Всё началось с того, что я увидела рекламу Международой выставки кукол в Гостином дворе, и мы с моей взрослой дочерью договорились сходить туда вдвоём. Уже давно были куплены электронные билеты, когда я в поисках развлечений на время длинных новогодних каникул увидела в Интернете приглашение посетить шоколадную фабрику «Красный Октябрь» с дегустацией шоколада. Да ещё совпало с днём посещением выставки!
Всё, как мне показалось, складывалось удачно: оба «объекта» почти рядом, дважды в центр ехать не придётся, и прогуляемся после «сладкого» к куклам по красивым улицам — как замечательно!
Встреча нашей небольшой группы была назначена у выхода из метро «Кропоткинская» к храму Христа Спасителя.
Единственная дорога до «объекта» — Патриарший мост, с которого открываются очень красивые виды. Во-первых, сам храм. Если смотреть на него с площади — да, красивый, высокий, торжественный, но с моста он — величественный, и ничто не отвлекает от этого великолепного зрелища.
Хоть было темновато и туманно, довольно хорошо был виден Кремль за Большим Каменным мостом.
Совсем рядом находится знаменитый дом на набережной, названный так с лёгкой руки писателя Юрия Трифонова, печально известный тем, что в известные годы были репрессированы почти все жители его пятисот квартир. Говорят, там сейчас музей, организованный по инициативе вдовы писателя, но ничего о нём не могу сказать, не была.
Отсюда же хорошо видны места, достойные отдельных рассказов. Например, справа от дома на набережной — палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, одна из немногих уцелевших в Москве гражданских построек 17 века, и церковь Святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках. В прошлом палаты Аверкия Кириллова были одними из самых роскошных в Москве. Сейчас здесь расположен Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, однако иногда проходят художественные выставки. А здание стоит рассмотреть поподробнее. Надо бы найти время. Тем более что церковь Святителя Николая, которая находится рядом с палатами Кириллова, тоже памятник 17 века, и в ней проходят службы.
Справа — целый комплекс интереснейших зданий, на одно из которых у меня давно глаз горит. Я упоминала о нём рассказе «Осколки серебряного зеркала» — бывший доходный дом инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова, построенный в 1905- 07 годах, спроектированный по эскизу Сергея Малютина. Рассказ о нём, надеюсь, ещё впереди. Если не мой, то кого-нибудь из москвичей или наших гостей. А пока полюбуемся им с моста и с Берсеневской набережной.
А это, собственно, первая цель нашего субботнего путешествия — стрелка Болотного острова, на которой расположен комплекс кондитерской фабрики «Красный Октябрь».
С Патриаршего моста спускаемся направо
и оказываемся на Берсеневской набережной, с которой хорошо видна великолепная панорама Пречистенской набережной.
Ну ещё одно маленькое отступление, пожалуйста!
Красивый особняк слева построен по эскизам художника В. М. Васнецова в 1899–1901 годах по заказу мецената и коллекционера живописи И. Е. Цветкова специально для его галереи. В годы войны здесь формировалась эскадрилья «Нормандия — Неман», а сейчас проживает военный атташе Франции.
Наконец мы у проходной кондитерской фабрики. Но что за дела — нет никакой проходной, стоянка заполнена личными автомобилями… Раньше на территорию фабрики нужно было получить пропуск…
Оказывается, будучи уверенными в том, что в центре города всё стабильно и обычно мало меняется, если только реставрируется, мы «проспали» грандиозные изменения. Никакой фабрики здесь нет! А мы-то себе представляли, как увидим льющийся ручьём шоколад, конвейерную ленту с конфетами, почувствуем одуряющий запах какао. В начале 2000-х фабрика вошла в компанию «Объединённые кондитеры» и теперь располагается на территории Бабаевской кондитерской фабрики на «Красносельской». Так что если хотите увидеть производство конфет, вам туда! А что же здесь?
С 2007 года комплекс «Красного Октября» превратился в уникальный арт-кластер, доступный любому человеку — приходи и гуляй! Это и памятник индустриальной архитектуры, и модное место, объединяющее развлекательные заведения, выставочные проекты, образовательные пространства и кинозалы.
Здесь расположены Центр несовременного искусства «На стрелке», кинотеатр «Люмьер-холл», институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», Центр фотографии имени братьев Люмьер, рестораны, клубы, даже гольф-клуб и много-много всего другого.
Мы зашли в фитнес-клуб исключительно с познавательной целью, посмотреть внутри помещение в стиле лофт: «родные» стены завода в интерьере и уникальные потолки — «своды Монье», придуманные инженером для промышленных зданий, в которых было необходимо горизонтальное перекрытие для больших залов.
