Говорят, что давным-давно на Земле жили драконы. Хотя отдельные экземпляры этой думающей и разговаривающей фауны сохранились как бы и позже. Вот совсем недавно, вроде, один из них утонул в озере Лох-Несс. Жил он и в Меце.
Говорят, что давным-давно на Земле жили драконы. Хотя отдельные экземпляры этой думающей и разговаривающей фауны сохранились как бы и позже. Вот совсем недавно, вроде, один из них утонул в озере Лох-Несс. Жил он и в Меце.
В то время, когда город входил в Римскую империю и назывался Диводурум Медиоматрик. Одно название говорит о том, что в таком городе должно было происходить какое — то фэнтези. Это потом, постепенно, город стал сначала Метенсом, а позже Мецем.
Итак, в городе Диводурум Медиоматрик в стране Белгика (тоже такое, киношное название) примерно в III веке в заброшенном амфитеатре поселился дракон.
Может и есть добрые драконы, но этот был злой. Ломал крыльями крыши, плевался напалмом, поедал мясные полуфабрикаты. Принцесс, правда, не воровал. А выходил в город погулять, естественно, по ночам, чем нарушал распоряжение городских властей о ночной тишине. Население, которое прозвало рептилоида «Граулли» (это с виду такое прозвище милое, как у болонки, на самом деле в переводе с германского означает Ужасный), не высыпалось, пряталось по домам, от работы отлынивало, что ж привело в большому кризису. Посланные добровольцы ничего сделать с Граулли не смогли — когти острые, чешуя прочная… И тут, совсем неожиданно, в городе появился епископ Клементий, прибывший с целью нести слово божье варварам и учить их новой вере.
Понятно, что пройти мимо такого безобразия он не мог и отправился в амфитеатр посмотреть. Граулли тоже удивился — интересный такой человечек, сам в пасть лезет, и подпустил святого человека ближе. Клементий воспользовался случаем, снял с себя столу, перекрестил её и накинул на шею дракону. Епископский шарф плотно обхватил шею, епископ взялся за один конец и, скомандовав «рядом», повёл Ужасного к реке… где и заставил добровольно принять глубоководную вечную ванну. По первой версии. Ибо члены Общества по охране животных и сочувствующие гарантируют, что Клементий просто указал дракону направление, в которое он и удалился.
И с тех пор Граулли в городе не боятся. Даже любят. Горожане хранят его изображения в домах, берут в качестве символа для спортивных клубов, или герба для Инженерной школы. Дракон визит и в кафедральном соборе. На стенах которого также несколько иллюстраций в камне.
Навечно его подняли и над улицей Тэзон, над которой он особенно любил летать в свои молодые годы. И не такой уж он здесь страшный. …
Кафедральный собор Святого Стефана в Меце и сам по себе знаменит благодаря своим размерам, историей строительства и витражами.
Со своими 123 метрами в длину и 42 метрами в высоту он третий во Франции после соборов Бове и Амьена.
Известно, что часовня на месте собора стояла издавна, ещё до нашествия гуннов. После того, как варвары разграбили город полностью, но часовню пощадили по непонятным причинам, это место было обьявлено святым и пригодным для строительства базилики.
С VIII века до X века базилика периодически расширялась и перестраивалась.
Примерно в 1220 году епископ Конрад фон Шарфенберг решил построить в Меце кафедральный собор в честь святого Стефана. С этого момента собор переживёт шесть периодов строительства, работы продлятся около 300 лет.
В XVIII веке портал собора украсили элементами в стиле барокко, но в XIX веке эти порталы разрушили и заменили их вновь готическими, с приставкой нео-.
Собор построен из интересного местного известняка. Издавна его буквально называли «камень с жёлтой горы». Красивый золотисто-жёлтый оттенок этому камню придаёт определённая доля оксида железа, особенно красив собор святого Стефана на закате и восходе солнца.
Особенно собор ценится из-за своей уникальной коллекции витражей, занимающих целых 6500 квадратных метров. У собора даже есть второе название — светильник Господа. Витражи создавали художники на протяжении семи веков — с XIII по XX столетия.
Самые последние появились благодаря Марку Шагалу, который в 1957 — 1968 годах изготовил 19 витражей по мотивам историй Ветхого Завета.
Пора рассказать о другой легенде, объясняющей, почему Кафедральный собор Меца удивителен своим светом. Без дьявола не обошлось. Архитектору Пьеру Пера не давался проект. Задуманный им способ сделать собор особо легким и светлым никак не мог реализоваться в чертежах, которые он рисовал и рвал бесконечно. Однажды к Пьеру подошел элегантный молодой человек и намекнул, что есть простое и красивое решение. А вот и оно — чудесно появилось в виде идеального чертежа.
Но загвоздочка — чертёж в обмен… ну конечно, на душу (кто бы сомневался), правда не сразу, а когда архитектор умрёт естественной смертью и будет предан земле. Контракт подписали. Когда Пьер умер, дьявол явился в собор, где его встретил архангел Михаил. Он проверил контракт, признал его законность и подтвердил, что дьявол получит душу, как только тело будет предано земле. При этом он указал на саркофаг за спиной. И тут дьявол понял, что его провели. Хитрый архитектор распорядился поместить себя в запаянный свинцовый саркофаг и разместить его так внутри собора, чтобы он не касался земли. Но письменный договор есть договор… его в те времена и дьяволы соблюдали…
Недалеко от Кафедрального собора в древнем аббатстве Пти-Карм, небольшой церкви Тринитер и бывшем складе зерна XV века, соединённых вместе, находятся основанные в 1839 году музеи Меца — музей истории и археологии, архитектурный музей, музей изящных искусств. На площади более 3500 квадратных метров можно увидеть богатейшую коллекцию экспонатов, собранных более чем за 160 лет.
Река Мозель ветвится на несколько рукавов, которые создают в черте города острова.
На одном из таких островков находится один из старейших во Франции Оперный театр Меца. Герцог Бель-Иль, мэр Меца в 30-е годы XVIII века, был неравнодушен к искусству и распорядился построить театр, который и сегодня считается одним из красивейших театров Франции. Театр был торжественно открыт в феврале 1752 года.
На этом же островке — так называемый Новый Храм. Это почти новостройка — решение о строительстве церкви для местной реформаторской общины было принято в 1889 году. В то время Мец входил в состав Германской империи после войны 1870-х годов, если бы город остался французским, ни общины, ни этой церкви не возникло бы. Новый Храм, в простонародье Немецкая церковь, был торжественно открыт в 1904 Вильгельмом II в. сопровождении императрицы.
Архитектор Конрад Ван построил храм в неороманском стиле, взяв за образец Шпайерский собор в Германии. У немцев были свои взгляды и на цветовую гамму, поэтому при строительстве Храма отказались от популярного в Меце жизнерадостного золотистого известняка, а привезли мрачновато-серый вогезский песчаник. Население города поначалу протестовало против такого «надругательства» над французской классикой, однако постепенно привыкли, и Храм стал ещё одним символом Меца.
Пересекая вновь Мозель, мы вплотную подошли к тому месту, где можно рассказать о третьей городской легенде — о мосте мёртвых. Хотя, возможно, она более всего похожа на правду. Мосты, соединяющие остров Сольси с центральными частями города до конца 13 века были деревянными. В 1282 году было принято заменить их каменными мостами, главный из которых был готов в 1343 году.
Постройку, а также поддержание Большого моста передали приюту Святого Николая. В XIII веке церковники приняли, как говорят, решение, согласно которому каждый, кто готовиться покинуть мир живых, должен завещать приюту своё лучшее одеяние. Приют открыл свой «секонд хенд» и вырученные деньги выделял на мост… после этого к мосту прилепилось название — Мост мёртвых. Так что никакой особой мистики в этом названии нет.
Если Нанси — историческая столица Лотарингии, то Мец — официальная современная. В городе слились несколько архитектурных стилей, которые великолепно дополняют друг друга, много просторных площадей и проспектов.
Но много и прекрасных парков и садов.
Центральная часть далеко не однородна. Много абсолютно, или почти, пустых уголков с чистыми живописными улочками, где можно отдохнуть в одном из многочисленных кафе.
Буквально по соседству — гораздо более оживлённые улочки, где любят гулять горожане.
И из одной такой боковой улочки неожиданно выходишь на один из центральных проспектов, где все прелести мегаполиса — и толпы местных, и эмигрантов, вывески известных магазинов, постоянно раскопанные строящиеся участки, шум, толкотня вне зависимости от погоды или времени суток…
Где можно встретить и экипаж, агитирующий к вступлению в профессиональную армию и протестующих против нормальной пищи веганов…
О чём ещё забыл рассказать, прогуливаясь по старому центру Меца? Пожалуй, о церкви святого Мартина.
А ведь она — одна из старейших в городе. Уже точно и не известно, когда здесь, на границе зоны садов и виноградников появился первый романский храм, с течением времени претерпевший множество изменений.
Или о площади Сен-Луи
Эта средневековая площадь интересна тем, что построена прямо на фундаменте старых разрушенных римских городских стен. С XIII столетия ростовщики и менялы начали здесь строить дома с арками, которые образовали целые пассажи. Возник вытянутый треугольник — площадь дю Шанж, от слова «обмен». Постепенно на площади стали проводить ярмарки, традиция сохранилась до наших дней.
А название Сен-Луи дали площади позднее, когда на ней установили памятник Людовику IX Святому.
Покидая Мец, этот интересный город, полный легендами, сожалею, что это всего-лишь легенды…
Хотя… Вот тут недавно прочитал, что при раскопках нашли скелет большой рептилии с когтями, зубами и своеобразными лапками… Кто знает, кто знает…