Турист Ирина Макаренко (Irina7Mak)
Ирина Макаренко
была 18 апреля 14:50

Античная Ликия — Родина Николая Чудотворца (Часть вторая). Ликийские достопримечательности

Демре — Турция Июль 2017

Начало здесь https://www.tourister.ru/responses/id_21059

Перед посещением церкви было предложено два варианта: посещение церкви- музея с гидом, или самостоятельно купить билеты и прослушать экскурсию с аудиогидом. Было принято решение идти на экскурсию с нашим гидом Ольгой, с выбором мы не ошиблись, экскурсия была очень интересной, «не галопом по Европам», а все в меру и свободного времени было достаточно….

Находится церковь в г. Демре, в античные времена город назывался- Мира, по одной из версий название города произошло от слова «мирра», которым называют смолу для изготовления благовоний. Этот город стал одним из центров откуда начало распространяться христианство. Город стал популярным благодаря жизни и служению в церкви Святителя Николая, в православной традиции- Николая Чудотворца. В этом городе принял сан архиепископа, здесь он служил в церкви и умер в 345 г. Похоронен был в храме построенном при жизни Николая Чудотворца.

Храм был построен поверх языческого храма Артемиды, остатки колонн этого храма до сих пор находятся в церкви Святителя Николая.

Турки называют церковь «Баба Ноэль Килизе», что в переводе означает «Рождественский отец». У храма стоит памятник Николаю Чудотворцы в окружении детей, известно, что по мусульманским законом запрещено изображение людей, но исключение сделано для двух исторических личностей — для основателя республики Турция — Мустафы Кемаля Ататюрка и Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских.

Храм был раскопан из земли, т. к. из-за землетрясения река Мира поменяла свое русло и селевые потоки погрузили церковь на 6 метров ниже уровня современного города Демре, своеобразно законсервировав и сохранив церковь от разрушений. Так же храм пострадал от турков-сельджуков, часто подвергался набегам и разграблялся.

Долгое время храм с гробницей Николая был запущен и только при правлении византийского императора Константина IX, церковь начали восстанавливать.

Через несколько столетий в 1850 году на останках храма побывал русский путешественник А. Н. Муравьев, он один из первых инициировал сбор средств на восстановление храма. После сбора определенной денежной суммы территория храма была выкуплена у Османского правительства. Перед Крымской войной русские пытались основать здесь поселение, для этих целей графиней Голицыной были выкуплены земли, однако турецкое правительство не разрешило это сделать.

В 1862—1863 гг. на средства пожертвованные представителей российских дворянских сословий и дома Романовых была проведена реставрация, которая отличалась от первоначального вида церкви и считается, что выполнена она неправильно……

В связи с революционными событиями в России, о храме забыли и только в 1956 году работы продолжились и продолжаются по сей день, но уже турецкими властями….

В настоящее время церковь Николая Чудотворца является музеем и только 1 раз в год - 6 декабря здесь проводится праздничная служба.

6 декабря по григорианскому календарю римско-католическая церковь, а 19 декабря по юлианскому календарю православная церковь, отмечают день Святителя Николая, день смерти и памяти святого.

А 9 мая (по григорианскому календарю)и 22 мая(по юлианскому календарю)отмечают праздник в честь дня памяти переноса мощей Святителя Николая Чудотворца в итальянский город Бари в конце XI века.

В православной церкви эти два праздника называются- Никола Зимний и Никола Вешний.

Николая называют Чудотворцем, по совершенным чудесам при жизни, а также обращенным и исполненным просьбам и молитвам после его кончины.

А Угодник- потому, что в течение своей жизни Святитель Николай был помощником Божьим.

Мы подходим к церкви и спускаемся вниз, очень непривычно, обычно, наоборот, всегда к храмам нужно подниматься по ступенькам. Здесь наглядно можно увидеть насколько ниже уровня современного города находится Мирликийский храм. Не покидает ощущение, что именно здесь находятся тонкие грани между прошлым и будущим….

