В прошлый раз я прервалась на рассказе о доходном доме Г. Е. Бойдо, который называют Домом с сернами. Повторюсь, что это очень интересное здание в стиле модерн, построенное Н. И. Жериховым, находится по адресу ул. Остоженка, д. 20.
В прошлый раз я прервалась на рассказе о доходном доме Г. Е. Бойдо, который называют Домом с сернами. Повторюсь, что это очень интересное здание в стиле модерн, построенное Н. И. Жериховым, находится по адресу ул. Остоженка, д. 20.
Итак…
Дом с сернами
Свое прозвище этот изящный доходный дом получил благодаря лепным фигурам серн фриза над третьим этажом. В принципе, лепными фигурами их назвать сложно. Зрителю они представляются карандашным рисунком, в этом есть легкость и какая-то недосказанность. Это как мираж или тайна, рассказанная шепотом.
Дом с сернами, мне лично, напоминает замок из сказки о спящей красавице. Ну чем вам не затерянное среди лесов и скал обиталище уснувшей принцессы? Здесь вам и дикие грациозные серны и подъемный мост, и стебли плюща или корни деревьев, обвивающие забытый замок.
Это здание хочется рассматривать в деталях и фантазировать, задумываясь над тем, что же хотел рассказать Жерихов, создавая фасад своего дома.
Буквально в трех шагах от Дома с сернами находятся два дома, построенные архитектором Л. Н. Кекушевым.
Удивительно как они отличаются от дома, созданного Жериховым.
Здание по адресу: ул. Остоженка, 19 Кекушев построил в 1902 г. как доходное предприятие, а через год, рядом с ним (Остоженка, 21) построил дом для себя и своей семьи.
Дом, где разбиваются сердца
Особняк Кекушева я называю «Дом, где разбиваются сердца». Ну, а как еще можно назвать дом, который задумывался как семейное гнездо, а семья в нем не сложилась, точнее распалась.
Но не только семейное счастье покинуло этот особняк. В 1917 году он лишился одной очень важной удетали. До революции фасад дома был украшен фигурой льва. Вот так это выглядело.
В какой конкретно момент пропал лев, и что с ним стало никому не известно. Возможно, когда на Остоженке шли бои, лев стал частью баррикады и был уничтожен. А может кто-то предприимчивый сумел его куда-то вывезти.
Но вернусь к обитателям дома. Как я уже говорила, семейная жизнь Кекушевых не задалась. Что стало причиной развода неизвестно, но Анна Кекушева была так рассержена на своего мужа, что после развода запретила в ее присутствии даже упоминать его имя. В итоге дети Кекушева так и не узнали, когда умер и где похоронен их отец.
Конец жизни Кекушева вообще покрыт мраком. Говорят, что последние годы он провел в клинике для душевнобольных. Могила архитектора Кекушева до сих пор не найдена.
От этого особняка стоит прогуляться до Мансуровского переулка, где находится еще один чудесный образец московского модерна.
Шахматный домик
Шахматным домиком я называю доходный дом П. В. Лоськова, построенный архитектором А. У. Зеленко в 1906 г.
Глядя на это здание, ни за что не подумаешь, что, но строилось как доходное предприятие. Если бы меня не просветил гид, я бы его приняла за особняк. К своему стыду, я никогда не обращала на него внимания и даже не знала о его существовании. Доходный дом П. В. Лоськова стал для меня настоящим открытием. Увидев его, я сразу придумала ему имя.
Ну, конечно же, это шахматный домик! Нет никаких сомнений!
В первозданном виде Шахматный домик был еще краше, его стены были отделаны «под шубу». которая несомненно, делала этот дом еще интереснее.
Первоначальная отделка создавала впечатление, что здание выкристаллизовывается из скалы. Думаю, эффект был потрясающий. Жаль, что домик лишился своей шубки.
На мой взгляд, модерн состоит из множества связанных между собой деталей и, утрачивая хоть что-то, теряет многое. Разрушается целостность, задуманная автором, а ведь единство во всем очень важно для модерна.
Как жаль, что во многих случаях мы можем только догадываться, как это было в момент создания.
Но не будем о грустном, и отправимся дальше, к последнему объекту нашей экскурсионной программы.
Этот дом стал для меня настоящим подарком. Во-первых, его создал мой любимый Шехтель, а во-вторых, об этом доме я ничего не знала.
Особняк А. И. Дерожинской
Начну издалека.
В далеком детстве я влюбилась в особняк Рябушинского, а когда я узнала, что его построил Ф. О. Шехтель, то влюбилась и в него тоже.
И вот, не побывай я на деньрожденьевской экскурсии, продолжала бы считать дом Рябушинского самым прекрасным на свете.
Вернусь к рассказу об экскурсии и расскажу немного о здании, которое потеснило в моем сердце особняк Рябушинского.
Речь пойдет о доме Дерожинской в Кропоткинском переулке.
Самое удивительное, что я здесь проходила и проезжала миллион раз, но этот дом каким-то волшебным образом ускользал от моего взгляда. Теперь остается только пребывать в недоумении от того, как это чудо могло не попасть в поле зрения.
Удивительный дом Александры Дерожинской поражает своим необычайно большим окном. Оно словно портал в другое измерение.
Это окно манит войти в дом и в тоже время настораживает. Согласитесь Шехтель — гениальный архитектор!
Искусствоведы ставят дом Дерожинской на второе место после особняка Рябушинского. А я, если честно, мечусь и не могу сказать, какой из них мне лично нравится больше.
При сходстве стиля эти два дома все же очень различны. Может их не стоит сравнивать, как не стоит сравнивать женщину с мужчиной. Кстати, пришедшая мне на ум ассоциация видно выстроилась из знания, что первым мужем Дерожинской был Павел Рябушинский, брат того Рябушинского, домом которого я не перестаю восхищаться.
Всего у Александры Дерожинской было три мужа, и со всеми она поддерживала хорошие отношения. Каждое воскресенье она со своими мужьями обедала и играла в бридж.
Необычная женщина и окно в ее доме ей под стать.
В завершении экскурсии, гид показала фотографии внутреннего убранства здания.
Вот как дом выглядит внутри.
Сейчас в особняке Дерожинской размещается Австралийское посольство, которое время от времени устраивает дни открытых дверей.
Буду надеяться, что мне повезет, и я обязательно здесь побываю и увижу все своими глазами.
В этом отчете использованы как собственные фотографии, так и фотографии, взятые из Интернета.
В Интернете я позаимствовала фотографии интерьеров особняка Дерожинской, фотографию особняка Рябушинского и фотографию первозданного облика дома Кекушева.