Турист Александр Гончаров (gonczaryk)
Александр Гончаров
был 7 декабря 2023 15:04

Санкт-Петербург — Россия Август 2016

В августе прошлого года (2016) я был на велоэкскурсии по Невскому району. Бывают и такие экскурсии в Петербурге. Невский район, если кто не знает, это совсем не Невский проспект, это промышленный район на юго-востоке города.

Собрались мы у Александро-Невской лавры.

По Невскому району на велосипеде

Дальше мы поехали. Выглядело это так: Договорились где остановимся, в основном ехали группой, но кто-то мог отстать, кто-то вперёд уехать. Остановились у какой-нибудь достопримечательности и девушка-экскурсовод рассказывает. Первая остановка была на углу улицы Профессора Качалова и Хрустальной. НИЦ ракетных войск и артиллерии, здание построено в 1954 году.

Но это здание не самое важное здесь. К 200-летию Петербурга здесь, на месте заброшенного императорского стекольного завода и Глухого озера, старого карьера, превратившегося в свалку и затем засыпанного, планировали построить новый жилой район. Название ему придумали Царский городок. Планировалась малоэтажная коттеджного типа застройка со скверами и площадями в противовес многоэтажному плотно застроенному Петербургу. Проект планировки территории предполагал площадь, от которой отходили четыре луча-проспекта. Второй луч есть и сейчас на карте города. И всё. Дело не пошло, инвестора не нашли, построили только Психоневрологический институт и клинику для алкоголиков.

На старых дореволюционных картах есть улицы, которые остались лишь в проекте. А вот современная карта этого района. Всё было застроено совсем по-другому.

По Невскому району на велосипеде

В 1910 году через будущий город-сад прошла железнодорожная линия, которая соединила Финляндскую железную дорогу с Николаевской.

А мы проехали по Хрустальной улице (бывший 1-й луч), ул. Бехтерева. Останавливались у Психоневрологического института. Потом по ул. Седова.

В Палевском саду есть памятник поэтессе Ольге Берггольц, автору знаменитых строк «Никто не забыт, ничто не забыто».

Паровоз на ул. Бабушкина

По Невскому району на велосипеде

В 1920-е годы продолжались поиски новых типов жилища и совершенных принципов организации жилых комплексов. Наиболее ярким антиподом плотной антисанитарной капиталистической застройке Петербурга в конце XIX века стал Палевский жилмассив.

Архитекторы А. И. Зазерский и Н. Ф. Рубин, 1925-27гг.

По Невскому району на велосипеде

Фотографии из книги по архитектуре Ленинграда-Петербурга XX века, автор Юрий Курбатов.

После войны продолжили эту идею строительства здесь малоэтажного жилья.

В 1945–50 годах построен жилмассив в районе улиц Седова и Крупской. Архитекторы Левинсон Е. А., Асс Л. Е.

Потом мы поехали по улицам Седова, Цимбалина, выехали на проспект Обуховской обороны. Там есть Британско-Американская церковь. Фото с сайта citywalls.

По Невскому району на велосипеде

На заводе были сотрудники, выходцы из Британской империи. Поэтому здесь построили Англиканскую церковь. Пр. Обуховской обороны, 127а.

Памятник Ленину у Невского машиностроительного завода.

Церковь подворья Зеленецкого монастыря.

По Невскому району на велосипеде

Под Финляндским железнодорожным мостом.

Трамвай на пр. Обуховской обороны.

В том же районе в другое время года.

Бабушкина, 57. Римско-католический костел во имя Сердца Иисуса заложен в 1907 году, строился до 1917, так и не был достроен. Архитектор Стефан Галензовский.

По Невскому району на велосипеде

ул. Крупской 5 В. Здание построено в 1897—1903 гг. Арх. Никонов. Сейчас здесь военкомат Невского района, а было Подворье Важеозерской Спасской Никифоро-Геннадиевской мужской пустыни. Келейный корпус.

ул. Крупской 2 Б, Административное здание Пролетарского завода — до революции Александровский чугунолитейный завод — паровозные мастерские главного механического завода Николаевской ж. д.

По Невскому району на велосипеде

Пр. Обуховской обороны, 59. Особняк построен в 1860 году. Архитектор Роман фон Генрихсен.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.