Первоначально вход в храм находился не здесь, но реставрацию начали именно с этого крыла и попасть в храм можно только с этой стороны.

Спустившись в первый зал мы обратили внимание на стены, из грубого, необработанного камня, который добавлял виду храма самобытности и загадочности.

Стены расписаны иконописными изображениями. Наш экскурсовод обращает внимание на то, что фон на многих храмовых росписях небесно-голубой и считается, что это первоначально-правильное оформление в иконописи, т. к. храм по православному пониманию, это небо на земле.

Позже в росписи стен стал появляться золотой фон,

который символизировал радость, Божественную энергию, красоту иного мира, по одной из версий золотой фон символизировал самого Бога…

Роспись в раннехристианских храмах, считалась «Библией для неграмотных», т. к. читать умели не все, зато библейские сюжеты передавались из уст в уста и значение каждой изображенной росписи на стенах легко узнавались.

Иконописцы добивались такого впечатления, что изображенные на стенах святые, как бы присутствовали за гранью живописного пространства; и действительно находясь в православных храмах не покидает ощущение, что куда-бы ты не перемещался, за тобой наблюдают глаза святых. Как раз с этим фактом связано то, что в Мирликийской церкви некоторые лики святых изображенные на стенах стерты, оказывается в то время когда храм подвергался разорению, грабители красть не боялись, а вот выдержать на себе взгляд пусть даже только изображенных святых не могли и очень этого боялись, поэтому вскакивая на лошадях в храм они высекали мечом лики святых.

На сегодняшний день многие лики приведены к первоначальному образу, а некоторые только ждут реставрации.

Проходим дальше и попадаем в следующий зал, который был полностью засыпан землей, а сейчас приведен в порядок и понимаешь, сколько кропотливого труда здесь вложено…

У стен находятся ниши, в которых были найдены захоронения в саркофагах и изначально исследователи считали, что здесь находится гробница Николая Чудотворца, но проведя ряд анализов, поняли, что захоронение находится в другом месте….

Проходя по залам и коридорам обращаем внимание на напольные мозаичные плиты, оказывается, что это не только элементы декора, но и христианские символы со значением:

восьмиконечная звезда или еще по другому Вифлеемская звезда в православном христианстве является символом рождения Иисуса Христа, она зажглась когда он родился и ее восемь ярких лучей освящали путь волхвам к месту рождения Иисуса.

Очень необычно было увидеть изображение карточных мастей на стенах,

оказывается, это известная христианская символика: черви символизирует сердце Христа, бубы- его раны, пики-это копья, которые пронзали Христа, а трефы- это символ распятия. Красный фон на стенах изображает его кровь.

Именно поэтому в христианской религии запрещается игра в карты и считается большим грехом, т. к. это глумление над Иисусом Христом.

Для меня значение этих символов было открытием, слышала много раз, что игра в карты это грех, а почему, никто не мог ответить, теперь все ясно….

Так же очень интересно купольное изображение «Тайной вечери»,

этой части храма еще предстоит реставрация, но в общих чертах угадывается Иисус, который изображен дважды подающий вино и хлеб, все лица апостолов обращены к Христу, а Иуда отвернут от всех. В христианской православной иконописи, отвернутый персонаж или расположенный анфас, олицетворяет отрицательный образ.

Мы проходим в центральную часть храма, именно с этой стороны был центральный вход в церковь, в притворе находится мраморная плита с изображением в форме якоря,

предположительно это плита находилась в алтарной части храма. Якорь- скрытое изображение креста, является символом надежды на будущее Воскресение. В алтарной части храма мы видим мраморные колонны и интересное архитектурное строение похожее на театр, это остатки храма Артемиды, II века н. э.,

который был перестроен под алтарь православного храма, интересно то, что под ступенчатым основанием находится тоннель, который служил своего рода коридором очищения грехов, священник входил в маленький и узкий ход, молился, исповедывался, а выходил из широкого и высокого входа, куда попадал свет. Интересно, выражение"свет в конце тоннеля», пошло не отсюда????? Еще этот тоннель служил своеобразным усилителем звука, так благодаря хорошей акустики священники могли переговариваться друг с другом, даже находясь в разных помещениях храма…. На стенах центральной части храма расположены фрески, часть которых для нас оставила история. На них изображено жизнеописание Святого Николая.

