A Treno (на поезде).
Из Споторно a treno уехать можно куда угодно, даже в Париж (с пересадкой в Вентимилье), было бы время и желание — станция в двух минутах ходьбы от отеля, в 10-ти от пляжа, поезда ходят пугающе регулярно, примерно каждые 20 минут вплоть до 12 ночи. Выяснять, что у нас тут поблизости интересного, долго нам даже не пришлось — город Савона, центр одноименной провинции, к которой нынче и наше Споторно относится — это первая остановка на пути к Генуе. Время в пути — 10 минут, цена вопроса 3,80 евро туда-обратно. Ближе не бывает. А чего мы теряем? Поехали! Или после обеда опять пляж? Да не убежит пляж никуда, интересно же! Поехали! Такси свободен! Прошу садиться!
Собрались, рванули. Первое удивление — на нашей микро-станции отсутствует билетная касса. Это бы ладно, вот они, вроде, билетные автоматы, прямо при выходе на платформу. Однако вот незадача — no resto. Это не в том смысле, что «круглосуточно», или «без перерыва», по аналогии с английским «rest» — отдых, это значит, что большая железная машина сдачи не дает. То есть, вот прямо сейчас, во время вселенской сиесты, вынь да положь 7,60 до копеечки. Грррр, как-то наскребли, вынули картонки из одного аппаратика, да сразу не забываем, суем их в другой, дабы прокомпостировать. Кто не в курсе — сообщаем. Купленный билет еще совершенно не означает, что можно сразу сесть, и ехать — фигули. Пользоваться им можно в течение какого-то времени (убей, не помню — по-моему, пару месяцев действителен билет), но без компостера, который впечатывает дату и время на бланк — не действителен. Проканать под забывчивого, или под тупого иностранца — это конечно хорошо, но маловероятно — контроль в поездах у наших апеннинских братьев поставлен из рук вон хорошо. Только заходишь — идет голубчик, проверяет — коцаны ли тикеты. Если нет — штраф с тебя (за достоверность не поручусь, но что-то в районе от 35 до 50 евриков — жаба уже работает). Коррупционная составляющая на нуле, всучить на карман — эх, не выйдет, 100%. Но мы же не первый день замужем, у нас все в порядке. А вот и станция Савона. Отныне и навек переименована для внутрисемейного употеребления в «Совуню». Это вам не споторнианская-спартанская платформа «Карачарово» — вокзал, все, как положено, главное, что тут же можно разжиться картой города, дабы представлять себе, в каком направлении пешкодралить a piedi.
Современная архитектура итальянских церквей тоже вполне ничего себе…
Викторина. Присядьте, задумайтесь, потом читайте дальше. Вот так:
Дитя цветов 40 дет спустя…
Как вы думаете, что менее всего ожидает увидеть прибывший в итальянский город турист из России, лишь только отойдя метров 500 от привокзальной площади?
Ага-ага, я так и думал, что вы скажете «а хрен его знает»! Мы вот совершенно не ожидали наткнуться на китайский вещевой рынок!
А наткнулись. Кстати говоря, в сети этот рынок очень даже упомянут — «самый-типа-крупный вещевой рынок на Лигурии, работает строго по понедельникам». Впрочем, ничего особенно удивительного. Знаете ли вы, что итальянцы — одни из крупных потребителей фейковых «Гуччи», «Армяне» и прочих «Дольчиков с Кабанами» по 5 баксов кило? Удивительно, но факт — даже в самом Китае итальянцы пачками покупают «римейки» собственных известных брендов. С чем это связано — не ясно. На мой взгляд, если нет денег на логотип фирмы — тогда и аллах с этим логотипом, берем свитерок попроще, без лейбачка, но нормального качества. А тут… Сапоги по 5 евро. Свитера по 8. И — нароооду — страсть. Ловят раскосую рыбку в воде из Янцзы. Ну мы не сильно задержались, так, по касательной прошли, и дальше, дальше, у нас этого добра и дома полно…
Савона — город не маленький, его просто так, за часок не обежишь, не раскусишь. Чай, третий по размеру город на Лигурии — после, естественно, Генуи и Ла Специи. Центр одноименной провинции, опять же. При всем при том — всего чуть больше 60000 жителей.
В лучших традициях итальянской дружбы — соперничества между итальянскими городами — соседями (я надеюсь, чувствуется ирония?), Савона всю свою долгую историю пыталась портить Генуе кровь. Соответственно, и Генуя в долгу не оставалась. Началось это противостояние еще в те времена, когда римляне, основавшие Геную, крепко вздорили с лигурами, которым и принадлежит честь основания Савоны, в девичестве Сабаци. Камень преткновения всегда был один — чей порт главнее. На самом деле, этот спор и по сей день далек от окончательного разрешения — через Савону, например, уходит на экспорт львиная доля продукции итальянского автопрома, да и пассажирские лайнеры сильно оживляют атмосферу. Хотя, конечно, если не брать в расчет дела портовые, давно уже понятно, чьи в лесу шишки — все знают, что такое есть Генуя, и мало кому за пределами Лигурии известна наша сегодняшняя героиня. Что ж, тем интереснее будет и нам сравнить эти два города в очном порядке.
Когда мы гуляли по Савоне, нас очень удивил тот факт, что само, очень характерное для итальянских городов, понятие «старый город», здесь как будто бы отсутствует. И только дома, порывшись в сети, обнаружили тому причину — город страшно пострадал во время II мировой от союзнических бомбардировок. Да и вообще, что нормально для просвещенного средневековья, не раз был взят штурмом, горел и прочая. Так что Савона — город, по большому счету, отстроенный в 50-х почти " с нуля», причем современная его составляющая не балует большим количеством архитектурных изысков. Все достаточно утилитарно, кое-где не слишком приглядно, жить и работать можно, вот и слава Богу.
Тем не менее, побродить по центру города приятно, и посмотреть здесь все-таки мало—мало есть на что. Широкие улицы, стремящиеся к морю, живут обычной, понятной жизнью — открыты магазины, кафе, здесь правило непременной сиесты работает не так категорично. Все основные достопримечательности расположены компактно — на пятачке в пару квадратных километров, и в старом порту. Вай ме, это я из сети почерпнул, а в порт мы почему-то не сунулись, рву волосы. Хотя для шапочного знакомства нам 4-х часовой прогулки было более, чем достаточно.
Двигаясь по удивительно похожей на парижские бульвары Corso Italia, не очень увлекайтесь магазинами — есть опасность не заметить по левую руку здание театра XIX века,
а так же пропустить перекресток с Via Pietro Paleoscapa,- одной из самых красивых улиц города, напоминающей центральные улицы Турина. Особенно отмечен на сайте городка «Дом с павлинами» — и правда, запоминающееся здание.
Дома здесь, как и во многих городах северной Италии, словно прячут тротуары в широких и удобных галереях -, что удобно в случае дождя, но совершенно неудобно при желании смотреть и фотографировать.
Если посмотреть налево — вдалеке (а на самом деле не очень) — один из символов города — башня Torre di Leon Pancaldo, или, как ее называют местные, La Torreta — башенка.
Знаменит тот Панкальдо стал, будучи помощником Магеллана, вместе с последним обогнувшим мыс Горн, а башня находится как раз у входа в старый порт — сердце ночной жизни со всеми его барами и прочими порочными радостями.
Впрочем, есть там радости, или нет, нас в тот момент интересовало не сильно, мы полагали, что найдем себе изрядно наслаждений в архитектурной сфере, так что двинулись к Кафедральному собору Мария Ассунта.
Сам собор вполне ожидаемо очень интересен, а вот (черт бы их побрал, понедельники) в местную сикстинскую капеллу, оченно рекомендованную к посещению, мы не попали — предсказуемо закрыто. А жаль. Замечательное, говорят, строение, которое папа Сикст IV воздвиг в честь своих родителей.
Как сэкономить на ужине.
Да-да, перекусить бы уже не помешало. Как правило, первый такой порыв мы вполне успешно подавляем, на минуточку присаживаясь где-нибудь на кофе, но вот тут решили мы еще воздать должное привычному аперолу. Пустынная на удивление улица, совершенно пустой в неурочное время бар, радушная тетенька выслушивает наши скромные просьбы про «дуэ кафе э дуэ шприц»… и возвращается с блюдом изрядного размера, наполненным разнообразными холодными закусками. Вареный картофель, куски пиццы, даже пасты немного. Это, конечно, очень кстати, но вот сколько попросят за такое рукотворное счастье?
Оказалось — а нисколько. Ну хорошо, ун эуро. Если исходить из средней цены коктейля «шприц» в 4 евро — а тут попросили по 4,50. Этот самый «евро сверху» оказался самым выгодным вложением за всю историю наших итальянских гастрономических удовольствий — мысль о неизбежности ужина после такой импровизированной тапас-трапезы по-итальянски оставила нас окончательно. А значит идем дальше. Потому что у самого моря находится одна из главных достопримечательностей города — крепость Priamar XVI века.
Этот впечатляющий комплекс зданий относится как раз ко времени генуэзской гегемонии. Как водится, очередной раз заняв город, генуэзцы до основания порушили все, что взбрело в голову, в том числе и старый кафедральный собор, а уж потом спохватились, и решили как-то укрепить гавань. Результат — перед глазами, только, что естественно, никакой оборонительной функции уже не несет.
Это раньше здесь была тюрьма, в которой, например, занимал место на нарах Джузеппе Мадзини, а Наполеон держал пленником папу Пия VII, а сейчас — музей и вполне романтичный ресторан. Правильное место для ужина, если что. Так же присутствуют детские площадки, скамеечки, и — совсем рядом — парк аттракционов, к крепости, конечно, никакого отношения не имеющий.
Собственно говоря, на этом практически все туристические объекты, предлагаемые Савоной заезжему туристу, и заканчиваются. Упустили мы из виду, правда, картинную галерею в палаццо Поццобонелло, но за это нас винить глупо — на карте не отмечена, а путеводителей по Савоне мы не читали.
Умудрились мы так же пройти стороной очень интересную церковь Сан Джованни Баттиста, зато полюбовались широченными, что для Лигурии редкость, совершенно пустынными, что для августа совсем непонятно, песчаными пляжами. Зря, выходит, купальники не взяли. Нетуристический, совсем нетуристический город Савона, путешествующий люд, как правило, оказывается здесь во время круизных стоянок, и, страдая недостатком информации, не представляя, чем занимать себя целый долгий день, бежит на железнодорожную станцию, и отправляются в более раскрученные места Лигурии — в Геную, тот же Ноли, или Алассио. К вечеру лайнер отплывает, оглашая окрестности басовитым ревом беременного кита. Мы проводили один.
Ну, а нам, можно сказать, повезло вписать в свою копилку еще один итальянский город.