Детство. Открываю музыкальный сборник — мне задали разобрать новое произведение — «Песня венецианского гондольера» Мендельсона.
И кто это такой — гондольер?! Учительница музыки немного рассказала о Венеции, о том, что там все плавают на лодках… Зачем? Непонятная страна!
Учу прилежно музыкальный текст и поглядываю на картинку — там совсем маленький мальчик, с веслом. Сборник предназначен для детей, поэтому перед каждым музыкальным произведением обязательно цветные картинки, а на картинках непременно дети — видимо, чтобы юным пианистам понятнее и приятнее было — мол везде «наш брат — ребенок»!
Прошло много-много лет и вот, наконец, я оказалась в Венеции — увидела и настоящих гондольеров, и настоящие гондолы. Ох, непосильное это занятие — управлять гондолой мальчику лет семи, как когда-то рассказывала цветная картинка. Ох, и не простой это труд даже для опытных и бывалых лодочников! Это я осознала только в Венеции!
5
Но обо всем по порядку.
Однажды, на каком-то сайте прочитала: «Побывать в Венеции и не покататься на гондоле — все равно как съездить в Париж без подъема на Эйфелеву Башню».
Скажу по-секрету — я как раз из тех, которые… Да-да, и в Париже, и в Венеции. Даже стыдно, признаться. Но о гондольерах все же расскажу, потому что в Венеции они, можно сказать, повсюду.
Взять гондолу можно в разных местах: у пристаней, мостов, возле гостиниц, хотя наиболее известные места отправления — это площадь Святого Марка и мост Риальто.
4
Мимо прекрасных гондол, которые еще ласково называют «Черные лебеди», конечно же не пройдешь, как и мимо гондольеров, потому что они неукоснительно соблюдают определенный «дресс-код» — черные туфли и брюки, полосатая рубаха, соломенная шляпа с ленточкой (красной или синей).
Конечно, я видела разных гондольеров — и в кроссовках, и без шляп, но источники утверждают, что гондольеров за несоблюдение этой строгости в одежде серьезно штрафуют, даже могут лишить лицензии, а ее получить совсем нелегко!
1
Сегодня ассоциация гондольеров ограничила количество работающих гондольеров — цифра четкая — 425 гондол.
В 15–16 веке в Венеции было порядка 20000 гондол. Но это и понятно, ведь в то время, это была единственная возможность перемещения по удивительному городу на воде.
6
Сегодня главный способ передвижения — это вапоретто. Существует несколько линий, которые обеспечивают бесперебойное курсирование по Гранд-каналу, а также на острова.
1
Тот, кто экономит на вапоретто — ошибается. Я купила проездной на 24 часа и с лихвой окупила затраченные средства.
2
Но у нас рассказ о гондолах! Сегодня это не столько способ передвижения, как в Средние века и в более позднее время, но «туристический аттракцион», который пользуется большим спросом.
Стоянки гондол повсюду — это длинные деревянные шесты (палины), вбитые в дно канала. Не могу сказать, что они красивы, но функциональны, а значит и глаз привыкает.
7
На носу гондолы расположен массивный противовес-украшение «ферро»(до 30 кг). Это противовес стоящему на другом конце лодки, гондольеру.
7
Кроме того, это сооружение, имеющее определенную символику определяет — сможет ли гондола пройти под мостом. Ведь некоторые небольшие мостики довольно низкие, а вода в Венеции как известно, капризна — бывают периоды и «высокой воды».
3
Интересна и история «гондольерства», и его жизнь в современных, крайне изменившихся условиях. Раньше гондольеры чаще бастовали против моторных лодок и прочих современных плав средств, требуя ограничить право оных на существование.
9
Но люди в Венеции, это не только туристы, которых большинство, но и местные жители, которым нужно добираться до магазинов, на работу, а тут уж не до романтики. Видимо поэтому и гондольеры бастуют не часто, хотя вообще-то бастовать в Италии, по разным поводам, любят.
5
Конечно, дело не только в романтике — современные моторные лодки, катера, но особенно комфортабельные лайнеры, которые заходят в лагуну, губят Венецию, и она с большим ускорением уходит под воду. Это известный факт.
2
Профессия «гондольер» передается по наследству — от отца к сыну, как и сама гондола. Экзамен по «вождению гондолы» включает не только управление плав средством, но топографию, историю, а также английский язык. В «сказках» для туристов упоминается и об экзамене по пению, но не надейтесь уговорить лодочника, чтобы он вам спел баркаролу. Это раньше — сладкоголосые гондольеры соревновались в пении — кто лучше пел, у того и бизнес шел лучше, ведь к нему в гондолу садились более охотно.
Сегодня шум моторов заглушает пение и гондольеры перешли, в лучшем случае, на «художественный свист» — ведь душа итальянца всегда поет, даже если условия не позволяют вот так, привычно самовыражаться.
Вот этот гондольер как раз свистит в данный момент.
4
Конечно, прокатиться на гондоле — недешевое удовольствие — 80, 100 и даже более евро — в зависимости от туристического спроса и времени суток — ночью, в романтической обстановке, это будет дороже. Цена назначается за 30–45 минут (здесь обо всем нужно договариваться) и она может быть распределена между всеми пассажирами. Обычно гондолы шестиместные.
Мне показалось, что, «делить» гондолу с чужими людьми — это совсем не романтично — разве что «галочку поставить». Точно так же я не понимаю предложений заменить гондолу на дешевенькую трагетто, на которой можно в течение 2–3 минут переплыть Гранд канал (если нет необходимости действительно срочно переплыть). Говорят, что, иногда, если много пассажиров, то в этой большой гондоле, которая управляется уже двумя гондольерами, придется и постоять — так бывает. Ну, какое это удовольствие! Впрочем, у каждого свои предпочтения. Цены в Венеции отличаются — для туристов порядка 2 евро, а для местных жителей — центы.
Кстати снимать видео, проплывая Гранд-канал, конечно же нужно с вапоретто.
3
Гондола — это произведение искусства. Много читала, смотрела фильмы, но живое общение превзошло ожидания. Наверное потому, что гондола — это что-то живое! Как скрипка великого мастера…
Гондолы не вечны, они стареют, поэтому на верфи Сан-Тровазо изготовлят новые, по заказу. Новая гондола может стоить до 60000 евро!
Цены везде приводятся разные, по понятно, что гондола — это очень дорого.
Мне кажется, что это справедливо: Десять сортов древесины! Двести восемьдесят деталей вытачиваются вручную! Сегодня в интернете масса информации — можно и прочитать, и фильм посмотреть о том, как изготовляются гондолы, но никто не покажет и не расскажет, как дерево, вдруг «обретает голос». А без этого голоса, нет общения гондолы и ее хозяина-гондольера.
1
Когда-то первыми гондольерами были черные рабы, хотя потом это дело стало вполне престижным…
Рабочий день гондольера до 15 часов! Так что можно иногда и передохнуть, дожидаясь пассажиров, которые сегодня могут заказать гондолу даже по интернету.
2
Много интересного можно рассказать о гондолах и гондольерах, ведь это неотъемлемая часть культуры древнего города. Даже конструкция гондолы уникальна, ведь она приспособлена для движения по узким каналам. Пройти и не столкнуться с другими гондолами — это виртуозное искусство, за которым я с удовольствием наблюдала с мостиков и мостов.
Напомню, что длина лодки 11,05 м. а ширина 1,4 метра. Левый борт на 24 сантиметра выше правого, ведь гондольер управляет гондолой один и одним веслом. Здесь много секретов, а нам лишь остается наблюдать за виртуозной техникой, которой владели и гондольеры прошлого, и наши современники.
9
А сколько поэтических строк посвящено Венеции! Вот Пастернак:
Я был разбужен спозаранку Щелчком оконного стекла. Размокшей каменной баранкой В воде венеция плыла.
Все было тихо, и, однако, Во сне я слышал крик, и он Подобьем смолкнувшего знака Еще тревожил небосклон.
Он вис трезубцем скорпиона Над гладью стихших мандолин И женщиною оскорбленной, Быть может, издан был вдали.
Теперь он стих и черной вилкой Торчал по черенок во мгле. Большой канал с косой ухмылкой Оглядывался, как беглец.
Вдали за лодочной стоянкой В остатках сна рождалась явь. Венеция венецианкой Бросалась с набережных вплавь.