Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 15:38
Как интересно изучать собственное Отечество!

Венеция — Италия Октябрь 2017

Детство. Открываю музыкальный сборник — мне задали разобрать новое произведение — «Песня венецианского гондольера» Мендельсона.

И кто это такой — гондольер?! Учительница музыки немного рассказала о Венеции, о том, что там все плавают на лодках… Зачем? Непонятная страна!

Учу прилежно музыкальный текст и поглядываю на картинку — там совсем маленький мальчик, с веслом. Сборник предназначен для детей, поэтому перед каждым музыкальным произведением обязательно цветные картинки, а на картинках непременно дети — видимо, чтобы юным пианистам понятнее и приятнее было — мол везде «наш брат — ребенок»!

Прошло много-много лет и вот, наконец, я оказалась в Венеции — увидела и настоящих гондольеров, и настоящие гондолы. Ох, непосильное это занятие — управлять гондолой мальчику лет семи, как когда-то рассказывала цветная картинка. Ох, и не простой это труд даже для опытных и бывалых лодочников! Это я осознала только в Венеции!

Но обо всем по порядку.

Однажды, на каком-то сайте прочитала: «Побывать в Венеции и не покататься на гондоле — все равно как съездить в Париж без подъема на Эйфелеву Башню».

Скажу по-секрету — я как раз из тех, которые… Да-да, и в Париже, и в Венеции. Даже стыдно, признаться. Но о гондольерах все же расскажу, потому что в Венеции они, можно сказать, повсюду.

Взять гондолу можно в разных местах: у пристаней, мостов, возле гостиниц, хотя наиболее известные места отправления — это площадь Святого Марка и мост Риальто.

Гондолы и гондольеры

Мимо прекрасных гондол, которые еще ласково называют «Черные лебеди», конечно же не пройдешь, как и мимо гондольеров, потому что они неукоснительно соблюдают определенный «дресс-код» — черные туфли и брюки, полосатая рубаха, соломенная шляпа с ленточкой (красной или синей).

Конечно, я видела разных гондольеров — и в кроссовках, и без шляп, но источники утверждают, что гондольеров за несоблюдение этой строгости в одежде серьезно штрафуют, даже могут лишить лицензии, а ее получить совсем нелегко!

Гондолы и гондольеры

Сегодня ассоциация гондольеров ограничила количество работающих гондольеров — цифра четкая — 425 гондол.

В 15–16 веке в Венеции было порядка 20000 гондол. Но это и понятно, ведь в то время, это была единственная возможность перемещения по удивительному городу на воде.

Гондолы и гондольеры

Сегодня главный способ передвижения — это вапоретто. Существует несколько линий, которые обеспечивают бесперебойное курсирование по Гранд-каналу, а также на острова.

Тот, кто экономит на вапоретто — ошибается. Я купила проездной на 24 часа и с лихвой окупила затраченные средства.

Гондолы и гондольеры

Но у нас рассказ о гондолах! Сегодня это не столько способ передвижения, как в Средние века и в более позднее время, но «туристический аттракцион», который пользуется большим спросом.

Стоянки гондол повсюду — это длинные деревянные шесты (палины), вбитые в дно канала. Не могу сказать, что они красивы, но функциональны, а значит и глаз привыкает.

Гондолы и гондольеры

На носу гондолы расположен массивный противовес-украшение «ферро»(до 30 кг). Это противовес стоящему на другом конце лодки, гондольеру.

Кроме того, это сооружение, имеющее определенную символику определяет — сможет ли гондола пройти под мостом. Ведь некоторые небольшие мостики довольно низкие, а вода в Венеции как известно, капризна — бывают периоды и «высокой воды».

Гондолы и гондольеры

Интересна и история «гондольерства», и его жизнь в современных, крайне изменившихся условиях. Раньше гондольеры чаще бастовали против моторных лодок и прочих современных плав средств, требуя ограничить право оных на существование.

Но люди в Венеции, это не только туристы, которых большинство, но и местные жители, которым нужно добираться до магазинов, на работу, а тут уж не до романтики. Видимо поэтому и гондольеры бастуют не часто, хотя вообще-то бастовать в Италии, по разным поводам, любят.

Гондолы и гондольеры

Конечно, дело не только в романтике — современные моторные лодки, катера, но особенно комфортабельные лайнеры, которые заходят в лагуну, губят Венецию, и она с большим ускорением уходит под воду. Это известный факт.

