Экскурсия в Ликию — одна из самых популярных, но от этого не менее интересных в ассортименте турфирм, работающих на побережье Анталии. Попасть туда можно, купив организованный тур рядом со своим отелем в одном из курортных местечек Анталии или Кемера, или свои ходом — на авто.
Развалины древней Миры (Μύρα) находятся на пути из турецкого города Каш (Kas) в Фенике (Finike), рядом с Демре (Demre). Некогда Мира, основанная в 5 веке до н. э., являлась столицей Ликии, здесь находился порт Андриаке, в котором, по легенде, сошел на берег апостол Павел, направлявшийся в Рим.
Что сегодня смотреть в Мире? — древние ликийские гробницы, вырубленные в скалах, амфитеатр и церковь святого Николая, бывшего епископом Миры Ликийской.
В 300 году Николай из Патары, известный нам как Николай Чудотворец, пройдя обучение в Ксанфе, стал епископом Миры. Здесь он проповедовал вплоть до своей смерти в 343 году и был погребен в местной церкви. Вскоре после смерти Николая среди местных верующих произошло несколько чудесных исцелений, и в Миру потянулись паломники.
Церковь построили в 4 веке, сразу после смерти святителя Николая, но она пострадала от сильного землетрясения, после чего на этом месте возвели новый храм. Который тоже разрушили — арабы в 7 веке. Здание, которое мы можем видеть сегодня, датируется 8 веком — базилика, в плане имеющая форму креста. При византийском императоре Константине IX церковь окружили крепостной стеной, преобразовав её в монастырь.
Примечательно, что в 1863 году русский император Александр II купил монастырь вместе с прилегающей территорией, и даже начал работы по его восстановлению, которые, однако, вскоре были остановлены.
В 1963 году здесь провели археологические раскопки, в результате которых были обнаружены цветные мозаики из мрамора и фрагменты фресок.
В настоящее время храм не является действующей церковью — это музей. Часть стоимости каждого входного билета отправляется в фонд на её восстановление. Служба в церкви проводится только раз в году — 6 декабря.
Центром притяжения для паломников здесь, разумеется, является белый мраморный саркофаг в южном нефе, в котором, как принято считать, находились мощи святителя Николая. Саркофаг украшен рельефами и орнаментом с растительным узором. Внизу саркофага, закрытого стеклом, имеется отверстие, куда верующие прикладывают иконки с изображением святого. В мае 1087 года мощи были вывезены итальянскими купцами в город Бари.
Однако всё не так просто.
Охотники за мощами
В Мире, расположенной на задворках Византийской империи, в 11 веке было неспокойно — Ликия переживала бесконечные набеги сельджуков, от которых жители скрывались в горах. Тем временем латиняне охотились за мощами — любыми, ибо считалось, что чьи угодно мощи являлись оберегом, а также немалой ценностью. А тем более вожделенной ценностью были мощи святого Николая, покровителя мореплавателей, на которые «положили глаз» и барийцы (жители города Бари), и венецианцы.
Несмотря на то, что в общедоступных источниках сообщается о единственном прибытии барийцев в Миру, во время которого они и забрали мощи святого, визитов было как минимум два. Ну как — «забрали»: по их версии — эвакуировали, а попросту говоря — украли.
В первый раз пристать в Мире им не удалось — в городе было полно сельджуков. И барийцы отправились восвояси — повезли зерно из Апулии и Калабрии в Антиохию (Западную Сирию). На обратном пути вновь заехали в Миру. Город был практически пуст (сельджуки покинули его, а жители спрятались в горах), как практически пуста была и церковь святого Николая: в ней оставались всего 4 монаха.
Барийцы угрозами заставили монахов признаться, где хранятся мощи, и выяснилось, что святыня находится под полом, украшенным мозаикой, но не в саркофаге, который нынче демонстрируют туристам. К сожалению, сегодня это место уже не найти.
Барийцы вскрыли пол, спустились в гробницу и начали доставать мощи, по ходу дела растоптав благоухающие миром святые останки. Большую часть мощей они перенесли на судно, оставив однако поврежденные фрагменты, — они торопились и опасались, что ликийцы вернутся в город и отобьют святыню. Впрочем, в последний момент несколько десятков жителей Миры бросились в погоню за моряками, но не догнали их — говорят, на берегу стоял такой великий стон, что похитители сжалились и выбросили с борта икону Святителя Николая и весьма крупную сумму денег — на нужды храма.
В любом случае произошедшее так называемое «перенесение мощей из Миры в Бари» нельзя описать в агиографическом стиле как благочестивое деяние глубоко верующих людей. Но как показывает история — что ни делается, всё к лучшему: бесценные для христиан мощи, скорее всего, не пережили бы завоевания Византии османами.
Прошло десять лет.
Крестоносцы из Венеции шли в Иерусалим и тоже остановились в Мире — забрать остатки мощей святого Николая. Все с удивительной точностью повторилось: в церкви было четыре монаха, которые под пытками, и после того как венецианцы разнесли храм в пух и прах, признались, где находятся мощи. Поскольку фрагментов было мало, крестоносцы добавили к ним другие останки посторонних людей — чей-то череп, женские и детские кости.
Со временем факт подтасовки канул в Лету, и на протяжении девяти веков венецианцы утверждали, что именно они обладают полным комплектом мощей Николая Чудотворца, ведь при многократных вскрытиях гробницы подтверждалось, что здесь имеется череп. Также частицы из венецианского ковчега широко дарились, и сегодня по миру «бродит» их великое множество.
Тем временем в Бари построили базилику святого Николая, где оригинальные мощи содержали под полом. Та малая часть мощей, что была доступна верующим над гробницей, была украдена в 9 веке. Гробница в Бари не вскрывалась до 1950-х годов, когда её исследованием занялся известный итальянский антрополог Луиджи Мартино, который в итоге и установил, что венецианские мощи святого — лишь пятая, недостающая часть барийских. Ученые выяснили, что иконы достаточно точно передают облик Николая, был также установлен его рост — 167 см. Выяснилось, что Николай Мирликийский был, как сказали бы сейчас, строгим вегетарианцем, и умер в возрасте 70 — 80 лет.
Кстати, ещё одна малая часть мощей Чудотворца содержится в Музее археологии в Анталии.
Люди верующие, отправляющиеся на эту экскурсию, не будут задаваться вопросом — идти ли им в храм святого, и если идти, то зачем. Всем известно, что Николай Чудотворец — один из самых быстрых проводников по Пути — от земного к вышнему. И ощутить его внимание и любовь очень легко.
Ценителям истории и древней архитектуры тоже не стоит раздумывать — церковь очень интересна: тут имеются уникальнейшие фрески, в том числе и первое известное изображение святого Николая, мозаичные полы, а также, что весьма необычно для христианского храма — карточные масти на стенах. Гиды утверждают, что это христианская символика: червовая масть символизирует сердце Христа, бубновая — его раны, пиковая — копье, которым нанесли рану, а трефовая — само распятие. И на игральных картах эти изображения появились уже позже, вот почему в христианстве игра в карты не приветствуется. Версия гидов спорная, подтверждения ей я не нашла, так что просветите меня, если кто в курсе.
Тем, кто в храм идти не собирается, в Мире есть куда податься: рядом находятся великолепные развалины древнего амфитеатра и высеченные в скалах гробницы.
Теги:
Культурно-познавательный туризм