Как хороши, как свежи были розы…
И. С. Тургенев
Что вам вспоминается, когда вы слышите слова «серебряный век»? «Шляпа с траурными перьями и в кольцах узкая рука» блоковской незнакомки, отважные капитаны Гумилёва, отряхивающие «ударами трости клочья пены с высоких ботфорт», тонкий профиль Ахматовой, врубелевского тоскующего «Демона» или плавные изгибы линий на зданиях, спроектированных Шехтелем? Нет ни одной сферы жизни, которой не коснулись бы перемены, произошедшие в жизни России в этот короткий, но бурный период конца 19 — начала 20 века, трагически оборвавшийся после событий, 100-летие которых совсем скоро будут вспоминать в нашей стране, да и в мире не забудут. Революция 1917 года не только остановила невероятно интенсивный культурный подъём начала 20 века, но и попыталась старательно «зачистить» его следы во всех сферах: философии, литературе, живописи, архитектуре, уравняв всё искусственно созданным методом социалистического реализма, даже не заметив, что вместе с водой она выплескивает и младенца.
В Талашкино мне хотелось поехать давно, но получилось только в октябре нынешнего года. Как и многим, мне интересно искусство Серебряного века. Если с литературой можно познакомиться сидя с книжкой на диване, то живопись, архитектуру, декоративно-прикладное искусство хочется увидеть своими глазами. Грех жаловаться, в родной Москве и довольно часто посещаемом Петербурге всего этого предостаточно. В каждом крупном городе, даже не очень крупном, найдёте крупицы этого «серебра». Но Талашкино даже больше, чем подмосковное имение Саввы Мамонтова Абрамцево с его художественным кружком, произвело на меня впечатление, которое сейчас модно называть «культурный шок».
Связано это, прежде всего, с хозяйкой Талашкино — княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой. О ней можно долго рассказывать, однако ограничусь только годами, связанными с Талашкино. Хотя все-таки не совсем правильно хотя бы вскользь не упомянуть о некоторых событиях её жизни.
Портрет Тенишевой работы Константина Коровина. Написан в Талашкино, хранится в Смоленской художественной галерее.
Незаконнорожденная дочь фрейлины императорского двора (поговаривали, что отцом её был император Александр II), воспитанная в строгости и ограничениях матерью и отчимом, в 16 лет выданная замуж, личное счастье она обрела лишь во втором браке с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым (в 1892 году), крупным российским промышленником, который разделял многие из идей своей жены и не препятствовал её увлечению искусством. У княгини Тенишевой было всё — красота, таланты, деньги. Она могла потратить их на массу приятных вещей, но открывала начальные школы «для народа», ремесленные училища, бесплатные молодёжные студии живописи, устраивала художественные выставки, спонсировала выпуск журнала «Мир искусства» и археологические раскопки, создала уникальный музей старинных русских вещей, помогала художникам и музыкантам.
Портрет Марии Тенишевой работы Валентина Серова. Выполнен в петербургской квартире на Английской набережной, хранится в Смоленской художественной галерее
Через год после свадьбы Вячеслав Николаевич подарил своей любимой супруге село Талашкино, расположенное в двадцати километрах от Смоленска. В полутора километрах от Талашкино, во Флёнове, новая хозяйка организовала художественные мастерские, за что Николай Рерих назвал её «настоящей Марфой-Посадницей» и утверждал, что Тенишева — «созидательница во всех своих проявлениях». На самом деле Тенишева создала центр русского искусства, сопоставимый по значению с британским «Движением искусств и ремёсел» Уильяма Морриса. Моррис заложил основы английского стиля в дизайне, Мария Тенишева в Талашкинских художественно-промышленных мастерских — основы стиля русского. Она не скрывала причин, по которым она решилась на создание мастерских: «За границей всё воспето, всё изучено, иллюстрировано, издано, нам же, русским, поучиться негде и не на чем. До сих пор в России, у которой нет ни художественных изданий, где целые периоды русского искусства не нашли своих историков, а произведения выдающихся представителей русского мастерства ещё не изданы… Что мне иностранные мадонны XIII века? Что мне мраморные капители? Что мне затейливые произведения Бенвенуто Челлини?»
Портрет Марии Тенишевой работы Ильи Репина. Хранится в Смоленской художественной галерее
В Талашкине бывали и работали живописцы Сергей Малютин, Николай Рерих, братья Бенуа, Михаил Врубель, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Илья Репин, скульптор Павел Трубецкой, композиторы Василий Андреев и Игорь Стравинский и многие другие, создававшие русское искусство в ту пору, которую называют Серебряным веком.
Памятник Марии Тенишевой во Флёнове. Она по-прежнему встречает своих гостей
Самый «раскрученный» памятник этого времени на хуторе Флёново — «Теремок». Его фотографии часто можно увидеть на буклетах, открытках, рекламных проспектах. Автор проекта — Сергей Васильевич Малютин. В 1900–1903 годах он руководил художественными мастерскими Тенишевой. Кстати, Малютин — автор первой росписи русской матрёшки.
Сказочный домик, украшенный резьбой и росписью, выполненной в художественных мастерских, служил библиотекой и учительской сельскохозяйственной школы, построенной Тенишевыми для крестьянских детей.
Этот дом стоит рассмотреть поближе, потому что он не просто красив, он демонстрирует главную идею художественных поисков в прикладном искусстве того времени: оптимальная степень стилизации в декоративном оформлении и функциональная простота в формообразовании. Вещи должны были выглядеть «по-русски», но не копировать крестьянский быт. Так родилось общее представление о «русском стиле» как о стиле сказочном, создающем атмосферу волшебного терема. Кстати, эта же идея воплощена в другом проекте, эскизы для которого создавал Малютин — знаменитом доме Перцовой, жемчужине русского модерна, в котором отразилось стремление к художественному синтезу архитектуры и форм изобразительного и прикладного искусства.
Дом Перцовой в Москве. Автор проекта — Сергей Малютин. Фото из Интернета
Малютин — уникальный художник. Работая над образом «Теремка», он досконально изучил русский фольклор и символику старинных изображений.
В центре резного наличника — Жар-птица с хохолком. Над птицей — солнце, по бокам — единороги.
Сруб поддерживают чешуйчатые Змеи-Горынычи.
Над другим окном — белый лебедь, солнце, месяц и звёзды. Резьба на рамах содержит древний символ — мировое древо. Всё складывается в символ вечности и установленного в природе порядка.
Попробуйте найти на доме эту деталь. Она маленькая, но расположена на самом видном месте. Что это — шалость или предвидение художника? Медведь — символ России?
И всё в обрамлении сказочных узоров — орнаментальных композиций.
Русская старина была давней страстью Тенишевой. Её коллекция древнерусского прикладного искусства насчитывала более 10 000 уникальных предметов. Вместе с известными профессорами В. И. Сизовым, А. В. Праховым, И. Ф. Барщевским она организовываются экспедиции в разные уголки России. В 1905 году её коллекция была передана филиалу Московского археологического общества в Смоленске и вошла в экспозицию основанного ею в Смоленске музея «Русская старина». В Смоленской художественной галерее (ссылка) можно увидеть иконы, ранее хранившиеся в этом музее. А первый музей «Русская старина» был создан именно в Талашкино в учебных целях. Несколько экспонатов находятся именно здесь, например, этот наличник конца 18 века.
Во Фленово заработали керамическая, вышивальная, красильная мастерские, мастерская мебели, художественной ковки и резьбы по дереву. Этому же обучали детей в Талашкинской сельскохозяйственной школе. А вы думали, систему профтехобразования в СССР придумали? Ничего подобного! Всё буржуи Мамонтовы да Талашкины. Кстати, такая же история с красноармейскими будёновками. Они были предназначены для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе (ок. 1915 г.), и к работе над дизайном этих головных уборов были привлечены В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский и другие известные русские художники.
«Талашкино совсем преобразилось. Бывало, куда ни пойдешь, везде жизнь кипит. В мастерской строгают, режут по дереву, украшают резную мебель камнями, тканями, металлами… В другой мастерской девушки сидят за пяльцами и громко распевают песни. Мимо мастерской проходят бабы с котомками за пазухой: принесли работу или получили новую. Идёшь — и сердце радуется», — писала в своих воспоминаниях Тенишева. Основным видом художественных работ была резьба по дереву. Резная мебель, множество мелких вещей — шкатулки, ковши, рамки — формировали стилистику жилых интерьеров усадебных построек, стены которых украшали резные панно и фризы.
Резные перила в "Теремке"
Характер талашкинской резьбы складывался из авторских декоративных приёмов и форм. Источником сюжетных форм и эмоциональных интерпретаций для работавших здесь мастеров было народное искусство. Эскизы создавал в основном Малютин. Например, этот столовый гарнитур изготовлен в талашкинских мастерских по эскизам Малютина.
И этот буфет с резными панелями тоже.
И эти резные декоративные блюда.
А это собственная работа Малютина — резная шкатулка.
