Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Оффанья, Лорето, Мачерата, Градара + 4 города — Италия Октябрь 2017

Конец сентября начало октября — идеальное время для путешествий по провинциальной Италии. Нет изнуряющей жары и вероятность застать дожди невелика. На сей раз объектом путешествия для нас стал регион Марке. Марке не очень раскрученная с точки зрения туризма область, но точно не менее интересная, чем другие области Италии. Темы нашего краткого, но насыщенного путешествия по Марке были весьма разнообразны. Здесь и посещение милых маленьких городков на побережье Адриатического моря и средневековых крепостей в предгорьях Апеннин, и экскурсия по уникальным гротам Фрасасси в Апеннинах, и знакомство с винодельческими хозяйствами — знаменитыми на весь мир и совсем небольшими домашними и, наконец, знакомство с местной кухней — от известных ресторанов до домашних семейных тратторий.

Совершить такое путешествие на общественном транспорте теоретически возможно, но трех дней на всю программу точно не хватит. Надо либо брать машину в аренду либо договариваться с гидом, который одновременно водит машину. Мы предпочли второе и договорились с нашим старым знакомым Константином Кузнецовым. Он же предложил программу нашего путешествия. Программа получилась достаточно универсальная с учетом самых достойных для посещения мест области и, возможно, она поможет спланировать другим путешественникам свою поездку в Марке.

Добираться до итальянского региона Марке разумно через Болонью. У Аэрофлота из Москвы в Болонью и обратно один рейс в день, рейсы удобные, в первой половине дня. Далее либо на поезде, скоростном или обычном, до Анконы — столицы Марке, либо на автомобиле. Вдоль побережья проложена скоростная автострада и автомобильные переезды не утомительны. От аэропорта Болоньи до ж/д вокзала ходит автобус, в пути порядка 30 минут. В Болонье в этом году был построен скоростной монорельс, соединяющий аэропорт и вокзал. В эксплуатацию его планируется ввести в начале следующего года и время в пути до вокзала займет всего 15–20 минут. Это событие еще больше повысит привлекательность Болоньи для туристов, которые планируют посетить саму Болонью или едут транзитом в другие города Эмилии-Романии.

Базовым городом для нас стал небольшой курортный город Сироло, расположенный недалеко от Анконы — столицы Марке на берегу Адриатичеcкого моря. Остановились в отеле с оригинальным названием Sirolo. Прекрасный отель, построенный талантливыми итальянскими архитекторами по типу вавилонской башни: лестница в центре восьмиугольного здания и номера по окружности. Отель чистый и светлый, утром сервируют прекрасные завтраки и подают настоящий итальянский кофе. Из некоторых номеров видно Адриатическое море. У отеля есть своя парковка.

Отель Sirolo

Сироло — небольшой симпатичный городок с множеством отелей, которые заполняются только летом в курортный сезон, с узкими улочками, красивыми домишками и многочисленными ресторанчиками. К пляжам надо спускаться по специальной дороге больше чем на 100 метров по высоте вниз к побережью, т. е. ленивый пляжный отдых можно совместить с активным фитнесом.

Улочки Сироло вечером

Вид с центральной площади Сироло, совмещенной со смотровой площадкой

Пляж Сироло

Из аэропорта Болоньи до Сироло добирались на автомобиле с заездом по пути в несколько достойных мест. По пути выбрали посещение городков Доцца, Сант-Арканджело, Градара и пару симпатичных мест на побережье Адриатического моря, где есть смотровые площадки: Габичче-Монте и Фиоренцуола-ди-Фокара.

Схема движения в первый день: Доцца — Сант-Арканджело — Градара — Габичче-Монте — Фиоренцуола-ди-Фокара — Сироло

Доцца

Этот достойный городок остался у нас не посещённым во время поездки в прошлом году по Эмилии-Романии. В старой части Доццы расположены всего две улицы и небольшой замок, в подвалах которого расположена одна из самых крупных винотек Эмилии-Романии. Но прежде всего, Доцца знаменита тем, что здесь каждые два года проходит биеннале современной живописи. Художники со всего мира рисуют картины прямо на стенах домов. Доцца, безусловно, достойна отдельного рассказа, пока же приведем пару характерных фотографий этого симпатичного городка.

