Рим, Вечный город, колыбель западной цивилизации, город, переживший несколько эпох, и памятники практически каждой сохранились на его облике. La Roma e citta eterna (Рим — вечный город) Чего только нельзя увидеть в этом прекрасном городе. Сейчас на ум ришли строчки: «там на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Зверей нет, а вот следы канувших в Лету эпох есть. Нельзя и шагу ступить, проходя по центру города, чтоб не наткунуться на них. Итак….
Спрашивая своих знакомых о путешествии в Рим, неизменно и часто я получал от них один ответ: "Колизей". Н-да, думал я, видимо, смотреть там больше нечего. О других памятниках архитектуры и истории все как один умалчивали. Поэтому, собственно, и возникла идея рассказа. Но начну я с Колизея. Когда поднимаешься из станции метро с одноименным названием (Colosseo), перед изумленным взором открывается вид на этот величественный памятник архитетуры. Первый раз аж дух захватывало, еще бы, увидеть своими глазами театр времен Флавиев. Возведен он примерно 79 — 81 гг. н. э., в эпоху императоров Веспасиана и Тита.
В Италии, кстати, есть амфитеатры древнее этого. Знаменитая арена ди Верона (в одноименном городе) была возведена примерно в 30 гг. н. э. Сегодня в ней проходят концерты и постановки опер. Грандиозное зрелище (представьте «Ромео и Джульетта» под настоящей луной.)
Колизей по сути своей — это амфитеатр, в нем устраивались различные представления, войти мог любой гражданин Рима, но не раб. Сверху арена закрывалась тентом, чтобы защитить от солнца зрителей. Как указывают некоторые источники, там проводились даже навмахии (морские сражения), для чего арена специально затоплялась. Особенностью архитектуры является использование колонн всех канонических ордеров — ионического, дорического и коринфского. Если чуть от Колизея пройти по Via di San Giovanni in Laterano, то можно увидеть остатки гладиаторской школы — Ludus Magnus (всего школ было четыре, там гладиаторы жили и тренировались), которая соединялась подземным коридором с Колизеем. Построены школы при императоре Домициане. В Ludus magnus отчетливо просматриваются очертания арены и клетушки комнаток для гладиаторов
На фотографии Колизея слева (там где растет большое дерево) возвышение, здесь когда-то стояла статуя Колосса, воздвигнутого во времена императора Нерона (Колизея в то время еще не было) Напротив него (на фотографии не видно) — арка Константина, к сожалению, она во время моих обеих путешествий в Рим была в лесах.
Рядом с Колизеем находится Палатин и Форум. Палатин это название холма, на котором селилсь вначале знатные граждане Рима, а потом здесь стали строить свои дворцы императоры. Здесь находится развалины дворца Флавиев, дома Августа, дома Ливии и сады Фарнезе. Между прочим, если верить мифам об основании Рима, здесь была пещера, где волчица выкармливала Ромула и Рема, так что Палатин — священное место для римлян.
Любой из полководцев Рима считал за честь въехать на колеснице в триумфальном венке на древний форум. Но такая честь предоставлялась далеко не каждому. Sacra via (священный путь) шел от арки Тита
до места, где находились ростры (трибуна, украшенная носами кораблей, символизирущая морские победы Рима) перед зданием Курии. Арка Тита воздвигнута в честь победы над Иудеей (там тогда полыхало очень крупное восстание), присмотритесь, и увидите на арке менору — символ религии иудеев. Парадная процессия шла мимо дома весталок и храма Весты, а также храма Пуллукса и Кастора
храма Антонина и Фаустины, храма Ромула, мимо храма Божественного Юлия. В храме Весты поклонялись семейному очагу, но сами весталки участвовали во многих церемониях Рима. Весталки обладали неприкосновенностью и большими правами в обществе, но они должны были прослужить 30 лет (при этом оставаясь девственницами.) Голос весталки очень много значил в обществе того времени. Осужденные при встрече с весталками освоождались. А вот особенностью архитектуры этих храмов является то, что в основании их находится круг. Храм Антонина и Фаустины
возведен в память о своей жене императором Антонином Пием. А сохранился он до наших дней (в отличие от храмов Весты, Божественного Юлия и Кастора и Поллукса) только потому, что был обращен в христианскую церковь. Кастор и Поллукс в римской мифологии были близнецами, которые участвовали в битве и возвестили Риму о победе над окрестными племенами. А вот храм божественного Юлия (сегодня это руины) стоял на месте, где несколько дней полыхало тело великого римлянина, ибо люди в знак почтения несли свой скарб, чтобы лучше горел погребальнй огонь.
И наконец процессия выходила на форум
На фото: колонны Диоклетиана, колонна Фоки, арка Септимия Севера и Курия.
