В один из бессолнечных январских выходных дней, когда не хотелось никуда далеко ехать, а культурный голод обострился, я предложила посетить одно заветное для меня место — музей художника Константина Васильева.
Может быть, вы не помните его фамилию — слишком уж она привычная, как пресловутые Иванов, Петров, Сидоров… Но, я думаю, мало кто, увидев работы Константина Васильева, их забудет. Вспоминаю первое впечатление от публикации в журнале «Огонёк» в 1980-х. Помните, там были глянцевые вклейки с репродукциями?
Так вот, однажды добираюсь до вклейки, переворачиваю страницу и… застываю под орлиным взглядом из-под копны заиндевевших волос…
Перелистываю страницу — и снова словно током ударило…
В то время гремела слава Ильи Глазунова. Мы были на его выставке в Манеже в 1977 году и видели, насколько велик интерес к его творчеству: очередь в выставочный зал была похожа на свернувшегося кольцами удава. Поразили его картины, по-новому представившие нам, воспитанным на реалистичной классике, историю России. Некоторые картины двух мастеров показались мне близкими и по тематике, духу и стилистике.
Илья Глазунов
1. Без названия
2. Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус
3. Русский Икар
4. Два князя
Однако Васильеву больших площадок не предоставляли, выставок не устраивали; его критиковали за «искусственность» и «слащавость», непропорциональность фигур его героев и их холодный взгляд, а народную любовь к Васильеву высмеивали и упрекали художника за потакание вкусам толпы.
Но вряд ли Васильев пытался угодить «толпе»: он вёл довольно скромную жизнь почти затворника недалеко от Казани, писал то, что хотел, и так, как это чувствовал. А любовь народная к нему, на мой взгляд, вовсе не свидетельство отсутствия художественного вкуса у этой самой «толпы», как высказывались критики. Я глубоко убеждена, что живопись Васильева — не просто запечатлённая фантазия художника. Она каким-то образом влияет на наш генетический код, заставляя ожить в глубинах сознания воспоминаниям о далёком прошлом.
В 1998 году в Лианозово, на окраине Москвы, открылся музей Константина Васильева. Надо ли говорить о том, что при первой возможности я туда приехала. Да не одна, а сам-тридцать со своими учениками. Они в то время изучали русские былины, и я повезла их в музей, чтобы они увидели былинных героев в живописи, и не только в изображении классиков Билибина, Васнецова и Рериха, но и почти их современника Васильева.
1. Зал с картинами на темы русских былин и преданий
2. Рождение Дуная
3. Витязь
Экскурсовод показал всю экспозицию, а ребятня смотрели квадратными глазами и слушали с открытым ртом о васильевской Древней Руси, о скандинавской мифологии, о живой природе, великом нашествии и подвиге русского народа в Великой Отечественной войне, даже об экспериментах художника в области абстракционизма и сюрреализма, хотя в этой части подхихикивали над необычными фантазиями художника.
1. Осень
2. Лесная готика
3. Гуси-лебеди
Экспозиция была расположена в единственном сохранившемся от застройки начала 20 века особняке на территории Лианозовского парка. Место завидное. Говорят, что именно из-за особняка разгорелся скандал вокруг музея. Возможно, причины другие, но было несколько попыток захвата здания (с 2009 года), последняя завершилась пожаром в историческом особняке. Несколько лет шла реставрация, потом ещё долго мне не удавалось выбраться посмотреть, что же стало с экспозицией.
Ну вот наконец мы собрались в музей Васильева. Мне любопытно было взглянуть, что стало с музеем, а муж там никогда не был. До Лианозовского парка из Лосинки можно доехать на автобусе без пересадок, но уж слишком долго: хотя всего 7 км, но с остановками, да по светофорам и пробкам в снегопад… Решили махнуть через МКАД на машине — крюк, зато быстрее. Именно это обстоятельство привело к новому (для нас) культурному объекту на территории родного муниципального округа. О существовании усадьбы Алтуфьево мы знали, но она очень долго была в непотребном виде. Сейчас же мы увидели немного другую картину.
Удивились, что парковка забита машинами, а люди идут толпами. Мы поняли, что идут в основном в церковь. Но два экскурсионных автобуса? Решили и мы полюбопытствовать, ради чего сюда едут туристы. К группе было присоединяться неудобно, да и огромная она была, ни слушать, ни снимать некомфортно. Поэтому информация в мою голову поступала поэтапно: что-то услышала, что-то увидела на информационных стендах… Окончательно картина сложилась после того, как прочитала все доступные материалы.
Как и ожидалось, усадьба старинная, бывшая подмосковная. Район Алтуфьево вошёл в черту города только в 1960-м году. И сейчас это самая окраина: сразу за усадьбой мчится-спешит МКАД. Сколько раз мы проезжали мимо, не счесть, но с дороги, да ещё на рекомендуемой скорости 100 км/ч усадьбы не видно.
Усадебный комплекс в бывшем селе Алтуфьево складывался постепенно. В 1687 году владелец села Никита Иванович Акинфов построил каменную церковь в честь Воздвижения Креста Господня. В 1759 году новый владелец, поручик Иван Иванович Вельяминов, старую церковь приказал разобрать и построить новую.
Именно её, довольно редкий тип церквей второй половины 18-го века, который называется «под колоколы», мы видим сейчас. Эта церковь была открыта всегда, кроме нескольких месяцев в 1941 году. Правда, в советское время провели не очень бережную реставрацию, но в целом храм выглядит достойно и производит впечатление.
Хорошо отреставрированы и другие церковные постройки — часовня, лавка, ворота и трапезная. Усадебный дом пока в плачевном состоянии, но, надо надеяться, он тоже будет приведён в порядок, потому что передан во владение Крестовоздвиженской церкви. Уже сейчас в одном крыле бывшего усадебного дома находится воскресная школа и молодёжный Центр православной культуры «Моё Отечество».
Усадьбу покупали-продавали несколько раз. С 1786 года её хозяином был князь Степан Куракин. При нём здесь вырыли большой пруд и выстроили каменный дом, в котором бывали писатели И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин, художник Ф. С. Рокотов. Шло время, менялись владельцы. Один из них, Николай Жеребцов, скульптор-любитель, перестроил господский дом (в 1851 году) в стиле, напоминающем древнерусские хоромы. Именно его мы сейчас видим в усадьбе.
Дом в Алтуфьеве на сегодняшний момент является единственным образцом усадебного господского дома в русском стиле. В оформлении фасадов использованы элементы, характерные для средневекового русского зодчества, причём как каменного, так и деревянного: кувшинообразные колонки, кокошники и другие элементы.
Фронтон дома украшен гербом Жеребцовых. Ходит легенда, что лепные элементы были изготовлены самим хозяином.
В 1888 году имение купил армянский нефтяной магнат и монополист экспорта русской икры в Европу Георгий Мартынович Лианозов (Геворг Лианосян).
Иногда удивляешься тому, что события, описанные в классической литературе, вовсе не выдумка. С усадьбой Алтуфьево произошло то же, что и с вишнёвым садом у Чехова: земля была нарезана на участки величиной по 10–20 десятин и распродана для строительства дач. Здесь быстро вырос дачный посёлок Лианозово. Быстро строились двухэтажные дома в стиле модерн, с верандами и балконами. Рядом с поселком возникла железнодорожная станция Лианозово. К посёлку провели телефонную связь и проложили добротную дорогу, связавшую его с железнодорожной станцией. Несколько ностальгических фотографий, сделанных в Лианозове до 1917 года, я нашла в Интернете.
Картины дачной жизни в Лианозово в начале 20 века. Фотографии из Интернета
Теперь почти весь район Лианозово застроен жилыми домами. Осталась небольшая территория городского парка. Но и до сих пор это любимое место для прогулок.
Из более чем ста дачных особняков остался один. После революции в нём находилось уездное управление ВЧК, позже здание использовалось как жилое. Видимо, потому и уцелело.
Именно в нем был музей Константина Васильева, именно это здание пострадало от пожара. Что же стало с экспозицией? Слава богу, пожар не нанёс ей ущерба. Основная часть картин Константина Васильева была передана в Казань, в созданный там Муниципальный музей художника (ул. Баумана, д. 29). Теперь это самое большое собрание — около 90 процентов всего наследия.
Вот не знаю, огорчаться или радоваться. С одной стороны жалко, что лишились хорошего музея, с другой стороны, там место, где картины были написаны, там живёт сестра Константина Васильева; нельзя всё интересное стаскивать в столицы. Правда, то, что этот музей был в Москве, в своё время сыграло роль в популяризации творчества художника, за что спасибо.
Но всё же… Другая аура. Это не объяснишь, это надо чувствовать даже не кожей, а чем-то глубоко запрятанным внутри.
Теперь здесь Музей славянской культуры имени Константина Васильева. Два зала посвящены его творчеству, которое представлено в основном копиями работ. Есть небольшой стенд с набросками, сделанными Васильевым.
Из подлинников — две картины. Первая — «Валькирия над сражённым воином» из серии картин по мотивам скандинавских мифов.
Валькирия над сражённым воином
Вторая представляет особую ценность. «Человек с филином» — последнее произведение, созданное художником за несколько дней до его трагической гибели в возрасте 34 лет. Конечно, после смерти события жизни известного человека обрастают легендами. Вспоминают, что, создав «Человека с филином», художник сказал матери, что теперь он точно знает, как надо рисовать. На картине у ног старца изображён горящий пергамент, а на нём всего два слова и дата: «Константин Великоросс (его псевдоним). 1976». Официально было объявлено, что он погиб под колесами поезда.
В остальных залах выставлены картины современных художников, чьё творчество посвящено истории славян. Это Андрей Клименко, Валерий и Владимир Сёмочкины, Всеволод Иванов, Виктор Корольков. Художники не очень известные, тему они выбрали специфическую, поэтому покажу несколько их работ, которые мне показались интересными (по разным причинам).
Виктор Корольков. Иллюстрации к "Ночи перед Рождеством"
Зосим Лавреньев. Лесной дух
Особо хочется выделить работы Петра Михайлова. В решении славянской темы он использует приёмы импрессионистов, что бывает, согласитесь, нечасто. Кстати, недавно смотрела какой-то альбом на Туристере о древнем городе в северо-западном регионе и заметила среди фотографий экспонатов местного музея работы этого же художника. Узнала: он действительно работает в Ленинградской области.
Есть несколько работ в подражание манере письма Васильева — фантазийные изображения славянских богов.
И. Ожиганов
1. Род
2. Хорс
Есть небольшая этнографическая коллекция предметов народного быта, одежды и музыкальных инструментов.
В музее проводят не только экскурсии, но и занятия для детей, в доступной для них форме обучают разным видам традиционного славянского искусства. Для взрослых организован Клуб любителей творчества Константина Васильева.
Территория вокруг музея огорожена. На ней находится ещё клуб «Волшебный терем» для семейного досуга.
Правда, он был закрыт, но зато мы впервые за много лет увидели настоящие сосульки, свисающие с деревянной крыши!
Вот так недальняя и недолгая поездка лишний раз подтвердила то, что интересное бывает совсем рядом, а мы охотимся за впечатлениями подальше от родных мест.
Теги:
Культурно-познавательный туризм