Город старый, город новый:
Времена перемешались,
И от крепости суровой
Стены древние остались.
Пушки грозные — в музее,
И в земле лежат солдаты,
Опустели галереи,
Мастерские, казематы,
Позади давно лишенья,
Штукатурка скрыла шрамы…
Нынче крепость — украшенье
Исторической программы.
Но туристы — вдохновенно
Байки слушая и были,
Слышат, как вздыхают стены:
Слава Богу, не забыли…
Есть километрах в тридцати от Хевиза небольшой венгерский город Шюмег.
Но город — вторичен. Сначала на отрогах горного массива Баконь в IX–X веках венграми были построены небольшие деревянные укрепления, которые стали предшественниками замка-крепости Шюмег,
а потом уже и город вблизи этого фортификационного сооружения образовался.
Венгерская пословица Aki mer, az nyer гласит, что смелость города берет или по-другому могу перевести: «побеждает отважный» . А венгры с незапамятных времен защищали свою землю от вражеских нашествий, укрепляли свои крепости, славились отвагой.
После монгольского нашествия, венгерский король Бела IV повелел укреплять все имеющиеся крепости и в 1260-х годах началось строительство в замке Шюмег, которое происходило в несколько этапов и охватывало три основные части территории: внешние строения, внутренний двор и цитадель. Все в это время трудились в поте лица, как в венгерской поговорке Dolgozik, mint egy ló, которая сравнивает напряженный труд с трудом лошади.
В начале XIV столетия замок Шюмег был передан епископату Веспрема, в XV веке в замке проводились работы по расширению и укреплению, замок был окружен высокой крепостной стеной и была построена Южная надвратная башня.
Удивительно, но крепость Шюмег — единственная венгерская крепость, которая не была взята даже турками. Наверное, тогда-то и сложилась венгерская пословица, придуманная отступившими турками A magyarok nyilaitól ments meg, Uram, minket! («Боже, спаси нас от стрел венгров!»). Хотя и венгры о жестокости турок пословицы складывали Nem hajt a tatár! — «турки не гонятся за нами» — в смысле, что не стоит торопиться, опасности нет…
Вот мы и не торопились, поднимаясь к крепости Шюмег, куда приехали рыцарский турнир посмотреть. А чего торопиться — подъем крутой, быстренько его не преодолеть, да и окрестности города Шюмег сверху рассмотреть хотелось. Вот и приходилось, как в венгерской пословице «придерживать своих лошадей» — Hátrább az agarakkal! В смысле — не спешить:)
Уж кто-кто, а венгры всегда знали толк в лошадях! И совсем не случайна венгерская пословица, что настоящий венгр рождается и умирает на коне. С древних времен считалось, что самые лучшие наездники в Европе — венгры. Недаром все королевские дворы европейских монархов гордились элитными подразделениями венгерских гусар. В то же время на бескрайних просторах мадьярской степи промышляли знаменитые бетьяры — венгерские разбойники (даже исторические чарды сохранились, где таких бетьяров ловили и казнили). Там же можно было встретить множество табунов лошадей, перегоняемых чикоши — пастухами-табунщиками, которые были виртуозами в деле конокрадства, о чем говорили как о «таланте мадьярской крови». От старых людей можно услышать легенду о том, как однажды из-за Уральских гор вихрем примчались лихие всадники. Проскакав тысячи километров по Европе, они устали, решили сделать привал, да так и остались в том месте, основав свое государство. Никто не знает, как восприняли их появление народы, жившие в этих краях, но с тех далеких времен каждую осень венгры празднуют День обретения Родины. A victory song!…Győzedelmi ének!
По сей день в Венгрии проводятся конные шоу, и это просто незабываемое зрелище!
Один всадник может легко угнать четверку лошадей, а другой, стоя на крупах двух лошадей, может ловко гнать впереди еще тройку гнедых! В Книгу рекордов Гиннесса занесен рекорд, который называется «степная дюжина», когда один наездник лихо управлял 12 лошадьми. До недавнего времени в селах ежегодно проводились конные состязания, где определяли самого ловкого наездника. При этом победитель получал право весь год пить вино бесплатно в местной чарде, а кроме того, ему не имела права отказать в танце ни одна девушка. Не случайно очень многие венгерские пословицы и поговорки связаны именно с лошадьми:
Ajándék lónak ne nézd a fogát. — Дареному коню в зубы не смотрят.
A lónak négy lába van, mégis megbotlik — Конь о четырех ногах, да спотыкается (в смысле, что любой может ошибиться)
Asszonnak, kutyának, lónak, nem lehet hinni — Не доверяй женщинам, собакам и лошадям.
Azt a lovat ütik, amelyik húz — Ту лошадь бьют, которая везет (в смысле, кто везет, того и погоняют)
Ha ló nincs, jó a szamár is — Нет лошади, так и осел сойдет (в смысле, довольствуйся тем, что имеешь)
Akkor zárja istállóját, mikor ellopták a lovát (в другом варианте — Akkor zárja be a karámot, amikor a ló már megszökött)— Не запирай конюшню, коль лошадь уже украли (в смысле, после драки кулаками не машут)
Egyszerre két lovat ül meg — Нельзя одновременно на двух лошадях ехать (в смысле, на два стула не сядешь)
Magas lóról beszél — Не говори, будто едешь на самой высокой лошади (в смысле, не будь тщеславным)
A saját lovát dicséri — Всяк наездник свою лошадь хвалит (кажется, соответствует нашему «всяк кулик свое болото хвалит»)
A lovak elé fogja a kocsit — Телегу впереди лошади не запрягают (не поступать вопреки здравому смыслу)
Dögöljön meg a szomszéd lova — Пусть и соседская лошадь сдохнет (в смысле, пусть всем тоже будет плохо, если мне худо)
С венграми и их лошадьми — разобрались:)
Возвращаюсь к рассказу о крепости Шюмег…
В годы войны за независимость Венгрии под руководством Ференца Ракоци охрана замка Шюмег добровольно перешла на сторону повстанцев, а после поражения национально-освободительного движения в 1731 году австрийские власти приказали разрушить стены всех венгерских крепостей, бывших очагами восстания. Неприступные и ранее непокоренные стены Шюмегской крепости были взорваны и в замке наступил долгий период запустения…И тут есть венгерская пословица A nyavalya lóháton jön, gyalog megy el — несчастье приходит на коне, а уходит ногами (думаю, соответствует английской пословице «беда к нам верхом, а от нас пешком»).
Только в 60-х годах XX века в крепости были начаты археологические исследования и работы по восстановлению этого архитектурного памятника, но из-за нехватки финансов реставрация затянулась на долгие годы.
Несколько лет назад (экскурсовод говорила когда, но я не запомнила дату) по инициативе Венгерского общества по защите памятников был объявлен конкурс, победитель которого получал должность смотрителя замка-крепости Шюмег с правом частичного владения. Кажется, это называется долгосрочная аренда. Правда, у конкурса было одно условие, которое и отпугнуло многих претендентов — это обязательное проведение в полуразрушенном строении восстановительных работ. Интересно, при этом были ли назначены хоть какие-либо дотации новому «владельцу» от государства? Вообщем, в результате конкурса победил Имре Пап, который заручился поддержкой своей семьи и родственников. Он принялся за реставрацию замка Шюмег и достиг, как говорят, огромного успеха.
Мне довелось побывать в крепости в первый раз, поэтому не могу оценить все «до» и «после», но в крепости явно видны свежие следы выполненных работ. К тому же здесь улучшен дворик, выполненный как тематический парк,
здесь есть конюшня (а содержание лошадей требует немалых затрат), здесь же открыта школа верховой езды, куда принимаются все желающие. В крепости работает музей,
проводятся тематические шоу, в том числе и рыцарские турниры и средневековые пиры с блюдами и винами, приготовленными по «тогдашним» рецептам.
Венгерская пословица гласит: Egyetek, vegyetek, hadd nőjön a begyetek! — Ешь, пей, да улучшится твой урожай! Ну, вообщем, пир горой!
Но до пиршества мы посмотрели рыцарский турнир, и пусть он был на венгерском, без перевода, но действо — оно и есть действо. Все ж понятно. Тут и дрессура была и рыцари демонстрировали свое мастерство в стрельбе из лука, в метании копья, даже из арбалета стреляли.
Кони взметали гривы, рыцари дарили понравившимся девушкам цветы и пришпоривали своих коней, чтобы доказать, кто лучший наездник. Доказали.
И все те, кому они доказали, и мы в том числе, строем пошли трапезничать в огромный зал для пиршеств, где те же рыцари вдруг мгновенно превратились в официантов.
Evés közben jön meg az étvágy — венгерская пословица, что аппетит приходит во время еды. Аппетит к нам не просто пришел — он прибежал! Ели суп с копченостями, какой-то необыкновенный салат из вкуснюче приготовленной капусты и фишку ужина — ножки гуся, которые просто таяли во рту!
Все ели руками, ну кроме супа, конечно, когда официанты раздали всем ложки. А я схитрила, читала об этом турнире и заранее притащила из дома две вилки:) Честно сказать — руками есть было вкуснее! А еще — вино лилось рекой — Ökör iszik magában, как гласит венгерская пословица, которую можно перевести как «человеку не пристало пить в одиночку». Вот мы и пили, дружно и много, вино просто не исчезало на наших столах. А венгерские пословицы по этому случаю очень сходны с нашими:
Borban a boldogság. В вине — счастье.
Borban az igazság. В вине — истина.
Borban a vigasz. В вине — утешение.
Уж не знаю, у кого были утешение и истина, но что счастье было в тот пиршеский день у всех нас — это точно!
Кстати, неожиданный факт — в Венгрии не принято чокаться бокалами, считается, что это приносит несчастье. Просто поднимают бокалы вверх и произносят Egészségedre! — «ваше здоровье!»
Egészségedre! Ettunk, Ittunk, amen!
Теги:
Событийный туризм, Культурно-познавательный туризм