Ещё один внутренний элемент, сохранившийся от старой фабрики, нам удалось увидеть на входе в один из ресторанов — уникальную лестницу, по которой рабочие поднимались в цеха.
Слава богу, что никому не пришло в голову снести этот квартал за ненадобностью. И слава богу, что архитектурный стиль лофт сейчас очень моден: старые промышленные здания, сохраняя старые стены, переоборудуют под офисы, культурные центры, рестораны и даже под жильё.
Конечно, интерес для нас представляли не сами заведения, а уникальная промышленная архитектура и не менее уникальная история предприятия.
Большой квартал, который до недавнего времени занимал комплекс фабрики «Красный Октябрь», строился в несколько этапов. До сих пор употребляют старое название — кондитерская фабрика Эйнема. Теодор Эйнем и его компаньон Юлиус Гейс сначала владели небольшими кондитерскими, потом Эйнем построил на Софийской набережной «паровую фабрику шоколада, конфект и чайных печений». После смерти Эйнема в 1876 году фабрикой стал руководить Юлиус Гейс, но название компании он менять не стал, настолько оно было популярно. Собственно квартал, по которому мы гуляли, построен Гейсом в 1889 -1914 годах. Всего для фабрики Эйнема на берсеневском участке было построено более 20 зданий.
Трехэтажное здание главного управления, большой производственный комплекс с множеством цехов и служебных помещений, с крытыми переходами — всё впечатляет. Тесные улицы среди краснокирпичых корпусов возвратили нас в начало 20 века.
Гейс заказывал проекты фабричных корпусов известным архитекторам, в частности, А. В. Флодину и А. М. Калмыкову. Поэтому здесь довольно много декоративных деталей, которые придают корпусам такой привлекательный вид. Кстати, переходы между корпусами, расположенные над улицей, — это не новые пристройки, так было спроектировано Калмыковым.
Сохранилась «родная» эйнемовская створка ворот с ажурным изображением фабрики, но она здесь лишь декоративный элемент «на память». А статуя рабочего у входа в фитнес-зал — память о «Красном Октябре».
Пройдя квартал насквозь, вы окажетесь на Болотной набережной, выходящей на обводный канал. По другой стороне канала протянулась Якиманская набережная. На неё выходит фасад ещё одного лофт-квартала, основой для которого послужили корпуса Голутвинской текстильной фабрики, принадлежавшей купцам Рябушинским. Сейчас вся бывшая территория текстильной мануфактуры — это бизнес-парк «Голутвинская слобода». Думаю, по этому кварталу при желании тоже можно прогуляться.
Якиманка- район очень интересный, и требует отдельного рассказа, мы же сейчас можем увидеть храм Святителя Николая в Голутвине — памятник 17 века.
«А как же обещанный шоколад?» — спросите вы. О, шоколада было больше, чем мы могли съесть. В маленьком кафе на дегустации нам предложили три сорта горячего шоколада — белый, тёмный и молочный. И это нужно было съесть за короткий промежуток времени. Теперь стало понятно, почему героиня кинофильма «Сладкая женщина» обожала селёдку: на сладкое уже не смотрели глаза. Кстати, эту любовь работниц кондитерской фабрики Эйема к солёной рыбке помогали утолить многочисленные рыболовы, которые ловили рыбу в Москве-реке и в канале. А что, тогда вода была чистая… Правда, во времена Эйнема и Гейса за работницами следили специально нанятые немки, и женщинам, как крепостным крестьянкам из «Евгения Онегина», чтобы «уста лукавые не ели» шоколад, приходилось часами петь.
Кстати, в остальном условия работы на фабрике и жизни сотрудников были по тем временам очень хорошими. Рабочие жили не казармах, а в квартирах, получали достойное жалование, а проработавшие на фабрике 25 лет — пенсию в размере оклада. Рабочий день, первоначально длившийся 12 часов, постепенно был сокращён до восьми, поэтому рабочие фабрики Эйнема не участвовали в забастовках в 1905 году, а забастовщики других предприятий требовали у своих хозяев условий, «как у Эйнема».
На одной из стен попалось интересное граффити — портрет Владимира Маяковского. В модном квартале у него есть поклонники? Хотя чем чёрт не шутит… Правда, Маяковский тоже имел некоторое отношение к фабрике «Красный Октябрь, бывшей Эйнема» (так она называлась после революции): ему, как художнику, было сделано несколько заказов на рекламу, что он и выполнил. И потом, какими конфетами можно было кормить любимую Лилю? Только высшего качества — от Эйнема.
Но уж раз речь зашла о рекламе… Наша прогулка по территории фабрики завершилась посещением выставки «Роза Эйнема». Эта выставка так же, как и рассказ экскурсовода выставки, была шикарной! Кроме того, после почти двухчасовой экскурсии на улице здесь показалось особенно уютно. Войти на выставку можно через фирменный магазин, который находится на самой стрелке, рядом с памятником 300-летию русского флота.
