Этим отзывом я начинаю некий цикл, который расскажет о туристических и нетуристических местах в родном Петербурге. Обычно, в походы по таким местам мы отправляемся вдвоем с братом. А потом, как Ильф и Петров (во, наглец!) на двоих пишем отзывы и рассказы.
Хотя я, по жизни, являюсь глубоко неверующим в религиозном смысле человеком (хоть и крещеным), я с большим уважением и интересом отношусь к храмам различных конфессий — в первую очередь, с точки зрения их архитектуры, истории и т. п. В ходе поездок по городам и странам Европы посещение местных храмов и соборов является для нас обязательным, ибо они являются некоей квинтэссенцией тех достижений, к которым пришло человечество на момент их создания. Правда, есть много примеров когда строительство их растягивалось даже не на десятилетия, а на века. Но тем значимее получался результат.
Но зачем далеко ездить, когда в моем родном многоконфессиональном и веротерпимом Санкт — Петербурге находятся храмы (и не только православные), входящие в мировой «топ лист» и этот факт отдельно подчеркивает администрация города?
1
Взяв, к примеру, участок 400 на 400 метров в самом центре Петербурга (на Невском проспекте) мы обнаружим на нем:
Православный Казанский собор
Армянскую апостольскую церковь Св. Екатерины
Римско-католическую базилику Св. Екатерины Александрийской
Лютеранскую церковь Св. Петра и Павла
Протестантскую шведскую церковь Св. Екатерины
Лютеранскую церковь Св. Марии.
А если пройдемся не по самым центральным районам, то обнаружим чуть ли не единственный в Европе буддистский дацан,
3
крупнейшую в Северной Европе мечеть,
католический собор Нотр Дам де Лурд
и, наконец, вторую по величине в Европе (после будапештской) и одну из 5 крупнейших в мире синагог — Большую хоральную синагогу.
2
(Между прочим — памятник архитектуры федерального значения)
На всякий случай — в будапештской синагоге могут поместиться 3000 верующих, в петербургской — 1300, а в крупнейшей в мире, расположенной, как ни странно, в Филадельфии (США) — 5000.
Как же можно было упустить возможность посетить синагогу в «день открытых дверей», проводимый всего 1 раз в год? Никак нельзя. Поэтому, с утра пораньше выдвинулись к месту и заняли очередь.
1
Желающих, как видно, оказалось много, нижняя (мужская) часть зала была забита до отказа и народ постоянно подходил. По нашим оценкам было, примерно, 1000 человек.
2
Это была специально организованная утренняя экскурсия, а по плану Дня их должно было быть еще несколько. В фойе играл музыкальный ансамбль «народных еврейских инструментов»
1
очень милые и внимательные волонтеры с удовольствием помогали гостям и отвечали на вопросы. Экскурсию проводил импозантный мужчина — кантор синагоги (в каждой синагоге есть «должности» раввина — это понятно, и «кантора». Это слово происходит от известного корня, означающего «певец». Т. е., условно говоря, человек, поющий молитвы. Что он нам и продемонстрировал, но, об этом чуть попозже).
3
Начался рассказ, естественно, чуть — чуть с истории иудейства, потом перешел на историю синагоги, которая была открыта после более чем 20 лет согласований, организационных и строительных работ в декабре 1893 г. Ее особенность в том, что она построена в «мавританском» стиле и интерьеры ее, пожалуй главное, что привлекало в этой экскурсии. Это что — то…
1 из 7
1
Конечно, чрезвычайно интересно было услышать в ходе рассказа о всяких особенностях, «фишках», извините за жаргон. Вот, например, эта часть синагоги называется «ковчег», в ней хранятся свитки Торы.
3
Когда занавеска задернута, в зале можно сидеть, а вот когда ее откроют, чтобы вынести Тору — надо встать. Чтобы не пропустить этот момент, к Торе приделаны специальные колокольчики, которые звенят при переноске (так же и на одежду иудейских первосвященников нашивались такие колокольчики). Тору выносят для молитвы вот сюда, на место, называемое Бима
и каждую неделю читают определенную главу. Текст этой главы находится на скамьях молящихся, а чтобы кто — то не упустил, что и как надо читать, текст молитвы дублируется вот на таких больших листах, рядом с которыми специальные сменные цифры указывают «номер» молитвы.
