Автомобильная дорога из Судака в Новый Свет не для таких слабонервных, как я. Наш водитель Сервер, который гонял по городу и посёлкам, как ракета, вдруг стал послушно-шёлковым, вёл машину на малой скорости, прижимаясь вправо, к скалам, насколько это было возможно, на поворотах останавливался и пропускал встречный транспорт. Я взглянула влево и увидела, что узкая дорога отделена от крутого обрыва рядом кривоватых белых столбиков. У меня засосало под ложечкой и мелькнула мысль: «Ни за что не поеду здесь назад! Только по воде…" Возвращаясь в Судак на моторке, подпрыгивающей на волнах, я всё-таки сделала пару снимков этой замечательной дороги, и со стороны она совсем не кажется неприятной.
Как бы то ни было, доехали благополучно, Сервер показал по пути, где дом, где завод, где тропа Голицына. Оставалось установить очерёдность, куда идти сначала, куда потом. Поскольку парковка находится перед входными воротами завода, мы пошли было туда, однако всезнающий Сервер посоветовал сначала погулять по тропе, а потом отправляться на экскурсию с дегустацией. «Что, неужели настолько надегустируемся, что уже и по тропе не пройти?» — «Пройти-то пройдёте, но будет трудновато, тем более жарко», — ответил Сервер. После мы оценили, насколько он был прав. Дважды прав. Прогулка по тропе Голицына была замечательной, однако требовалось внимание, чтобы не оступиться и не потерять равновесие.
Имя князя тропа носит, потому что Голицыным она была создана для императора Николая II и его семейства, чтобы они смогли оценить красоту природы в месте с названием Парадиз (Рай) — именно так назывались эти места до переименования в Новый Свет.
О тропе Голицына я с удовольствием вспоминала, публикуя рассказ «Подарок от князя Голицына» (https://www.tourister.ru/responses/id_20876). Сейчас на этой тропе нам интересен грот, выбитый морскими волнами в горе Коба-Кая. В средние века в нём находился христианский пещерный монастырь, в котором до 19 века сохранялись остатки росписи. Голицын устроил здесь винотеку. Каменные арки хранилища для шампанского сохранились до наших дней. Человек с фантазией, он устраивал здесь для гостей, среди которых, предполагают, бывал и Шаляпин, дегустацию произведённых на заводе «Новый Свет» игристых вин. Возможно, в этом гроте с прекрасной акустикой звучал голос знаменитого певца.
И ещё одна оригинальная идея, правда, не воплотившаяся, долгое время занимала князя. Голицын знал, что успешное развитие виноделия невозможно без хорошо поставленного подвального хозяйства. В 1890-х годах он соорудил грандиозные подвалы, используя природный ландшафт — вырубил их внутри горы Коба-Кая. Общая протяжённость этих подвалов превысила три версты. Тоннели закладывались на разных горизонтальных уровнях и в разных направлениях. Самые глубокие тоннели находились ниже уровня моря. Так вот, сумасшедшей идеей Голицына была идея вывести один из подвалов в грот! Поистине титанический труд. Денег не хватило, и мечта Голицына не осуществилась.
Дойдя по тропе до Синей бухты, мы на моторной лодке вернулись в Новый Свет, узнали расписание экскурсий. Ждать ещё было долго, и мы отправились в дом-музей Голицына. Однако мы чуть не промахнулись с экскурсией, потому что не купили билет заранее, а когда пришли, площадь перед заводом была заполнена желающими. Едва достались последние билеты.
Зато в доме Голицына было мало посетителей. Он довольно прост: большая терраса с элементами мавританского стиля, с видом на горы и на море, высокая входная лестница — вот практически и все элементы декора.
Недалеко от своего дома Голицын построил для работников завода «Дом приезжих». Он выглядит богаче дома хозяина и напоминает древний рыцарский замок.
Лев Сергеевич Голицын — легендарная личность. Будучи потомком древнего рода Гедиминов, получив образование на факультете государственного и римского права Московского университета, где по окончании он был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию, окончив Сорбонну с учёной степенью бакалавра права, оставив службу в Министерстве иностранных дел, он занялся любимым делом и достиг в нём колоссальных успехов. Увлечение стало делом его жизни, и теперь Голицына знают как главного винодела Российской империи.
После революции дом был разграблен и вплоть до 1978 года использовался для разных поселковых нужд. К столетию завода «Новый Свет» его переоборудовали под музей Голицына и историю виноделия Крыма. Удалось вернуть некоторые из личных вещей князя и членов его семьи: мебель и музыкальные инструменты.
В доме Голицына интересна экспозиция, посвящённая истории виноделия. Рассматривая её, понимаешь, сколько знаний, труда и денег нужно вложить в это дело: правильно вырастить лозу,
верно рассчитать все этапы производства, уделяя каждой операции должное внимание и строго соблюдая технологию. В музее демонстрируют машины, которые использовались на заводе «Новый Свет» во времена Голицына: укупорочный, мюзлёвочный и ликёро-дозировочный аппараты.
Говорят, что Голицын был человеком широкой души, эмоциональным, щедрым до расточительности. Он вкладывал и свои, и казённые средства не только в производство, которое требовало бешеных затрат, но и в благоустройство посёлка: провёл в Новый Свет водопровод (из соседней долины, достаточно сложный и дорогой), проложил дорогу из Судака (видимо, ту самую, которая мне так не понравилась; наверно, со времён Голицына её не благоустраивали). Поразил поселковый парк со старыми можжевельниками, возможно, существовавший ещё при Голицыне.
За парком находится небольшая церковь святого Луки Крымского (Луки Воино-Ясенецкого, потрясающего человека, причисленного к лику святых в 1995 году; надеюсь посетить места в Симферополе, связанные с его деятельностью, при первом удобном случае). Освящение новой церкви произошло лишь в 2012 году. В храме есть икона святого Луки с частичкой мощей и уникальная икона «Тайная вечеря» из коллекции домовой церкви князя Голицына, завещанная храму его правнучкой.
На территории завода сохранилось здание, построенное при Голицыне.
О временах, когда Голицын успешно руководил своим заводом «Новый Свет, напоминает и фигурка Бахуса, купленная им, как говорят, за бешеные деньги за границей, чтобы она украшала один из дегустационных залов. Бедный Бахус сильно пострадал за годы советской власти, но выстоял. Теперь он встречает посетителей винных подвалов.
Сотрудники завода «Новый Свет» любят своё предприятие, украшают территорию, в том числе интересными инсталляциями. Нередко здесь можно увидеть табличку, на которой написаны стихи (теми, кто здесь работает), часто очень забавные, о профессии винодела.
Во время экскурсии по заводу нам рассказали о технологии приготовления игристых вин. До сих пор здесь используются теоретические разработки Голицына, многие операции проводят вручную.
С удивлением мы узнали, что у «Нового Света» нет своих виноградников, виноматериалы закупают в других винодельческих хозяйствах. Ещё князь Голицын определил, что идеальный виноград для производства игристых вин растёт под Севастополем. Открытием для нас было, что в слове «виноматериалы» нет ничего страшного — это молодое вино, подготовленное к дальнейшему производственному процессу. Его выгружают в специальные ёмкости, осветляют и готовят тиражную смесь: вино (купаж), дрожжи шампанские, тиражный ликёр и бентонит (сорбент). Весь полученный состав разливают по новым бутылкам, закрывают временной пробкой и отправляют на выдержку в специальные тоннели.
Тиражную смесь в бутылках укладывают на штабеля в горизонтальном положении в подвалах, построенных ещё князем Голицыным. Каждая бутылка находится здесь не менее трёх лет при температуре не выше 12 градусов. За это время проводят четыре перекладки, чтобы избежать прилипания осадка к стенкам бутылки. В первый год делают две перекладки, в последующие — по одной.
После окончания срока тиражной выдержки, длительность которого зависит от марки шампанского, бутылки отправляются на ремюаж. Традиционно ремюаж осуществляют на дубовых пюпитрах, которые позволяют придать бутылке любой угол наклона. Выполняют операцию вручную специалисты-ремюоры.
Что такое ремюаж? Сначала бутылки загружают в отверстия пюпитров в положении, близком к горизонтальному и оставляют на некоторое время, чтобы осадок смог осесть на стенки. Затем плечики бутылок ежедневно подвергают лёгким ударам о края пюпитра и поворачивают по определенной технологии таким образом, чтобы осадок смог осесть на внутренней поверхности бутылки. Ремюаж занимает 2–3 месяца. А сколько осадка бывает в шампанском до ремюажа, продемонстрировал экскурсовод.
После того как осадок полностью сведён на пробку, бутылки охлаждают и отправляют на дегоржаж — полное удаление осадка вместе с пробкой. Перед удалением осадок замораживается. Мастер-дегоржёр быстро откупоривает бутылку, обращённую горлышком вниз, при этом осадок с пробкой выбрасывается давлением углекислого газа. Весь процесс занимает несколько секунд и потеря шампанского при этой операции не превышает 50 мл.
После дегоржажа бутылку ставят на линию, в каждую из них наливают экспедиционный ликёр, который не только добавляет шампанскому необходимую сладость, соответствующую марке, но и формирует букет. Затем бутылки укупоривают корковой пробкой, чтобы она выдержала давление газа и не произошел самопроизвольный «вылет», сверху надевают мюзле — специальную проволочную уздечку, фиксирующую пробку на горлышке бутылки. После этого бутылки отправляют на контрольную выдержку, сроком 10 дней, по окончании которой шампанское поступает на оформление.
Голицын был большим ценителем и коллекционером вин. Он собрал огромную энотеку, которую хранил в подвале своего дома. В неё входили только лучшие вина самых разных марок из различных стран мира. Конечно, уже в первые месяцы после революции энотека была разграблена, а вина, скорее всего, употреблены по прямому назначению теми, кто не сумел их оценить по достоинству. Восстановить энотеку Голицына не удалось, а на территории завода открыли новую энотеку, в которой представлены вина, произведённые на предприятии в разные годы.
По окончании экскурсии нас пригласили на дегустацию.
В дегустационном зале предложили попробовать 6 марок новосветского шампанского.
Я не знаток вин, не завсегдатай дегустационных залов, да и бокал шампанского выпиваю только в Новый год, но одно обстоятельство меня поразило. Обычно вкусными мне казались лишь полусладкие сорта, в крайнем случае, полусухие, а сухие я считала очень кислыми. Первым в дегустационном списке было белое шампанское экстра брют.
Приготовившись к глотку кислого вина, я внутренне сжалась, но… Это оказалось шампанское с божественным вкусом, после которого даже полусухое белое показалось мне очень резким. Теперь на Новый год буду искать только это, чтобы первые минуты наступившего года были самыми приятными.
Поразительно, сколько наград имеют игристые вина «Новый Свет»! Все полки в зале уставлены ими.
По окончании экскурсии мы поняли, почему Сервер посоветовал нам сходить сначала на тропу Голицына, а потом на экскурсию с дегустацией. В общей сложности мы выпили по два полных бокала шампанского разных сортов и чувствовали приятную расслабленность. Не совсем верной походкой (не знаю, как со стороны, только по ощущениям) мы направились в сторону порта, пообедали в каком-то ресторанчике на набережной и на катере (памятуя об обратной дороге) отправились в Судак.
Правда, знакомство с предприятиями, основанными Голицыным, на этом не закончилось. Но это, как говорится, совсем другая история.
Теги:
Самостоятельные путешествия