Собственно, это уже довольно распространенная в Европе вещь — в нее втянуты кроме Чехии Голландия, Словакия, Австрия, а началось все, как я понимаю, в Германии, где в этом году случится уже восьмая такая ночь.
Цель мероприятия — познакомить тех, кто не особенно интересуется вопросами религии, с христианской церковью и самим христианством, дать возможность задать вопросы и узнать интересное из истории церкви. Ну и повеселиться тоже:) И хотя в каждом костеле вечер начался или закончился службой, и в любом из них можно было пообщаться с настоятелем или с монахами-монахинями ордена, которому костел принадлежит, мероприятие было скорее светское — много музыки, истории и прочих интересностей. Кстати, многовековая рознь между церковью и театром, похоже, закончилась: костёлы в эту ночь принимали под своими сводами марионеточные театры, и пантомимные спектакли.
Атмосфера везде была почти домашняя. Старушки-прихожанки в лучших своих шляпках, накрашенные и с подвитыми буклями, расположились за столиками у входов в церкви, раздавая программы концертов, городские карты и памятные открытки. Они же охотно давали советы, что интересного можно посмотреть в округе, легко пускались в воспоминания о том, каков был посещенный вами костёл пятьдесят лет назад, и присматривали за детьми, для которых почти везде были приготовлены специальные «детские» программы с играми, викторинами и даже следственными мероприятиями (да-да, мне на глаза попался анонс игры «Детектив в костёле»). Впрочем, некоторые «вкусняшки» для детей таки наводили на мысли о мученичестве, например, обещание, что детский хор одной воскресной школы для своих ровесников исполнит весь(!) свой репертуар.
Я шла без программы, наугад, и успела обойти пять открытых костелов, не дошла до пяти, в которые хотелось бы попасть, и еще три, на которые я рассчитывала, как оказалось, в ночи не участвовали.
Сначала костел св. Вацлава на Смихове (остановка Андел). Там я застала рассказ о том, как строили эту новороманскую базилику в конце XIX века, и о тех, кто принимал участие в ее оформлении.
Костел Иоанна Крестителя на Прадле был закрыт. Как и костел св. Урсулы на другой стороне реки.
Зато открытой оказалась базилика св. Варфоломея в районе Конвикта. Интересное место. Сначала тут был квартал бедняков с улицей красных фонарей. Но XV век принес с собой большие перемены: во-первых, на ближайшем перекрестке, у часовни св. Креста появился лохматый дух, который душил девушек сомнительной профессии, а во-вторых, на месте будущего костела св. Варфоломея был построен дом для кающихся бесприютных женщин с часовней св. Марии Магдалены. Много позже дом кающихся был упразднен, и орден иезуитов построил здесь конвикт — общежитие для молодых дворян, желающих получить духовное образование. В восемнадцатом веке во время большого ремонта конвикта, чтоб два раза не вставать, был возведен костел св. Варфоломея в лучших традициях процветавшего тогда барокко, то есть много мрамора (правда, искусственного), много завитушек и позолоты, святые в театральных позах, много краски, много эмоций. А в 1856 году три благочестивые подруги из Праги организовали при ордене св. Франциска орден Серых сестер (так их стали называть по цвету плащей, входивших в форменную одежду ордена). Их целью было ухаживать за ранеными и одинокими, и они достигли в этом деле таких профессиональных успехов, что Серых сестер стали даже приглашать в другие страны, если вдруг там случалась война и рук в госпиталях не хватало. Серые сестры сначала переселились поближе к конвикту, а затем и вовсе получили его в свое распоряжение, так что теперь костёл св. Варфоломея принадлежит их монастырю. Здесь я попала на концерт органной музыки, да не просто попала, а постояла прямо рядом с вибрирующим от звуков органом, и посмотрела через плечо мальчику, который на нем играл.
Затем была ротонда св. Креста. Одна из четырех пражских ротонд, сохранившихся от периода романской архитектуры. Правда, ротонда была так сильно повреждена временем и неосторожным обращением, что ее хотели снести, но случилось это как раз в эпоху чешского национального возрождения и всеобщего патриотизма, поэтому художники быстренько в знак протеста против сноса, ротонду отреставрировали, частично открыв и подновив фрески четырнадцатого века, честично дорисовав свои.
Потом я отправилась к храму Девы Марии за Тыном, но там было столько народу, что я почти сразу и вышла. Так что фото не будет. Да и сам храм настолько известен, что рассказывать о нем не имеет смысла.
И, наконец, костёл св. Мартина в стене. Построен этот костёл был в двенадцатом веке, а в конце тринадцатого, при возведении стены вокруг Старого города оказался прижат к ней правым крылом, что и дополнило его название. Потом много раз ремонтировался и реконструировался, даже горел, был сдан под лавки и квартиры, но сквозь все эти перипетии часть романских стен и арок сохранилась до сих пор. Вокруг костела со средних веков было довольно обширное кладбище, теперь его нет. На входе в костел почему-то пахло апельсинами, внутри играли Баха и пели красивым сопрано английские песни.
Ну и фотография напоследок. К костелам отношения не имеет, снята на бегу, но она мне нравится и это — Прага:))