Древняя Анатолия: горы, море и мимозы.
Я все ближе к Каппадокии!
В моем неспешном повествовании об апрельской поездке в Турцию, мы с вами остановились на дегустации красного вина поздним вечером в отеле города Аванос. Слегка захмелевшие непонятно от чего, то ли от выпитого бокала, то ли от увиденных наконец-то необычных космических пейзажей мы улеглись спать: утро вечера мудренее,
что принесет нам завтрашний день, ожидаемый быть чрезмерно насыщенным?
Сон был долгим, прерывистым и беспокойным, мысли о Стране прекрасных лошадей,
полностью захватившие мозг накануне и ночью не давали покоя. Мне снились прекрасные удивительные разноцветные долины, многочисленные пещеры и храмы, подземные города.
Что же за чудо произошло с кусочком местности в Центральной Анатолии, ведь Каппадокия-это лишь историческое название местности и поэтому на географической карте мира его не отыскать. Почему оно не дает покоя и манит к себе путешественников со всего мира? А все из-за удивительнейших явлений чудесницы-кудесницы природы, на кои она мастерица!
Давным-давно, миллионы лет назад Среднее Анатолийское плато представляло из себя море, находящееся на равнине и окруженное лесами. В результате произошедших извержений и ныне здравствующих вулканов миллионы лет назад было выброшено неимоверное количество пепла и вылито лавы. Всё это откладывалось в слои и в результате эта местность поднялась на 200 метров от первоначального уровня. С годами пепел превратился в туф, лава в базальт и вся территория Анатолийского плато снизу, как пушистой периной, оказалась покрыта обильным слоем мягкого вулканического туфа, а сверху зафиксирована твердыми базальтами. И впоследствии опять же за миллионы лет в результате перепадов температур, под действием дождя, ветров и эрозии нижние слои мягкого туфа постепенно выветрились, сформировав разнообразные, весьма оригинальные каменные столбы и грибы разных размеров с шапками из базальта по форме напоминающие пирамиды и конусы,
разного цвета-от розового до зеленого и желтого. Нереальную сюрреалистическую местность и необычные формы, каньоны и пещеры многим хочется увидеть хоть раз в жизни и именно в реальности, а не на фото!
Каппадокия притягательна не только природной уникальностью, но и своей историей, начавшейся много веков назад. Регион всегда был лакомым кусочком и находился на перекрестке цивилизаций, служа ареной многочисленных войн. Первые достоверные сведения о Каппадокии относятся к XVIII веку до нашей эры, когда этот регион попал под власть хеттов. В последующие века земли переходили от мидийцев к персам, македонянам и даже успели на недолгий период побывать независимым Каппадокийским царством. В I веке уже нашей эры регион стал провинцией Римской империи, добравшейся сюда, а позднее унаследован Византией. Начиная с XI века началось заселение территории сельджуками, затем оттоманами, которые в итоге стали современными турками.
Наш новый туристический день для знакомства с волшебной местностью очень предусмотрительно был начат в Гёреме (в переводе-невидимый) -главной достопримечательности этих мест, музея под открытым небом, включающего в себя около 30 пещерных церквей. В музей мы попали к открытию, что позволило насладиться присутствием только попутчиков нашей группы.
Начиная с III–IV веков Каппадокия стала убежищем для христиан, спасающихся от гонений в центральных провинциях Римской империи. Возможность рыть пещеры была идеальным укрытием для небольших христианских общин, и со временем некоторые из них превратились в крупные пещерные монастыри.
На входе в музей, справа как раз подобный монастырь Кызлар — Девичий,
построенный в начале XI века, изначально он состоял из 6 этажей, здесь проживало около 300 монахинь. На 1 и 2 этаже находились кухня и хозяйственные помещения. На 3 — небольшая часовня, на 4 и 5 этажах располагались кельи. Сложно, практически невозможно представить, что в этой огромной бесформенной горе когда-то и правда жили люди. Через отверстие, служившее окном, я разглядела что-то похожее на колонну!
По территории музея проложен чётко обозначенный пешеходный маршрут, ведущий мимо шести скальных церквей и ряда служебных построек: трапезных, винохранилищ. Но куда бы мы не заходили, везде находились под бдительным оком охранников- внутри храмов фотографировать категорически запрещено, приходилось изворачиваться, потому как церкви Каппадокии интересны еще тем, что внутреннее оформление многих из них слишком непривычно для нашего глаза: декор церквей представлял собой геометрический и растительный орнамент, наносимый красной краской прямо по камню и хотелось запечатлеть хотя бы некоторые детали. И совершенно не верилось, что всем этим изображениям тысяча лет.
