Согласно Толкового словаря русского языка: пафос — воодушевление, подъём, энтузиазм. Ну, в общем, у меня о Пафосе такие впечатления и остались.
За время нашего недельного отпуска на Кипре мы дважды побывали в Пафосе. На остров мы прилетели в среду, четверг провели в отеле и его окрестностях, а в пятницу, позавтракав и искупавшись, подались в Пафос.
С Пафосом связана легенда, а точнее две.
Первая, известна многим — о Пигмалионе.
Пигмалион, живший в городе-государстве Аматусе, был отличным ваятелем и не интересовался женщинами. Афродита пожалела его, приняла вид самой красивой женщины и явилась ему во сне. Когда Пигмалион проснулся, он вспомнил свой сон и вырезал статую из слоновой кости, влюбился в нее, даже разговаривал с ней и дарил ей цветы.
Во время праздника Афродиты в Аматусе Пигмалион принес жертву и помолился Афродите о том, чтобы она оживила его статую. Афродита была тронута и услышала его молитвы.
Когда Пигмалион вернулся домой, его статуя ожила. Он назвал ее Галатеей и предложил ей выйти за него замуж. Галатея приняла предложение, и спустя девять месяцев у них родилась дочь по имени Пафос.
Вторая — о Кинире.
Пафос, дочь Пигмалиона и Галатеи, вышла замуж за сирийца по имени Сандок, который в то время жил на Кипре. Они построили дом в Киликии, и там родился их сын Кинир.
В какой-то момент Киликию охватил голод, и Кинир со своими друзьями отправился в плавание искать более плодородные земли. Они прибыли на побережье Кипра, где на берегу купалась Афродита.
Земли понравились и они построили город Пафос (в честь матери Кинира), а в центре города — храм Афродиты, которая, как они верили, привела их месту своего рождения. Кинир стал первым царем и первосвященником Пафоса, города, который процветал в мире.
У короля Кинира было десять детей, среди которых и Адонис.
На развалины того древнего Пафоса мы не поехали. Мы поехали в современный город.
Поехали на рейсовом автобусе 615. Разовая поездка на пригородных и городских маршрутах Пафоса стоит 1,5 Евро. Если вы планируете кататься целый день (более 3-х поездок), то выгоднее приобрести дневной билет, который стоит 5 Евро. Мы доехали до конечной остановки Като-Пафос, там, кстати, конечная многих городских и пригородных маршрутов и информационное и туристическое бюро автобусной компании. Девочки-консультанты с удовольствием ответили на наши вопросы, подсказали каким маршрутом куда добраться и вручили брошюру с предложением туристических поездок.
Карту Пафоса с его достопримечательностями нам выдали в отеле, но она была скорее рекламным буклетом, поэтому мы решили попытать счастья в туристическом информационном бюро (ну, любим мы бумажные карты).
Путь к бюро проходил по набережной, и далее чуть выше, всё по бульвару Посейдона. Мы шли, глазели по сторонам, выглядывая вывеску с буквой «I».
Зашли в туристический частный центр, они конечно предложили свои экскурсии, а о бюро сказали, что нужно ещё чуть-чуть пройти, но оно по-большей части закрыто, а если открыто, то говорят там только по-гречески. Мы решили не сдаваться, всё-таки протопали уже достаточно далеко.
До бюро мы дошли, но его будочку и вывеску скрыли ветви дерева, и мы его в тот день не заметили, а то что мы до него дошли определили на другой день, из окна автобуса, когда ехали в Лимассол. А в тот день мы смирились и пошли на виднеющийся купол какой-то церкви.
Оказалось это была Церковь святых бессребреников Космы и Дамиана. Церковь новая, расписание служб было на двери, а дверь была закрыта.
Так-как солнце припекало, и вода кончилась, а на горизонте был современный торговый центр, то мы туда и пошли.
Запасы воды мы пополнили и решили взглянуть на пафосно расписанный домик. Все кто бывал в Пафосе его видели — это отель «Roman».
Между церковью и отелем есть холм.
Как оказалось это археологический объект: под землёй полно ходов, а на верху раскопки древнего сооружения и оставшихся напольных мозаик.