В Талашкине заново рождались забытые крестьянские ремесла, обновлялся древний художественный язык. Все приспосабливалось к быту, к запросам современной жизни. Это отвечало принципам самой Тенишевой, которую, по ее собственному признанию, «любовь к красоте без делового смысла» не трогала: «Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым, создать художественную атмосферу, которой мне недоставало. Мои талашкинские мастерские есть проба искусства русского. Ежели бы искусство это достигло совершенства, оно стало бы общемировым…»
Многие художники «с большой фантазией» с увлечением поддерживали эту идею Тенишевой. Вот, например, фотография эскизов дивана и стула работы Рериха.
А это эскизы вышивки «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил» Виктора Васнецова.
«Голова львицы» из поливной глины работы Михаила Врубеля.
Кстати, искусству изготовления изразцов тоже обучали в Талашкинских мастерских.
Взгляните на украшенную изразцами печь — чудо!
Мария Тенишева не только любила искусство и покровительствовала художникам. Она была талантливой певицей (по рекомендации солиста Мариинского театра И. П. Прянишникова училась в оперной студии Маркези в Париже), её голосом восхищался П. И. Чайковский, газеты писали о её редких, но ярких выступлениях в Петербурге. Она брала уроки изобразительного искусства у известного графика Ж. Г. Виктора, позже в Петербурге посещала классы барона Штиглица. А ещё княгиня увлекалась эмалью — отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в 18 веке. Она решила её возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн. Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Работы Тенишевой выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии — на родине этого искусства — она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию под названием «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте. В «Теремке» можно увидеть удивительную работу хозяйки мастерских — портал «Георгий Победоносец» (дерево, резьба, эмаль).
«В углу стоят муфеля, и здесь, втихомолку, я давно уже приводила в исполнение свою заветную мечту, о которой даже говорить боялась вслух: делаю опыты, ищу, тружусь над эмалью», — вспоминала она позднее. Хочется поближе рассмотреть детали из эмали — они сделаны руками Марии Тенишевой.
По её эскизам вырезали рамы для зеркал и вязали крючком полотнища для ширм.
Здесь есть несколько обливных керамических ковшей, сделанных её же руками.
В 1903 году умер князь Тенишев, и Марии Клавдиевне пришлось управлять не только мастерскими и школой, но и имением. С этого же времени в Талашкино стал часто бывать Николай Рерих, который помогал ей в строительстве храма Святого Духа, заложенного в 1902 году. Над эскизами работали сразу несколько художников: Врубель, Суслов и Малютин.
Последний лёг в основу проекта, по которому Малютин, Барщевский и княгиня Тенишева в 1905 году построили церковь в неорусском стиле, сохранившуюся до наших дней. Синод отказал в освящении церкви — слишком много элементов, «не соответствующих православному мировоззрению». Службы тут никогда не совершались, но Святодуховский храм был усыпальницей мужа Марии Клавдиевны.
В 1908–1914 годах Рерих оформлял фасады и интерьер. Внутри он создал весьма необычную фреску «Царица Небесная на берегу Реки жизни» — Богородица с руками, сложенными, как у индийских богов, символизирующая единство духа и религий. Несколько эскизов росписи экспонируются в «Теремке».
Зато уцелела потрясающая по силе и выразительности мозаика над западным входом в храм. Её создал знаменитый петербургский мозаичист Фролов по эскизу Рериха. На мозаике изображён Спас Нерукотворный образ (фото из Интернета).
К сожалению, мозаика сейчас на реставрации, она закрыта. Я попыталась подлезть объективом под полотно, но на меня, не отрываясь от своей трубы, строго взглянул ангел, и я поняла, что не судьба.
Зато удалось заглянуть в Талашкинскую сельскохозяйственную школу, вернее, музей её памяти. Ни в один период советского времени в Талашкино так не заботились о крестьянских детях и их будущем, как при Тенишевых. Они построили новую школу с самым современным для того времени оборудованием, общедоступную библиотеку, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских. Детей обучали бесплатно, сирот брали на полное обеспечение.
Они изучали общеобразовательные предметы: русский язык, арифметику, географию, закон Божий, физику и химию. Однако взгляните на наглядные пособия: гербарии, пальметты, учебные рисунки свидетельствуют о том, что искусство здесь тоже изучали.
В школе осваивали не только ремёсла, о которых уже было сказано, но прежде всего работу на земле — школа-то называлась «сельскохозяйственная». Учителей привозили из Москвы и Петербурга, естественно, жалованье у них было высокое, но и требования к ним тоже высокие: учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и быть наставником и другом для ребёнка, примером в жизни. Один из журналистов того времени писал: «Великосветская женщина, выезд которой считался первым в Булонском лесу и у которой в Париже садились за стол до двухсот человек… идет по первому зову в школу к мальчику, у которого разбились губы или пошла носом кровь…»
Выпускник школы должен был получить такие знания, чтобы по окончании занять должность управляющего имением, а для этого требовались глубокие знания в области агрономии, бухгалтерии и, как сейчас говорят, менеджмента. По указаниям Р. Э. Регеля, знаменитого профессора ботаники из Петербурга, разбили фруктовый сад, заготовляли семена и рассаду. Сад во Флёново до сих пор плодоносит.
Открылись бесплатные курсы для всех желающих получить научную и техническую подготовку в разных отраслях сельского хозяйства. Благодаря закупленному оборудованию, удалось значительно облегчить крестьянский труд и повысить урожайность. Да ещё и работа в мастерских давала хороший приработок.
Мария Клавдиевна организовала оркестр балалаечников, которым руководил выпускник Петербургской консерватории Лидин — лучший музыкант из знаменитого оркестра Василия Васильевича Андреева. Сам Андреев побывал в Талашкино накануне выступления тенишевского оркестра на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Для концерта на Всемирной выставке княгиня Тенишева придумала изготовить расписные балалайки. Врубель, Коровин, Малютин, Сомов и сама Мария Клавдиевна украсили инструменты для оркестра. После выступления за эти балалайки ей предлагали огромные деньги, но Тенишева не продала ни одной.
С.В. Малютин. Балалайка "Змей Горыныч"
В школе на удивление много музыкальных инструментов. Тенишева организовала в Талашкино любительский театр. Его оформлением занимался Малютин. По эскизу Малютина был создан занавес «Баян, играющий на гуслях».
Резное панно «Садко», украшавшее театр, также вырезали по эскизу Малютина.
Удивительный экспонат стоит в музее среди театральных декораций — сани, эскиз которых тоже выполнил Малютин.
В спектаклях участвовали дети и взрослые, в том числе и Мария Клавдиевна. В музее хранится её платье для роли в «Спящей царевне». Оно сшито и декорировано в талашкинских мастерских.
В 1905-м Тенишева подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение и даже не спешили принять дар княгини. Тогда она купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию. Собрание икон из этой коллекции сейчас находится в Смоленской художественной галерее (https://lyudmila-klyopova.tourister.ru/photoalbum/34029).
Архангел Михаил. 17 в. Северные письма
Не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. На сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла её в Париж. Вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. Тенишева очень гордилась тем, что показанные ею в Париже русские народные платья «сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета». Восприимчивые ко всем новшествам из мира одежды, француженки многое переняли у смоленского крестьянства. «Я заметила, — писала Мария Клавдиевна, — явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов… Появилось даже название „блуз рюс“ и т. д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты».
Послереволюционные события не оставили Марии Клавдиевне выбора. Крестьяне, для которых Тенишевы создали «социализм» в одной отдельно взятой деревне, решили, что новые «хозяева» будут лучше. Всё, созданное Тенишевой, рухнуло. Из церкви Святого Духа выбросили прах её мужа и надругались над ним. Нашлась одна «добрая» душа и подкинула Тенишевой записку, что ей грозит опасность. Весной 1919 года она вместе со своей подругой и компаньонкой Екатериной Святополк-Четвертинской через Крым уехала во Францию.
Последние десять лет свой жизни Тенишева провела в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской она продолжала работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом. «Работоспособность её была изумительная: до своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей, эмальировала она превосходно и любила эту работу больше всего», — вспоминала её подруга. Мария Клавдиевна умерла в возрасте 69 лет в парижском пригороде Сен-Клу 14 апреля 1928 года.
Талашкино — Флёново стало историко-художественным заповедником в 1946 году по инициативе Игоря Грабаря, в то время академика АН СССР, лауреата Сталинской премии, руководителя Центральных реставрационных мастерских в Москве. Конечно, лучше поздно, чем никогда, но удалось собрать только осколки прекрасного прошлого, в которых так ярко отразился Серебряный век.
Пережив горечь разочарований и утрат, Тенишева написала: «Нужно отбросить личную вражду, обиды, вообще всякую личную точку зрения, все это сметётся со смертью моих врагов и моей. Останется созданное на пользу и служению юношеству, следующим поколениям и родине. Я ведь всегда любила её, любила детей и работала для них как умела…»
С.В. Малютин. Ворота, оставшиеся от прежней ограды вокруг территории школы
В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Игорь Северянин
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм