Главное, что из нашей страны отъезд за границу частенько связан с каким-нибудь форсмажором — то война вдруг начнётся, и иностранные авиакомпании отменяют свои рейсы, то посреди зимы выпадет снег (да-да, это катастрофа!), и все дороги на аэропорт будут заметены. На этот раз, в преддверии Рош-ха Шана, еврейского Нового года, на 94-м году жизни скончался экс-президент Шимон Перес. Фигура, так сказать, глобального масштаба, а потому весь Израиль был поставлен «на уши». 30 сентября мы должны были вылететь в Цюрих, чтобы оттуда начать небольшое трёхдневное путешествие по Кольмару и окрестностям с возвращением в Цюрих через Фрайбург. 29 сентября в Израиль слетелись посланники из 60 стран мира, аэропорт работал в усиленном режиме, рейсы для простых смертных задерживали, откладывали, в общем, бардак.
30 сентября, в день нашего отлёта, вся эта честная компания должна была с Пересом попрощаться на кладбище в Иерусалиме, на Горе Герцля, возле которой-то мы и живём. Всё. Блокада. Дороги перекрыты с 7-ми утра, в том числе и главное шоссе Иерусалим — аэропорт Бен Гурион. Пришлось добраться двумя поездами почти два часа, вместо обычных 45 минут на маршрутке. Наш рейс, естественно, был задержан на полтора часа, о чём мы узнали, уже пройдя паспортный контроль. Впрочем, всё это может и не столь интересно, но поездка как-то сразу не задалась.
Добрались мы до Кольмара только к 22.00 в кромешной темноте, уставшие, голодные. В окрестностях вокзала, где располагался наш отель, нашли лишь одну работающую в этот час «забегаловку», то ли турецкую, то ли арабскую.
Знакомство с Кольмаром мы решили на день отложить, поскольку день этот приходился на воскресенье, а воскресенье уехать куда-либо можно только на поезде, т. к. автобусы просто не ходят. Поэтому, субботним утром 1 октября, мы отправились по окрестным достопримечательностям. Маршрут был таков: Kaysersberg (автобусом), далее пешком до деревни Riquewihr, снова пешком до городка Ribeauville и возвращение в Кольмар на последнем автобусе.
Сначала всё шло хорошо. В Кайзерсберг мы приехали около 9-ти утра. Улицы были абсолютно пустынны, город спал. Мы сразу окунулись в его сказочную атмосферу.
1
3
Не устаю повторять, что обожаю такие маленькие, застывшие во времени городки. Просто не верилось, что этим пряничным фахверковым домикам по 500 и даже 700 лет, выглядят они, как декорации к фильму-сказке.
3
4
Почётный уроженец Кайзерсберга — музыковед и врач Альберт Швейцер, лауреат Нобелевской премии 1952 года. Здесь его дом-музей.
С моста через реку Вейс открывается вид на руины старинного замка, но правда, в хорошую погоду. Нас утро порадовало лишь туманом. Хотя туман придавал городку особую таинственную привлекательность.
2
3
3
От моста мы повернули на площадь церкви Святого креста с фонтаном 15 века и статуей императора Константина. На площади уже суетился народ, потянулись вереницы туристов.
2
Сделав кольцевой маршрут по Кайзерсбергу, мы взяли курс на следующую достопримечательность «Винной дороги Эльзаса» деревеньку Риквир.
Дорога на Риквир шла через виноградники. Никогда в жизни мы не видели столько винограда! Виноградники простирались на многие километры, залезали, порой, на самые вершины гор.
4
На горизонте уже появились крыши домов, а стало быть, Риквир совсем близко. Прошли мы всего каких-то 5 километров. И вдруг, как гром среди ясного неба, я вспоминаю, что оставила кошелёк с деньгами и двумя кредитками, моей и мужа, на столе в отеле, на самом видном месте. Вынула утром мелочь на автобус, положила в карман рюкзака, а всё остальное преспокойно оставила. Я поделилась своей бедой с мужем и сыном, они, конечно, во всём стали винить меня поначалу, потом начали подшучивать. Мне полезли в голову самые страшные мысли, как горничная придёт убирать номер и всё у нас украдёт, нам придётся побираться и т. п. Настроение было испорчено. Всё пошло кувырком ещё в день похорон Шимона!
Я решительно предложила изменить планы, посмотреть Риквир и вернуться на автобусе в отель, пока, может быть, ещё не поздно. В общем, по Риквиру я ходила, как в пьяном угаре, пытаясь сосредоточится на достопримечательностях.
4
5
Риквир считается одной из красивейших деревень Франции. Деревенька совсем небольшая, собственно, состоящая из одной главной улицы. Она вся была заполнена туристами, не протолкнуться.
1
На небольшой площади с фонтаном есть одно удивительное место — магазин рождественских ёлочных игрушек. Там совсем не обязательно что-то покупать, можно пройтись по нему, как по музею. Фотографировать там запрещено, но тайком, всё же, можно. Красота необыкновенная! Хорошо, что я деньги забыла, а то что-нибудь обязательно прикупила бы. Цены умопомрачительные!
3
2
Мы дошли да главных городских ворот, стал накрапывать дождик. А тут уж и автобус до Кольмара должен был подойти. Автобусы по окрестным деревням ходят полупустые. В Кайзерсберг мы ехали одни, а обратно в Кольмар с нами села ещё тройка японцев. В основном, все передвигаются личным транспортом.
Я первая ворвалась в номер и… о, счастье! В нём никто не делал уборку. Мой кошелёк лежал на том же месте со всем содержимым. Настроение поднялось, и мы, не долго думая, заспешили обратно — на автобус, идущий в Рибовилле.
Рибовилле встретил нас проливным дождём, который пришлось пережидать в местном парке в беседке.
1
Дождь испортил весь вид на руины трёх замков, возвышающихся над деревней. замок Ульриха XI века, замок Giersberg 13 века и самый старый из трех — замок Haut Ribeaupierre. Первое упоминание о нем датируется 1084 годом, но предположительно в XVI веке он был заброшен и к настоящему времени практически полностью разрушен.
3
При наличии времени и хорошей погоды, конечно, не мешало бы совершить подъём к замкам, откуда открывается великолепный вид на горы Вогезы и все окрестные деревни. А спуститься можно через аббатство Notre-Dame de Dusenbach, в общем, в окрестностях Рибовилле есть, что посмотреть.
Исторически сложилось так, что жители Рибовилле принимали у себя бродячих музыкантов, артистов, фокусников. И по сей день ежегодно 8 сентября в День Святой Девы Марии в городок съезжаются тысячи гостей на праздник деревенских артистов. Жаль, что подвела погода, и не было того ощущения праздника, о котором так много говорилось.
Как я уже говорила, в воскресенье у автобусов выходной (а мы ещё ропщем на наши шаббаты), поэтому мы купили билет на поезд до станции Selestat, что буквально в 15-ти минутах езды от Кольмара, чтобы посетить Château du Haut-Kœnigsbourg (замок Кёнигсбург). От вокзала Селесты к замку регулярно ходит специальный автобус номер 500, билет покупается у водителя сразу в обе стороны, причём, при предъявлении этого билета в кассе замка полагается приличная скидка.
Мы были, как всегда, единственными пассажирами в автобусе, если не считать самой водительницы — толстой молодой тётки, её толстого мужа и очень симпатичных маленьких девчонок — дочек. Семейка просто так каталась с мамой.
Замок Кёнигсбург относится примерно к первой половине 12 века и представляет собой образец мощной неприступной крепости, расположенной на верхушке горы. Длинную историю замка можно почитать в «сетке», ничего нового я от себя всё равно не добавлю.
2
3
Туристы, в основном, приезжают туда на машинах, и мы зря радовались, сидя в гордом одиночестве в автобусе, что будем бродить по замку одни.
У кассы стояла толпа. Было жутко холодно, чувствовалась высота, внизу гораздо теплее, а здесь, как водится, ещё и пронизывающий ветер. Мы простояли в очереди 20 минут, за нами уже тянулся огромный хвост, а когда вышли из замка, то поняли, что если бы приехали на час позже, то пришлось бы ограничиться лишь обзором его внешнего вида -очередь стояла часа на полтора. И работала при этом всего одна касса.
Пока мы бродили по залам замка, разглядывая экспозицию, я всё время теребила в кармане какую-то бумажку. В конце концов, она мне так надоела, что я выбросила её в урну, стоя на остановке, в ожидании нашего обратного автобуса. Но уже подъезжая к вокзалу, меня осенило, что выбросила-то я не что иное, как обратный билет на поезд. Автомат на вокзале Кольмара выдал нам один билет на три персоны туда и обратно. Моя семья второго прокола за поездку мне простить не могла. Волей-неволей, пришлось согласиться с тем, что ко мне медленно, но верно подкрадывается Альцгеймер.
Мы какое-то время колебались, стоит ли снова брать билет до Кольмара или проехать зайцами. Вероятность, что билеты не проверят, была 99 процентов. Перевесила совесть и мы раскошелились ещё на 15 евро.
К слову, по пути в замок есть ещё две достопримечательности — Гора обезьян (La Montagne des Singes), такой своеобразный зоопарк, где обезьяны гуляют на воле, и их даже можно покормить из рук, и питомник хищных птиц (La Volerie des Aigles), где, как водится, устраивают всевозможные представления. Мы эти два объекта решили проехать мимо, решив, что зоопарк интересен больше маленьким детям, а хищных птиц мы уже неоднократно видели и в словацких замках, и не далее, как в мае, в Италии, в замке Vezio.
Вторую половину воскресного дня мы посвятили самому Кольмару. Конечно, после вчерашнего похода по маленьким игрушечным городкам, впечатления от Кольмара немного смазались. Во-первых, его можно смело назвать самой настоящей туристической Меккой. Боже, сколько народу! Особенно все толпились в районе Маленькой Венеции, прямо, как в Анси, где тоже была своя Венеция, только Савойская. Люди, зачем вас так много?
2
По каналам можно покататься вот на такой гондоле.
1
До вечера мы протолкались по улицам Кольмара, обойдя его главные достопримечательности.
3
3
Знаменитый «Дом голов». Особняк с четырёхсотлетней историей. Говорят, не увидеть его, будучи в Кольмаре, всё равно, что не увидеть Эйфелеву башню в Париже.
2
Даже не знаю, что привлекало больше — достопримечательности или витрины магазинов. Скорее, последнее, так как мы вскоре отвлекли свои взоры от фахверка и занялись фотографированием витрин. Сладости, сувениры, антиквариат — очень всё красиво и привлекательно.
3
2
3
А следующим утром выехали во Фрайбург (Freiburg am Breisgau). Этот день 3 октября в Германии был праздничным — Днём немецкого единства, а стало быть, выходным.
Из Кольмара до Фрайбурга добраться довольно просто — автобусом до города Брейзах, а затем пересадка на электричку до Фрайбурга. Билет действителен в течении дня на все виды транспорта в пределах определённого района, водитель автобуса нам на карте его показал, стоит он 28 евро и ехать по нему могут до 5-ти человек.
Прибытие автобуса подогнано под расписание электричек, время на пересадку всего 5 минут, и, естественно, простояв в утренних пробках, автобус наш к нужному поезду опоздал. Через несколько минут подошёл следующий, высадил людей и встал, ожидая своего расписания. Таким образом, мы на час застряли на вокзале Брейзаха. Но было совсем не скучно, поскольку весь этот люд, прибывший из Фрайбурга, устремился к нашему автобусу, идущему обратно в Кольмар, и мы занялись наблюдением погрузки двух вагонов электрички в один автобус. Сначала водитель встал грудью у двери и велел сосредоточиться в одну очередь. Потом, некоторое время препирался с народом и, наконец, начал погрузку. Продолжалась она до самого отхода нашего поезда. Кое-как утрамбовав часть пассажиров, автобус двинулся в обратный путь, примерно на час выбившись из своего расписания. Часть людей так и осталась стоять на улице, но им повезло — подъехал следующий автобус, и счастливые немцы в свой национальный праздник устремились во Францию.
Фрайбург, действительно, выглядел довольно пустынным. Мы ожидали какого-то веселья по поводу Дня единства, но город, как вымер. Магазины были закрыты, даже многие кафе и рестораны тоже. В общем, это вам не Кольмар.
Во время Второй мировой Фрайбург был сильно разрушен, многое заново восстановлено. Фрайбургский мюнстер поражает своим величием, строился он в течение трёхсот лет, с 13 по 16 век и во время бомбёжки он, вроде как, не сильно пострадал. Для такого не очень большого города собор даже слишком шикарен.
4
«Фрайбургские Ручейки характерны для исторического старого города. Первоначально они были вероятно задуманы для снабжения города хозяйственной водой и как сточные каналы. Сегодня ручейки придают городу приятный облик и стали популярным местом игр для любого возраста. Заметьте — кто из гостей города оступится в ручеек, тот обязательно вернется во Фрайбург!» В одном из таких ручейков плескался маленький китайчонок, под доносившиеся из магазина китайских безделушек, грозные окрики своей мамаши.
1
В остальном, Фрайбург — типичный немецкий город.
2
3
Хотя удивила нетипичная для немецких городов грязь на улицах, впрочем, не немцы в этом виноваты, скорее всего. В сквере, за вокзалом, где мы хотели посидеть, в ожидании поезда, оказалась большая группа чернокожего населения, не пожелавшего в этот празничный день отправиться во Францию. Оно, население, праздновало по-своему: кто-то играл на поляне в футбол, кто-то возлегал на траве с банкой пива, кто-то на великах катался. Мы поняли, что будем лишними в этом обществе и повернули обратно к вокзалу. Ну, что ж, Европа, за что боролась… теперь терпи.
А мы сели в поезд, идущий в Базель, сделали там пересадку и поехали до аэропорта Цюриха без остановок. Полтора часа мы лицезрели за окошком поезда швейцарские пейзажи. В Швейцарии мы уже бывали, давно, правда, 11 лет назад. В более гористой её части, в районе горы Юнгфрау. Дорога от Базеля до Цюриха менее живописна — горы здесь низкие, и что особенно поразило — архитектура, мелькавших за окном поезда городов. Понятно, что исторический центр есть в любом даже крохотном городке, но окраины напомнили постройки советских времён (а эаодно и песню Ромы Зверя: «Районы, кварталы, жилые массивы…») — серые, страшные, блочные пяти и девятиэтажки. Невольно напросился вопрос: «Швейцарцы, а что вас-то заставляет строить такое?»