Конфеты и шоколад здесь продают по заводским ценам. Есть ещё оно преимущество: больше недели товар здесь не залёживается. Поэтому свежесть конфет гарантирована.
На выставку можно сходить, не заказывая экскурсию по всей территории фабрики. Входной билет без льгот стоит 300 рублей, детей до 7 лет пускают бесплатно. Куда идти, вам покажет московский сорванец с шоколадкой (первый вариант фантика конфеты «А ну-ка отними!»)
и дорожка, выложенная плиткой с изображением фантиков конфет «Красного Октября».
Всего один зал — и сколько удовольствия от разглядывания изящных упаковок продукции фабрики Эйнема! Изящные коробки из картона, дерева, жести, богато украшенные, привлекали состоятельных покупателей.
Маленькая экспозиция посвящена работе коммивояжёров, ездивших по всей огромной Российской империи с рекламной продукцией фабрики Эйнема.
Вокруг этих альбомов с образцами по игрушечным рельсам бегает маленький поезд с конфетами, которые можно взять и попробовать. Ребятня в восторге!
Коробки украшали фотографиями красивых девушек. И эти девушки с привлекательной внешностью были чаще всего продавщицами в кондитерских магазинах Эйнема. Их обучали хорошим манерам и правилам общения с клиентами (помните «Пигмалиона»?). В разных магазинах могли работать либо только блондинки, либо только брюнетки.
В оформлении коробок использовали не только цветную печать, но и придавали поверхности фактуру. На этом снимке можно различить детали, имитирующие шёлк, бархат, мех, листву и цветы.
Мы тоже решили сделать снимок на память на фоне старых стен. Сделаем фантики для домашних конфет ручной работы.
В коллекции есть и коробки «Красного Октября», вид которых у многих из нас остался в памяти. Их оформление связано с событиями советской истории: они посвящены 30-летию революции, 300-летию воссоединения Украины с Россией, запуску ДнепроГЭСа, советско-китайской дружбе и многим другим.
Интересных экспонатов довольно много, поэтому, если захочется, можно на них посмотреть в альбоме "Дизайн упаковки самой вкусной фабрики". Его нет в ленте, но, мне кажется, он дополнит впечатление. А вот на один из стендов я хочу обратить внимание моих дорогих читателей. Это формы для шоколадных фигурок.
Честно говоря, я иногда задумывалась, как шоколадные зайцы, собачки и прочие фигурки получаются пустыми внутри? Ларчик открывается до гениальности просто: берут две половинки фигуры, внутрь одной наливают необходимое количество шоколада, закрывают второй половинкой и помещают в центрифугу. Шоколад внутри равномерно распределяется, застывает, створки формы раскрывают — всё вручную, потому и дорого.
По окончании экскурсии нас опять угостили горячим шоколадом. Пить его было уже трудно, но от угощения отказываться неудобно. Выйдя на улицу, мы с надеждой посмотрели на рыбачка возле церетелевского Петра — нет ли у него солёной рыбки?
Но у нас ещё билеты в Гостиный двор на Международную выставку кукол! Экскурсия по «Красному Октябрю» заняла больше трёх часов, да и погода была неприятная, поэтому мы решили пожертвовать прогулкой по кремлёвской набережной, вернулись по Патриаршему мосту на Пречистенскую набережную, сели в автобус (остановка под мостом), проехали три короткие остановки до Москворецкого моста и вышли.
Нам сюда, в Гостиный. Вон он виднеется за Варварской церковью, которая теперь стоит в берёзовой рощице парка Зарядье.
До входа ещё далеко, так что мы успели полюбоваться видами Варварки, уже освобождённой от строительных лесов.
Выставка кукол произвела ошеломляющее впечатление! Огромный зал Гостиного двора был весь заставлен павильонами. Об этой выставке я уже опубликовала альбом «Это средство, чтобы вечно помнить детство», но фотографий осталось ещё очень много. Вот некоторые из них.
Под конец дня мы ног под собой не чуяли. Правда, подкрепили гаснущие силы в кафе, не забыв при этом взять бутерброды с рыбой, но сил на вечернюю прогулку по площади и улицам, на которых уже зажглась иллюминация, не было.
Из Гостиного двора мы вышли с другой стороны, не на Варварку, а на Ильинку. Совсем рядом наша станция метро «Китай-город». Как интересно получилось: летом я начала серию рассказов о Москве по маршрутам от одной станции метро до другой пешком. Сейчас, в принципе, получилось так же — от «Кропоткинской» до «Китай-города». Уставшие, с конфетами и куклами, мы спустились в метро. На прощание нам подмигнула неоновая надпись «Детский магазин».