Рано утром мы сели в Поццуоли на электричку до Неаполя. В сущности, Поццуоли уж стал его пригородом, до центра мы добрались примерно за 15 минут.
Сегодня наш последний день в Неаполе, и, по счастливому стечению обстоятельств, это первое воскресение месяца, а значит, в музеи свободный вход.
Зная это, мы специально отложили посещение главного музея Неаполя, если и не всей Италии, на последний день.
Итак, нас ждал Национальный археологический музей, бывший Королевский Бурбонский. Музей замечательный.
8
Начало коллекции положили предки Карла III, в первую очередь прадедушка, кардинал и, впоследствии, Папа римский Павел III. Он собрал внушительную коллекцию картин и античных статуй, которую унаследовала Изабелла Фарнезе, мать Карла. А уже сам Карл организовал раскопки Помпеи, Геркуланума и Стабии.
Можно по-разному относиться с решению оставить в самих городах только копии обнаруженных произведений искусства. В любом случае, здесь они под надёжной охраной и хранятся в надлежайших условиях.
Чудесные скульптуры, высочайшего мастерства, с любовью к деталям, передающие не только настроение, но и характер героя. Удивительной филигранности мозаики, более похожие на живописные полотна. Фрески различных жанров, с невероятно яркими сочными красками, сохранившимися сквозь тысячелетия.
5
5
Вилла Цицерона, Помпеи
3
И все это создано более 2000 лет назад! И более того, в большинстве своём, римские произведения искусства — это всего лишь копии греческих шедевров, которые в свою очередь за несколько веков до этого были созданы.
Я уже рассказывала и о секретном кабинете, где хранятся эротические радости граждан Рима, и об общей экспозиции. Вот фото ещё нескольких работ, особенно мне приглянувшихся.
1
2
2
3
Добавлю только, что увиденное производит настолько большое впечатление, что уже ни в какой другой музей мы, к сожалению, не пошли, карта памяти переполнена))
И мы, вынырнув из полумрака музея, отправились гулять по залитому солнцем городу. Археологический музей расположен на холме, оттуда по прямой, главной улице Неаполя — via Toledo, очень легко спуститься прямо к историческом центру.
Уже минут через пять мы оказались на площади Данте.
9
Исторически здесь размещался рынок и место, где провозглашались королевские указы. Но уже знакомый нам Карл III рынок разогнал и построил вот такое здание — галерею. В центре должна была быть установлена его конная статуя, но «что-то пошло не так». А позже и вовсе королевство Неаполь перестало существовать, влившись в единую Италию.
4
Сегодня здесь пустовато. Национальная гвардия, правда, в смешных шапочках, бдит.
4
Мне интересно, что хотел дизайнер этой части униформы солдат донести до публики?
А в узком проходе между массивным полукруглый зданием и соседним, типичным неаполитанским, втиснулись городские ворота, porta d’Albo, отсылающие нас в те времена, когда Неаполь был окружен городской стеной.
5
Понятно, что пройдя в ворота, мы оказываемся в Centro Storico, старом городе.
Вот здание консерватории San Pietro Majello. Из окон доносится звуки музыки, и самое время вспомнить ещё одну знаменитость Неаполя — неаполитанские песни
.
Очень музыку здесь уважали с незапамятных времен. Достаточно сказать, что в городе было четыре консерватории! В свое время неаполитанская музыкальная школа была доминирующей на европейской сцене. Кстати, соседняя площадь — площадь, посвящённая Беллини.
А так знакомые нам неаполитанские песни — это результат ежегодного песенного конкурса в Неаполе, проводимого на протяжении 120 лет с 1830 года!
Победитель первого конкурса, песня
«Te voglio bene assaie», авторство в которой приписывают Гаэтано Доницетти, — и сегодня обязательный номер в репертуаре каждого оперного исполнителя.
«Te voglio bene assai Ma tanto bene sai è una catena ormai che scioglie il sangue dint’e vene sai».
«Я люблю тебя так сильно, Настолько сильно, настолько сильно, знаешь, Что теперь это — оковы, Которые гонят по венам мою кровь.»
«Santa Lucia», «O Sole Mio», «Dicitencello vuje» («Cкажите, девушки» — в этих песнях течёт неаполитанская кровь, они, как и город, горячи, темпераментны и лиричны.
А уж потом были и «Сан Ремо», и «Песня года», и пр., пр.
Но мы отвлеклись.
3
Консерваторией, собственно, здание это стало с 1826 года, после владения Неаполя наполеоновскими войсками. Французы, а точнее, Марат, упразднили все монастыри. Не миновала эта участь и размещавшийся здесь с 14 века монастырь св. Петра Майельского, основателя ордена Целестинцев. Орден этот являлся ветвью Бенедиктинского и отличался еще более аскетичным образом жизни, каковой вели его основатели, на горе Майела. Позже Петр Майельский стал Папой Римским под именем Целеста V. Отсюда и название ордена.
Неаполь предпочитал с Папой дружить, так что правящий тогда Роджер Мудрый строительство монастыря финансировал в сотрудничестве с Андреем Каталанским, тем самым, которого позже супруга, внучка Роджера, придушила, чем принесла на долгие годы смутные времена в страну.
6
Как водится, аскетичность монашеских орденов с годами рассасывается, и монастырь Целестинцев становится весьма богатым.
4
Так в 17 веке предпринимается серьёзная реконструкция, церковь получает отделку из мрамора и чудесный позолоченный потолок с картинами Маттиа Прети, описывающими мученичество св. Екатерины и подвижничество самого Целеста.
