Берлинский аэропорт «Темпельхоф» закрыт с 2008 года. Место значимое в истории Берлина, поэтому по нему проводятся экскурсии. Отправимся и посмотрим, что у него внутри и снаружи по местам, в которые нельзя было попасть пассажиру, но зато вполне возможно сейчас, будучи туристом.
Аэропорт был построен в 30-е годы, тут же была основана авиакомпания Люфтганза, Гитлер планировал сделать аэропорт воротами в Столицу Мира Германия, после войны аэропорт оказался в американской зоне оккупации и когда Сталин ввел наземную блокаду Берлина, через Темпельхоф осуществлялось снабжение города продовольствием и углем. В этой операции погибло около сотни американских и британских летчиков, о чем сказано на памятнике на площади у аэропорта.
А на главном входе висит памятная дока. Люсиус Клей — автор воздушного моста.
Спустя 8 месяцев Сталин понял, что союзники не сдадут Западный Берлин и блокаду снял — воздушный мост оказался достаточно эффективным и дальнейшая блокада не имела смысла. Выход к бортам на посадку или к автобусам
Один из ангаров аэропорта используется организатором показов мод Bread and Butter и пару раз в году на этом месте проходят catwalks. Девчонкам бывает холодно, поэтому пространство подогревают сверху
Больше это место никак не используется. Вообще, сегодня только треть площадей аэропорта сдана в аренду. Что делать с остальным пространством в зданиях — непонятно. Планов, как всегда, громадье, но денег нет и неизвестно.
Зал регистрации и прилета. Очень большой и современный для своего времени: стойки регистрации на рейсы, чай, кофе, потанцуем. На момент своего открытия здание аэропорта было самым большим в мире по периметру, пока американцы не построили Пентагон. Сейчас он 6–7 в мире, вожди компартий в Восточной Европе строили себе и посолиднее.
Багажная лента
Телефоны разобрали на сувениры, наверное.
Торговые павильоны и пресса.
Панно на тему «Воздушного Моста»
Отдельная тема — это подземная инфраструктура аэропорта, где расположены транспортные тоннели, а также бомбоубежища различной степени надежности, теплостанция и станция химической защиты.
Бомбоубежища, как я понял, двух типов. Есть совсем глубокие и надежные, выдерживают очень сильные попадания и предназначены для долгосрочного нахождения. В них, кстати, также находились архивы и планы аэропорта. Во время войны там хранилось очень много секретных военных документов, которые были вывезены в Советский Союз для анализа и изучения. Конечно, же, вывезли не все — многие документы советские солдаты скрутили на самокрутки и скурили.
Те самые фильтры станции химической защиты. Когда строили аэропорт, еще были свежи воспоминания о химических атаках времен Первой Мировой, поэтому аэропорт был готов к их отражению.
Теплостанция
Выбираемся на поверхность. Да, я вас слушаю, да, все возможно.
Есть несколько бомбоубежищ для гражданского населения, которое могло быть с детьми. Соответственно и картинки-комиксы на стенах
Тоннель с жд путями под Коламбиядамм
Теперь поднимемся наверх
После войны аэропорт использовался американцами. Спортзал для военнослужащих
С крыши открываются виды на поле Темпелхоф, где сейчас огромный парк. Можно кататься на роликах и велосипедах, пускать воздушных змеев и наслаждаться природой, если не дует и адски не сквозит.
Старый аэродром был там, где тусит толпа. Скоро там все будет перестроено, сделан искусственный водоем и красивый парк. Бизнес-центры тоже ожидаются, но весьма умеренно, так как их итак хватает в Берлине, а работать в них никто не хочет.
Вдали виднеется башня Allianz
А это недостроенный зал, прямо над главных холлом первого этажа, проектировался частично Шпеером.
Потолок в нем
А это стойки проверки документов и выхода на посадку. Я однажды улетал отсюда в командировку, когда аэропорт еще работал.
Ну и зал прилета
Кому интересна тема, может обратиться ко мне и я помогу организовать экскурсию по аэропорту. Проводят ее грамотные ребята из Berlin Unterwelten, обычно собираются группы, экскурсия на немецком, но я могу также организовать русскоязычное сопровождение. Продолжительность — примерно 4 часа.