Иногда удивляешься тому, какие поступки в прежние века совершали люди, руководствуясь своими представлениями о мироустройстве. Казалось бы, извлечение останков из могил и изготовление из них каких-то предметов — надругательство над памятью усопших. Ан нет, в прежние времена, оказывается, так не думали. Иначе как объяснить наличие таких мест, как Костница, расположенная в районе Седлеце города Кутна Гора?
Идея съездить в Кутна Гору пришла в голову моей дочери на волне воспоминаний о её давнишнем, полудетском увлечении готикой. Готикой не в смысле архитектуры, а в смысле молодёжной субкультуры. Поэтому мы сели в поезд и одним хмуроватым весенним утром приехали посмотреть на знаменитую Костницу.
Оказалось, выкапывание костей из земли и дальнейшая демонстрация их в специальных помещениях (костницах, или кимитириях) — нормальный христианский аскетизм греческой (восточной) традиции. На Афоне спустя некоторое время после погребения умершего эксгумировали и перезахоранивали останки так, чтобы иметь к ним прямой доступ. Кроме Афона, костницы есть в киевских пещерах на Украине, в муромском Спасо-Преображенском монастыре в России, в болгарской Каварне, в катакомбах Парижа — самый большой, в нём находятся останки более 6 миллионов человек. В этом ряду Костница в Седлеце занимает особое место, потому что останки сорока тысяч человек не просто хранятся в костёле Всех Святых, ожидая Второго пришествия, но и использованы в дизайне его интерьера.
Откуда такое количество останков на старом кладбище небольшого местечка?
Этому есть целый ряд объяснениий. Первое и главное — желание многих людей, и не только жителей Седлеце, быть похороненными там, куда в 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря, привёз немного святой земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу. Весть об этом распространилась далеко за пределами города, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы.
Второе объяснение — события средневековой европейской истории с её многочисленными войнами и эпидемиями. В частности, эпидемия чумы в середине 14 века и гуситские войны в начале 15 века пополняли кладбище, и оно сильно разрослось.
Возникла необходимость освободить место для новых захоронений, и в качестве костехранилища построили готический собор с усыпальницей. Надо сказать, предприятие рискованное, потому что всё-таки останки умерших от чумы людей… Но о новой вспышке болезни вряд ли думали, цель гораздо более высокая — сохранить прах до Страшного Суда — руководил людьми. Если прах будет утрачен, вечно живущая душа не найдёт пристанища.
В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов, крупнейших землевладельцев в Богемии. В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Он не только «украсил» храм, но и оставил автограф.
Ринт подошёл к делу творчески. Мало того, что во всех четырёх углах собора кости фигурно сложены в колоколообразные груды, он и украшения для интерьера выполнил из того же «материала».
С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей и украшенный гирляндами черепов. Он состоит из нескольких тысяч костей и считается уникальнейшим произведением искусства.
Все арки дверей и ниш усыпальницы украшены гирляндами из ребер, лопаток и бедренных костей.
Среди других «произведений искусства» можно заметить дароносицы, расположенные по бокам алтаря.
Из тысячи человеческих костей сделан большой фамильный герб Шварценбергов. Мелкие детали идеально подобраны и симметрично выложены.
Наверняка ваше внимание привлек скелетик птицы. Новая деталь на гербе появилась после того как Адольф Шварценберг в 1598 году разбил турецкие войска в битве у крепости Рааб. Это была первая победа над турками в Европе. По замыслу автора, ворона сидит на голове мертвого турка и выклевывает ему глаз.
Позднее мы увидели в городе памятник, видимо, Адольфу, победившему турок. Правда, почему-то турки сильно смахивают на запорожских казаков, у каждого на голове оселедец.
Может быть, украшения из человеческих останков и искусная работа, но мне, честно говоря, в Костнице было не очень приятно, и, когда мы оказались на улице, я с облегчением вдохнул свежего воздуха. Никто не может жить вечно, но мне не хотелось бы, чтобы, как мне кажется, довольно длительный период в ожидании Второго пришествия мой череп был подставкой для светильника.
Обидно было бы приехать в Кутна Гору и посмотреть только Костницу. Хотя времени у нас было и не очень много и, естественно, не все удалось увидеть, но в два костёла мы все-таки зашли.
Собор Вознесения девы Марии находится недалеко от Костницы. Его уникальность заключается и в том, что это самое крупное и сложное сооружение (после Собора Святого Витта в Праге), сохранившееся на чешской территории до нашего времени.
В 15 веке собор сильно пострадал от пожаров и набегов гуситов. Почти три столетия храм был заброшен и находился в руинах. Последняя реконструкция собора была закончена в 2009 году, поэтому и выглядит он так свежо.
Великолепное внутреннее убранство существует здесь с 18 века. Светлый интерьер с высокими готическими сводами производит впечатление не просто лёгкости — невесомости.
После посещения Костницы с ее постоянным рефреном «Memento mori» здесь как-то особенно ощущаешь радость бытия. Она во всем: и в торжественной устремленности вверх, и в ярких красках барочных фресок,
и в выразительных позах скульптур,
и в торжественном великолепии алтаря,
и, наверно, в трубных звуках органа во время богослужения.
На своде изображён образ Троицы в Средокрестии.
Но время бежит, нам тоже надо бежать. Пробегая по жилым кварталам, отмечаем, что чешская провинция мало отличается от российской. Наверно, везде так: гостям показываем все самое красивое для их удовольствия, сами живем обычной трудовой жизнью, и вовсе не в домиках с черепичными крышами.
А вот и исторический квартал. Когда-то город, основанный в первой половине 13 века, процветал благодаря тому, что в этих краях добывали серебро. В Кутна-Горе находился Королевский монетный двор, где чеканили европейскую валюту — пражский грош. Благодаря богатству город соперничал с чешской столицей, его называли «Прага в миниатюре». После Гуситских войн город был сильно разрушен, а к середине 16 века, из-за истощения руд, пришел в упадок. Внешний облик исторического центра города так и остался в средних веках. Центр города, благодаря своему историческому значению и архитектурным шедеврам, в 1995 году был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В этом же списке собор Святой Варвары — одна из главных достопримечательностей города Кутна Гора. Ну уж мимо него пройти никак невозможно.
Собор Святой Варвары возведён в честь покровительницы шахтёров. Строительство собора началось в 1388 году, но несколько раз приостанавливалось, так что завершилось оно только к 1905 году. Первым архитектором, работавшим над созданием собора, был Ян Парлер, сын известного зодчего Питера Парлера, участвовавшего в строительстве Карлова моста, собора Святого Витта и других церквей в Праге.
Внутреннее убранство тоже производит большое впечатление. Особенно поразили высокие своды, украшенные гербами. Чьими, трудно сказать, но такой декор в храме я, например, увидел впервые.
В соборе много витражных окон с изображением религиозных сюжетов.
Некоторые из них по манере исполнения напомнили мне витражи Тиффани. Например эти. Или, может быть, я не прав, и мне это только чудится?
Ну все, пора, пора бежать на вокзал, как бы любопытно не было побродить по городу ещё. Жадный взгляд туриста выуживает по дороге ещё кое-какие старинные красоты. Например, эта барочная галерея перед Иезуитским колледжем начала 18 века.
Красивый особняк с лепниной на фасаде.
Огромная каменная чаша фонтана.
Но все заканчивается, закончилось и это короткое знакомство с городом, во время которого пришлось испытать целую гамму чувств — от восторга до горестных размышлений о бренности бытия.
Теги:
Культурно-познавательный туризм