крещения. А раз Мария родила только человека, то неправильно называть ее Богоматертью (конечно, все описания христологических споров сильно упрощены). Константинопольский патриарх Несторий (а как же еще могли его звать, если ересь названа его именем) утверждал, что нельзя верить в Бога двух-трех месяцев отроду и нельзя поклоняться младенцу, вскормленному молоком матери и вынужденному бежать в Египет ради спасения жизни. Напомним, что в ортодоксальном кафоличестве, которое потом разделилось на католичество и православие, Иисус изначально является и Богом, и человеком. И на Эфесском соборе 431 года несторианство было осуждено. Собор объявил Марию не только матерью Христа, но и матерью Бога. С этого момента берет начало культ Богородицы в католичестве и православии.

И в Санта Мария Маджоре борьба с несторианством видна в полной мере. Мария представлена в образе императрицы, царственной Богородицы в сцене Благовещения (и никакого хлева и коз, конечно); божественная природа младенца Христа подчеркивается тем, что он один восседает на троне, как император (Поклонение волхвов); в сцене бегства в Египет при появлении Христа рушатся языческие идолы, и правитель города поклоняется истинному Богу Христу (пусть и младенцу). И так весь цикл — это наглядная пропаганда в действии. Вот, кстати, показатель того, что реально людей волновало в тот период, а отнюдь не мысли о гибели империи. Еще их волновали развлечения. Сальвиан Марсельский пишет, что жители одного из крупнейших городов империи (Трир) хлопотали перед императором об открытии игр и предавались безудержному пьянству, хотя их город к тому времени уже три раза был взят штурмом. Они не просили ни войск, ни защиты, а только игр. Настоящий пир во время чумы. Жители Рима вряд ли отличались от них.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Благовещение (фото из интернета)

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Поклонение волхвов (фото из интернета)

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Бегство в Египет (фото из интернета)

Теперь мы понимаем, что, как и в случае с мозаиками в Санта Пуденциана, эти мозаики могли появиться только в это время, когда проблема несторианства была актуальной.

После Эфесского собора несториане ушли на восток и даже добрались до Китая. Во время крестовых походов слухи о них превратились в легенды о пресвитере Иоанне, священнике-царе христианского государства в Азии, который должен помочь христианам разбить сарацинов-мусульман, ударив по ним с тыла.

Мозаики в нефе посвящены истории ветхозаветных патриархов. Сохранились не все панели с мозаиками (27 из 42 панелей), которые явно напоминают позднеантичную живопись, в том числе светскую.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Расставание Лота и Авраама (фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Гостеприимство Авраама (фото из интернета)

В общем, как вы уже поняли, в Санта Мария Мадджоре можно провести очень много времени, и оно не будет потрачено впустую.

Латеранский баптистерий/ Часовня святого Иоанна Крестителя (Il Battistero lateranense, полное название San Giovanni in Fonte al Laterano)

Еще одно интересное и важное место, касающееся нашей темы, это Латеранский баптистерий (то есть, крестильня), который находится на Piazza di San Giovanni in Laterano. Он является частью комплекса Латеранской базилики Иоанна Крестителя, которая была построена в IV веке, но нынешнее здание базилики не имеет с тем ничего общего.

По легенде баптистерий был заложен Константином Великим, а нынешний баптистерий — это здание V века, построенное при папе Сиксте III (432–440 гг. V века.), который ответственен и за мозаики в Санта Мария Маджоре. Баптистерии стали крайне важными сооружениями, так как в них как раз и происходило крещение (а как в христианской империи без крещения?). Этот баптистерий был в течение нескольких веков единственным в Риме (больше было и не нужно, ведь в определенные моменты население города не превышало 30 000 человек). Это здание стало прообразом для баптистериев по всей Италии, да и в целом в Западной Европе: в Равенне, Парме, Флоренции и т. д. Так что баптистерий важен, прежде всего, как изначальный образец.

От пятого века сохранились восемь порфировых колонн, окружающих купель, и несколько мозаик в плохом состоянии.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Главный вход. Чтобы до него добраться, нужно баптистерий обойти (фото из интернета)

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Так он выглядит со стороны площади

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Порфировые колонны, образующие восьмиугольник (фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Эта мозаика — практически все, что осталось от мозаичного покрытия V века

Однако в одной из капелл, пристроенных к баптистерию, есть интересная мозаика VII века с Христом Пантократором, Апостолами и Евангелистами. Кстати, отметьте, почти на всех мозаиках VII века появляются розовые щеки, которые мы упоминали, рассказывая о мавзолее Констанцы и находящейся рядом базилике Св. Агнессы.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Мозаика VII века

Базилика Санта-Сабина (Basilica di Santa Sabina all’Aventino) еще одно важное место, которое связано с V веком и которое нужно увидеть. Она находится на Авентинском холме, который стоит посетить не только из-за нее. Во-первых, это один из самых фешенебельных районов Рима, и можно посмотреть, как живут очень обеспеченные римляне. Во-вторых, прямо рядом с базиликой находится прекрасный апельсиновый сад, из которого открывается один из лучших видов на Рим. В-третьих, чуть дальше находится площадь мальтийский рыцарей, где находится один из главных аттракционов города: скважина, сквозь которую виден собор Св. Петра.