Одна из 2-х улиц старой части Доццы

Ангел Доццы. Это изображение почти всегда присутствует при упоминании города в интернете.

Три дня в итальянской области Марке

Одна из характерных картин Доццы под названием «Простая жизнь христиан».

Сант-Арканджело

Сант-Арканджело — родной город Тонино Гуэрры, знаменитого итальянского писателя, поэта и художника. Он был другом Феллини и написал сценарии к большинству его фильмов, а за один из сценариев получил Оскара. Множеством нитей Гуэрра был связан с Россией. Тарковский по его сценарию снял фильм «Ностальгия», а на съемках этого фильма Гуэрра нашел себе русскую жену. За вклад в развитие русско-итальянских культурных связей Гуэрра ценили как в Советском союзе, так и в современной России, он неоднократно получал от нашей страны различные награды. В Сант-Арканджело помнят и ценят знаменитого земляка, в городе действует музей Тонино Гуэрры, расположенный в его родном доме, в котором он прожил до 92 лет. Многие дома в городе украшены его рисунками, а ресторан Ла Сарджовезе, который Гуэрра открыл в честь своего друга Феллини, оформлен по его эскизам.

Музей Тонино Гуэрры в Сант-Арканджело

Рядом с музеем Тонино Гуэрры расположен еще один очень интересный музей — единственный в мире музей пуговиц. Музей частный, но бесплатный, основан в 1960 году. Основатель и бессменный гид по своей коллекции пуговиц Джорджо Галлавотти, ему уже почти 90 лет, каждый день с радостью встречает посетителей и сам рассказывает об уникальных экспонатах. Кто бы мог подумать, что по истории пуговиц можно так увлекательно изучать историю моды. Каких только пуговиц нет в коллекции Д. Галлавотти: от древних времен до современного времени. Признанием важности дела Галлавотти явилось недавнее событие, когда Папа Римский Франциск прислал пуговицы с личного папского платья с соответствующим сертификатом, и они заняли почетное место в коллекции музея пуговиц.

Основатель музея пуговиц Джорджо Галловотти

Экспозиция музея пуговиц

Пуговицы с платья Папы Римского Франциска

Крыши Сант-Арканджело

Если судьба занесет вас в Сант-Арканджело, то в ходе прогулки обязательно отыщите и посетите лучший ресторан города, а может и всей провинции, под названием Lazaroun. Здесь подают блюда высокой итальянской кухни, но по совершенно провинциальным ценам. Рестораны такого класса в больших городах, например, в Риме или Милане, пафосны и очень дороги. А здесь местные жители запросто ходят сюда пообедать. Вам подадут с любовью приготовленные классические итальянские блюда: тортеллини, лазанью, ризотто — список блюд нескончаем, и принесут бутылку прекрасного вина из собственного винного погреба. А в качестве бонуса проведут экскурсию по ресторану, которому уже более 100 лет, и по бесконечным подвалам, в которых местные жители издревле выдерживали вина, сыры и хранили съестные запасы.

Интерьеры ресторана Lazaroun, разумеется с рисунками Тонино Гуэрры

Винные подвалы ресторана Lazaroun — непередаваемая игра света

Градара

В Градаре расположен один из самых значительных замковых ансамблей провинции Марке. С замком Градары связывают историю, описанную Данте в Божественной комедии. Именно здесь случилась трагедия красавицы Франчески, которую выдали замуж за правителя Римини Джанчотто Малатеста. Это был династический союз, а не брак по любви. По легенде она полюбила младшего брата Джанчотто, Паоло Малатеста, и однажды Джанчотто застал парочку в собственной спальне и заколол обоих. Именно эту комнату показывают посетителям, а также люк с потайной лестницей, через который пытался спастись несчастный брат, бросивший в роковой час Франческу. Все это было описано в пятой песне ада Божественной комедии великого Данте. Трагическая судьба Франчески запечатлена во многих произведениях литературы, живописи, музыки и кинематографа. В том числе Петр Ильич Чайковский подарил миру свою вдохновенную симфоническую фантазию «Франческа да Римини», на музыку которой неоднократно ставились балеты.

Но кроме этой истории, в Градаре есть много чего интересного. Замок со сменными экспозициями, красивые виды средневекового города, множество сувенирных магазинчиков и ресторанчиков. Если Вы являетесь любителем средневековых замков, то посетить Градару непременно стоит.

Вход в старый город

Панорама главной улицы старого города Градары

Три дня в итальянской области Марке

Вид на окрестности из замка Градары

Интерьеры замка Градары

Габичче-Монте

Далее в программе было посещение одной из самых знаменитых смотровых площадок провинции Марке, расположенной в местечке Габичче-Монте. Здесь проходит улица, которая так и называется Via Panoramica. Здесь множество ресторанчиков морской кухни с панорамными видами на побережье Адриатического моря, в том числе любимый морской ресторан Сильвио Берлускони La Lumière, где регулярно проводятся съезды его партии.

Вид на побережье Адриатического моря со смотровой площадки в Габичче-Монте

Фиоренцуола-ди-Фокара

Небольшой городок Фиоренцуола-ди-Фокара также связан с Божественной комедией Данте. На входе в местный замок красуется высеченная в камне 28 песнь ада, события в которой имеют отношение к замку Фиоренцуолы. А чуть далее расположена инсталляция, главным элементом которой является Данте собственной персоной. Со смотровых площадок открываются красивые виды на побережье Адриатического моря. Правда, эти виды несколько портят следы прошлогоднего грандиозного пожара на местных склонах, спускающихся к морю. Началось все с травы, а выгорело почти все побережье в районе Фиоренцуолы.

Когда мы созерцали побережье от замка Фиоренцуолы, то обратили внимание на виноградники на дальних склонах, до которых не добрался пожар. Как выяснилось позже, пожарные героически спасли эти, как оказалось, исторические виноградники от пожара. А исторические они в том смысле, что эти виноградные лозы французского сорта пино нуар были посажены наполеоновскими солдатами еще в 18 веке. Что удивительно, в прошлом году в Римини в ресторане NudeCrud, где готовят лучшие пьядино в Римини, мы заказали бутылку вина именно с этих виноградников, пленившись историей происхождения этого вина. А в этом году совершенно случайно воочию увидели эти виноградники.

Символ Фиоренцуолы — часовая башня церкви Sant’Andrea

Запечатленная в камне 28 песнь ада из Божественной комедии на входе в старую часть Фиоренцуолы

Инсталляция с фигурой самого Данте

Панорамный вид от часовой башни церкви Sant’Andrea. Видны следы прошлогоднего пожара.

Виноградники, посаженные наполеоновскими солдатами в 18 веке

Схема движения во второй день: винодельня Гарофоли — Камерано — Мачерата — Лорето

Винодельня Гарофоли

Второй день знакомства с Марке начался с посещения (с самого утра!) винного хозяйства Гарофоли, одного из самых старых и лучших на сегодняшний день в Марке. Уже больше ста лет пять поколений семьи Гарофоли производят превосходные вина со стабильно высоким качеством. Основной сорт винограда и гордость винодельни — знаменитый виноград Вердиккио для производства белых вин. Винодельня Гарофоли — достаточно большое хозяйство и производит более 2 млн. бутылок вина в год. Офис и погреба винодельни размещены в предместье небольшого городка Кастельфидардо, расположенном в 2-х км от известного города Лорето, а виноградники разбросаны по различным коммунам провинции Марке. Винному туризму Гарофоли уделяет большое внимание и на сайте компании можно подобрать различные варианты посещения винодельни: от небольшого индивидуального тура до тематического тура с обедом, в состав которого входят блюда, наиболее сочетающиеся, по мнению местных сомелье, с лучшими винами Гарофоли. Мы взяли небольшой тур за 15 евро, в который входил рассказ об истории винодельни, посещение подвалов и дегустация большинства лучших вин Гарофоли, включая шампанское, которое по закону называется игристым вином, но при этом, как показалось, по качеству нисколько не уступает французскому шампанскому.

Три дня в итальянской области Марке

Винодельня Гарофоли — одна из самых старых и лучших на сегодняшний день в провинции Марке

В подвалах Гарофоли

На дегустации в винодельне Гарофоли

Камерано

В Италии говорят, что Камерано — это город, которого больше под землей, нежели чем на поверхности. Камерано — типичный итальянский средневековый город с центральной площадью и узкими улочками, но главной его изюминкой действительно являются древние пещеры, в которых люди прятались во время природных катаклизмов и различных войн, участвовали в эзотерических культах и просто хранили свои лучшие сыры и вино. В Камерано создан целый подземный музейный комплекс, куда с периодичностью в один час водят экскурсантов. Такая экскурсия интересна и необычна, по крайней мере мы ранее где-либо не видели ничего подобного. Подробности экскурсии можно уточнить на сайте подземного музея.

Три дня в итальянской области Марке

Вход в подземный музейный комплекс Камерано

Схема пещер Камерано

В пещерах Камерано

Мачерата

Далее в программе была прекрасная Мачерата со своей оперной ареной Сферистерио и старинным университетом. Весьма живописный средневековый город, которому можно посвятить целый день. В городе есть колоритные старинные площади и церкви, симпатичные узкие улочки, один из самых старых почтамтов, хорошо сохранившийся замок со сменными и постоянными экспозициями, много различных старинных университетских зданий. Наибольшее впечатление произвел, конечно же, университет. Университет Мачераты был основан в 1290 году и является одним из старейших университетов в Европе. Университет специализируется на гуманитарных и социальных науках. В городе проживает всего 45 тыс. человек, но при этом в университете обучается почти 15 тыс. человек и такой университет считается небольшим по итальянским меркам. Как во всяком уважающим себя итальянском городе, в Мачерате помимо отдельной знаменитой открытой оперной сцены Сферистерио, есть свой театр.

Три дня в итальянской области Марке

Главная площадь Мачераты. Слева в здании рядом с часовой башней расположен городской театр. В здании с флагом - мэрия.

Интерьеры местного замка

Три дня в итальянской области Марке

Знаменитый оперный театр Мачераты под названием Сферистерио (Arena Sferisterio) на площади Mazzini. Перестроен из средневекового стадиона. С лета 1921 года Сферистерий стал местом проведения ставшего традиционным оперного фестиваля и первой в нём была поставлена опера Верди «Аида». Согласно заявлениям оперных певцов с мировым именем, акустика в Сферистерио является лучшей среди театров под открытым небом в Италии.

Упоминания заслуживает обед в небольшой семейной траттории Trattoria da Ezio, в которой уже более 30 лет сама хозяйка заведения готовит и встречает посетителей. Траттория обласкана большинством ресторанных гидов: и итальянских, и международных, но траттория на самом деле невероятно популярна у местных жителей и это, наверное, главный критерий качества заведения. Цены на блюда более чем демократичные, заказы принимают хозяйка заведения и ее муж, нет даже меню как такового, готовят можно сказать при вас и с пылу жару с любовью приготовленные блюда быстро подают вам на стол (такой тающей во рту лазаньи, приготовленной здесь по особому рецепту, не встречали нигде в Италии). Обед запивается кувшинчиком местного белого или красного вина — нет никаких титулованных вин, все продукты только местного собственного производства. Хозяйка траттории по факту является почетным гражданином Мачераты, не было случая, чтобы местная власть не спросила ее мнения относительно важнейших вопросов развития города, касающихся интересов ее жителей. Но по сути ее жизнь — это ежедневный каторжный труд, траттория работает с обеда до позднего вечера практически без выходных, имеет два немаленьких зала и помимо приготовления надо еще вырастить продукты на собственной ферме. Помощники, конечно, есть и когда мы благодарили хозяйку за обед и говорили, что у нас не было в Италии более колоритного и вкусного аутентичного итальянского обеда, она радостно сообщила, что одна из её главных помощниц родом из России (или из Украины, итальянцы из глубинки мало интересуются политикой и считают всех выходцев из Советского Союза русскими).

Вход в тратторию Trattoria da Ezio. Обратите внимание на массу наклеек на двери ресторана с логотипами известных туристических гидов.

Три дня в итальянской области Марке

Хозяйка траттории, она же шеф-повар, она же официант, она же душеприказчик местных жителей — местные здесь отмечают крестины детей, дни рождения и свадьбы и просто обедают всей семьей. Неместных, то бишь туристов, здесь немного, траттория не занимается целенаправленной рекламой, хватает местных постоянных посетителей. Но вовсю работает сарафанное радио, и любопытствующие туристы, типа нас, также добираются сюда.

Интерьеры траттории — все по-простому.

Лорето

В заключение второго дня мы посетили город Лорето — святилище, хранящее в себе дом Богородицы. Итальянцы — народ боговерующий и здесь всегда много желающих прикоснуться к святыне. И хотя количество прихожан итальянских католических храмов из года в год падает, поток паломников, желающих посетить это святое место не иссякает. Много здесь и туристов, приехавших поглазеть на чудо из чудес: дом богородицы из Назарета, перенесенный ангелами в Лорето из-за соображений безопасности (ангелы спасали дом от грозных безбожников сарацинов). Серьезные ученые утверждают, что возраст дома Богородица, укрытого сегодня в кафедральном соборе Лорето, соответствует датам, указанным в предании. Так что дальше остается только вопрос веры каждого конкретного человека. Внутрь дома Богородицы пускают посетителей, только не разрешают фотографировать. Надо отметить, что внутри дома возникает чувство звенящей отрешенности от земной суеты, люди как будто замирают на мгновение в полной тишине, отключившись от реальной жизни.

Поскольку ангелы переносили дом Богородицы по воздуху, католической церкви пришла блестящая идея сделать святых Лорето покровителями всего, что летает: самолетов, летчиков и пассажиров самолетов, в том числе и туристов, которые добираются до мест своего вожделения в основном по воздуху, а также космонавтов. Внутри собора есть интересная, относительно современная, фреска, расположенная в торце собора с левой стороны от дома Богородицы, на которой изображено все, что летает, и чему покровительствуют святые Лорето: дирижабли, самолеты, что-то похожее на космический корабль и космонавты собственной персоной в шлемах и скафандрах. А перед храмовым комплексом установлен самолет итальянской пилотажной группы, который поначалу вызвал у нас, непросвещённых, недоумение. Соответственно в Лорето также есть музей вооруженных воздушных сил Италии.

Собор Лорето, в котором сегодня находится дом Богородицы

Потрясающей красоты барельефные украшения дома Богородицы, на которых поэтапно показано чудесное спасение ангелами дома Богородицы.

Три дня в итальянской области Марке

Самолет итальянской пилотажной группы, установленный перед храмовым комплексом Лорето.

Виды на холмистую местность Марке со смотровой площадки перед храмовым комплексом Лорето. Хорошо видна главная гора региона Марке на побережье Адриатического моря под названием Конеро. Именно у ее подножья с правой стороны расположен городок Сироло, который был выбран нашей базовой точкой для знакомства с областью Марке.

Схема движения в третий день: Замок Оффанья — Анкона — гроты Фрасасси — фермерское винное хозяйство Fattoria Coroucino.

Оффанья

Утром третьего дня первым номером программы было посещение городка Оффанья, где расположен один из самых важных замков окрестностей Анконы. На замковый комплекс Оффаньи открываются красивые виды при подъезде. Приятно прогуляться по замку и его крепостным стенам утром в хорошую погоду при полном отсутствии туристов.

Башни замка Оффанья

Анкона

Далее было посещение Анконы, столицы области Марке. Анкона не является раскрученным туристическим центром, но это не умаляет её достоинств. Основные достопримечательности города: зона морского порта, расположенная на месте древнего греческого порта с сохранившимися двумя историческими арками: римских времен и наполеоновских времен, главный кафедральный собор Анконы и исторический центр с рядом интересных средневековых построек.

Три дня в итальянской области Марке

Вид на портовую зону Анконы со смотровой площадки у кафедрального собора. Ежегодно более миллиона путешественников отправляются из порта Анконы в сторону Греции, Хорватии, Албании, Турции и Черногории.

Кафедральный собор Анконы под названием San Ciriaco. Возвышается над морем на месте, где стоял греческий акрополь, и является одним из символов города. Величественный портал собора охраняют два льва из розового Веронского мрамора, также являющиеся символами Анконы.

Три дня в итальянской области Марке

Арка в порту Анконы в честь императора Траяна, основателя анконского порта. Далее арка Климента, посвященная папе Клименту XII, который был истинным покровителем Анконы в 18 веке.

Главная площадь Анконы — площадь Папы, названная в честь Папы Климента XII

Гроты Фрассаси

В завершение нашего краткого и насыщенного тура по прекрасной области Марке было запланировано посещение гротов Фрасасси. Гроты расположены в недрах Апеннин и были открыты сравнительно недавно итальянскими спелеологами. Сегодня они превращены в непрерывно работающий туристический аттракцион. Посетителей масса, на каждый сеанс посещения гротов туристов возят автобусами. Гроты Фрасасси — это совершенно грандиозное природное сооружение, в одной из пещер может поместиться Домский Миланский собор. Сталактиты в пещерах Фрасасси достигают 7 м в высоту, а сталагмиты более 20. Сталактиты растут вниз, сталагмиты соответственно растут снизу-вверх. Добраться самостоятельно до гротов можно по железной дороге, рядом с кассами расположена ж/д стация Genga — San Vittore Terme. После покупки билета на определенный сеанс посетителей на специальном автобусе везут ко входу в пещеры. Отвесные скалы Апеннин в этих местах производят сильное впечатление.

Три дня в итальянской области Марке

Внутри гротов Фрассаси. Фотографии совершенно не передают грандиозности этого природного сооружения.

Винное фермерское хозяйство Fattoria Coroucino

Уже в конце дня, возвращаясь из гротов Фрассаси, и почти на закате мы, наконец, попали в небольшое винное хозяйство Fattoria Coroucino. Хозяйство является семейным, наемных работников нет, и небольшая семья сама управляется со всеми делами. Хозяева работали даже в воскресенье и до последнего не было ясно, смогут ли они нас принять. Но повезло, мы увидели небольшую семейную ферму с совсем небольшим виноградником и познакомились с итальянскими фермерами. В отличие от винодельни Гарофоли дегустация проходила на перевернутом ящике на складе готовой продукции или точнее сказать в сарае, где находится и склад и все, что связано с винным производством, включая емкости, в которых вино выдерживается. Но несмотря на непрезентабельность внешнего вида фермы, эти виноделы добились успеха, их вина стали известными и даже номинировались на итальянский винный Оскар. Добиться места под солнцем для небольшой семейной фермы дорогого стоит, в Италии тысячи и тысячи виноделен. Но упорный труд в течение десятилетий практически без выходных, новые идеи, высочайшее качество продукции без применения какой-либо химии и правильная рекламная политика — вот составляющие успеха. И нам кажется, что это и есть настоящая Италия. Не смогли уехать отсюда без ящика вина, в котором правда помещается всего 6 бутылок.

Вывеска винодельни Fattoria Coroucino

Дегустация в винодельне Fattoria Coroucino

Три дня в итальянской области Марке

Хозяин винодельни на заре своего дела со своим семейством

Хозяин винодельни сегодня, найдите несколько отличий

Выводы из этой поездки такие. Италия, как еще раз убедились, неисчерпаема. Можно смело ехать в любой регион Италии, и вы получите массу положительных эмоций, новых знаний и впечатлений, т. е. всего того, что ищут путешественники. И это будет безопасная и комфортная поездка. А для русского человека Италия вообще является особенной страной, «мечтой, образом красоты и радости жизни», как писал русский философ Николай Бердяев. Италия, безусловно, страна дружественная к России. А в наше противоречивое время возникает желание ездить только в дружественные страны. Зачем посещать недружественные и некомфортные страны, если есть Италия, узнать которую не хватит целой жизни.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.