О Праге рисуют много мистики. Привидения, вампиры, этого добра по всей Средневековой Европе хватало. Здесь нас не удивить. А вот такая штука, как Голем, есть чисто Пражское изобретение. Начнём издалека. С предыстории.
О Праге рисуют много мистики. Привидения, вампиры, этого добра по всей Средневековой Европе хватало. Здесь нас не удивить. А вот такая штука, как Голем, есть чисто Пражское изобретение. Начнём издалека. С предыстории.
Жили-были в старой Праге евреи. Не то, чтобы их местное население не любило. Нет. Просто слегка недолюбливало. Поэтому селились они кучно. В отдельном еврейском квартале. Чтобы ежели чего, всем скопом можно было сдачи зарвавшимся пражанам дать. Потому что, согласно древнееврейской поговорке, шобла зайцев легко отметелит льва.
Что? Спрашиваете, за что их не любили? Так всё просто.
Приходит, например, какой-нибудь знатный горожанин к еврею и говорит:
— Денег займи?
— Легко. Когда отдашь?
— Через месяц.
— Базару ноль.
Проходит месяц. Другой. Третий. Деньги отдавать не хочется. Гораздо легче придумать бяку какую-нибудь, и обвинить во всём евреев.
— Кто чуму наслал?
— Евреи.
— Кто в реке воду отравил?
— Нет, это не химический завод. Это евреи виноваты.
— Почему вино скисло?
— Это не руки виноградаря косые. Это происки жидо-массонов. Не иначе…
Для настоящего еврейского погрома всё готово.
Чисто пражский анекдот в тему:
Встречаются два еврея.
— Мойша, а ты знаешь, что погром намечается?
— А мне то что. По паспорту я чех.
— Так-то оно так, но бьют не по паспорту, а по морде…
И что делать? Куда бедному еврею податься? А вот тут на помощь ветхозаветному и богом избранному народу приходит мистика.
Получив сигнал из городской ратуши о готовящейся провокации от внедрённого крота по имени Моисей Давидович (имя по легенде разведчика вымышленное), раввин Старой синагоги созывает совет стаи.
— Что делать будем, чады мои? Как защищаться от напасти? Слушаю предложения.
Советы и идеи посыпались из рога изобилия. Только успевай записывать.
— Бежать.
— Линять!
— Деньги прятать.
— Серебро закапывать!
Обращаю внимание, народец попался мирный. Вооружиться никто не предложил.
Тут встаёт старый ребе Лев. И предлагает неординарный, я бы даже сказал, творческий подход:
— Нам нужен Терминатор!
Пауза повисла. Долго. Челюсти заседающих отвисли тоже. Ребе поясняет:
— Делаем из подсобных средств огромного боевого робота. Я тут книжек умных почитал, пара заклинаний, несколько пентаграмм. Вдохнём в него жизнь. А что, у Бога же получилось? Мы чем хуже? Назовём его Големом и он то и будет наш род от напастей защищать. Помогать мне будешь ты, Ицхак, и ты, Якоб.
А вот эти имена уже истинные. Так легенда гласит. Я нисколечки не привираю…
Короче, слепили в подвале из глины рослого мэна. Пробормотали что-то про три или четыре стихии. Типа, взяли в помощь воду, огонь и медные трубы. И ведь встал Голем. И пошёл. Глазья огнём горят. Силушка топорщится богатырская. Мозгов полное отсутствие. И подчиняется исключительно еврейским приказам.
Кого убить?
— Пожалуйста.
Дворец разрушить или дуб с корнем выломать?
— Легче лёгкого.
Так и отвели напасть неминуемую от несчастного народа.
Мы тем временем уже гуляем по старому еврейскому кварталу. Йозефов. Наши дни, разумеется. Ну что? Квартал, как квартал. Обычные дома. Обычные улицы. Это только в легенде про Голема говорится, что все здешние здания были соединены между собой глубокими и тёмными подвалами. По которым, собственно, чудище и бродило. Где оно и жило.
Как сейчас это проверить? Да никак. Все двери под замком. Там люди живут. В дом никто просто так в гости не пустит. Это ж Европа. Не принято незнакомцев в своё жилище пускать.
Тогда встречный план:
— Идём смотреть то, что в открытом доступе.
— ?!!
— Старое кладбище и синагогу.
Вот скажите мне, много ли есть в мире городов, где прямо в самом центре сохранилось старое кладбище? Пусть и еврейское. Так, Красную площадь в пример не берём. Это отдельная тема. А вот в Праге такое есть. Самое старое надгробие датируется аж далёким 1439 годом. Прикиньте, сколько лет пролетело?
Но это не главное. Кладбище по территории очень маленькое. Городское таки. А евреев в Праге за этот огромный период поумирало немеряно. Данные разнятся. Кто говорит, что их здесь сто тысяч. Другой утверждает, что двести. Но на поверхности земли, даже если ставить тесно, впритирку друг к дружке, помещается только двенадцать тысяч надгробных камней. Поэтому хоронили иудейский народ слоями. А так как, этажность тоже ограничена, время от времени привозили свеженькой землицы и подсыпали сверху. Поэтому на нынешнем этапе, территория кладбища ощутимо возвышается на пару метров выше остальных пражских улиц.
Кстати, тот самый Иегуда Лёв бен Бецалел, в простонародии ребе Лев, который Голема зафигачил, покоится тут же. С 1609 года. Так что мистика мистикой, а вдруг это было правдой? Причём, как утверждают поклонники тенденций сионизма, у ребе процесс вдыхания жизни получился даже лучше, чем у Бога.
Бог вдохнул жизнь в человека, но получил побочный эффект. В виде лишних мозгов. Хотел получить игрушку, а вышел Гомо Сапиенс. А вот евреи, они сделали всё правильно. Умеют же учиться люди на чужих ошибках. Не отнять.
И опять информации ради. Злые и завистливые языки болтают, что старое еврейское кладбище до сих пор рассматривается как традиционное место собраний этих самых сионистских мудрецов. Ну ни мистика ли это?
Нам до того места всего-то дорогу перейти. Но засада и здесь поджидала наши ряды. Тишина. Ворота на засов. На могилки уплотнённые по типу Питерских коммуналок смотреть можно только через ажурные решётки. Это я про кладбище. Синагога тоже на замке. Внутрь даже заглянуть невозможно. Двери непроницаемые.
И тут меня осеняет:
— Какой сегодня день?
— С утра была суббота.
— Именно.
— Шабат.
Я не знаю, сколько в Праге с тех древних времён осталось истинных евреев, но традиции ничегонеделанья по субботам чтутся свято. Судите сами. «Пиво-водка-теплоход» по Влтаве ходит. Музей сексуальных реформ работает чуть ли не круглосуточно. А синагога закрыта. Экая незадача…
Из чудес ещё хочется отметить очень занимательный чешский язык, как таковой. Вернулись мы, значит, в отель. Девушка такая вся приятная, что на рецепции работает, спрашивает:
— Где были? Что видели?
Мы, конечно, восторги свои от Праги и пражан высказали. Дескать, всё нравится. За исключением того, что в синагогу не попали.
— Аааа, — говорит девушка, — на жидовское кладбище ходили. Так оно да, по субботам точно не работает. Ну, как-нибудь в другой раз попадёте.
К чему это я. Да к тому, что это по-русски толерантность проклятая. Негра негром не назови. Еврея жидом не клич не смей. А по-чешски, всё еврейское жидовское и есть, как есть.
Но и это ещё не конец истории. Вы же всерьёз не рассчитывали, что мы так легко сдадимся? Попёрлись мы в то место в будний день. Чтоб согласно всем традициям. Со светлой головой. Не перетрудясь. После завтрака, для чистоты помыслов.
Первым делом пытаемся зайти в синагогу. Суёмся в дверь. На входе за скромным рабочим столом сидит дородная мадам. И занимается обилечиванием любопытствующих. Вход 250 крон. А вид у неё, у леди такой серьёзный, что без оплаты мышь не проскочит.
У нас так, к вопросу, остался предпоследний день в Праге. И денежная масса тихой сапой начала стремиться к нулю. Поэтому рассуждаем логически, стоя на низшей ступени развития:
— Дорого! Ну ладно бы музей секс услуг так стоил. А чего мы такого в синагоге то не видели?
Разворачиваемся и идём к воротам того кладбища. Уж в него-то непременно… Но еврейские традиции, они неискоренимы. Надпись на билетной кассе гласит:
— Вход 330 крон.
Это что? Чем дальше, тем страшнее?
Правда в эту сумму входит и посещение той синагоги, из которой мы только что вышли. И ещё какой-то музей еврейских традиций.
— А отдельно билет только за вход на кладбище есть?
— Нет. — Сказали, как отрезали.
Короче, я так понимаю, что самая главная еврейская традиция со времён основания Праги не изменилась. Главное, собрать побольше денег.
С нами товарищ. Он резво теми самыми лишними, богом данными мозгами раскинул, и выдаёт:
— Блин, да за эти деньги можно выпить шесть кружек пива! Или литр сливянки.
Поэтому, дорогие, выбирайте-ка сами, что Вам будет важнее.