Первой на нашем пути находилась отдельно стоящая церковь святой Варвары, построенная в XI веке. Очень оригинальное строение, округлые необычные формы,
а у входа хорошо заметна часть стены, отделившаяся от основного фасада: интересно, сколько времени ей удастся еще простоять в таком состоянии и когда она рассыпется?
Большинство храмов музея незаметны снаружи, за исключением тех, где обвалившаяся стена открывала взору покрытое дивными фресками пространство и далее по ступенькам по очереди мы поднимаемся в церковь святой Варвары, вырубленной в скале в Х веке византийскими солдатами в честь своего покровителя — святой Варвары.
Мы еще заходили в какие-то церкви, взбирались по ступенькам, поднимались по лесенкам и практически во всех посещенных нами храмах я обратила внимание на очень интересную деталь: под осыпающимся верхним слоем фресок едва просматривались охряные росписи, напоминающие примитивную живопись или детские рисунки-а ведь это уникальная орнаментальная техника иконописи прошлого.
Аналогичного периода в 8–9 века- периода борьбы с иконописью, когда были запрещены изображения святых в образе людей на Руси не было, так как христианство пришло к нам позже.
Традиционные фрески с изображениями святых начали появляться в Каппадокии к концу IX века, а лучшие образцы относятся к одиннадцатому.
Затем мы посетили большую церковь- Тёмную, расположенную на двух этажах, и называется она «темной», потому что в ней темно в буквальном смысле этого слова-она плохо освещена-свет проникает внутрь из крошечного окошка. В церкви великолепные отреставрированные фрески с изображением сцен из жизни Христа.
Выйдя с территории музея мы еще зашли в лучше всего сохранившуюся и самую большую Новую церковь Токалы-Килисе, находящуюся через дорогу справа. Оригинальное сооружение, вырезанное из туфа в виде полноценной церкви с поперечным нефом, было построено путем расширения более раннего сооружения —Старой церкви (II–X века)
Фрески Новой церкви считаются прекрасным примером церковного византийского искусства IV–VI веков, а изумительные яркие синие росписи Старой церкви относятся к самым ранним образцам христианской иконописи.
Именно в ней меня и застукал охранник-предательски громко сработал щелчок камеры.
Покинув территорию музея и находясь под сильнейшим впечатлением, мы направились к стоянке автобуса, но увидев чуть в стороне крошечные участки возделанной земли с виноградными кустиками, направились к ним.
Из окна автобуса мы уже успели заметить основные и традиционные статьи дохода жителей Каппадокии- это гончарное дело и виноградарство, хотя не понятно, как на такой песчаной земле и небольших участках возможны существенные урожаи? Корявые кустики на фоне пещерного города выглядели очень необычно и экзотически, поэтому в оставшееся до отъезда время мы устроили здесь фотосессию, осторожно ступая по сухой почве и позируя друг другу.
Но вскоре надо было уже идти к стоянке и я, вспомнив, что ни сделала ни одного фото на мобильник, необходимых для отчета родне, достала его, пощелкала пару-тройку кадров и, подгоняемая Леной, сунув телефон в сумочку, поспешила к автобусу.
Следующим пунктом программы было посещение небольшой Долины Монахов- Пашабаг.
Грибовидные останцы, разбросанные по местности и остальные скалы здесь очень напоминали дома каких-то сказочных существ
и в отличие от других долин Каппадокии, грибы здесь были двух- и трёхглавые, как Змеи Горынычи.
Попадались очень смешные, но такие жалкие экземпляры, которым жить-то осталось совсем немного!
Побродив вокруг огромных исполинов, напоминающих мне еще видоизменяющегося персонажа из советского мультфильма «Контакт»,
я, опять вспомнив про ежедневный отчет и выбрав интересный ракурс хотела достать телефон и уже привычным движением руки не глядя, стала нащупывать его в сумочке — ничего не прощупывалось!
Занервничав и отбросив импульсы, подаваемые мозгом, начала открывать подряд все сто отделений и лихорадочно рыскать в крошечной сумочке- тщетно, она была пуста. Т. е. то, что должно быть- деньги, документы были на месте, мобильник исчез! Сняла рюкзак, в тайне надеясь, что случайно засунула его туда, но сама себе не веря, конечно же ничего не нашла и тут мозг пронзило стрелой -виноградники в Гёреме и мои поспешные движения рукой в поисках открытого отделения в сумочке. Все встало на свои места: телефону надоело со мной путешествовать и он выпал на землю, вернее даже сразу туда и упал!