Нам, кстати, повезло, что экскурсия была в воскресенье, а не в субботу — ведь в субботу, в шабат, иудеи должны соблюдать 39 запретов, каждый из которых содержит еще 39 подзапретов. Так, например, в субботу наш экскурсовод не мог бы пользоваться микрофоном, рвать написанное на бумаге и т. д. и т. п. Правда, по его словам, запреты отменяются, если, например, возникает опасность жизни людей. Так что, не все так критично:)
Рассказ был живым и не утомительным. Кроме всего прочего мы узнали, что, поскольку верующих много, а мест, все — таки, мало, с момента строительства и до сих пор места на скамьях можно было купить, хоть на год, хоть на всю жизнь (ну, это национальное:)) — об этом, например, говорят специальные таблички
1 из 4
Вот эта, кстати, принадлежит «широко известному в узких кругах» авторитетному предпринимателю.
После рассказа кантор продемонстрировал нам фантастические возможности акустики зала, спев одну из молитв и это было, пожалуй, одно из самых сильных впечатлений от экскурсии. Пел он, разумеется, стоя лицом к залу, но звук его голоса шел (и это ощущалось, буквально, физически) сзади и сверху, прямо из купола.
1
Невероятно. Кстати, видимо для лучшей акустики, сидения на верхнем (женском) ярусе сделаны со специальными отверстиями. И еще — шепот в зале слышен на расстоянии 10 шагов. Об особой музыкальности синагоги говорит и тот факт, что в ней есть… орган! Совершенно, казалось бы нехарактерный инструмент, но, тем не менее стоИт там с конца XIX века и произведен он аж в Чикаго.
1
А еще, в синагоге имеется мужской хор, который, естественно, участвует в молитвах и обрядах. Потому и синагога — хоральная.
Ну, а потом вся толпа хлынула на верхний ярус (на котором, традиционно, размещаются женщины), чтобы увидеть еще несколько ракурсов и сравнить «мужскую и женскую точки зрения «.
3
Шикарная люстра к моменту строительства была привезена из Германии.
2
Вообще, исторически, зданию повезло. Несмотря на то, что и в Первую мировую войну и в блокаду в ней находились госпитали, ее не перестроили в кинотеатр, как другие храмы разных конфессий (в Ленинграде в них были кинотеатры, молокозавод, бассейн, и, даже, практически до сих пор — база подготовки военных водолазов, которую недавно передали церкви для восстановления существовавшего там изначально храма). И службы в синагоге не прекращались даже в блокаду. Вот, на фронтоне можно увидеть старую табличку, наверное, с тех времен
После «концерта» все перешли в Венчальный зал,
1
1
у входа в который создалась «пробка» (мы по — другому не можем)
затем в зал, где можно было посмотреть фильм о той же синагоге,
библиотеку, а в подземном этаже — «столовую» и ресторан с какими — то зловещими устройствами и поучительными картинами
1
А выйдя во двор увидели… Стену Плача.
1
Ну, точнее, фотостену. Но выглядит эффектно
1 из 3
Во дворе рядом со стеной и единственный в городе кошерный магазин,
1
в котором, кроме всего прочего, продаются кошерные косметика и Пепси — кола.
1 из 7
1
Ну и другое всякое — все со специальным значком.
Вот такая получилась поучительная экскурсия. Мы старались все записывать, но если допустили какие-то ошибки в специфических терминах и названиях — прошу прощения.
Конечно, приглашают туда заходить хоть каждый день, но мы с братом как — то попытались — не вышло. Принципиальный момент — там можно, в отличие от других храмов, фотографировать. Давно мечтал туда попасть и очень рад, что это удалось сделать. Надеюсь, и вам было интересно. Теперь вот думаем, как бы в мечеть просочиться:)