Из центрального зала проходим в следующий и именно в этом зале находится саркофаг, в котором когда-то покоились мощи Николая Чудотворца. Саркофаг огражден стеклопластиковой стеной, хотя по рассказам очевидцев, еще пару лет назад ограждения не было.

Умер Николай Чудотворец(6)19 декабря, его тело с великими почестями было перенесено и положено в саркофаг в храме где он служил и был архиепископом всей Ликии. После смерти он был причислен к лику святых, от мощей Николая Чудотворца совершалось множество чудес. Через некоторое время мощи стали источать благовонное миро, которым люди мазались и получали исцеление. Молва об этом распространилась за пределы Ликии и к мощам святого потянулись люди со всех концов земли. Через некоторое время усилилось противостояние турков-сельджуков с Греческой, а затем и с Византийской империей. Участились набеги на ликийские земли, разграблялись города и святыни. Христианское население уменьшилось, многие уходили жить в горы. Население города Мир, переселяется в более безопасное место, в нескольких километрах от города. При храме остаются несколько монахов.

Представители христианских государств понимая, что многие святыни обречены на уничтожение, предприняли попытки перевести мощи в более безопасное место, так по одной из версий в IX веке император Василий I Македонянин хотел перевезти мощи в Константинополь, но был остановлен в дверях храма, какой-то силой, по другой версии императору приснился сон в котором Святитель Николай запретил переносить его мощи из Мир Ликийских. Василий I велел поместить саркофаг с мощами под пол храма.

В тоже время во многих городах Европы было очень престижно иметь своего покровителя, т. к. став обладателей мощей, город становился местом паломничества и экономического развития.

Нужен был святой покровитель и итальянскому городу Бари. Жизнь города была связана с морей, торговлей, в Бари был собственный порт, свое выгодное географическое положение им приходилось отстаивать с оружием в руках. Святой Николай был покровителем моряков, торговцев и странников и как-нельзя кстати подходил на роль оберегающего город небесного святого.

Мечтали о таком покровители жители Венецианской республики и многие портовые города. В 1087 г. спешно собрав экспидицию под видом купцов, барийцы отправляются к землям Мир Ликийских проводят разведку местности с целью вернуться сюда еще раз.

Вернувшись во второй раз, уже в большем составе барийцы отправляются в храм, причем удача была на их стороне, турки ушли из города, а почти все местное население находилось в горах. Прийдя в церковь они узнают, что в ней находятся всего 4 монаха, они же являлись и сторожами обители. Под видом паломников они стали молиться и попросили выделить им часть миры от мощей. В ходе общения они открыли истинную цель своего визита и попросили отдать им мощи Николая Мирликийского…… Для большей убедительности они рассказывают историю о том, что одному барийскому священнику приснился сон в котором Николай просил перенести его мощи в Бари……

Монахи ответили отказом и сказали, что Святитель Николай запрещал переносить его мощи куда-либо из Миры.

Барийцы понимали, что времени на поиски мощей оставалось мало, в любой момент могли вернуться местные жители и решились на очаянный шаг, запугав монахов оружием и связав их, начинают пытать где расположен саркофаг, один из монахов не вытерпел и указал место, где под узорчатыми плитами и находился саркофаг. Спустившись в гробницу им пришлось изрядно потрудиться, т. к. крышка саркофага не поддавалась, тогда они проломили более тонкую боковую стену и извлекли мощи, бережно завернув их в плащ, барийцы отправились на корабль. Прибыли в Бари (9)22 мая, этот день празнует русская православная церковь, как день «Перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского».

