Так повелось с детства, что я обожаю виды голубого неба с чистой морской гладью, летающими чайками и белоснежными яхтами. Что я обожаю закаты на берегу, переливающиеся всеми цветами радуги. Морские горизонты манят меня больше, чем величественные средневековые сооружения. Особенно если на их заднем плане видны массивные горы, уводящие тебя в даль.
Озеро Комо — одно из мест, где в едином моменте сочетается все вышеперечисленное. Расположенное на территории Италии, неподалеку от Милана, оно успело впитать в себя всю величественность модной столицы и передать ее природе.
Здесь ты оказываешься заворожен. Той красотой, что видишь вокруг.
-
Описывать увиденное можно часами, но мы перейдем к практике. А именно, как туда попасть.
Вариант с автомобилем рассматривать не будем, т. к. водить машины не умеем)
Самый логичный — это электричка. Стоит она дешево (всего 4.80 евро), едет около часа, и отправляется несколько раз в час с каждого из Миланских вокзалов (Milan Porta Garibaldi, Milan Centrale). Расписание мы смотрели на популярном в Европе https://www.goeuro.com.
Чем раньше выйдете — тем больше осмотреть успеете. Принцип ясен, но мы поехали поздно, на 9:25.
На вокзале Milan Porta Garibaldi нужную электричку найти было сложно, но мы справились. Платформу объявили всего за 3 минуты до отъезда, пришлось бегать. К тому же сама электричка опоздала минут на 5, о чем забыли предупредить. Видимо, это — типичная итальянская беззаботность.
Поезда, следующие через Комо, отправляются дальше в различных направлениях (конечно, есть и исключения, для которых Комо — конечная). Наш следовал до Швейцарии, поэтому остановкой для выхода была ж/д-станция Como San Giovanni Railway. Не центр города, но тоже хорошо. Зато получили возможность сходить к базилике, она оказалась по пути маршрута.
Вот это — первый увиденный вид после выхода из поезда. Озера пока нет, но радостное предчувствие нарастает.
Ради завтрака пришлось зайти в кафе на ж/д-вокзале. Оно было грязным, но недорогим (круассан с кофе обошелся в 7 евро). А за соседним столом типичный английский сноб вел животрепещущий монолог о том, как ужасно озеро Комо зимой.
И так, завтрак есть, можно двигаться в поход дальше. По плану у нас — осмотр достопримечательностей г. Комо, подъем на фуникулере до г. Брунате, и затем — осмотр самого озера и кораблик в соседний городок. План насыщенный, времени мало, так что ускоряемся.
План нашего маршрута по г. Комо:
Прогулку по городу мы решили начать с юга, постепенно приближаясь к самой захватывающей части города — озеру. Именно поэтому первой оказалась Basilica of Sant’Abbondio.
Базилика красива, особенно внутри.
А так выглядят типичные улочки г. Комо.
После дошли до Porta Torre — 40-метровой крепости, построенной в 1192 году.
Постройка — пример военной архитектуры романского времени, призванной защищать город от Милана. Причем со стороны города (на 1192 год) башня имеет такой вид:
Любопытно! Дальше посмотрели Saint Cecilia снаружи — тоже красиво!
Вообще, город Комо наполен достопримечательностями на каждом углу, ниже — принскрин рекомендаций с Google Tips.
Но, к сожалению, смотреть все рекомендации времени не было. Всю прогулку по городу необходимо было уместить в полтора часа, поэтому пришлось торопиться.
Зашли — сфоткали экстерьер пиннотеки. А после — археологического музея.
И Vecchio Passaggio.
Улочки, улочки, и церковь на пути.
Это — базилики Chiesa di San Fedele. Тоже 12-ый век, старина вокруг нас.
Внутри церковь тоже супер. Церковь знаменита своим органом, но он плохо выходит на фото.
Рядом с церковью есть магазин сувенирчиков, в которых можно все быстренько приобрести.
Идем дальше. И до ходим до главного сооружения города — кафедрального собора — Cathedral of Como. И он, действительно, нечто!
4
Собор настолько огромен, что едва влезает в кадр.
А это — он внутри. И хочется провести в нем время еще и еще…
2
Собор построен в готическом стиле, всего на 10 лет позднее Миланского. Вид собора с другой стороны:
Собор — супер! Но мы идем дальше и выходим к озеру.
Вот это — виды! Вода, небо, горы…, — и все только начинается!
Кстати, здесь же, буквально в 50 м от воды, располагается другая ж/д-станция Комо. Как ни трудно предположить, конечная. Причем рельсы идет перпендикулярно к воде. Пожалуй, самая близкая станция к воде, которую я когда-либо видела!
Огибая озеро по правому краю, мы следуем к фуникулеру в городок Брунате. Информацию смотреть здесь — http://www.funicolarecomo.it/. Курсирует каждый 15 минут туда и обратно, стоит 5,5 евро с человека. Были мы у подножья фуникулера в 12:20.
Всего в Брунате живет 1800 жителей. Сразу вспоминается аналогия с Портофино, в котором, согласно Википедии, всего 439. Похоже, города соревнуются, кто из них меньше.
Поднялись, вышли — и уже такая красота! Был конец февраля, температура около нуля в городе, на вершине чуть холоднее.
6
3
Но, как оказалось, в городке очень много всего.
Поскольку у нас не вершине был всего 1 час, мы выбрали пойти левее максимально, насколько это возможно.
Первое, что увидели, это — церковь Святого Андрея.
А вот такие виды открываются из домиков вокруг.
А так путь между домиками выглядит вживую.
Зато когда доходишь до проблеска озера между домиками — это ВАУ!
А если пройти еще чуть-чуть и выйти на площадку, где нет туристов (по крайней мере, зимой):
2
2
В общем, Брунате нас впечатлил. Было бы в нем больше времени, обязательно прошли бы все его видовые точки. Точно также как и городка Комо. Но нам нужно было двигаться дальше, ведь в 14:22 нас уже ждал скоростной паром до Bellagio примерно за 10 евро с человека.
Расписание паромов и их стоимость я смотрела на сайте http://www.navigazionelaghi.it/. Можно было бы сесть на паромчик по-дешевле, и ехал бы он в 2,5 раза дольше, но нам было жаль нашего времени. Были также варианты на целый день с посещением различных городков. Но это актуальнее для летнего сезона, когда кругом зелено и все парки открыты. Мы бы даже не смогли попасть в виллы зимой при всем своем желании.
А отправлялись паромы с площади Piazza Cavour городка Комо. Пока направлялись к ней, насладились окружающими видами вокруг.
3
2
1
А после насладились видами с парома еще сильнее. Вот так выглядит озеро Комо зимой в феврале:
Паром курсировал между различными городами, и примерно через час доехал до Белладжио. Обратите внимание на расположение городка: во-первых, он находится по центру озера (читай, с него открываются иные виды, чем с г. Комо), а, во-вторых, имеет вид треугольника и омывается озером с левой и справой стороны одновременно (что значит, что получить два совершенно разных вида на озеро из одного города). Кажется впечатляющим!
Но не только кажется. Потому что это — первое, что ты видишь, выходя из парома:
А это — второе (кстати, на фото наш паром):
Я уже влюбилась в это райскую место и хотела исследовать его вдоль и поперек. Но голод давал о себе знать. Не желая лишаться возможности лицезреть волшебную обстановку, было решено найти видовой ресторанчик неподалеку. Озадачившись этой целью, мы углубились в город (читай, на холм) с предположением, что сверху вид открывается еще лучше.
Но все кафешки в центре города практически не работали (возможно, не сезон), зато мы нашли церковь. Но кому интересна церковь если до этого были такие шикарные виды?
Вооружившись этой мыслью, мы решили спускаться обратно вниз, к реке. Тем более, что казалось, что за церковью город уже заканчивается. Спустившись к реке вниз, мы случайно нашли еще одну пристань. И, как оказалось, правильно сделали! Потому что до следующего городка — Варенны — паромы ходят именно отсюда, и купить билеты на них можно тоже только здесь. Если интересно, их расписание в зимний сезон на 2-ом слайде.
1
1
Нас интересовал в 17:35 обратно.
И так, вооружившись в кассе билетами, мы отправились в первый ближайший ресторан. Напротив него был такой вид, и когда мы выходили из него через 40 минут, постепенно начинало темнеть.
3
4
1
Но у нас в запасе был еще целый час для того, чтобы исследовать город. Сделав множество снимков на этой стороне, мы двинулись на другую, его противоположную.
И там нас ждал еще больший рай, потому что солнце уже начинало садиться. Я думала, что наибольшим впечатлением для меня станет Брунате, но нет, я ошиблась.
6
2
5
Закат, волны, горы, просторы, яхты, крики чаек — и ни души вокруг! Хотелось стоять там вечно.
Это была кульминация всего путешествия. То, что я запомнила больше всего.
Но, как всегда, транспорт нас ждал.
А когда мы дошли до пристани, вид с нее стал еще лучше.
1
1
Дорога до Варенны заняла всего около 20 минут. Почему Варенна? Потому что это — практически единственный городок, из которого ходят поезда. В том числе до Милана.
Варенна тоже была прекрасна, особенно в темнеющее время суток. Во многих путеводителях сказано, что в Вареннне прекрасный замок, — к сожалению, не удалось в этом убедиться, потому что он начинает работать с марта.
5
4
4
Постепенно Варенна становилась все темнее и темнее.
Но помимо восхитительных видов на набережные здесь еще есть часть старого города.
Итак, озеро Комо прекрасно. Настолько прекрасно, насколько об этом действительно пишут во всем путеводителях мира. Рекомендую. Это — морская гладь, море и романтика. Чистейшая морская гладь. У нас случайно свалился билетик на паром в это озеро — его старательно вылавливало четыре человека персонала.
Озеро Комо не обязательно к посещению именно летом. Бесспорно, оно будет прекраснее, но это не отменяет той уединенности, которую вы встретите здесь зимой. Вы даже увидите снег (пожалуй, первый раз, когда я видела снег в Италии). Так что абсолютно не прав тот топорный англичанин, твердивший за столиком кафе, что зима здесь — не сезон. Тут всегда сезон. Сезон полной романтики.