Базилика построена в 422 — 432 годах, в течение нескольких веков, начиная с X века, она была крепостью и жилищем аристократических семейств, потом, в XIII веке снова стала церковью, была передана ордену Доминиканцев и с тех пор находится в его ведении. Церковь пережила множество перестроек, мозаика в апсиде и арке апсиды была в XVI веке заменена фресками, а древние фрески не пережили прошедших веков. Сейчас это одно из излюбленных мест для свадьбы у жителей Рима, поэтому посещать базилику лучше в будни.

Чем же она так интересна? Это еще одно из мест, которые передают дух эпохи и происходящие в ней события. Колонны внутри — это колонны, взятые из языческого храма (видимо храма Юноны). А почему нет? Язычество запрещено, город стоит полупустым, можно забирать то, что плохо лежит, и использовать для своих целей. Так пошел процесс, результаты которого можно видеть на Форуме. Никакие варвары Рим не разрушали. Это сделали сами жители города, растаскивая его по камушку для своих домов и амбаров.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Вот так выглядит базилика из апельсинового сада

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Интерьер с коринфскими колоннами из языческого храма

Второе, это небольшой фрагмент мозаики, сохранившийся с V века и находящийся с противоположной от апсиды (контрфасад) стороне. На ней есть аллегорические изображения Церкви «из обрезанных» и Церкви «из народов», олицетворяющие крестившихся иудеев и язычников. Церковь уже ощущала себя победительницей и заявляла об этом всем и громко.

Между двумя образами находится текст на латыни: «Когда Целестин был на апостольской вершине и сиял во всем мире как первый епископ, Петр, священник Города от народа Иллирии, основал эту [церковь], которой вы восхищаетесь, человек достойный имени во [второе] пришествие Христа, дававший пропитание бедным людям в [своем] доме, человек богатый по сравнению с бедными, но сам бедный, избегавший благ нынешней жизни, заслуживающий надежду на будущее». Этот текст — одно из первых свидетельств того, что римский папа уже тогда многими осознавался (по крайней мере, на Западе), как первый из епископов христианского мира. Двор давно покинул Рим, и папа стал его фактическим главой, чьи позиции все время укреплялись. Могла ли такая надпись появиться раньше?

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Мозаика на контрфасаде с текстом

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

«Церковь из обрезанных» и «церковь из народов» (фото из интернета)

Но самый главный шедевр этой базилики это деревянные ворота V века (430 — 432 гг.), сохранившиеся в очень хорошем состоянии. Резьбы по дереву того периода почти нигде в Европе не сохранилось, не говоря уже о целых воротах. Они украшены резными панелями, вырезанными, как сейчас считается, двумя мастерами (имена их до нас не дошли). Из двадцати восьми первоначальных панелей нам осталось восемнадцать. Реставраторы в XIX веке снова постарались (что же они так любили все улучшать? Вот у кого были шаловливые ручки): панели перепутаны местами, а лицо тонущего фараона стало подозрительно похоже на лицо Наполеона Бонапарта. Но в любом случае, даже того, что сохранилось, достаточно для мощного впечатления. Резьба на воротах, как мне кажется, является примером очень важной тенденции, которая стала развиваться в религиозном искусстве: переход ко все более абстрактным изображениям, уходящим от античной традиции «реализма», в части панелей. Становится важнее смысл и сакральное содержание, а не схожесть с реальным миром. Так, в сцене распятия все очень условно, а размер Христа значительно больше, чем размер остальных персонажей (ведь Он важнее всех).

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Ворота (фото из интернета)

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Вот так они выглядят с близкого расстояния (фото из интернета)

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Распятие (уже средневековое искусство) (фото из интернета)

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Перенесение ангелом прор. Аввакума в Вавилон (еще позднеантичное искусство) (фото из интернета)

Ну, и не так давно справа от дверей при реставрации была обнаружена фреска конца VII века. Заказчики фрески изображены в квадратных нимбах (то есть, были живы на момент создания фрески). Это едва ли не первое изображение квадратных нимбов, напоминающих шлемы скафандров из фантастических фильмов 50-х годов, которые вызывают столько удивления у туристов. Так и появляются слухи об инопланетянах, которые посещали землю в прошлом.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)


Фреска VII века с квардратными намбами (слева)

Санто Стефано Ротондо на Целийском холме (Santo Stefano Rotondo al Celio)

Последнее здание, которое стоит посетить, говоря о V веке — это круглая церковь Санто Стефано Ротондо (собственно, слово ротондо и означает — круглый). Находится она на Via di Santo Stefano Rotondo.

Глядя на церковь снаружи, понять, что она круглая, ну никак невозможно. Однако это так. Это единственное сооружение такого рода в Риме, но не единственное в Италии (например, круглые церкви примерно того же периода есть в Перудже и Болонье). Строили ее в 440 — 460 гг. V века, а освящена она была в самом конце 60-х годов V века. Почему она круглая, точно не знает никто. Только гадают. Одно из предположений — это подражание ротонде храма Гроба Господня в Иерусалиме. Сейчас это храм венгерской общины, но так как венгров в Риме немного, то он почти всегда пустой (впрочем, как почти все объекты, которые мы здесь рассматриваем). Несмотря на катастрофическое положение империи, церковь стала такой сильной, что продолжала строить церкви и украшать их (в 50-е годы V века были украшены большими мозаичными циклами (ныне утраченными) базилики св. Петра и св. Павла).

Как почти все в Риме, церковь неоднократно перестраивалась, крыша регулярно обваливалась, и от первоначального внешнего облика сохранилось немного. Внутри все значительно лучше.

Изначально церковь имела форму греческого креста, вписанного в окружность. Внешняя окружность включала две других, расположенных концентрически к ней: внутренняя окружность — 22 колонны диаметром 22 метра, на которую опирался купол, и средняя окружность, состоящая из 44 колонн (сейчас проемы между колоннами заложены и это внешняя стена храма). Внешняя окружность была отделена от средней открытым пространством, но в XV веке снесена.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Реконструкция плана церкви в V в. (фото из интернета)

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Вход в церковь. Понять, что она круглая, снаружи невозможно.

1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)
1
Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

А вот внутри она действительно круглая. В отдельных местах можно увидеть то, что осталось от второго кольца колонн.

Есть в храме что посмотреть и из других эпох.

Мозаика середины VII в., изображающая святых Прима и Фелициана, между которыми крест и медальон с образом Христа. Образы еще более схематичны и нематериальны. Но об этом позже, когда речь дойдет до VII в.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Прим и Фелициан

Ну, и отдельное развлечение для стрессоустойчивых граждан. В 1583 году художник Помаранчо на стенах церкви, по всей окружности, создал цикл самых кровожадных фресок о мучениях, пытках и казнях первых христиан, которые мне встречались. Пытки показаны детально, с каким-то садистским смакованием. Даже маркиз де Сад был неприятно удивлен, увидев этот цикл во время посещения Рима. Впрочем, возможно, что де Сад был просто интеллигентным фантазером галантного века, в реальности далеким от того, что мы сейчас называем садизмом. Что-то меня занесло.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 1 (IV и V век)

Пара фресок о мучениях. И так по всему периметру.

Немного истории тех времен, когда все это строилось и украшалось:

После взятия Рима готами положение, казалось, стабилизировалось. Благодаря талантливому полководцу Флавию Констанцию удалось победить очередного узурпатора и вернуть под управление империи большую часть Галлии и Испании. Вестготы сначала почти уничтожили вандалов и аланов, дошедших до Испании, а потом Флавий Констанций с помощь блокады заставил их переместился в Аквитанию, где те подавили восстание крестьян (багаудов) и были оставлены как союзники-федераты (в районе Тулузы и Бордо), признав номинальную власть империи. Констанций женился на Галле Плацидии (той самой, что была замужем за готом Атаульфом, мечтавшим объединить готов и римлян) и стал в 421 году соправителем Гонория. У них родились двое детишек: будущий император Валентиниан III и Юста Грата Гонория. Детишки, прямо скажем, не удались, но папу в этом винить сложно. Он умер в том же 421 году, когда дочке было 3 или 4 года, а сыну 2 года.

После смерти Констанция разгорелась нешуточная борьба за власть (включая уличные бои), в которой Галла Плацидия активно участвовала, и Гонорий выслал сестрицу с детьми в Константинополь. Вскоре умер и он (423 год), а императором стал некий Иоанн. Но не такова была эта женщина, чтобы смириться с тем, что ее сыночка не попадет на трон. В 425 году корпус, присланный из Константинополя, вернул трон Валентиниану, а Галла Плацидия стала регентшей при малолетнем сыне.

Это время интриг, когда различные полководцы пытались прийти к власти и использовали варваров для борьбы друг с другом. Именно в период регентства произошла новая катастрофа. Вандалы заняли Северную Африку, самую богатую провинцию империи (432 — 439 года), воспользовавшись одним из таких внутриримских конфликтов. На сцене истории появился вандал Гейзерих (389 — 477 гг.), человек проживший жизнь такую долгую, которой и в наше время можно позавидовать, и который был самым сильным политиком V века. Имя Гейзерих переводится как «цезарь-король». С другой стороны, почему бы варвару не зваться цезарем? Это человек, чья политическая деятельность развернулась по всей известной тогда Европе. Он отнял у империи Африку, Сицилию и Сардинию; терроризировал все западное (да и не только) Средиземноморье и разбил не одну римскую армию. В конечном счете он сыграл одну из ключевых ролей в гибели империи на Западе. Гейзерих еще скажет свое слово в истории города Рим, но пока империя признала вандалов союзниками-федератами и сделала вид, что позволила им жить в Африке. А что еще оставалось?

А тут и Аттила появился со своими гуннами. Они вообще казались пришельцами из иного мира — бичом божьим, да и выглядели соответственно (мальчикам в детстве стягивали голову кожаными ремнями, череп деформировался и вытягивался вверх). Гунны уже несколько десятков лет как осели в Паннонии (нынешняя Венгрия), занимались набегами и с удовольствием за деньги служили в римской армии. Большим другом гуннов был полководец Аэций, который в молодости провел несколько лет у них в заложниках и затем их постоянно использовал для борьбы с другими варварами и подавления восстаний багаудов. Более того, проиграв в придворной борьбе, он сбежал к гуннам и только с их помощью вернул себе пост главнокомандующего. Но дружба дружбой и когда есть возможность получить больше, чем плата за услуги, она часто забывается. Аттила объединил гуннов и стал терроризировать Восточную империю. Он даже доходил до Константинополя, но не смог взять его и удовольствовался выкупом. Однако Балканам досталось по полной: города были разрушены, деревни обезлюдели, в общем, окончательно освободилось место для славян. Что касается Западной империи, она пока не сильно страдала от гуннов Аттилы.

В это время в дело вмешалась дочка Галлы Плацидии и сестра Валентиниана — Юста Грата Гонория (пусть в дальнейшем будет просто Гонория). Ее все не выдавали замуж (а зачем создавать возможного узурпатора на трон, которым мог бы стать муж этой девушки). Но молодость есть молодость, кровь бурлит и … завязалась интрижка с неким придворным Евгением. А когда природа уже не позволила скрывать роман, разразился скандал. Евгения казнили, а Гонорию отправили в Константинополь. Затем ее решили выдать за пожилого и страшного (мне почему то так кажется) сенатора. Но девушка была не промах — настоящая баба с яйцами. Так просто ее замуж было не выдать. Гонория обращается к Аттиле с просьбой о помощи и, возможно, с предложением своей руки (прямо мексиканский сериал). Аттила не преминул воспользоваться возможностью и потребовал руки дамы вместе с приданым (половина империи). Требование было отвергнуто, и гунны вторглись в Западную Империю.

Дальше одни варвары под предводительством Аттилы встретились с другими варварами («римляне» и союзные готы) в Галлии на Каталунских полях (451 г.). Битва поразила воображение современников своим масштабом и реками пролитой крови. Аттила проиграл, вестготский король Теодорих, союзник Рима, погиб, а Аттила ушел к себе в Паннонию.

Через год он вернулся и вторгся в Италию, требуя Гонорию. Взяв несколько важных городов, Аттила пошел на Рим. Сил защитить город не было. Пришлось посылать послов, среди которых был и папа Лев I (потом названный Великим), которые должны были уговорить Аттилу уйти из Италии. Непонятно по какой причине (может быть гуннов охватила эпидемия, может быть армия Восточной империи вторглась на территорию гуннов, а может просто дали денег), но гунны ушли (через год в 453 году Аттила умер, и гуннская опасность исчезла). Это стало триумфом Льва — свершилось чудо, спасшее Рим, и чудо совершил именно он с помощью Бога. Так авторитет папы стал непререкаемым, а вот авторитет светских властей, не сумевших защитить город, пал окончательно.