Профессия «гондольер» передается по наследству — от отца к сыну, как и сама гондола. Экзамен по «вождению гондолы» включает не только управление плав средством, но топографию, историю, а также английский язык. В «сказках» для туристов упоминается и об экзамене по пению, но не надейтесь уговорить лодочника, чтобы он вам спел баркаролу. Это раньше — сладкоголосые гондольеры соревновались в пении — кто лучше пел, у того и бизнес шел лучше, ведь к нему в гондолу садились более охотно.

Сегодня шум моторов заглушает пение и гондольеры перешли, в лучшем случае, на «художественный свист» — ведь душа итальянца всегда поет, даже если условия не позволяют вот так, привычно самовыражаться.

Вот этот гондольер как раз свистит в данный момент.

Гондолы и гондольеры

Конечно, прокатиться на гондоле — недешевое удовольствие — 80, 100 и даже более евро — в зависимости от туристического спроса и времени суток — ночью, в романтической обстановке, это будет дороже. Цена назначается за 30–45 минут (здесь обо всем нужно договариваться) и она может быть распределена между всеми пассажирами. Обычно гондолы шестиместные.

Мне показалось, что, «делить» гондолу с чужими людьми — это совсем не романтично — разве что «галочку поставить». Точно так же я не понимаю предложений заменить гондолу на дешевенькую трагетто, на которой можно в течение 2–3 минут переплыть Гранд канал (если нет необходимости действительно срочно переплыть). Говорят, что, иногда, если много пассажиров, то в этой большой гондоле, которая управляется уже двумя гондольерами, придется и постоять — так бывает. Ну, какое это удовольствие! Впрочем, у каждого свои предпочтения. Цены в Венеции отличаются — для туристов порядка 2 евро, а для местных жителей — центы.

Кстати снимать видео, проплывая Гранд-канал, конечно же нужно с вапоретто.

Гондолы и гондольеры

Гондола — это произведение искусства. Много читала, смотрела фильмы, но живое общение превзошло ожидания. Наверное потому, что гондола — это что-то живое! Как скрипка великого мастера…

Гондолы не вечны, они стареют, поэтому на верфи Сан-Тровазо изготовлят новые, по заказу. Новая гондола может стоить до 60000 евро!

Цены везде приводятся разные, по понятно, что гондола — это очень дорого.

Мне кажется, что это справедливо: Десять сортов древесины! Двести восемьдесят деталей вытачиваются вручную! Сегодня в интернете масса информации — можно и прочитать, и фильм посмотреть о том, как изготовляются гондолы, но никто не покажет и не расскажет, как дерево, вдруг «обретает голос». А без этого голоса, нет общения гондолы и ее хозяина-гондольера.

Гондолы и гондольеры

Когда-то первыми гондольерами были черные рабы, хотя потом это дело стало вполне престижным…

Рабочий день гондольера до 15 часов! Так что можно иногда и передохнуть, дожидаясь пассажиров, которые сегодня могут заказать гондолу даже по интернету.

Гондолы и гондольеры

Много интересного можно рассказать о гондолах и гондольерах, ведь это неотъемлемая часть культуры древнего города. Даже конструкция гондолы уникальна, ведь она приспособлена для движения по узким каналам. Пройти и не столкнуться с другими гондолами — это виртуозное искусство, за которым я с удовольствием наблюдала с мостиков и мостов.

Напомню, что длина лодки 11,05 м. а ширина 1,4 метра. Левый борт на 24 сантиметра выше правого, ведь гондольер управляет гондолой один и одним веслом. Здесь много секретов, а нам лишь остается наблюдать за виртуозной техникой, которой владели и гондольеры прошлого, и наши современники.

А сколько поэтических строк посвящено Венеции! Вот Пастернак:

Я был разбужен спозаранку
Щелчком оконного стекла.
Размокшей каменной баранкой
В воде венеция плыла.

Все было тихо, и, однако,
Во сне я слышал крик, и он
Подобьем смолкнувшего знака
Еще тревожил небосклон.

Он вис трезубцем скорпиона
Над гладью стихших мандолин
И женщиною оскорбленной,
Быть может, издан был вдали.

Теперь он стих и черной вилкой
Торчал по черенок во мгле.
Большой канал с косой ухмылкой
Оглядывался, как беглец.

Вдали за лодочной стоянкой
В остатках сна рождалась явь.
Венеция венецианкой
Бросалась с набережных вплавь.