Я помнила, что ехали сюда мы минут 20, значит можно попросить гида Османа, чтобы после окончания осмотра этого места вернуться в Гёреме. Уже ничему не радуясь, я продолжила осмотр,
походила по тропинкам, даже залезла в крепость
и раньше всех поспешила к автобусу, чтобы сообщить гиду пренеприятнейшее известие.
Выслушав, Осман стал звонить другому гиду с автобуса, путешествовавшего с нами в паре и группа которого в это время как раз была в музее Гёреме.
Все собрались и автобус отправился к следующему пункту программы- на фабрику ковровых изделий.
Да, да, не смотря на то, что всем хотелось продолжения банкета побольше поездок по долинам Каппадокии, устроители решают иначе! Приехав на фабрику, Осман поговорил с организаторами и нам дали водителя на легковой и мы с Леной (она не бросила меня в беде!) мчимся вновь к музею.
Как хорошо, что я четко помнила момент и место потери телефона, но, тем не менее, побегав туда-сюда и увидев бродившего там же и следовавшего указаниям Османа гида другой группы, также искавшего пропажу, мы наконец-то догадались позвонить и вот он, родимый, жалостливо пищит под ближайшими кустиками!
Радости не было предела, хотя в душе я почти и не верила в пропажу, знала-найдется непременно, просто не может со мной за одну поездку случиться вторая подстава, первая-это конечно же отмена полета на шарах! Минут через 10 мы опять оказались у ворот фабрики и успели даже побродить по залам и полюбоваться искусным мастерством создателей красивейших изделий и понять, что ковроткачество является еще одной статьей дохода жителей Каппадокии.
Подошло время обеда и группу завезли в Гёреме и дали свободное время:
гуляйте и обедайте там, где душе будет угодно. Мы с Леной от прогулок воздержались, а нашли приличное заведение и быстрее уселись в помещении, спрятавшись от так не кстати начавшегося мелкого и противного дождя, пытавшегося испортить нам вторую половину дня.
В 4 километрах от центра Гёреме и на 200 метров выше на одной из самых высоких точек Каппадокии находится деревня Учхисар, а в её центре возвышается 60-метровая скала
приспособиленная под укрепление еще в эпоху хеттов, расширенная и укрепленная римлянами и византийцами и которую видно за много километров. Издали бесформенная глыба очень похожа на огромный термитник и в ней множество комнат и тоннелей, в основном закрытых.
На верхнюю часть скалы можно забраться (видите крошечных человечков?) и представляю, какие шикарные оттуда виды и панорамы, наверное видно всю Каппадокию
и конечно же припорошенный снегом красавец вулкан Эрджияс, находящийся в 60 километрах от Учхисара.
Сразу же за деревней находится Долина голубей, поэтому не успели мы рассесться в автобусе, как вновь надо было выходить.
Дождик, так внезапно начавшийся, решил дальше не портить нам отдых и прекратился, чего не скажешь о черных зловещих тучах, низко нависших над долинами и делавших пейзажи какими вообще нереальными и неземными!
По дну ущелья через заброшенные фруктовые сады и рукотворные туннели видна была тоненькая тропа, по которой очень хотелось бы прогуляться, но… В скалах видны были голубятни
и сами голуби не заставили себя ждать-налетели, расшумелись и так и лезли в кадр!
На каждой смотровой в Каппадокии оборудованы сувенирные лавки, аутентичные уголки, привлекающие внимание, а мне так только дай время все это великолепие пофотографировать- городской житель, что с него взять, дикий!
Далее наш автобус помчался к еще одной небольшой долине Дервент, находящейся прямо по обе стороны дороги. Визитной карточкой Дервента является гора Верблюд, но видя около этой небольшой загороженной горы и правда напоминающей присевшего верблюда (видите ее по центру фото)
толпы туристов я сразу же, не теряя времени, рванула подальше от всех и повыше. Как вы догадываетесь, то если было куда лезть-ползти-бежать, я так всегда и поступала. Сама окружающая обстановка способствовала этому и я просто не могла в этот практически знаменательный день ни с кем делить увиденное, а тем более слышать голоса, мешающие уединению и терять ускользающее воображение.
Вот и Долину Дервент также называют долиной Воображения, потому что в очертаниях скал можно увидеть все, что угодно и на что способно воображение каждого. Порой это нелепые и смешные зверушки с ушками, а иногда важные и толстые старички, сидящие на завалинке.
Но как же все это и без того невероятное и чудесное разнообразие форм-расцветок украшает весеннее цветение садов!
Опять рассевшись по местам, мчимся к следующему сюрпризу и как только автобус подъехал к зоне видимости, то тут же Осман интригующе практически приказал всем закрыть глаза и начал обратный отчет от десяти! Чувствуя движение автобуса и ощущая, что он с трудом пробирается по узкому пространству, да еще и наклоняясь в стороны, было сложно удержаться и не разлепить веки-но я выдержала и как только автобус остановился и гид крикнул: Открываем, его возглас утонул в громком крике восторга!
Толкаясь и спеша, все покинули закрытое пространство и рассредоточились по небольшой смотровой, кто-то сел на лавочки, я же как обычно пошла в сторону от всех и только потом, вздохнув глубоко и широко открыв глаза повернулась и….. Ортахисар, 10 этажная Средняя крепость,
подобно Ухчисару, вырезанная в скале и использованная как укрепление еще в римские времена. Старая, похожая на пчелиный улей и вся испещренная ходами, видавшая виды и прошедшая через века, крепость во многих местах обвалилась, или находится на грани обвала и поэтому ее основная часть закрыта для посещения.
А вокруг этого огромного чудища со множеством пустых глазниц раскинулся и распластался, словно верный слуга, древнейший город с живописными и незамысловатыми в своей простоте строениями, однообразной формы с плоскими крышами.
С высоты эта часть города была видна как на ладони и хорошо просматривались в основном двухэтажные дома; на второй этаж ведет наружная лестница, часто не имеющая парапета.
Многие строения полуразрушены и видно, что они заброшены, но это не мешает жителям селиться рядом и жить далее, как ни в чем не бывало, не опасаясь обвалов, которые конечно же периодически случаются.
А потом я повернулась к городу спиной и пошла в сторону полей.
Поля-это слишком громко сказано-крошечные участочки странного цвета земли, обработанные, находящиеся в порядке благодаря стараниям хозяев.
Тучи давили, они буквально старались лечь на землю, укутав ее, но что-то еще удерживало их. Где-то вдали сквозь образовавшуюся брешь тонны воды спешили оросить далекий участок Каппадокии, нам надо было спешить, чтобы не попасть под яростный натиск водной стихии, бродившей вокруг и бывшей на грани!
Потом нас завезли в магазинчик восточных сладостей, специй и конечно я тоже попала под общую эйфорию и нахапала чего-то.
А далее, финишем сегодняшнего дня и совсем уже лишним было посещение, как вы думаете чего? Правильно, очередной фабрики, на этот раз по превращению каменных глыб в изящные ювелирные изделия. Пройдя минут пять по комнатам и едва взглянув на великолепные изделия,
я вышла на улицу и увидела, что черные тучи свирепствуют уже ближе к нашему нахождению и терпение их на пределе!
Подошла к находящейся рядом гончарной мастерской, поразмышляла на тему: «Во всем должна быть мера!»
Посещение скольких фабрик может выдержать и вытерпеть обычный любознательный турист за один день? Не слишком ли организаторы напрягают нас и насильно, в рамках туров, заставляют посещать эти свои цеха-фабрики-магазины! Стараясь заполучить не подвластных себе туристов и сбыть им как можно больше своей продукции, они забывают о чувстве меры. И как я вам уже говорила, что все эти заведения находятся далеко от зоны, где можно занять себя чем-то другим, т. е. заведомо завозя нас в Тмутаракань на окраины любого города, организаторы рассчитывают на наше внимание и интерес именно к той якобы конфетке, где мы будем находиться в данный момент!
Единственный день, когда следовало бы повозить нас по Долинам Каппадокии и показать как можно больше природных явлений, интересующих нас, организаторы дозировано таскали нас туда, куда многие вообще в нормальной жизни вообще бы не пошли-на это и было рассчитано.
Вы наверное думаете, как я ловко пишу всякие названия мест, посещенных нами и как я это запомнила? Да абсолютно никак это невозможно сделать, кружась в автобусе по заданному маршруту. Уже дома, у компа, напрягаясь-вспоминая и мучая инет сложились пазлы и надеюсь, что ничего не препутала!))
А дождь все-таки прорвался и в отель мы заходили под его заунывное и нудное пение.
Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии по праву входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мечтаю ли я вернуться в эти края и самостоятельно побродить по удивительным местам? Скорее всего- нет. Хотела увидеть-увидела и достаточно.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм