«Через четыре года здесь будет город-сад!» — эти строки из «Рассказа Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» Маяковского о мужественных и гордых строителях новой жизни, пришли мне на память когда мы поехали познакомиться поближе с одним из районов Дрездена - Хеллерау (Hellerau). Этот город строили 4 года — с 1909 по 1913 гг. и вовсе не ценой ужасных лишений, а на деньги «Немецкого производственного союза» («Deutschen Werkbund»)""« основанного мебельщиком Карлом Шмидтом и ещё 11-ю предпринимателями и 12-ю деятелями искусства. На рубеже 19-го и 20-го веков в Европе нужны были реформы, возникали новые идеи в социально-политической и культурной жизни, в т. ч. и в архитектуре. И идеей «Союза» было объединение индустриального и ручного труда с искусством, особенно их вдохновляла идея английского архитектора Эбенезера Говарда — город-сад, который не нарушает экосистему, романтизируя городскую и природную жизнь. Рабочие должны были жить рядом с предприятием в небольших, функциональных, удобных, зелёных городах.
Мебельную фабрику — «Deutsche Werkstätten für Handwerkskunst» — построили за рекордно короткие сроки по проекту Рихарда Римершмида. В апреле 1909 г. был заложен первый камень в фундамент фабрики, а весной 1910 можно было уже запускать производство.
Фабрика больше напоминала замок со множеством окон и просторными помещениями, чем привычные узкие и тёмные производства. Корпуса фабрики расположили так, что вид сверху походил на струбцину (мебельный зажим) — символ мебельного производства. На фабрике производили мебель машинного изготовления, используя передовые для того времени технологии, при этом не забывали, что мебель — предмет прикладного искусства. В работе использовали эскизы 20-ти архитекторов. Создавались целые программы, например в 1913 г. — программа «Немецкая домашняя утварь», в 1927 г. — мебельная программа «Дешёвая квартира» по проекту Адольфа Шнекка, мебельная, а в 1937 г. — мебельная программа «Растущее жильё» по проекту Бруно Пауля. По истории фабрики можно изучать экономическое и политическое развитие Германии 20-го века. Иллюзии и успехи, мечты и трудности сменяли друг друга.
Производство существует и сегодня, и расположилось через дорогу от исторического здания. Куб из стекла — красиво и современно. А в исторических зданиях расположились архитектурные и юридические бюро и т. п., есть арт-галерея, в гараже — кафе -ресторан.
Сразу у фабрики стоит вилла Карла Шмидта.
Идея города-сада подразумевала гармонию вдохновлённого труда и удобной жизни для работников предприятия. Поэтому 09.06.1909 г. был заложен первый камень в строительство жилого дома на улице Am grünen Zipfel. Архитектор Рихард Римершмид (Riemerschmid) искусно обыграл холмистый ландшафт, проложив дугообразные улицы, соединив природу и архитектуру.
Вместе с Римершмидом работали архитекторы Мутесиус, Тессенов и Фишер. Они построили 34 типа рядных домов, с жилой площадью квартир от 46 до 85 метров и приусадебным садиком-огородиком, был район особняков для служащих и район вилл для управленцев.
Пострили школу, культурные и социальные объекты.
Конечно, город-сад надо бы посещать весной-летом-осенью, но и снежная зима ему очень к лицу.
От центра Дрездена до Хеллерау — 6 км и уже в 1913 г. их соединяла трамвайная линия.
Сегодня самым раскрученным объектом Хеллерау является Европейский центр искусств Дрездена HELLERAU.
В 1909 г. Эмиль Жак-Далькроз, — швейцарский композитор и педагог, создатель ритмической гимнастики встретился с Вольфом Дорном, человеком разностороннего образования, деятельным участником создания города-сада Хеллерау. Дорн пригласил Далькроза в Дрезден, пообещав ему найти средства, чтобы выстроить в Хеллерау здание Института, отвечающего всем его требованиям. В 1910 г.заложили Фестивальный дворец в Хеллерау по проекту Генриха Тессенова, русскому художнику Александру Зальцману поручили создание новейшей системы освещения. В 1911 г. состоялось торжественное открытие Института Жак-Далькроза в поселке Хеллерау.
«Для ритмистов «Хеллерау» не был просто названием посёлка. (…) Хеллерау являлся своеобразным центром, куда устремлялись со всех концов света музыканты, художники, педагоги и любители, увлечённые новой системой женевского профессора и жаждущие учиться в Институте под его руководством. «Хеллерау» был тем местом, где несколько сот людей разнообразных профессий, возрастов, общественных положений и национальностей сливались в одном стремлении усовершенствовать себя для себя и для других, и в этом была особая прелесть нашей совместной жизни» — писала Вера Гринер в своих воспоминаниях. Правда, просуществовал институт до Первой мировой войны, т. к. Далькроз вынужден был уехать из Германии, но школа ритма, музыки и культуры тела существовала в Хеллерау до 1925 г. В 30-е годы в здании дворца размещался военный склад, а Советской армии служил в качестве казармы и больницы. В 90-х годах в здании Фестивального дворца вновь создан центр современного искусства, он стал домом для современного танца, новой музыки, театра, изобразительного
искусства.
На последок хочу рассказать еще одну историю.
Справа от Фестивального дворца есть скульптура, называется она «9841». Бетонный боксёрский ринг под наклоном, рядом доска с фотографией и историей Иоганна Тролльманна — «Рукели», чемпиона Германии по боксу в полутяжёлом весе 1933 года. Этот покатый ринг — история о боксёре-цыгане, которому отказали из-за «неарийского» происхождения быть чемпионом (титул отобрали через 6 дней), боксировать в его знаменитой манере, известной как " танец Тролльманна»(печально известный бой с Эдером), да и вообще боксировать, отобрав лицензию боксёра. В 1938 г. его стерилизовали с тысячами других цыган, в 1939 г. его отправили на фронт, оставив в заложниках родителей, в 1941 г. он был демобилизован по ранению, а 1942 г. его заключили в концентрационный лагерь Нойенгамме, где он вынужден был служить объектом для тренировок нацистов. 9841- это его лагерный номер. «Рукели» убил в 1944 г. капо (лагерный активист) после, того, как он посмел отделать эсесовца в тренировочном бою в концентрационном лагере в Виттенберге. В 2003 г. титул чемпиона Тролльманну вернули, пояс вручили семье. Вроде провели работу над ошибками, но «меня терзают смутные сомнения» в связи с российскими спортсменами — все ли помнят уроки. Российские паралимпийцы могли пошатнуть представление о исключительно правильном американо-европейском превосходстве?
Ну ладно, вернёмся к прекрасному.
Прогулка по зимнему Хеллерау мне понравилась, а если понравилась и вам, то в качестве дополнительной информации: 8–10.09.2017 в Хеллерау будет праздник, можно будет даже зайти в некоторые дома и квартиры.
Теги:
Культурно-познавательный туризм