Последнее здание особенно значимо. Это здание, где собирались сенаторы для решения важных вопросов. Конечно, оно когда-то было отделано мрамором, который содрали папские архитекторы для построек ренессанса. Данная постройка сохранилась со времен Диоклетиана (до неё были более древние) — конец III века н. э. Сохранилась также, вероятно, из-за христианизации здания (в ней была церковь св. Адриана) Перед Курией когда-то шумели народные собрания (комиции) Напротив Курии находится колоннада с фризом — все осталось от храма Сатурна, в котором ранее хранилась государственная казна. Не случайно в нем работали квесторы (нечто вроде казначеев).
А еще с двух сторон от Форума возвышались две базилики. Базилики — это оживленные места в Древнем Риме, там выносили приговоры по различным делам, заключали сделки, в наружных галереях их находились торговые лавки. Сегодня и от Эмилиевой и от Юлиевой базилик остались одни развалины, а когда-то это были величественные здания с красивыми портиками.
Арка Севера знаменует победу этого императора над парфянами. Позади арки слева виден табуларий — помещение, где был архив. Как выглядел Форум раньше, если верить руинам (фото из интернета):
А выше находится Капитолийский холм, там сейчас находятся капитолийские дворцы (в них теперь находятся музеи) А когда-то здесь находилась цитадель, которую осаждали галлы (все наверняка читали, как гуси спасли Рим), и главный храм Рима — храм Юпитера Капитолийского. Этот храм — конечная цель триумфальных процессий. В нем также проходили заседания сената и вступали в должность консулы. Части фундамента храма и крепости можно увидеть внутри музеев. В эти музеи можно попасть, обойдя Форум по Via dei Fori imperiali. Дословно — улица императорских форумов. Дело в том, что все, о чем сказано выше, относится к самому древнему республиканскому форуму. Каждый император считал за честь построить свой собственный форум, отчасти и потому, что республиканский не мог вместить уже всех желающих. Так появилсь форум Августа, форум Траяна, форум Нервы, напротив каждого из них стоят соответствующие скульптуры.
Интересно, что эти форумы были вскрыты во время постройки той самой дороги, по которой мы идем, взирая на них, она должна была называться проспектом Муссолини, именно при нем был обнажен фундамент древних форумов, но большая часть их находится под асфальтом дороги.
Наиболее выдающимся и грандиозным для своего времени стал форум Траяна, на котором возвышается знаменитая колонна Траяна — прообраз современного кино. По колонне вьется фриз, на котором словно кадры из фильма предстают отдельные эпизоды похода Траяна на даков.
Внутри колонны находится лестница, по которой можно подняться наверх, когда-то наверху была статуя Траяна, а сегодня — статуя Петра. император Траян удостоился чести быть захороненным внутри городской черты (знак особого почтения у древних римлян), его прах был сожжен и помещен в золотой урне в основании колонны (естественно, уже давно нет ни этих урн, ни позолоченной статуи Траяна). Вход на форум Траяна был со стороны форума Октавиана, он был вытянут в сторону церкви Санта-Мария ди Лорето так, что колонна Траяна оказывалась сразу за Ульпиевой базиликой, а рынок Траяна, на который вы смотрите с дороги (он прямо перед вами), был пристроен к правому крылу этого форума.
Мы подошли к зданию, которое сами римляне назвали «пишущей машинкой», а официальное название — алтарь отечества
Это соеобразный памятник объединения Италии, воздвигнут он на рубеже 19 — 20 веков проекту архитектора Саккони, статуя впереди — Виктор Иммануил II (первый король объединенной Италии, освобожденной от австрийцев). Внутри находится музей Риссорджименто (борьбы за освобождение), вход бесплатный.
Если дальше обходить алтарь отечества, то выйдете к кордонате. Но по пути не пропустите памятник жилой архитектуры Древнего Рима, так называемая инсула выглядывает из-под фундамента, а еще 10 м находятся ниже последнего.
Это своеобразный многоквартирный дом Древнего Рима.
А далее будут две лестницы, одна из них ведет к Санта-Мария Арачели (старейшей христианской церкви)
, а вторая — знаменитая кордоната Микеланджело.
Здесь впереди снова братья Кастор и Поллукс. А ведет она на Piazza Campidoglio. автором площади и комплекса дворцов является Микеланджело. В центре площади — статуя
Ммарка Аврелия (копия, оригинал — в музеях дворцов)
«Пишущая машинка» и капитолийские дворцы стоят на Капитолии, здесь было сердце древнего города, храм Юпитера, цитадель. и… тюрьма. Больших тюрем римляне не держали, ибо считали эту затею слишком затратной, наказывали по-другому: смертная казнь, лишение гражданства, изгнание. В тюрьме люди проводил лишь время до приговора. Среди знаменитых заключенных — Верценгеторикс (плененный Цезарем вождь галльских племен) и (если верить легенде) апостол Петр. Но есть здесь кое-что страшнее тюрьмы — гемоновская лестница, на которую выбрасывали трупы казненных для устрашения остальных граждан, ибо для римлянина времен Республики не было ничего страшнее, чем знать, что его тело останется непогребенным.