Со стороны моря остатки древнего театра Пафоса. Считается, что его построили ещё в конце четвёртого века до нашей эры. Лишь часть театра находится на склоне, другая часть построена на искусственной земляной насыпи. В период Крестоносцев, в XIII—XVI вв. на месте сцены
находилась обширная ферма.
Дальше мы вышли к Церкви Панагии Хрисополитиссы (св. Кириаки).
На том месте, где сейчас стоит церковь св. Кириаки, когда-то была синагога. Согласно легенде, в ее дворе проповедник новой религии Савл, известный нам как апостол Павел, получил от «иудеев пять раз … по сорока ударов без одного» за распространение ереси. Тем не менее, миссия Павла на Кипре оказалось успешной.
В IV веке христианство постепенно становится господствующей религией в Византийской империи, и в далекой провинции — на острове Кипр. На месте легендарной синагоги построили церковь Панагии (Богоматери) Хрисополитиссы. Это было величественное здание, с двумя рядами колонн и мозаичными полами, с большим закрытым двором.
Во второй половине VII века арабы уничтожили многие религиозные постройки в т. ч.и Панагию Хрисополитисса. Сохранились лишь часть аллегоричных напольных мозаик и остатки колонн.
В 10 веке на месте византийской базилики построили небольшую византийскую церковь св. Кириаки, но просуществовала она совсем недолго — до землетрясения 1159 года.
В 1500 году на этом месте вновь возводится храм. Именно это здание, хотя и подвергшееся перестройки, мы видим сейчас. К сожалению, фрески, когда-то украшавшие стены церкви, не сохранились.
До 1734 года здесь находилась резиденция епископа Пафоса, потом храм не долгое время стоял пустым.
В 1986 году неиспользуемую и заброшенную церковь передали католической общине Пафоса. С 1988 года здесь так же проводятся богослужения англикан, финских протестантов и маронитов. Здесь можно увидеть колонну св. Павла, к которой, по легенде, был привязан Святой Павел, когда римляне наказали его бичеванием плетью. Мы, каюсь, о ней не слышали и не искали, и не видели.
Зато увидели церковь Теоскепасти (Укрытая Богом). Церковь посвящена Пресвятой Богородице.
По преданию, Бог послал туман, чтобы скрыть церковь во время арабских набегов. Туман не позволил арабам увидеть церковь, когда они приблизились, и таким образом церковь была спасена. Современная церковь была построена в 1923 году. Она находится на скале с видом на район Като Пафос. В ней хранится чудотворная посеребренная икона Пресвятой Богородицы, которая, по преданию, была одной из семидесяти икон, написанных евангелистом Лукой. Внутрь мы не попали, дверь опять была закрыта. Что-то не заладилось у нас с посещением церквей: две из трёх, встретившихся нам в тот день были закрыты.
Пора было подкрепиться, поэтому мы опять вышли на набережную к морю и сели в кафе.
Пока сидели в кафе познакомились с буклетом, который нам вручили девочки на конечной остановке автобуса, и т. к. мы были совсем рядом, сразу заказали поездку в Лимассол.
Время ещё было, поэтому решили прогуляться до Средневекового замка Пафоса.
Замок Пафоса изначально был византийской крепостью, построенной с целью защиты порта. В XIII веке Лузиньяны построили крепость с целью защиты порта, её разрушили венецианцы в 1570 году, в XVI веке перестроили османы после захвата острова. На протяжении своей долгой истории замок использовался как для защиты, так и в качестве тюрьмы, а также как склад для соли в то время, когда остров был британской колонией. В 1935 году замок был объявлен древним памятником, а сегодня он считается одним из символов района Пафоса.
На площади перед замком проводятся культурные мероприятия, вот и в этот раз готовился какой-то концерт.
В 2017 г. Пафос объявлен культурной столицей Европы, о чём оповещают плакаты и знамёна на всех углах города.
От замка, между морем и Археологическим парком, открылась чудесная пешеходная зона. Бродить по парку нам расхотелось, а вот вдоль моря прогулялись с удовольствием.
Потом вышли на дорогу и всё тем-же 615-м автобусом вернулись в отель.
Вот такой была первая встреча с Пафосом.
...вторая встреча.
Теги:
Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм