Ораниенбаум… Я чуть язык не вывихнула, пока выучила это слово. Но что поделать, раз оно так удивительно подошло усадьбе на берегу Финского залива. Померанцевые деревья (oranienbaum) сроду не росли в промозглом северном климате, зато активно выращивались в теплицах дворца, построенного Меншиковым. Нам рассказали, что Петр I лично вручил своему любимцу первый саженец, да не просто так, а с намеком: мол, знаю, что ты за фрукт. Так это или нет доподлинно неизвестно, существует масса версий, откуда взялось такое экзотическое название, но померанцевое дерево стало еще и гербом Ораниенбаума.
Ораниенбаум не самый раскрученный из питерских парков. Ему далеко до Петергофа и даже Царского села по роскоши оформления и количеству туристов. И это, по моему эгоистичному мизантропскому мнению, самое большое его достоинство. Плаксивым пятничным днем мы бродили по аллеям и дворцам практически в полном одиночестве, а музейные бабушки, не иначе как со скуки, легко шли на контакт и буквально рассыпали перед нами исторические факты, имена и даты. К слову, снимать во дворцах вроде как запрещено, но так как из индивидуальных посетителей были только мы двое, нам разрешили фотографировать без вспышки, поэтому хоть фото и есть, качество их оставляет желать лучшего. Для рассказа я наскребла несколько самых удачных фотографий интерьеров, остальные еще хуже.
Историю Дворцово-паркового комплекса Ораниенбаум я начала осваивать, если так можно выразиться, не с того конца. На территорию парка мы попали со стороны Почетных ворот Петерштадта и прямиком направились к Дворцу Петра III. Признаться, я не слишком люблю дворцы. Рабоче-крестьянское происхождение не позволяет представить себя аристократкой с веером. Почему-то в такие моменты в голову настырно лезут мысли не о балах и кавалерах, а об уборке многокилометровых покоев. Дворец Петра III сумел меня покорить. Это и не дворец в полном смысле слова. Весьма скромных размеров домик напичкан пусть не пышными, но удивительными по красоте интерьерами и предметами искусства.
Великий князь Петр Федорович получил Ораниенбаум в подарок на свадьбу с Принцессой Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской, принявшей в православии имя Екатерины Алексеевны. Думаю, историю их брака знают все, и мусолить ее здесь не имеет смысла. Что же касается дворца, то он был построен специально для Петра, по проекту Антонио Ринальди, как часть потешной крепости Петерштадт, от которой сохранились собственно дворец и ворота. Еще будучи наследником престола, и уже став императором, Петр проводил здесь много времени, поэтому небольшие комнаты (язык не повернется назвать их залами) заполнены его любимыми вещами и произведениями искусства. В учебниках истории Петру III посвящена лишь пара абзацев, в которых он представлен чуть ли не слабоумным и однозначно отрицательным персонажем. Но, по крайней мере, вкус у него был.
Что еще добавить. Дворец Петра III стал первой самостоятельной постройкой Ринальди на территории России. В Великую отечественную он (дворец, а не архитектор) уцелел чудом — в камин попал немецкий снаряд и этим потери ограничились, на паркете до сих пор видны следы. Отдельного внимания заслуживают двери с китайской росписью. К сожалению на тот момент они находились в плачевном состоянии. С 2016 года дворец закрыт на реставрацию, будем надеяться, что к следующему лету его вновь откроют для посещений.
Подруга жаждала осмотреть еще одно творение Ринальди и мы зашли в Китайский дворец Собственной дачи Екатерины II. Впрочем, китайское у дворца только название. Модный в те времена стиль шинуазри свободно трактовал восточные мотивы и выглядел вполне по-европейски.
Мы поймали удачный момент, между двумя группами экскурсантов и величественно прошествовали по парадной анфиладе.
Рококо это уже не барокко, но в глазах рябит не меньше. Такая кощунственная мысль посетила меня при виде Зала муз. Нечто среднее между домиком куклы Барби и Эрмитажем, Зал поражает роскошной росписью стен и плафона, мясистыми аппетитными музами, розово-голубой расцветкой и позолотой. Здесь так много всего, что глаз не знает, за что зацепиться и в итоге с благодарностью останавливается на клыкастом и чешуйчатом дельфине, несущем на себе мертвого мальчика. Скульптор Лоренцетти дельфинов в глаза не видел, а вот от мальчика мурашки по коже бегут, даже от копии.