Если продолжать обходить дальше, то с площади Венеции мы выйдем на Via del teatro di Marcello и по ней выйдем к театру Марцелла, начинал строить театр Юлий Цезарь, а заканчивал Октавиан Август, назван он так в честь его племянника. Сегодня необычно то, что театр встроен в жилой дом.
Рядом с театром Марцелла видны остатки храма Аполлона, а церковь Сан-Никола-ин -карчере (св. Николай в тюрьме) несет в своих стенах колонны античных храмов (Януса, надежды и Юноны) Здесь некогда располагался овощной рынок.
Недалеко от тетра Марцелла Тибр формирует изгиб, по преданию, именно здесь река отдала корзину с Ремом и Ромулом суше. Здесь находится арка Януса (фото не очень удачное), портик Октавии, возведенный Октавианом Августом. Портики в то время возводили, чтобы гулять в их тени и вести беседы.
От театра Марцелла несколько сотен метров закоулков отделяют Вас от фонтана черепах (16 век, скульптор Таддео Ландини) Очень изящный фонтан в тихом месте.
От фонтана черепах по Via paganica рукой подать до Torre argentina (серебрянная башня). Эта площадь полностью законсервирована и является своебразным музеем под открытым небом.
Это целый храмовый комплекс Древнего Рима периода Республики, сооружения очень древние, несут отголоски гражданских войн. Не стоит утомлятся описанием всех храмов. На мой взгляд, самым интересным является тот факт, что именно здесь (прямо на площадке под Via Florida) лежал умирающий Юлий Цезарь. Убили его в портике Помпея, а сам портик являлся одним из зданий, относящихся к грандиозному театру Помпея, на остатках которого стоят окружающие Via Florida дома.
А сегодня здесь место, где прикармливают милых бездомных котиков
По Via dei cestari выходим на площадь Минервы. Площадь называется так потому, что когда-то здесь стоял храм, посвященный ей. Хотя считают, что такой храм стоял неподалеку, а на месте церкви Санта-Мария-сопра-Минерва находился другой храм, посвященный Изиде (культ поклонения Изиде пришел в Рим из Египта при Цезаре), перед которым и стояли обелиски, один из которых, возможно, украшает фонтан
Слон изготовлен по эскизу Бернини в 17в
Сама церковь выстроена в готическом стиле (единственная в Риме) доминиканцами, а прихожанами с давних пор были выходцы из Флоренции. В ней поседний приют находили папы, флорентийцы по происхождению. Кроме того, здесь проходили суды еритиков и ритуалы отречения (отречение Галилея). Обратите внимение на потолок, напоминающий звездное небо, и статую Христа работы Микеланджело.
Уже на фотографии выше видна полукруглая стена самого известного (может быть, после Колизея) здания Рима — Пантеон. Не совсем понятно, что означает его название, то ли храм всем богам, то ли самый главный храм. Но зато известно, что создан он при императоре Адриане, а его бронзовые двери — одни из трех сохранившихся по сию пору.
Пантеон — это здание уникальное с архитектурной точки зрения, в проектировании его огромного бетонного купола использовались выдающиеся достижения того времени. Чтобы купол просто не упал под своей тяжестью, он во первых кессонирован изнутри, во вторых внутри конструкции использована пемза. Оригинально освещение — так называемый «глаз». В Пантеоне захоронены Рафаэль Санти и первый король единой Италии Виктор Иммануил II. Император Фока подарил Пантеон папе Бонифацию IV, а тот быстро превратил его в христианскую церковь. Папа Урбан VIII из рода Барберини переплавил все бронзовые статуи из Пантеона для отливки пушек в замок св. Ангела.
С обратной стороны Пантеона виден фриз стоявшего здесь некогда храма Нептуна, о чем говорят дельфины и мосрские раковины.
От Пантеона можно пойти на запад и, после пресечения Corso del Rinascimento, попадем на одну из самых красивых площадей Рима — Piazza Navona.
Форма этой площади длинная и узкая, оказывается здесь ранее находился стадион Домициана (арена для атлетических состязаний) С одной стороны площади находится фонтан Нептуна
а в центре площади — шедевр Бернини — фонтан четырех рек
Вообще на площади соревнуются два гения — Борромини и Бернини. Перед фонтаном четырех рек (Ганг, Дунай, Нил и Ла-Плата) возвышается купол Сант-Аньезе ин агоне (архитктор Франческо Борромини.) Церковь посвящена мученице за веру Хритстову Агнессе, которая жила здесь в IV в. и не пожелавшая выходить замуж по воле отца, т. к. выбрала для себя служение Богу. Посмотрите, как бог Ла-Платы с ужасом прикрывается от грозящего упасть на него портала церкви
Ну для первого раза хватит)
Теги:
Культурно-познавательный туризм