К. КЭТ (CAT).
Расшифровывается как Centre-Airport Train. Самый удобный, хотя, может быть, не самый дешевый способ добраться из аэропорта в центр города. Ходят из и в аэропорт каждые полчаса минута в минуту (см. «Орднунг»), билет туда и обратно стоит 18 евро, 16 минут (не 15 и не 17) — и вы на станции метро Wienn Mitte, в двух остановках от Штефансплац, на которой, собственно, и расположен Собор Святого Стефана (см.).
Непосредственно при отправлении в аэропорт можно зарегистрироваться на рейс и сдать багаж, что порой неоценимо удобно — в то время, как в аэропорту может наступить коллапс, а так оно и случилось, когда мы улетали в воскресенье, здесь — тишина и спокойствие.
Кондитерские.
Если вы беспокоитесь за свою фигуру или опасаетесь кариеса — в Вене вам делать нечего. Потому что кондитерские Вены — это ритуал, потому что завтрак (именно завтрак, неспешный, под утреннюю газету, ни в коем случае не обед и не ужин) в такой кондитерской — это практически Эверест, вершина сибаритства. Официантки, журчащие «гутен морген», приглушенный свет, гармонирующий с серым рассветом за окнами, милые интерьеры из не знаемого нами прошлого, и — пироги, торты, пирожные, сотни, нет, тысячи, десятки тысяч видов, затейливые, как платья красоток XVIII века, воздушные, как облака над вершинами Альп, вкусные, как… просто страсть, какие вкусные…
И кофе. Ни в коем случае в Вене не берите эспрессо — в большинстве случаев он обманет ваши ожидания. Жидковат-с. Да и не соответствует правильная доза этого напитка, предполагающая употребление за один глоток, окружающей атмосфере. На мой взгляд, лучший венский напиток — это капуччино.
Пить его нужно вдохновенно, не спеша, зарываясь носом в белоснежную молочную пену в попытках добраться до собственно кофе… Уверяю вас, вы почувствуете, что жизнь, как минимум, налаживается, а как максимум — что она удалась.
Климт, Густав.
Австрийский живописец, уроженец Вены. Здесь жил и умер. Возможно, манера письма Климта — одна из наиболее узнаваемых, перепутать его с каким-либо другим художником практически невозможно. В то же время тотальная растиражированность его самой известной работы — «Поцелуй» раздражает неимоверно и воспринимается скорее как китч, наряду с Моной Лизой Леонардо и «Подсолнухами» Ван Гога. Между тем, его творчество заслуживает безусловного внимания.
Музеи вам в помощь (см. «Галереи картинные»).
Капелла Дворцовая.
Если пройти через ворота Хофбурга, двигаясь со стороны Грабена, вы попадаете во внутренний двор дворца. Слева по ходу вашего движения вы увидите достаточно приметные Швейцарские ворота. Вот такие:
Заручившись часом-другим времени ныряйте в них смело — это не простые ворота, это золотой ключик. В Сокровищницу (см. «Сокровищница Хофбурга») и в Дворцовую капеллу Габсбургов — удивительно легкую, воздушную частную церковь, где венчались императоры. И сама она, как фата невесты, и даже орган, что удивительно (раньше такого не встречал) белого цвета.
В воскресенье здесь поет хор венских певчих мальчиков, детские голоса удивительно гармонируют с убранством церкви, рождая поистине небесные ощущения.
Карбышев, Дмитрий Михайлович.
Генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза.
Ну это в большой степени личное. Под началом Карбышева долгое время трудился мой дед, инженерных войск полковник, так что в нашей семье имя это легендарное и родное. Тем замечательнее было узнать, что в Вене существует памятник Карбышеву, замученному в лагере смерти Маутхаузен на территории Австрии.
Надо сказать, что это не единственный памятник советским военным на территории Вены. Есть еще памятник советским воинам — освободителям с огромным золотым гербом СССР в левой руке. Никто и не пытается русских обвинять в оккупации, разрушениях и так далее — ведь далеко не все в Австрии разделяли идеи нацизма, считая аншлюс (идею единства Германии и Австрии и аннексию Австрии) сомнительным мероприятием. Для австрийцев русские солдаты — прежде всего воины, вернувшие их стране независимость, и вот эти памятники — благодарность. Вот так-то.