6
5
Между прочим, в музее Консерватории хранятся инструменты, подаренные Екатериной Великой.
В некоторых капеллах сохранились фрески 14 века. Церковь очень интересная, но попасть сюда непросто, после долгих поисков я обнаружила режим её работы:
Пн. — сб. 8.45 — 13, вс. 10. 30 — 12 часов. В этот раз нам повезло.
Пока я фотографировала, супруг мой исчез. Покрутив головой, я пошла в сторону очереди, уже выстроившейся у знаменитой пиццерии. И не ошиблась — через пару минут из её недр вынырнул добытчик — счастливый обладатель пиццы Фритто. Такую мы еще не пробовали. Свернутая пополам, она опускается во фритюр.
Что я могу вам сказать нового? — И это тоже очень вкусно!
3
3
Пока мы жевали, с соседнего балкона начался концерт. Мы же в Неаполе))!
7
А мы спустились к маленькой, но всегда полной народа, площади Сан Доменико Маджоре.
Эта часть Неаполя расскажет нам об арагонской эпохе. Сама площадь возникла по приказу Альфонса I, первого Арагонского правителя Неаполя.
Площадь небольшая, окруженная со всех сторон бывшими палаццо зажиточных горожан, а ныне — жилыми домами. В центре площади — Чумная колонна, поставленная доминиканцами. А главное строение — церковь доминиканского монастыря, Сан Доменико Маджоре. Позже она стала усыпальницей Арагонских королей.
2
1
А сначала, в стенах монастыря был открыт университет, еще при швабском короле, в 12 веке. Здесь учились и Фома Аквитанский, и Джордано Бруно, ставший доминиканского монахом, и читающий здесь свои проповеди.
4
Вид у церкви очень необычный, больше похожа она на крепость. Это потому, что фасад выходит в переулок, а к площади она стоит «задом». Поднявшись по лестнице, в очередной раз «Ах!». Какое богатство!
8
7
Капелла Бранкаччо, расписанная фресками 14 века Пьетро Кавалини.
3
Капелла семьи Карафо, влиятельных вельмож Неаполя, украшенная фресками Антонио Соларио.
4
Капеллы церкви были украшены таким количеством шедевров Рафаэля, Тициана, Маттиа Прети, Франциско Солимена, Караваджо, что, после кражи одной из картин, остальные переместили в картинную галерею Каподимонто. Но и сейчас богатство церкви поражает.
2
4
4
Буквально через несколько метров от Сан Доменико Маджоре — небольшое углубление в домах, что носит гордое название площадь, де Нило. И соответствующая скульптура — Бог Нила.
4
Странные названия для Неаполя. А оказывается, в этом месте еще при римлянах, в 1 веке н. э., компактно проживали купцы из Александрии. Они-то скульптуру и поставили. В средние века скульптура пребывала, по неизвестным причинам, без головы, а потом и вовсе исчезла.
4
И уже в 18 веке её обнаружили на задворках женского монастыря. Как она туда попала — остаётся загадкой. Ходили слухи, что египтяне спрятали несметные сокровища в статуе своего Бога.
Так он и красуется по сей день в самом центре Неаполя.
6
А прямо напротив — еще одна интересная церковь Сан Анжело де Нило. Нет, она никакого отношения к египтянам не имеет, просто располагается здесь же.
3
5
Построенная в 14 веком кардиналом Ренально Бранкаччо, рядом со своим дворцом, знаменита эта крохотная церковь надгробием кардиналу. Выполненное Донателло и Микелоццо, оно считается одним из красивейших ренесансных надгробных памятников Неаполя.
Церковь открыта с пн. по сб. с 9 до 12 и с 14 до 18, вс. С 9 до 13 часов. Вход свободный. Фото за плату.
Если мы по via Toledo спустимся к морю, то окажемся на площади Плебешито, Народоизьявления, а по сути, дворцовой площади.
5
И вот он, Палаццо Реале, королевский дворец.
4
1
3
Построен дворец был в начале 17 века испанским вице-королем (тем самым, что и виа Толедо проложил, что, собственно, по названию понятно) для короля, который, правда, так в Неаполе и не появился. Зато сам вице-король гнездышко себе свил. Позже и Бурбонские короли, и французы здесь жили, и савойцы.
9
На площади установлены конные памятники Карла III, осуществившего раскопки Помпеи, и Фердинанда I. Вторая фигура вызывает вопросы. Очень слабый король был, за которого вопросы решала жена, и к тому же жестокий до маниакальности. В покоях держал трупы врагов, получая наслаждение от созерцания.
7
Зато он построил церковь св. Франциска из Паолы, являющую копию Пантеона. Ну, неаполитанцам видней, кого на главной площади сажать.
А нам пора по-тихоньку в сторону аэропорта двигаться. Идем мы под жарким июньским солнцем, народ попрятался в тенек. Нас обгоняет молодой человек, при чем при пустой улице толкает меня, а затем хватает за руку мужа — и дёру в обратную сторону. Никто ничего не понял. Только предчувствие у меня нехорошее. Я говорю мужу: «Проверь свой кошелёк». Сама свой проверила. Все на месте. Всё, да не всё. Часы мужа исчезли. Снял гад прямо с руки. Хорошо, что Ролекс был не настоящий. Но осадочек остался. Так проводил нас Неаполь, напомнив, где столица мафии.))