Венеция и мосты — нераздельная принадлежность — да, и как может быть иначе, в таком удивительном городе, который, кажется вырастает из теплых, зеленоватых вод лагуны!
Венеция и мосты — нераздельная принадлежность — да, и как может быть иначе, в таком удивительном городе, который, кажется вырастает из теплых, зеленоватых вод лагуны!
За время моего недлинного пребывания в этой, воплотившейся в реальность сказке, я не ставила целью пробежаться по всем, чтобы увидеть и сфотографировать. Да и мыслимо ли это! В Венеции более 400 мостов! Обычно фотографируют все же не сами архитектурные сооружения (за исключением знаменитых), а панорамы, которые так удачно открываются с этих раскрытых ладоней. Вот и я занималась тем же!
Однако о мостах Венеции говорить стоит, так как это бесконечные кольца и браслеты, что так счастливо украсили тонкие пальцы и запястья нескончаемых каналов красавицы Венеции.
Ну какая красавица откажется от своих украшений!
Конечно, если бы не было моста Свободы (Ponte della Liberta), длиною в 3 километра, попасть с материка на остров Риальто было бы более затруднительно. И поразительно, что построено это грандиозное сооружение не в богатом технологиями и строительными возможностями нашем времени, а в 1846 году! Правда, уже в тридцатые годы XX века, была проведена реконструкция, но все же этот мост нельзя отнести к Новым сооружениям. В Венецию мы промчались по этому мосту на автобусе, но поскольку время было ночное и очень туманное, ничего не увидели. Обратно, из Венеции во Флоренцию, мы уже мчались на Красной Стреле и оценили масштаб строения. Я держала в руках видеокамеру и снимала из окна вагона, но скоро мне это занятие поднадоело, так как движение по мосту, несмотря на скорость стрелы, все не кончалось.
Конечно, такое сооружение можно запечатлеть только с высоты птичьего полета! Такие фотографии есть в интернете, и я воспользовалась этой возможностью, чтобы и самой увидеть, и вам показать!
Итак! Это был первый мост, который нас встретил в этом городе, а вот вторым стал не менее замечательный — Мост Конституции (Ponte della Costituzione).
Земечательный, потому что это последний мост, который был построен в Венеции — это случилось в 2008 году — всего лишь десять лет назад и, надо сказать, что венецианцы до сих пор относятся к нему подозрительно.
Согласитесь! Вот взяли и пригласили спроектировать венецианский мост Чужака! Испанско-швейцарсий архитектор и скульптор Сантьяго-Калатрава-Вальс, с его эстетикой «био-тек», мог соорудить что-то слишком современное, не вписывающееся в архитектурный образ древнего города. Предубеждение было сформировано до того, как мост возник и было столь основательным, (ну, как опора самого замечательного и прочного моста), что избавиться от него и сегодня, венецианцы не спешат.
Между тем, мост счастливо соединил железнодорожный вокзал «Санта Лючия», с площадью Пьяццале Рома (Piazzale Roma), на которой находится городской автовокзал.
Ну, как обойти этот мост любому прибывшему в город! Впрочем… Когда я готовилась к поездке и читала советы в интернете, то нашла обсуждение «знатоков» по поводу того, как от железнодорожного вокзала добраться до Lista di Spagna (а мне была нужна именно эта улица).
Некто посылал вопрошающего через три (!) моста.
Пока кто-то, более осведомленный, не вмешался в разговор, и ни направил прямиком через мост Калатрава. Да, иногда этот мост называют именем архитектора — заслужил! Вот вам и ответ — как важен этот мост в логистике города.
Вы можете спросить — а что это за стиль такой — «био-тек»? Да, очень просто! Это то, что противоположно «хай-теку». Понятно?
Ладно! Шутки в сторону. Просто это стиль, когда ответы для архитектурных решений ищут в природе. Но мне было важнее услышать, что в имени Калатравы есть слово «вальс». Вот она — разгадка этой плавной волны, что как танцевальное «па», как замедленный жест, застыла над Гранд каналом.
Моя первая «проходка» по этому мосту была запоминающейся! Дело было ночью, когда вся эта конструкция, собранная из закаленного стекла, снизу подсвечивается! Ночь была окутана густым молочным туманом, из которого на меня, поднимающуюся по прозрачным, каким-то нереальным ступеням, шли многочисленные венецианцы. Нет! Не «гости города», а сами жители! Освобожденные от обязанностей обслуживать приезжий народ, они видимо возвращались с какого-то мероприятия, или концерта. Это было тоже фантастично — видеть «освобожденных» от «ига пришельцев» самих венецианцев, в свободной и какой-то романтичной проходке! Они, как сказочные персонажи материзовались из тумана и проходили мимо… А мост светился и может быть соединял нас с каким-то НЛО, что приводнилось по-близости! Не знаю… Я то направлялась в гостиницу.
Наутро я заспешила к Художественной галерее, а потому ступила на второй мост, переброшенный через Гранд канал — Мост Академии (Ponte dell’Accademia).