Покидая Миры Ликийские барийцы второпях не успели забрать все мощи Святителя Николая. Оставшиеся мощи бережно хранились в храме, об этом знали венецианцы….

Через несколько лет они отправились в Миры и забрали оставшуюся часть мощей, которую перевезли на венецианский остров Лидо. В 1992 году состоялось тщательное исследование мощей Святителя Николая, группа ученых во главе с профессором анатомии Луиджи Мартино пришла к выводу, что кости находящиеся в Венеции дополняют останки мощей в Бари.

Сегодня Святитель Николай почитаем так же, как и много веков назад, к мощам его и иконам, с мольбами и просьбами обращаются люди разных национальностей и вероисповедания.

В Демре (Миру)приезжают на экскурсию люди из разных стран, часто здесь можно увидеть местных жителей- турков, которые чтят и верят в помощь Николая Чудотворца и у саркофага, где когда-то находились мощи, просят заступничества и помощи.

Наша группа тоже выстраилась в очередь к саркофагу Святителя Николая, со своими мыслями, просьбами и желаниями, для себя и своих близких.

После, нам было дано свободное время на фотографии и прогулки по этому необычному месту, где царит атмосфера умиротворенности, спокойствия и какой-то особой притягательности.

Уже после поездки, осенью, наткнулась на информацию, что в церкви-музее Демре нашли новую, неизвестную комнату, о находках, которых всем еще предстоит узнать….

Далее по программе у нас был обед, рекламный магазин оникса, а после прогулка на яхте к берегам острова Кекова.

Нас привезли в порт,

где нас уже ожидала яхта и мы как настоящие пилигримы отправились в путь по самому синему Средиземному морю. Экскурсия продолжается и мы узнаем новые странички истории древней Ликии. Перед нами предстает остров Кекова.

Остров с интересной историей и звучными названиями городов: Долихисте, Аперлаи…… Как осколки античного прошлого здесь слились культуры Ликии, Византии и Османской империи. В ХХ веке остров Кекова мог бы стать итальянским, но по Конвенции 1932 года он остался турецким.

Поселения существовали здесь еще в VII веке до н. э. об этом свидетельствуют постройки найденые археологами. Изначально Кекова был полуостровом, но во II веке произошло сильное землятресение превратившие полуостров в остров, значительная часть суши ушла под воду. Проплывая мимо острова создается впечатления, что вокруг декорации фэнтази- фильма, ступеньки находящиеся на суши, резко уходят на дно морское, через смотровые окошки на палубе можно рассмотреть, что находится там, это остатки зданий и амфор из-под вина.

Кекова называют музеем под открытым небом.

Интересен остров тем, что здесь сохранились руины ликийской, византийской и римской архитектуры. Города подвергались многократным землятресениям и были практически разрушены. Остров до конца неизучен, посещать остров и купаться в его прибрежной зоне запрещено.

Сохранилась архитектура римских времен, дома, термы, остатки канализационной системы. Ликийцами был построен морской порт, у входа в бывший порт сохранились здания на которых изображены кресты, имеено по ним мореплаватели с моря могли определить, что это город христианский, можно заходить в порт, здесь безопасно и никто их грабить не будет. У побережья внизу виднеются остатки домов, но больше строений сохранились на вершине острова, строили их зажиточные ликийцы, удивительно, не только то, что как и каким способом они строили эти дома на возвышенности, но и то, что дома 2–3 этажные! С постройкой домов на вершине связано поверьее ликийцев, чем выше дом, тем ближе к Богу и этого правила они придерживались, как для живых, так и для мертвых.

Недалеко от острова Кекова находится полуостров на котором находится два селения Учаыз и Калекей,

приемники античных городов Теймуссы и Симены, по аналогии с городами острова Кекова, они были основаны в v в. до н. э. и сильно пострадали от землятресений, но в отличие от других селений, жизнь здесь сохранилась. Например в деревушке Калекей проживают около 100 человек.

Учаыз в переводе означает: «три рта», т. к. со стороны моря к селению 3 подхода. А название деревни Калекей происходит от слова «Кале» — «крепость», т. к. центральной достопримечательностью оставшейся в наследство от ликийской культуры является крепость Сиена,

которая была предназначена для охраны селения и подходов с моря.

В этой местности запрещается перестраивать и строить дома, практически невозможно купить землю и недвижимость, дома передаются по наследству.

На полуострове нет гостиниц, а только небольшие гостевые дома. Охраняются и памятники ликийской культуры, если на территории частного владения находятся памятники культуры, их нельзя переносить, разрушать, использовать для строительства, все обьекты охраняются государством. Зачастую можно увидеть соседствующие старые дома и еще более древние ликийские саркофаги на придомовой территории. Интересны сами саркофаги расположенные на земле и местами в морсковой гавани, форма их похожа на перевернутую лодку, связанно это с тем, что многие ликийцы были моряками и верили в то, что после смерти они будут продолжать заниматься любимым делом.

В прибрежной зоне нет пляжей и поплавать отдыхающим можно только в открытом море, для этого в гавани пришвартованы прогулочные яхты и катера.

Эта местность знаменита не только открыточными видами и остатками ликийской архитектуры, Калекей называют деревней миллиардеров, именно здесь разрешили в виде исключения купить землю и построить дачу турецкой семье миллионеров Коч, здесь же была построенна вертолетная площадка. Семейство Коч владеет корпорацией «Koc Holding» и входит в мировую элиту бизнеса. В состав холдинга входят: заводы по производству автомобилей «Форд Отосан», автозаправочный и авизаправочный бизнес, верфи, самые лучшие гостиницы и турагенства Турции, заводы бытовой техники «Beko», турецкие супермаркеты «Migros» и «Ramstore». На предприятиях семьи занято около 90 тысяч человек.

Осмотрев достопримечательности с палубы, нам дали свободное время для фото и купания в открытом море, что мы и сделали. Взбодрившись в сказочно-синих водах Средиземного моря мы отправились к такой долгожданной и интересной точке нашего маршрута древнему ликийскому городу Мира. Именно через этот древний город проходит знаменитый маршрут «Ликийская тропа» и помимо Миры включают в себя посещение бывших ликийских городов таких как Олимпос, Фаселис, Каш, и.т.д.

Мира……. от самого названия города веет каким-то спокойствием, умиротворением и тихой радостью…. Еще перед посещением Миры в представляемом образе вырисовывались картинки античных гробниц, театра на фоне заката, а еще хотелось, побродить по тропинкам и лестницам древнего города, проникнуться духом ликийской культуры. Удача была на моей стороне, мечта и реальность совпали, все получилось так как представляла. Приехали мы к Мире когда уже солнце начинало садиться и спускающиеся лучи на тропинки древнего города, словно приглашали нас следовать по указанному пути, все посмотреть и не пропустить самое важное……

Мы входим на территорию музея и первое, что мы видим, это сохранившаяся плита изображающая лица зрителей и их эмоции от посещения театра, создается такое интересное ощущение, пронесенных эмоций людей через века, своеобразный посыл из прошлого в будущее)))

Идем дальше и видим перед собой наскальные гробницы ликийцев,

от могущества и величия захватывает дух, гробницы напоминают дворцы высеченные в скале, высокие колоны и широкие оконные проемы и красиво выполненные фасады, все это мало похоже на каменные гробницы, но это так. Ликийцы верили в то, что души умерших становятся крылатоподобными сиренами и чем выше будут расположенны усыпальницы тем быстрее они возвысятся и попадут к Богу. Окна усыпальниц выполняли проводниковую функцию, считалось, что через них ангелы забирали с собой души усопших в мир иной… Каменные гробницы тесно соприкасались друг с другом, иногда строения имели несколько этажей и переходов межу собой и напоминали улей. Очень часто погребальные мероприятия контролировались женщиной, под ее руководством строили гробницы, высекали надпись и барельефы на стенах характеризующие умерших(именно по ним можно было определить, что за человек был умерший и чем прославился при жизни) . Погребения разделялись на две части в верхней находилась жена и ее родственники (матернитет), в нижней- муж со свои потомством, у ликийцев было два счета родства.

У ликийцев был своеобразный счет родства, они вели род по материнской линии, поэтому женщины чтились больше мужчин и очень часто наследство передавалось от матери к дочери…

Интересный факт, ликийцы для того чтобы сохранить память о своих предках создали общество для охраны некрополя, называлось оно «Mindis», в задачи его входило охрана от грабителей, восстановление памятников после разбушевавшейся природной стихии. Еще до своей смерти владелец передавал в собственность свою усыпальницу, платил за это приличную сумму, в свою очередь общество " Mindis» отвечало за уход и охрану гробницы, зачастую охраняли гробницы родственники умерших. За осквернение могилы полагался штраф, который устанавливался владельцем гробницы при жизни, либо кем-то из родственников.

Построить такие помпезные пещеры-гробницы могли только богатые ликийцы и чем была выше были гробницы, тем выше был социальный статус умерших, остальные строили ниже и не с таким размахом. Но независимо от статуса и материального положения каждый ликиец старался положить в гробницу к усопшему все самое лучшее, это был общеизвестный факт и очень часто некрополь подвергался разграблению. Для отпугивания мародеров люди клали записки с предупреждением о проклятии, если у кого-то возникнет желание, переступить порог запретного и осквернить могилы, но увы, это не останавливало расхитителей и следы преступлений видны и сегодня, это проломы на фасадах гробниц…

Еще несколько лет назад гробницы были неогороженны и по ним прогуливались любопытные туристы, а сейчас проход закрыт и огорожен небольшим заборчиком, я думаю, что это к лучшему.

Далее мы по длинным ступенькам и тенистым переходом отправились к мирликийскому театру.

В отличии от театра Лимиры, который был греческий, театр в Мире был греко-римский и считался самым большим, мог вместить около 15тысяч человек. Изначально был построен ликийцами во II веке н. э. После захвата Миры римлянами здесь начали устанавливаться свои правила и порядки, не минуло это и театрального исскуства, как и в греческом театре здесь ставились театральные постановки, но они уже не были привязанны к культу поклонения божества и имели только развлекательную функцию, быть актером считалось непристижно и зачастую их набирали из рабов, очень редко использовались маски, что позволяло увидеть передаваемые эмоции зрителям. Кроме того на римский лад здесь проводились гладиаторские бои, публичные суды, жертвоприношения и казни. Часто театр разрушался от природных катаклизмов, в XII веке он сильно пострадал от землятресения и был практически погребен под речным илом, долгое время не восстанавливался. Сейчас ему вернули «второе дыхание», театр восстановили и продолжают восстанавливать территорию вокруг театра. В театре под открытым небом потрясающая аккустика, чтобы это проверить, нужно спуститься вниз, стать в центре на сцене

и произнести фразу, которая эхом разносится по рядам театра. Сегодня здесь ставятся спектакли и проводятся стилизованные гладиаторские бои.

Посетив этот потрясающий музей, жалеешь только об одном, что так мало осталось от города Миры, но в тоже время понимаешь, хорошо, что есть вот это все позволяющее иметь представление о ликийской культуре!

Экскурсия удалась и ее можно охарактеризовать как: «день, который хочется поставить нав повтор»))), в этом рассказе у меня получилось вернуться и прогуляться такими полюбившимися ликийскими тропами)))))).