Эх, не дал мне Бог поэтического дара и не умею чувства добрые я лирой пробуждать. Так что оставлю, пожалуй, поэзию Александру Сергеевичу, а сама воспою Царское село в прозе, стараясь хотя бы избегать привычного бюрократического слога.
Знакомство с Пушкиным (городом, а не поэтом) состоялось для меня летом 2014 года прохладным, облачным днем. Царское село, знакомое каждому по школьным учебникам, манило своими парками, а потому, узрев длинную очередь желающих посетить Екатерининский (Большой Царскосельский) дворец, мы без особых сожалений отказались от осмотра его залов, ограничившись фасадом.
Летняя резиденция Екатерины I, расширенная и благоустроенная Елизаветой Петровной и перестроенная Екатериной II, снаружи выглядит тем, чем собственно и является — роскошным памятником Российской монархии.
1 из 5
4
Очередь в Большой Екатерининский дворец
2
Нас же ждут павильоны Екатерининского парка, и первый из них — Камеронова галерея, предназначенная Екатериной II для прогулок и философских бесед. Построенная на склоне холма, на границе регулярного и пейзажного парков, галерея издалека смотрится античным храмом на гранитной скале. Чарльз Камерон гениально решил задумку венценосной заказчицы за счет использования во внешней отделке первого этажа грубо обработанного камня, на контрасте с которым огромные окна, белоснежные колонны и ажурные перила второго этажа производят впечатление легкости и воздушности. А лестница! Избитая цитата о том, что архитектура — это музыка, застывшая в камне, не кажется такой уж избитой при взгляде на монументальную и в то же время изящную лестницу Камероновой галереи. И, конечно, ее невозможно сфотографировать без туристов в кадре.
1 из 4
3
Камеронова галерея
1 из 4
1
Лестница Камероновой галереи
Со стороны пейзажного парка на второй этаж галереи ведет пологий пандус. Но сначала мы попадаем в Висячий сад, объединяющий бельэтаж Зубовского флигеля Екатерининского дворца, Агатовые комнаты Холодной бани и террасу Камероновой галереи.
1 из 4
3
Висячий сад
Екатерина сама заказывала, а затем вместе со своим секретарем расставляла на террасе Камероновой галереи бронзовые бюсты великих писателей, философов, правителей, героев и олимпийских богов. Императрица любила одиноко прогуливаться между изваяниями кумиров, предаваясь размышлениям в тишине.
1 из 4
2
Терраса Камероновой галереи
С Камероновой галереи открываются замечательные виды на Зеркальный пруд и павильон Верхняя ванна, авторства отца и сына Нееловых. Верхняя ванна вошла в историю благодаря Императору Священной Римской империи Иосифу II. Будучи другом Екатерины, он под именем графа Фалькенштейна в 1780 году уже во второй раз посетил Россию с личным визитом. Однако останавливался граф исключительно в трактирах. Единственный царскосельский трактир не вызывал доверия у императрицы, поэтому она приказала переоборудовать под трактир баню. Комнату с ванной заперли, привезли необходимую мебель, повесили вывеску, назначили трактирщика. Гость прожил в бане пять дней и остался доволен, так и не заметив подвоха.
1 из 2
2
Регулярный парк, Зеркальный пруд и Верхняя ванна
На алее, отходящей от центра Екатерининского дворца, стоит павильон Эрмитаж. Он не просто так перекликается с дворцом своим цветом и барочным декором. Бартоломео Франческо Растрелли задумал внешнюю отделку павильона как перефраз Екатерининского дворца. И пусть разработкой первого проекта павильона занимался Михаил Григорьевич Земцов, Растрелли удалось воплотить свою идею в жизнь. Эрмитаж стал любимым местом отдыха российских императриц, местом приема иностранных гостей и проведения семейных праздников. Павильон оснастили различного рода механизмами, что не могло не поражать иностранцев. Например, здесь были установлены первые прототипы лифтов, а смена блюд во время обеда происходила без помощи слуг. Блюда подавались по специальным трубам, и после окончания обеда столы спускались вниз, освобождая помещение.
1 из 4
2
Павильон Эрмитаж
О павильоне Грот на северном берегу Большого пруда Растрелли писал: «В старом саду Сарского Села, возле большого пруда, я возвел каменное здание об одном этаже, с двумя павильонами и купольной залой, снаружи с многими колоннадами, с фронтошпицем, с балюстрадой со статуями вокруг и разными вазами. […] По краю этой постройки я сделал большую террасу с балюстрадой по обе стороны мраморного спуска…».
Павильон был построен для императрицы Елизаветы Петровны, большой поклонницы барокко, и Елизавета «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по большому пруду на бекасиную охоту».
Достраивали Грот уже при Екатерине II, не одобрявшей пристрастия предшественницы к излишней роскоши. Поэтому отделочные решения павильона были частично изменены в пользу классицизма. Так внутреннюю отделку изменили в соответствии с проектом архитектора Василия Ивановича Неелова, а внешнюю произвели по рисункам Антонио Ринальди. После завершения работ Грот стали называть Утренним залом, так как трудолюбивая императрица частенько работала в нем в утренние часы. Внутри разместили античные скульптуры, центральной из которых была мраморная статуя сидящего в кресле Вольтера, та самая, что сейчас находится в Эрмитаже. В наши дни на ее месте стоит скульптура самой Екатерины.
1 из 3
1
Павильон Грот
1 из 3
3
Большой пруд
Через Собственный садик, заложенный для Александра II по проекту Александра Фомича Видова, пройдя мимо фонтана-вазы и перголы, мы подошли к Кагульскому обелиску.
1 из 3
Зубовский флигель Екатерининского дворца
В тени густой угрюмых сосен Воздвигся памятник простой. О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен! И славен родине драгой! Бессмертны вы вовек, о росски исполины, В боях воспитанны средь бранных непогод! О вас, сподвижники, друзья Екатерины, Пройдет молва из рода в род.
(«Воспоминания в Царском селе», 1814)
1 из 2
Кагульский обелиск
А на пересечении трех аллей, на границе регулярного и пейзажного парков Екатерина Великая повелела установить Малую ростральную (Морейскую) колонну в честь победы русского флота под предводительством графа Федора Григорьевича Орлова над турками у полуострова Морея в Средиземном море.
1
Морейская колонна
Но вот мы возвращаемся к Большому пруду и видим…
…окружен волнами, Над твердой, мшистою скалой Вознесся памятник. Ширяяся крылами, Над ним сидит орел младой. И цепи тяжкие и стрелы громовые Вкруг грозного столпа трикратно обвились; Кругом подножия, шумя, валы седые В блестящей пене улеглись.
(«Воспоминания в Царском селе», 1814)
1 из 2
1
Чесменская колонна
Чесменская колонна, чествует морские победы в русско-турецкой войне 1768–1774 годов, и ее героев, в том числе графа Алексея Григорьевича Орлова.
И нет уж тех сосен, о которых писал Александр Сергеевич, и Чесменская колонна серьезно пострадала в другой страшной войне, и подробности русско-турецких войн помнят лишь историки, но кажется, что по-прежнему
Садятся призраки героев У посвященных им столпов, Глядите; вот герой, стеснитель ратных строев, Перун кагульских берегов. Вот, вот могучий вождь полунощного флага, Пред кем морей пожар и плавал и летал. Вот верный брат его, герой Архипелага, Вот наваринский Ганнибал. («Воспоминания в Царском селе», 1829)
3
Чесменская колонна
Раз уж мы прогуливаемся вдоль Большого пруда, то невозможно пройти мимо трех павильонов Адмиралтейства архитектора В. И. Неелова. По традиции, берущей свое начало от петровского потешного флота, в центральном корпусе Адмиралтейства хранили коллекции гребных судов разных стран. "Морские" катания были частью праздничных вечеров в Царском селе.
2
Адмиралтейство
Надо сказать, Большой пруд целиком и полностью достоин своей роли композиционного центра Екатерининского парка. Я готова возвращаться в Царское село даже ради него одного.
1 из 6
2
Большой пруд
А вот и один из самых старых павильонов пейзажного парка. Первая Пирамида была построена по проекту В. И. Неелова и вскоре разобрана. Но спустя пару лет Камерон отстроил ее снова на том же месте и из того же камня. От колонн, когда-то стоявших по углам, остались лишь пьедесталы. За пирамидой, под белыми мраморными плитами покоятся любимые собачки Екатерины II.
2
Павильон Пирамида
Совсем недалеко от первой, на юго-западном берегу Большого пруда, находится последняя по времени постройка Екатерининского парка. Построенная по образу мечети, турецкая баня еще один своеобразный мемориал русско-турецкой войны 1828—1829 гг. Автором проекта стал Ипполит Антонович Монигетти, а инициатором — император Николай I.
1 из 2
1
Турецкая баня
Увидев Мраморный мост, я в первый момент потеряла дар речи, что со мной бывает редко от слова никогда. Мост имеет три названия — Мраморный, Палладиев и Сибирская мраморная галерея. Он построен по проекту В. И. Неелова над протокой, соединяющей Большой пруд с Лебяжьими прудами. Название Палладиев, мост получил от своих прообразов — мостов английских пейзажных парков, спроектированных А.Палладио. Сибирским же его назвали потому, что все детали моста были изготовлены на Екатеринбургской гранильной фабрике.
1 из 4
4
Мраморный мост
Небольшой образец готики в пейзажном парке Красный каскад. Каскад плотин был построен инженером Иваном Кондратьевичем Герардом и предназначался для удержания воды, свободно перетекавшей из Верхних прудов, от чего они начали пересыхать. Плотину снабдили маленькими башенками со стрельчатыми окнами и бойницами в модном в те времена неоготическом стиле.
1 из 2
Красный (Турецкий) каскад
Юрий Матвеевич Фельтен еще более эффектно воплотил европейскую моду на готику и парковые башни-руины в очередном монументальном памятнике русско-турецким войнам. Башня руина стала символом падения Оттоманской Порты и одной из первых в России парковых построек в готическом стиле. Надпись над аркой гласит: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен в 1768 году».
Внутри башня не так эффектна как снаружи — беленые известью кирпичи и пандус, ведущий к беседке, венчающей смотровую площадку. А с площадки открывается вид на сплошную зелень парковых деревьев.
1 из 5
Башня-руина
Ох уж эти петербуржские музейные бабушки. Они могут быть строгими и даже грубыми, покрикивая на посетителей музеев и свято храня вверенные им залы. Но стоит им заметить живой интерес на лицах очередных гостей, и понять, что эти люди пришли не для галочки, как бабушки резко меняются, становятся приветливыми и разговорчивыми. Так получилось и с Концертным залом, вход в который вообще-то был закрыт для посещений. Да и время перевалило за 6 вечера. Но увидев два любопытных носа, прижатые к окну в попытке разглядеть подлинные античные мозаики на полах, нас не только пригласили зайти на несколько минут, но и рассказали о павильоне и даже разрешили сделать несколько фото без вспышки.
Итак, павильон Концертный зал. Одна из первых работ Джакомо Кваренги в России до сих пор остается лучшим парковым сооружением в стиле строгого классицизма. Сам автор назвал павильон «Залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере», но Екатерина II наложила запрет на посвящение богине, назвав павильон Концертной залой. Небольшой зал был построен по всем правилам акустики и служил для камерных концертов. Фасад павильона открывается небольшой ротондой со сферическим куполом. По задумке Кваренги в центре ротонды должна была стоять статуя Цереры, но замысел этот не осуществился.
1 из 3
1
Павильон Концертный зал
1 из 2
2
Подлинная античная мозаика в павильоне Концертный зал
Издалека мы заметили вазу на высоком пьедестале. Так и есть, это памятник Александру Дмитриевичу Ланскому. И пусть документально это сооружение никак не связано ни с фаворитом великой императрицы, ни с какой-либо иной личностью, людская молва давным давно все решила за них. А вообще подобные вазы сплошь и рядом устанавливались в английских пейзажных парках.
Памятник А.Д. Ланскому
А это еще одно гениальное произведение Кваренги. Кухня руина, имитирующая полуразрушенный древний памятник. Для придания постройке убедительности Кваренги использовал подлинные фрагменты античных скульптур и искусственно состаренные барельефы. Подобные постройки часто встречались в пейзажных парках и были призваны навевать меланхолию. Но Кваренги создал впечатляюще достоверную руину.
1 из 3
1
Кухня-руина
Экзотический проект Фельтена Скрипучая беседка. Флюгер, венчающий центральный купол, при сильном ветре издает скрип, за что беседка и получила свое название. Второе ее имя, Китайская, напрашивалось еще более очевидно.
1 из 2
2
Скрипучая беседка
Кариатиды, украсившие собой фасады еще одного памятника паркового классицизма - Вечернего зала, стали для меня одной из самых запомнившихся деталей павильонов Екатерининского партка. Зал начинали строить по проекту Петра Васильевича Неелова, а заканчивали по чертежам Луиджи Руски. Но сил и времени на его подробный осмотр уже не оставалось, ведь у нас остался неосвоенным Александровский парк.
1
павильон Вечерний зал
И въявь я вижу пред собою
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою,
Ее любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Екатерининских орлов.
Громко декламируя Пушкинские «Воспоминания…" (вру конечно, наизусть я их не помню), переходим Подкапризовую дорогу и направляемся в Александровский парк. На часах девятый час вечера, ноги ноют и стонут, но пройти мимо китайских мостиков и хотя бы одним глазком не взглянуть на Александровский дворец… Уговаривать было бесполезно, их пропустить я никак не могла. Так что, собрав волю в кулак и благословив белые ночи, приступаем к осмотру скульптур на Большом китайском мосту. Это копии, воссозданные уже в наши дни, в 2011 году. Более ранние «китайцы» погибли в Великую отечественную, а самые первые, сделанные из известняка по проекту Камерона, заменили на цинковые еще в 60-е годы 19 века.
1 из 3
Большой китайский мост
Следующий мост, Драконов, также построен по проекту Камерона и также является данью моде Екатерининских времен на китайщину.
1 из 3
Между Большим китайским и Драконовым мостами через Крестовый канал перекинуты два Малых китайских моста. Они также воссозданы в 2011 году, по образу первых, камероновых мостов.
1 из 3
Императрица пожелала «построить в селе Царском, в Новом саду через канал и к Капризу, каменную Китайскую беседку на арках, на четыре всхода». Содрав Пардон, позаимствовав у англичан проект «моста в китайском вкусе» Василий Иванович Неелов начал строительство. А заканчивал Крестовый мост уже его сын — Илья Васильевич.
1
Крестовый мост
Увы, силы наши оказались далеко не безграничны, и уже буквально на исходе. Поэтому, скрепя сердцем, оставляем Александровский парк на следующий раз и идем прямо к Александровскому дворцу, построеному Екатериной Великой в качестве подарка к бракосочетанию ее любимого внука великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I. Архитектурный проект дворца принадлежал Кваренги, а работы вел Петр Васильевич Неелов.
Любимый летний дворец Николая I, он выполнял роль летней резиденции великих князей, а с 1904 года стал постоянной резиденцией Николая II. Это отсюда императорская семья была отправлена в ссылку в 1917 году.
1 из 4
2
Александровский дворец
Сквозная двойная колоннада, легкая и прозрачная, украшает главный фасад дворца, а перед колоннадой установлены скульптуры игроков в бабки и свайку.
1 из 3
1
Главный фасад Александровского дворца
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро опёрся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился… прочь! раздайся, народ любопытный,
Врозь расступись; не мешай русской удалой игре.
(«На статую играющего в бабки»)
1
Игрок в бабки
Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, — тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.
(«На статую играющего в свайку»)
1
Игрок в свайку
Но мы же еще толком не осмотрели здание Царскосельского лицея! Так что вернемся ненадолго к входу в Екатерининский парк, заодно посмотрим памятник, установленный любимому зодчему императрицы Елизаветы, Франческо Бартоломео Растрелли
Памятник Растрелли
Воображаю день счастливый, Когда средь вас возник лицей, И слышу наших игр я снова шум игривый И вижу вновь семью друзей. Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым, Мечтанья смутные в груди моей тая, Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым, Поэтом забываюсь я. («Воспоминания в Царском селе», 1829)
А возник лицей в 1811 году и Пушкин был одним из первых его воспитанников.
1 из 3
1
Царскосельский лицей
Закончу я тем, с чего началось все это архитектурное великолепие. Кажущаяся после всего увиденного маленькой и скромной, Знаменская церковь первая каменная постройка Царского села. Церковь действующая, и находится в лицейском садике, рядом с Екатерининским дворцом.
1
Знаменская церковь
Ну, а мы поблагодарили Александра Сергеевича за незримое сопровождение, попрощались с Царским селом, и теперь ждем новой встречи, чтобы со второго раза «объять необъятное» и восполнить пробелы первой прогулки.
Другой пускай поет героев и войну, Я скромно возлюбил живую тишину, И, чуждый призраку блистательному славы, Вам, Царского Села прекрасные дубравы, Отныне посвятил безвестный музы друг И песни мирные и сладостный досуг.