История моста примечательна. Необходимость в нем возникла еще в XV веке — оно и понятно мост должен был связать Галереи Академии с районом Сан Марко. Наконец в XIX веке мост был сконструирован и даже, кажется собран из стальных конструкций. (Ну, и что! Четыре века собирались — и куда спешить, когда кругом такая красота!) Мост венецианцам не понравился. По той же причине, что и мост Конституции — слишком уж современные материалы! Спорили-спорили, пока, наконец, не разобрали то, что уже начали сооружать. (А вы говорите — мост Конституции вызывает сомнения!)
В результате большой потребности, мост на обозначенном месте все же построили деревянным, можно сказать «по-старинке» и когда, кому-то пришло в голову превратить его все же в каменный, начали сомневаться. Чем оборачиваются сомнения венецианцев мы уже знаем, так что возникает предположение, что еще ни одному поколению пешеходов скрипеть по деревянному покрытию этого знаменитого моста.
Мост Академии в те моменты, когда я по нему проходила (дважды) был «густонаселен», поэтому я протиснулась к перилам и сделала несколько снимков.
Ах, как много в Венеции укромных уголков и таких же укромных мостов. А скорее мосточков! Некоторые совсем короткие — просто от соседа к соседу!
Некоторые очень изящны и тоже имеют свою историю.
Но не все истории хочется рассказывать. Ну зачем вспоминать о путанах, которые стояли на таком вот мосточке… В каком-то там веке… Сейчас такого не наблюдается. Так что только дотошным туристам и рассказывают.
Нет, хочется предположить, что на таком мостике какому-то поэту пришла в голову удивительная рифма. И почему «какому-то» — может быть Бродскому… Почему нет!
А на каком-то мостике Чайковский вдруг услышал своим внутренним слухом удивительную мелодию!
А здесь неподалеку причаливала гондола Марии Каллас.
Как известно Гранд канал соединяют четыре моста: Мост Академии (Ponte dell’Accademia), Мост Риальто (Ponte di Rialto), Мост Скальци (Ponte degli Scalzi) и Мост конституции (Ponte della Costituzione).
Ну, про мост Риальто пишет каждый турист и спешит на него взобраться тоже каждый — уж очень красив!
Правда оттого, что все люди, во все века на этот мост стремились — он несколько раз рушился под тяжестью зевак. Однажды он рухнул в 1444 году, потом, по той же причине рухнул и в 1524 году. Но вот в конце XVI века все же возвели мост из камня и он стал выдерживать любые нашествия зевак и туристов. Как к строительству моста по проекту де Понте относились скептически настроенные венецианцы? Догадайтесь с трех раз! Ну, конечно! Они сомневались. Даже архитекторы сомневались. Вот Винченцо Скамоцци, например, прямо предсказывал скорое обрушение моста. Однако мост, к счастью не обрушился, а радует нас и несет на своих изящно-выгнутых плечах множество народа — в основном приезжего.
Один русский путешественник в конце XVII века тоже побывал на этому мосту и написал в дневнике следующее: «В Венецы много зело мостов, каменных и деревеных, между которыми один каменной мост зело великой и широкой, которой называют италияне Ариалтом. На том мосту по обе стороны поделаны лавки, в которых продают всякие мелочные тавары. За тем мостом паки великие ряды, в которых продают суды серебреные и сукна. Под тот мост могут подходить великие суды с щеглами, для того что тот мост зело высок, зделан на одном своде и работою изрядною. Венецкой народ разделяется надвое: которые живут на той стороне сего помяненнаго мосту Ариалту, где и костел сборный святого Марка, те называются костеляны; а которые живут от тех за тем помяненным великим мостом, те называются николиоты, — и временем и вражду тайную между собою имеют. И бывают между подлым народом у николиотов с каштелянами великие кулашные бои. На том помяненном великом мосту в тех кулашных боях бывает много и смертнаго убивства.»
Эх, обещала же вам ни о чем плохом не вспоминать, да вот русский путешественник «попутал», потому что наблюдал и все-все записывал, вот я и процитировала.
Конечно же, как обойти вниманием знаменитый Мост вздохов (Ponte dei Sospiri)!
Построен мост был в стиле барокко в 1602 году Антонио Конти и соединил, как известно, Дворец Дожей, в котором располагался зал суда, и тюрьма. «Вздохи», от которых берёт название этот мост — печальные вздохи осуждённых, которые, проходя под стражей по этому закрытому мосту, в последний раз могли бросить взгляд на свободную Венецию.
Думаю, что, если бы не история Казановы, который тоже проходил по этому мосту в суд и в место своего заточения, я бы не отправилась сюда ночью. Но мне так хотелось почувствовать аромат того романтизма-авантюризма! Днем здесь люди, гондолы и вообще столпотворение.
А ночью… Тишина!
Как известно, Казанова был единственным пленником, который сумел бежать из своего плена!
Но о Казанове я вам рассказывать не буду — уж столько рассказано!
Вообще-то незаурядный был человек, с харизмой!
Да, многое вспоминается, когда бродишь по Венеции — бродишь, а не только плаваешь на гондоле или вапоретто.
Когда осторожно ступаешь на заповедные мосты и мостики, тайным ключиком открывая заповедные ларцы чужой памяти, тогда многое открывается! Но для того, чтобы открылось тайное, нужно хорошо слушать. Оказывается в многолюдной Венеции это тоже можно осуществить!