Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была вчера 9:10

Галич — Россия Февраль 2018

До недавней поры я не верила в знакомство через Интернет. Находясь в конном мире с 15 лет, мои контакты, в основном, ограничивались, участниками конных походов, многие из которых стали близкими друзьями, и знакомыми с конюшен, где когда-то приходилось брать уроки верховой езды. Мы созванивались по телефону, обсуждали наши планы в пабах и кафе, ходили в конные походы различной сложности, в общем, жили реальной жизнью. К соцсетям я относилась предвзято, воспринимая их как минутное развлечение за чашкой чая или на бегу в общественном транспорте. И кто бы мог подумать, что именно Инстаграм (самый несерьезный, с моей точки зрения, фоторесурс) сыграл важную роль в знакомстве с удивительными людьми из конного мира и определил мой незабываемый отдых выходного дня. С Галиной Мальцевой мы познакомились случайно, выкладывая фотографии своих лошадей, я — как частник, она — как представитель конной базы отдыха «Утро в деревне». Я сразу обратила внимание на интересную подачу материала, активность в сети и профессионализм. Из поста я узнала, что эта база отдыха находится в Костромской области вблизи города Галич. По фотографиям мне очень понравилось это место, самобытность и деревенский уклад жизни, чувствовалось трепетное отношение к лошадям. В соцсети я с интересом наблюдала за активностями туристов, отдыхавших на этой базе. Желание приобщиться нарастало с каждым днем. Тем приятнее стало поступившее приглашение от Галины приехать на выходные на конную зимнюю программу. Я позвонила своей подруге Ольге, расписала все плюсы зимнего отдыха и мы, не откладывая в долгий ящик, купили ж/д билеты до Галича.

Утро в деревне

Оказалось, очень удобно путешествовать в Костромскую область из Москвы на выходные: в пятницу после работы ночь в поезде и с воскресенья на понедельник также ночь в поезде. Причем в понедельник возвращение в Москву ранним утром, и домой можно успеть и к рабочему дню собраться. Ранним февральским утром наш поезд остановился на станции Галич. Подхватив сумки, рюкзаки и фотоаппараты, мы, в предвкушении деревенского отдыха, сошли с поезда. Хозяин конной базы Сергей уже встречал нас у вагона. Бросив взгляд на мой неподъемный туристический рюкзак, он сразу признал своих клиентов. Оказалось, что кроме нас он встречал еще три человека: Лену с племянницей двенадцати лет из Королева и Николая из Егорьевска. За 15 минут пока нас везли на машине до базы отдыха в с. Михайловское, мы успели познакомиться, увидеть архитектуру старинного городка, некогда крупного зажиточного торгового центра Галичского удельного княжества. Оказалось, что на базу отдыха впервые едем только мы с Ольгой, а остальные наши попутчики повторно приехали в полюбившееся им место. Как позже отметит Галина, она определяет успех сервиса высоким процентом возврата гостей. Ведь им всегда здесь рады не зависимо от их количества. Отдохнув на базе «Утро в деревне», я, кажется, разгадала, в чем секрет успеха!

Утро в деревне

Въехав в ворота хозяйства сразу стало понятно: здесь всё для лошади и во имя лошади. За двухэтажным домом для гостей располагался огороженный выпас для одиннадцати лошадей площадью не менее двух га. Во всем чувствовались хозяйская рука и порядок. Костромской фермер Сергей Тяпнин, в прошлом военный геодезист, завершив военную карьеру, выкупил зерносклад под Галичем и оборудовал конюшню. Первое, что мы сделали, пошли знакомиться с табуном бурых и рыжих лошадей, угощавшихся на выпасе сеном. Зимнее солнце медленно поднималось по небосклону, рассеивая лучи в утренней облачности. Находясь на значительном отдалении, мы мало интересовали лошадей, но очень хотелось первого контакта с теми, ради кого мы приехали так далеко. И Малина, молодая и самая деловая кобыла в табуне, это почувствовала. Изучив внимательно нас издали, она покинула табун и уверенно пошла встречать гостей. Обнюхав наши руки и пустые карманы, она пару раз боднула Ольгу своей большой мордой, явно показывая, что ждет вкусняшку. И вскоре потеряла к нам всякий интерес. Позже мы даже организовали поездку в Галич за сушками, скупив там челночки и прочие бараночные изделия. Лошадки оказались очень прикормленными туристами и требовательными к угощению.

Утро в деревне

Внутри гостевой дом был просторный, светлый и теплый. Много дерева, декора, предметов деревенского быта. В гостиной стояли большая русская печь, добротный стол с лавками. На стенах размещались чучела и шкуры диких зверей. База отдыха рассчитана максимально на 16 гостей, которых размещают на двух этажах. Нам предложили уютную комнату с удобствами. На отдых после дороги отвели всего час. За это время мы успели разложить вещи, немного передохнуть, осмотреть интерьеры дома, покататься на установленных во дворе качелях.

Утро в деревне

Оказалось, что в галерее, соединяющей дом с конюшней, расположена экспозиция частного музея «Всё о лошадях». Здесь и старинная телега, и сани, и конская упряжь, а также сундуки и домашняя утварь. Галина обычно проводит авторскую экскурсию по музею, но в этот раз мы были слишком ограничены во времени и оставили ознакомление с музеем на следующую поездку.

Утро в деревне

На завтрак нас пригласили стуком в дверь нашей комнаты. Плотно подкрепившись молочной пшенной кашей с бутербродами и испив крепкого кофе, мы приготовились к главному действу: инструктажу перед конной прогулкой. Такого инструктажа по технике безопасности я еще не слышала! Это была полуторачасовая занимательная беседа с Сергеем о лошади, ее месте в природе, ее повадках, образе жизни, поведении. Что выражают те или иные действия со стороны лошади, как их трактовать и как с этим работать. Во второй части рассказа была дана подробная инструкция по чистке, седловке, посадке и управлении лошадью на различных аллюрах. Такая познавательная лекция вдохновит на подвиги даже самого робкого и нерешительного новичка. Помимо глубоких знаний предмета, она помогает преодолеть психологический барьер перед сильными, крупными и немного своенравными животными. А ведь поголовье базы отдыха представлено лошадьми помесных тяжеловозных пород. В условиях круглогодичного туристического потока лошади должны обладать такими качествами, как крепость конституции тела, выносливость, надежность, хорошее здоровье и добронравие. Рядом с такими крупными животными даже я испытывала некоторое волнение. И вот здесь я оценила вторую, очень важную традицию, сложившуюся на базе отдыха: знакомство с лошадью до посадки в седло. Нам распределили лошадей, принимая во внимание опыт верховой езды, и, раздали щетки каждому чистить своего коня. Мне достался Нил, вожак табуна, мощный тяжеловоз, лидер по натуре, умный, справедливый и…готовый к сотрудничеству за угощение. Вот, где пригодился мешок сушек. За время чистки я присмотрелась к повадкам, характеру, установила первый контакт. И после этого уверенно села в седло без тени сомнения. Эта система на базе отработана и отшлифована годами. Так что, участвовать в конных прогулках приезжают туристы и без опыта верховой езды. Также важно, что на маршруте лошади всегда шли сменой, в строгой очередности. И на любом аллюре они «держали строй», не выбегали из него, шли «нос в хвост», что не вызывало лишнего беспокойства у всадников и не создавало неконтролируемой и потенциально опасной ситуации.

Особенно меня поразила серьезность подхода в оснащении конной базы прогулочными маршрутами. Из разговора с организаторами отдыха и из статьи Анны Скудаевой «Своя колея» в журнале «Сельская новь» 11/2017 г. я узнала, что Сергей Тяпнин не только организовал эту базу отдыха, но и наладил прокладку лесных дорог и строительство деревянных мостов для лошадей, создав таким образом около 200 км костромских конных маршрутов. «В прошлом году михайловские фермеры построили собственными руками через местные реки сразу три добротных моста, которые пригодны и для пешеходов, и для всадников. Каждую сваю Сергей со своими единомышленниками забивал вручную при помощи деревянного приспособления «баба» — пишет А.Скудаева в своей статье. Наша первая трехчасовая конная прогулка как раз и проходила по одному из этих маршрутов.

Утро в деревне

Бескрайние заснеженные поля, яркое зимнее солнце, слепящий высокий снежный покров. Мой Нил, пыхтя как паровоз, шел во главе смены, прокладывая для остальных путь в глубоком снегу. Совсем скоро начались мосты, по которым мы по одному переходили глубокие овраги. На заснеженных полянах читались следы диких зверей: зайца, лисицы, лося.

Утро в деревне

В середине пути у живописных елочек мы остановились для фотопаузы. После насыщенной впечатлениями первой конной прогулки, мы предались зимним забавам — катанию с горки на надувных ватрушках. Затем гостеприимными хозяевами была предложены банька, растопленная на углях, и сытный ужин. Вечер субботы продолжился трудовым часом: Сергей проводил мастер-класс по расчистке копыт. Каждый подержался за щипцы, посмотрел, как правильно срезать копытный рог. Закончился этот полный событиями день под коньячок и туристические байки у русской печи!

Утро воскресенья выдалось морозное и солнечное. В этот день предполагались культурная программа и верховая прогулка. Однако, организаторы решили преподнести нам сюрприз. Вынесли на всеобщее голосование альтернативную программу: конный пикник в лесу с приготовлением ухи на костре. Все отдыхающие поддержали предложенный вариант единогласно и в предвкушении начали собираться. Предстоял конный выезд в лес до самого вечера. Нужно было подготовить лошадей, взять необходимые вещи, утеплиться. Туристов, не рассчитывавших на долгие конные прогулки и одетых легко, облачили в тулупы и ватники.

Утро в деревне

Я надела весь арсенал теплой одежды, проверила зарядку аккумуляторов на фотоаппарате и набила карманы сушками. Наконец, лошади были поседланы, и мы выдвинулись в путь. Отрадно, что на всех конных маршрутах, начинающихся от базы отдыха, встречается живописный памятник русского зодчества — церковь Михаила Архангела, построенная в 1789 году на средства прихожан. Крупный четверик завершается пятиглавием, шатровая колокольня соединена с церковью широкой трапезной. Церковь недавно отреставрирована и в солнечный зимний день смотрится очень празднично.

Утро в деревне

Минуя заснеженные поля и поселки, мы оказались в потрясающей зимней сказке. По пути нам встречались скованные морозом, укрытые снежным одеялом деревеньки, в полном безмолвии освещенные холодным светом солнца. Наши лошадки, следуя мимо, словно разбудили цоканьем копыт, фырканьем и ржанием этот пейзаж.

Постепенно дорога уходила в густые костромские леса. Послушно следуя друг за другом лошадки аккуратно ступали по глубокому снегу, след в след. Два часа в пути. А вот и искомая поляна! «Мороз велик, да, стоять не велит!» — гласит русская народная пословица. Мы спешились, расседлали коней, очистили от снега прислоненный к стволу дерева стол, нашли чайник и ведро. Нужно было как можно больше собрать сухих веток, крупные сучья распилить на дрова, развести костер, растопить снег для ухи и чая. Ольга с энтузиазмом взялась за сбор хвороста. Работы хватало на всех.

Утро в деревне

А что же наши лошадки? Не голодали ли они в зимнем лесу? А вот и нет! Который раз я была восхищена тем, насколько все продумано и основательно. На место нашей стоянки заблаговременно на снегоходе был доставлен тюк сена. Лошадки уже знали устоявшийся порядок, и, как только их расседлали, тут же принялись сбрасывать резким движением морды снег с сена и, громко фыркая, угощаться приготовленным для них лакомством.

Утро в деревне

Вскоре вода в котелках закипела, мы почувствовали терпкий запах чая, заваренного на смородиновых веточках и аромат ухи, смешанный с морозным воздухом и фитонцидами смолянистой хвои, потрескивающей в костре. Ох, и наваристая и вкусная же уха у нас получилась!

Утро в деревне

На базу отдыха мы вернулись раскрасневшиеся, надышавшиеся свежего воздуха, переполненные общением с природой, лошадьми и друг с другом. Уже смеркалось. До отъезда оставались считанные часы. Безумно не хотелось уезжать и расставаться. Только почувствовали родство душ и вкусили прелесть деревенского отдыха. И вот тут-то я поймала себя на мысли, о том, что мы обязательно еще сюда вернемся! Сколько всего не успели увидеть, послушать, посмотреть… Ведь возможности базы отдыха, действительно, обширны: и экскурсия в Галич, и музей лошади, и фотосессия в русских костюмах, катание на снегоходе, в санях, на лыжах. И это только зимой. А летом… Так вот в чем оказался секрет успеха базы отдыха «Утро в деревне»!