Карта туристическая Вены. (The Vienna Card)
Очень полезная штука. Дает, во-первых, возможность перемещаться по городу любым транспортом без ограничений в течение трех дней, а во-вторых, на те же три дня предоставляет кучу разнообразных преференций — скидки при покупке билетов в музеи (а они в Вене далеко не дешевые, смею вас уверить), скидки во многих магазинах, скидки или право на получение бесплатных напитков в ресторанах и кафе. Полный перечень радостей занимает 101 страницу книжечки, выдаваемой вместе с картой. Стоит Vienna Card 18,50 евро, и да, кстати, с владельцем магического кусочка картона дети до 15 лет ходят по музеям и выставкам бесплатно. Где взять, говорите? У, да много где: у себя в отеле, в кассах метро, правда на станциях в центре города, на вокзале, в офисах турагентств, на Альбертина Плац, д.1 (офис «Турист инфо»), и, наконец, вы можете заказать ее еще будучи в Москве по телефону +43 1798 44 00 148. Сайт Vienna Card на русском языке: http://www.wien.info/ru/
Не за что.
Л.
Люди.
Не скажу, что мне удалось составить для себя представление о среднестатистическом венце. В жизни нет ничего скучнее «среднего человека». Был момент, когда я вооружился телеобъективом, дабы не пугать невольных своих моделей, и начал исступленно щелкать направо и налево проходивших мимо, спешащих и не очень, кого-то ждущих, живущих своей жизнью людей. Некоторые фотографии — ниже.
Усредненный портрет жителя Вены (учтите, из каждого моего утверждения существуют исключения) примерно таков: Одет неброско (даже в магазинах одежды преобладание черных и серых цветов), но добротно; ведет себя спокойно и каким-то внутренним достоинством, которое, однако, куда-то девается при входе-выходе в вагон метро (см. «Ю-бан»), говорит тихо и вежливо. Готов помочь словом и делом, отзывчив, доброжелателен (см. «Туристы, отношение к»). Против других европейских столиц (Лондон, Париж, Рим) лица попадаются в 90% случаев европейские — африканцев и азиатов очень мало, те, что есть — скорее туристы, что в контексте общеевропейских тенденций уже исключение, а потому и удивительно.
М.
Моцарт, Вольфганг Амадей.
Что, требуются пояснения? Ну знаете, не дождетесь. Ну просто — самый известный венец в мире, (хоть и родившийся в Зальцбурге), мелодист № 1, солнце музыкальной культуры планеты Земля, не могу себе представить даже на минуточку мир без его произведений. В Вене функционирует его дом-музей, приеду в мае — пойду с цветами.
Моцарт, конфеты.
Потребительско-кондитерский символ Австрии, почище самого Вотльфганга Амадея, и уж куда более известные, чем заслуживающий того «Захер» (см.). В рекламе не нуждается, и, хотя родом так же из Зальцбурга, продаются в Вене, да и в целом в Австрии на каждом углу. Впрочем, как и еще в 50 странах мира. Везти их из Вены — в некоторой степени бессмысленно, можно и в Москве купить, однако вот… матушке привез, радости было…
Метро (см. так же Ю-бан).
Забавный случай произошел с девушкой из нашей журналистской группы. Цитирую. «Иду я, значит, по городу и понимаю, что вроде слегка заблудилась. Останавливаю какого-то прохожего, спрашиваю «Метро»? Не понимает, круглит глаза. Я ему «Underground»? Та же реакция. «Subway»? Не-а, не понимает. А я откуда помню, как оно у них там называется?! Только третий по счету догадался, чего я хочу, за руку взял, повел в правильном направлении. Так что запомните, метро в Вене называется U-bahn (Ю-бан), идите и читайте статью с одноименным названием. Зато не заблудитесь.
Музеи.
А вот музеев в Вене — страсть, как много. Задавшись целью посетить их все — застрянете в Вене надолго, всех музеев так и не увидите, и города тоже. С картинными галереями мы вроде чуточку разобрались выше (см. «Галереи картинные»), про Хофбург и Шенбрунн (см. их оба) я уже вскользь упоминал, и подробнее скажу ниже, но это, так сказать, лиха беда начало. Поехали пальцы загибать? Впрочем нет, помилую, отправлю сразу вот сюда, там полный перечень: http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_достопримечательностей_Вены
Здесь лишь упомяну наши с Ритой личные планы. Начнем с домов-музеев. А именно: Гайдна, Штрауса, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вагнера, Фрейда. Из всех этих героев не сильно тянет кланяться только Гайдну и Шуберту, к остальным бы зашел на чашечку кофе. Картинные галереи — по возможности все, да ведь не будет такой возможности. Ограничиваемся современным искусством. И этого небольшого абзаца уже с лихвой хватит на неделю. А ведь есть еще Сокровищница дворца Хофбург (см.), Императорская усыпальница в церкви Капуцинов, Испанская школа верховой езды и такая экзотика, как Еврейский музей, или Павильон городской электрички (!!!) Отто Вагнера. Вай, горе мне, нам никогда этого не осилить в один присест!
Магазины.
Перечислять все магазины Вены — дело еще более глупое, гораздо глупее, чем перечисление музеев. Есть всё, дорогое и дешевое, нужное и не очень. Кстати, что странно, никаких рождественских распродаж мною замечено не было. Может, по окончании? Не знаю. На время работы магазинов советую обратить пристальное внимание — в среднем с 9 или 9.30 до 18.30 максимум. Исключение — большие супермаркеты, типа C&A — те функционируют до 21.00, но это скорее исключение.
Н.
Ну Надо же! Нет Ничего На «Н». Не Нашел. Напрасно, Наверное, Ну Ничего…
О.
Опера Венская.
К сожалению, на фото не Венская опера, а Фолькстеатр.
Тоже символ. Театров в Вене в принципе много, ходи-не-хочу, но самый-самый из них — Wiener Staatsoper, входящий в пятерку лучших оперных театров мира. Руковоит им сейчас Сейдзи Озава. Даже просто снаружи здание впечатляет, а уж если есть свободный вечер — надо идти. Пусть недешево. Надо. Удовольствие гарантировано. Отношение к опере у австрийцев граничит с благоговением. Существуют даже молодежные фанатские объединения той или иной дивы, того или иного спектакля. Так и представляю толпы подростков, обмотанных шарфами с изображением скрипичного ключа, и скандирующих — «Даешь „Волшебную флейту“ семь раз в неделю!».
Орднунг.
Слово, в общем то, означает «порядок». Хотя для меня это, скорее, «пунктуальность», «упорядоченность». Испытывать на себе целительное воздействие этого понятия ты начинаешь еще в Домодедово, когда самолет «Австрийских авиалиний» (см.) взлетает в направлении Вены минута в минуту. Минута в минуту же и садится. Пока ты проходишь паспортный контроль6 твой багаж уже на ленте. Если в расписании CAT (см.) указано время отправления 8.05 — это значит то, что указано, а никак не «ну 7–8». В метро, на трамвайных остановках повсюду развешены табло с указанием — через сколько минут будет следующий поезд. Так что вот этот вот подмеченный мною плакат это некоторое кокетство:
Квинтэссенция орднунга — ответ кельнера в одном венском кафе, куда мы заглянули в начале 9-го утра в поисках раннего завтрака. В ответ на наш вопрос, можно ли уже ввалиться, это рыцарь подноса и полотенца, не глядя на часы, ответствовал — «Мы открываемся через 24 минуты». Да, как просто в Вене быть пунктуальным!
П.
Парламент.
Здание парламента в неогреческом стиле находится на Рингштрассе (см.), неподалеку от Хофбурга (см.) и Ратуши (см.). Монументальное. Открыто для туристов, хотя главной достопримечательностью все-таки считается статуя Афины аккурат перед зданием. Посмотрели — и ладушки.
Президент.
Внутренний дворик Хофбурга. Где-то здесь находились президентские апартаменты.
Зовут президента Австрии Хайнц Фишер, но даже не это важно. Рассказали нам потрясающую историю. Этот самый Хайнц Фишер, согласно важности положения имея возможность пользоваться апартаментами в Хофбурге (см.), отказался от этого почетного права с формулировкой «А зачем мне? У меня квартира хорошая». И теперь ходит на работу пешком, благо до рабочего места всего 10 минут. Сейчас президенсткие апартаменты в Хофбурге переоборудованы под квартиры социального найма, в них живут люди. Как говорится, вы таки не поверите!
Пешком.
Бродить по Вене пешком — радостно и хорошо. При наличии времени, естественно. Заблудиться очень трудно. На каком-то сайте прочел про «лабиринт узких улочек» и пребываю в сильном удивлении — мною в процессе ночного гуляния лабиринта не обнаружено. К тому же станции метро находятся друг от друга на расстоянии километра максимум,- устанешь — садись и поезжай себе куда нужно. География города, особенно в пределах Рингштрассе (см.) лапидарна. Быстрым шагом диаметр кольца преодолевается за час — полтора максимум. Удачи в пеших прогулках!
Р.
Ратуша (Ратхаус).
Грандиозно. Я бы даже сказал, фотомодельно. Больше всего напоминает средневековый собор. Построенное в конце XIX века, здание видно практически отовсюду, благодаря высоченной готической башне высотой 105 метров, на которой установлена фигура «стража ратуши», или Ратхаусмана. Тянет приблизиться.
Перед ратушей всю ночь работает крупнейшая рожественская ярмарка города (см. «Ярмарки рождественские»), а когда рождественские праздники наконец заканчиваются, на площади открывается знаменитый каток «Ледяная мечта».
Рингштрассе.
Современный венский трамвай на Рингштрассе.
Или просто «кольцевая». В какой-то мере аналогично нашему Садовому кольцу, определяя границу старого (или «внутреннего») города. Появилось в результате задуманной Францем Иосифом I перестройки города на месте средневековых городских стен. Сейчас сплошь застроено величественными (читай, помпезными) зданиями, многие их которых заслуживают осмотра. При наличии вагона свободного времени можно гулять пешком, что очень приятно, или сесть на кольцевой трамвай и выходить, где понравится. Можно так же воспользоваться трамваем экскурсионным (см. Так же «Экскурсии») — в отличие от новых современных коробок венского трама, этот — старенький, желтенький, с надписью Ring Tram на борту. Оснащен аудиогидами, насчет русского языка твердо не уверен.
Рождество.
Главный праздник года всего католического мира. Новый Год после Рождества — это мелкое что-то и необязательное. Праздник Рождества — исключительно семейное, личное дело. Не знаю, так ли дела обстоят в Австрии, но в Риме даже отели закрываются — никому даже в голову не приходит проводить этот святой день вдали от дома. На дискотеках, в клубах, с друзьями встречать Рождество тоже не принято. Традиция, понимаешь!
Уж как мне нравятся предрождественские города, городки и городишки — трудно передать. Может, в непраздничные дни они скучные, или чопорные, или хмурые — но Рождество всё преображает. Сплошное детство вокруг — елки, Санта-Клаусы, клоуны, празднично оформлены витрины, бесплатные концерты на улицах и в церквях, а уж про рождественские ярмарки — отдельный сказ (см. «Ярмарки рождественские»). И как-то не видно хмурых лиц, сильно озабоченных покупкой чего-нибудь ненужного для постылых родственников — нет, такое ощущение, что все выходят на улицу в поисках — кому бы подарить улыбку и радость. А как расцветают продавцы, если пожелать им Merry Christmas хотя бы!
Рент-а-кар.
В Вене при общем развитии транспортной сети штука ну совершенно бесполезная, если только вы не планируете выбираться куда-то за пределы города. Может быть, поэтому, обладателям туристической карты предлагается в аренду «Fiat-500» за «астрономическую» сумму 15 евро в день… Спасибо, я сыт.
Продолжение следует…