Не хочу задерживаться на всех залах парадной анфилады Китайского дворца и перейду сразу к Стеклярусному кабинету. Как и все в Ораниенбауме, стеклярусные панно на стенах кабинета подлинные, сохранившиеся со времен Екатерины Великой. Мы нисколько не пожалели о том, что отказались от экскурсии, так как работницы музея по собственной инициативе, охотно и подробно рассказывали нам историю каждого зала и кабинета. И такое живое общение намного интереснее монотонной скороговорки экскурсоводов. Поэтому совсем не из Википедии, я узнала, что знаменитые панно были заказаны с единственной целью — поразить иностранные делегации убранством императорской дачи. Стеклярус изготовили на мозаичной фабрике, основанной Михаилом Ломоносовым, а расшивали панно златошвейки из мастерской Марии де Шель, бывшей актрисы французской труппы при императорском дворе. После того, как панно были окончены, Екатерина выслала Марию де Шель из страны, заплатив ей настолько щедро, что любой европеец просто удавился бы. Бывшая актриса за меньшую сумму повторить подобное уже не соглашалась, на что и был расчет. Стеклярусный кабинет остался уникальным произведением искусства и шедевром дворцовых интерьеров.
Не меньшего внимания, чем залы Китайского дворца, заслуживает сам ансамбль Собственной дачи. Традиционно много скульптур, чаще всего копий античных: Три грации держат круговую оборону, Лаокоон с сыновьями борются со змеями, стеснительная Венера Медицейская и фривольный Аполлино в окружении зелени, напротив них Аполлон Бельведерский с Артемидой, а в цветнике Амур с луком, Тритон спасает детей в пруду, другие тоже нашли себе занятия в парке.
Но самые чудесные и милые, конечно же, собаки у восточного входа в Китайский дворец. Куда до них каким-то там богам.
Побродив по собственной даче Ее величества, мы постояли на пристани, прогулялись вокруг Китайского пруда, осмотрели Китайскую кухню, удивились, что представители Поднебесной не ломятся в Ораниенбаум стройными рядами и отправились на поиски Катальной горки, которая также является дачной достопримечательностью.
Опять Антонио Ринальди. Павильон Катальная Горка был частью инженерного сооружения, разработанного инженером и изобретателем Андреем Константиновичем Нартовым. Катальные горы состояли из спусковой площадки прямо из павильона, нескольких скатов и галерей, по которым катались на колесницах, гондолах и прочих зверюшках. Содержание их влетало в копеечку, потому от всего аттракциона нынче в живых остался только павильон. Рядом с Катальной горкой мы примостили уставшие попы на мокрую скамейку, чтобы подкрепиться бутербродами и чаем из термоса. Кстати, рекомендую не стесняться и брать снедь с собой, цены в парках негуманные.
На пути к Меншиковскому дворцу мы обошли павильон Каменное Зало. Автор павильона точно неизвестен, предполагается, что Растрелли. В Зале проводили концерты и маскарады и сначала его называли Новым дворцом. В первой половине 19в. павильон перестроили, убрав деревянные флигели, и он стал Каменной Залой. Затем по желанию супруги князя Михаила Павловича его превратили в кирху и пристроили колокольню. Сейчас же Павильон снова служит для проведения мероприятий, в частности в день нашего посещения в нем проводили неинтересную нам, девочкам, выставку «Слава русского оружия в оловянной миниатюре».
И вот наконец, обкопанный со всех сторон Большой Меншиковский Дворец. Понятое дело, что на внутренности дворца времени и желания уже не хватало, потому мы просто решили пошляться вокруг и начали отнюдь не с парадного входа.
Биография Светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова сама просится на страницы диссертации по коррупционным преступлениям, а Большой Дворец хочется взять за иллюстрацию. Построен он с размахом и увенчан княжеской короной. Это была одна из самых дорогих усадеб Петровской эпохи. Расположенный на возвышении, лицом к заливу, дворец производил нужное впечатление на нужных людей, прибывающих морем.
Петр III, получив дворец во владение, тут же поручил перестроить его Растрелли, а после в работы включился все тот же Ринальди. Ко всем своим недостаткам, Петр III был еще и страстным любителем музыки и живописи. Потому, когда галереи Большого дворца перестали вмещать в себя коллекцию картин Великого князя, он приказал построить рядом Картинный дом, где разместил картинную галерею, кунсткамеру и оперный зал. Дурак дураком, а его коллекция лучшее частное собрание подобного рода.
на этой информативной ноте мы покинули Ораниенбаум через парадный вход, напоследок понаблюдали пример материнской самоотверженности на примере лебедихи лебедицы самки лебедя, охраняющей потомство от наглых чаек. Рысью пронеслись мимо Собора архангела Михаила, 1914 года постройки (информацию о нем пришлось искать в сети). И засветло (в белые то ночи) вернулись в Питер на маршрутке до метро Автово.