Едем по дороге Легзира — Агадир.
Едем по дороге Легзира — Агадир.
У нас по плану по пути посетить в город Тизнит. Это берберский город. Все города, начинающиеся на букву «т» и на «т» заканчивающиеся, являются берберскими, например: Тарудант, Тафраут, Тагазурт и пр. Остальные города — арабские или испанские или французские, в зависимости какие завоеватели их основали. А коренные жители Марокко — берберы. Берберы здесь антропологически делятся на «белых» и «черных», то есть с белой кожей, русые, светлоглазые (на севере Марокко)и с темной кожей, черноволосые (на юге страны). Кстати о белых берберах интересно рассказал Задорнов. Старый берберский город представляет из себя касбу — небольшая крепость, сделана из глины с соломой. Изначально касбой называли большую глиняную избу, а позже — поселение за стенами из глины, обычно касбу строили на горе, откуда был хороший обзор на окрестности. И сейчас можно увидеть старые касбы в полуразрушенном состоянии, ведь глина с соломой недолглвечны.
Арабы берберов недолюбливают, а берберы, как свободолюбивый народ, до сих пор выступают за раширение свих прав, за то, чтоб берберский язык признали вторым государственным (не понятно, какой из языков — племен берберских много, диалектов тоже). Когда арабы пришли в Марокко в 8 веке, берберы не хотели мириться с ними, часто поднимали восстания.
В 1881 году султан Мулай Хасан пришел в берберскую касбу Тизнит и основал там базу для подавления восстания племен берберов долины Суса и Анти-Атласа. Султан построил укрепление длиной 6 километров с 36 сторожевыми башнями и 9 воротами.
Сейчас за этими стенами каждый четверг устраивается базар, где ремесленники продают украшения из серебра и эмали, ножны сабель, серебряную посуду и конечно же фрукты и овощи.
Город имеет славу как Серебряный город Марокко, сюда возят туристов, где они посещают магазин серебра, где гид рассказывает о берберских украшениях и их значении.
В городе стоит старая мечеть и рынок.
Вот и все. Смотреть там больше нечего, ну разве что на местное население в одеждах моды тысячелетней давности, очень колоритные люди.
Вскоре мы вернулись в Агадир. Заглянули на центральный рынок — Сук-эль-Хэд чтобы прикупить фруктов. Сук такой огромный, что мы решили посвятить ему побольше времени и побывать там еще раз перед отъездом, закупить чего-нибудь интересного в подарок родным и близким. За большими высокими глиняными стенами с двенадцатью входами находятся тысячи магазинчиков.
Хорошо, что они кучкуются по виду товаров: в одном месте — посуда, в другом — тряпки, в третьем — косметика из арганового масла, и пол рынка — продукты.
Торговаться надо долго и упорно, сбавлять цены в три раза, их наглость заламывать цены иностранцам беспредельна. Прежде чем побывать на рынке, лучше бы съездить в недорогой магазин «Марджан», типа нашего Ашана (на автобусе № 97 и 98, которые идут по улице Мохаммеда), увидеть их цены, там тоже можно кое-что прикупить, а потом на рынке взять что-то подешевле. Кстати на рынке апельсины гораздо дешевле, чем в Марджане и без торга, и вкуснее.
Сук находится недалеко от автовокзала, здесь ходят автобусы № 4 и 14 к побережью к улице Мохаммеда Пятого. Торговцы доброжелательны, но к вам на рынке может приклеиться «типа гид», который водит вас по рынку, находит нужную вам лавку, потом у хозяина берет бакшиш, за то, что он привел вас сюда. Хозяин видя такого «гида», цену не сбавляет — ему же надо и этому типу заплатить. Поэтому от этих прилипал надо избавляться жестко и сразу, даже если он молча ходит за вами. Заметили прилипалу — гоните его. Но даже если хозяин лавки не согласен на вашу маленькую цену, вы неспеша уходите, а он позовет вас назад и продаст то, что вам нужно, иногда обзывая вас бербером; вот такая у них игра «купи-продай». Может кого-то такая торговля раздражает, а мне было любопытно, нам некуда было спешить и мы презабавно пообщались с местным народом.