Если вы думаете, что Санта-Барбара закончилась, то это не так. Хоть Валентиниан был никудышным императором, но по женской части он был силен. Как то раз он заманил к себе жену сенатора Петрония Максима и изнасиловал ее. Петроний Максим сделал вид, что не обратил на это внимания, но стал плести интриги, подводя императора к мысли, что Аэций хочет занять его трон. Гунны больше не угрожали, надобность в Аэции отпала, и в 454 году Валентиниан лично заколол его мечом. Так умер человек, которого многие называли «последним римлянином» (предыдущим «последним римлянином» был Стилихон). Один из придворных сказал: «Вы левой рукой отрубили себе правую» и был прав. Год спустя Максим организовал заговор и убил Валентиниана (мама уже умерла и не могла защитить сыночку). И что же Максим сделал? Взял себе в жены жену последнего — Евдоксию. Однако не на ту попал — как и все женщины в этой семье, Евдоксия была не промах. Она написала письмо Гейзериху с просьбой ее спасти. И Гейзерих пришел как спаситель (нет, ну почему до сих пор не снят сериал об этом времени? В нем есть все: власть, секс, интриги, любовь, насилие. Готовый сценарий не хуже «Игры Престолов», только без драконов и белых ходоков. Возможно, что истории с призванием гуннов и вандалов — это легенды, но какие! Да и дыма без огня не бывает).

В Риме началась паника. Максима растерзала толпа, а на переговоры к Гейзериху поехал папа Лев. В этот раз все закончилось не так хорошо, как с гуннами. Папа договорился о сдаче города без боя. Вандалы обещали не убивать, не пытать, не разрушать здания. И они сдержали свое обещание (папа снова стал спасителем), но Рим подвергался тотальному разграблению в течение двух недель. Затем, вместе с Евдоксией и ее дочерями он отбыл в Африку. Так, в 455 году состоялось второе разграбление Рима.

Дальше началась агония. Императоры сменялись один за другим, а империей в течение почти двадцати лет фактически управлял военачальник из варваров Рицимер, смещавший и убивавший императоров, которые пытались быть самостоятельными. Территории отпадали одна за другой, а римская армия в Галлии не признавала ни одного императора после 461 года. В 472 году войска Рицимера (вообще-то официально римская армия, хоть она и была исключительно варварская по составу) после трехмесячной осады штурмом взяли Рим, где укрывался император Антемий. Вот теперь город узнал, что такое настоящее разграбление с насилием и массовыми убийствами. Готы и вандалы были цветочками, ягодки созрели сейчас. В том же году Рицимер и новый император, посаженный им на трон, умерли от чумы (только эпидемии не хватало этому городу для полного счастья).

А в 476 году Западная империя-де-факто перестала существовать. Один римский полководец (Орест, который когда-то был секретарем Аттилы) сместил последнего легитимного императора Юлия Непота и посадил на трон своего малолетнего сына Ромула Августула. Второй римский полководец Одоакр (из варваров), чей отец тоже был в окружении Аттилы, поднял восстание, убил Одоакра и сместил Ромула Августула (тот продолжил жить как богатый землевладелец на вилле в Южной Италии). Именно этот момент считается концом Западной империи, хотя никто этого в Риме не заметил.

Одоакр отослал императорские регалии в Константинополь (империя теоретически снова становилась единой). Хотя Император Востока Зенон не принимал регалии еще 4 года (до смерти официального императора Юлия Непота), затем пришлось принять неизбежное. Восточный император становился номинальным властителем итальянского полуострова, но не имел никакой реальной власти, не получал налогов, а итальянские войска не помогали ему в войнах. Одоакр же построил достаточно устойчивую систему, которая продержалась несколько десятков лет. Варвары Одоакра (они получили, наконец, землю в Италии) из самых разных племен защищали страну от других, более опасных, варваров; сенат продолжал существовать; римская администрация функционировала; консулы назначались; налоги платились, а налоговый пресс ослаб. Одоакр всячески подчеркивал свою приверженность римским традициям. Античность продолжалась. В общем, все были счастливы еще почти 15 лет, однако население города сократилось к этому моменту до 100 000 человек. Стабильности власти Одоакра способствовал первый раскол, произошедший между Римской и Константинопольской церквями в 484 году и продолжавшийся 35 лет (о причинах раскола уже в следующей главе). Не обращаться же с просьбой о спасении от варвара и еретика-арианина Одоакра к еретикам-монофизитам в Константинополе! Тем более что варвары были вполне себе веротерпимыми, а Одоакр старался сохранить с папой и римской церковью хорошие отношения. На сем предлагаю V век и закончить. Впереди век VI.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии