Несколько лет назад будучи в Италии и гуляя по Риму, мы оказались у знаменитого «Фонтана четырех рек», одной из которых была великая река со звучным красивым названием — Рио-де-ла-Плата. Южная Америка! Река, ширина которой в устье больше ее длины, из-за чего и нескончаемые споры — река это или океанский залив. Вода течет, пресная — значит река. А когда прилив или ветра и шторма нагоняют волны из океана — вода становится соленой — значит залив. Но нам-то какая беда? Не будем спорить. Тогда, стоя у фонтана в Риме, думал ли я, что доведется когда-нибудь оказаться на берегу знаменитой Рио-де-ла-Плата, в столице далекой Аргентины, городе контрастов и родине знаменитого аргентинского танго — Буэнос-Айресе.
(это копии с рисунков, авторство которых мне к сожалению неизвестно)
Рождение аргентинского танго
Оркестр, исполняющий танго, состоит из гитары, контрабаса, пианино и бандонеона. Как оркестр мексиканских марьячи не обходится без гитарона, так и оркестр аргентинского танго — без бандонеона. Здесь он ведущий инструмент, звучание которого подчеркивает тоску и экспрессию, красоту и трагичность…. Внешне он смахивает на нашу гармонь или баян.
«Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер, завершая торжественный ужин в честь находящегося с визитом в Буэнос-Айресе президента РФ Владимира Путина, подарила российскому лидеру бандонеон — музыкальный инструмент, который используется при исполнении танго». (Фото Рейтер) Научился ли он играть на бандонеоне — история умалчивает.
В Аргентину бандонеон попал из Германии. В одной из статей я прочел понравившуюся мне фразу: «Бандонеон… немецкий инструмент с великой аргентинской судьбой». Как точно! Танго дало бандонеону новую жизнь, но и само танго немыслимо без бандонеона. Его создатель — немецкий музыкант и торговец музыкальных инструментов Генрих Банд, от чьего имени и пошло название инструмента.
Звучит танго
Меня всегда интересовало, о чем поют исполнители танго, хотя, конечно, догадывался — о чем можно петь с такой тоской и надрывом, как не о несчастной любви или ностальгии по родине. Приведу текст, наверное, самого знаменитого аргентинского танго La Cumparsita в переводе с испанского Наума Сагаловского. Кстати, сначала была написана музыка. И сделал это молодой уругвайский композитор Херардо Эрнан Матос Родригес. Уже потом два аргентинских поэта Паскуаль Контурси и Энрике Педро Марони сочинили текст.
La Cumparsita
Ты не знаешь,
что ты всегда со мною,
я жив тобой одною,
в душе любовь храня…
Тебя забыть не в силах,
терзаюсь неспроста я,
былые дни листая,
ты вспомнишь про меня…
Я друзей своих не вижу,
нет от них мне утешенья,
пропадаю, словно тень, я,
по твоей вине.
Ты ушла, с тех пор покоя
я не знаю ни минуты,
скажи, шалава, почему ты
сокрушила сердце мне?
В нашу комнатку, бывало,
утром солнце приходило,
а теперь тут всё уныло,
нету солнца никогда,
и даже пёс, мой верный сторож,
как друг, делил со мною горе,
не стал ни есть, ни пить, а вскоре
исчез без следа…
Ты не знаешь,
что ты всегда со мною,
я жив тобой одною,
в душе любовь храня…
Тебя забыть не в силах,
терзаюсь неспроста я,
былые дни листая,
ты вспомнишь про меня…
Кумпарсита стала популярной после того как ее исполнил знаменитый аргентинский певец Карлос Гардель, о котором я еще напишу чуть ниже.
В аннотации к переводу Кумпарситы Сагаловский пишет: «В Интернете есть множество записей с танцевальным исполнением танго и всего несколько с вокальным его исполнением замечательными певцами, это — Тито Скипа, Роберто Аланья, Хулио Иглесиас, Карлос Гардель, Рафаэль и др., причём их тексты отличаются один от другого. Для перевода я выбрал текст, исполняемый Карлосом Гарделем.
В испанском тексте есть слово „percanta“, которое имеет несколько значений, в том числе и „проститутка“. Я перевёл его как „шалава“. Если кому-то это слово не нравится, то можно заменить его на слово „красотка“. Откуда нам знать, что имели в виду синьоры Контурси и Марони?..»
Однако танго это не только музыка, не только песня, но и, конечно же, танец! Нет такой туристической группы, которую в Буэнос-Айресе ни привезли бы на улицу Каменито. Именно здесь, на небольшой улочке припортового и беднейшего района Буэнос-Айреса Ла Бока, появился великолепный и неповторимый танец, ставший национальным достоянием Аргентины. Это ТАНГО! Некоторые исследователи утверждают, что «танго, по сути, является сплавом испанской хабанеры, андалузского фанданго, креольской милонги и негритянского кандомбе». Специалистам виднее, но «купаж» получился замечательным!!!
Фото с сайта http://www.montessori-allgaeu.de/content/men-tango
Удивительно, но поначалу танго был танцем чисто мужским. Хотя и этому есть вполне логичные объяснения. Среди переселенцев абсолютное большинство составляли мужчины, среди которых было явное соперничество и борьба за женщину. И женщина зачастую была судьей среди соревнующихся в танце мужчин, выбирая победителя. А аргументом побежденного среди этой портовой публики мог запросто служить и нож. Видимо, не зря танго называли танцем смерти. Всё как у животных! Свадебные танцы и битва за самку до отшибания рогов, а то и до смерти.
В настоящее время конечно же мужчина танцует танго только с женщиной! Хотя, говорят, в некоторых шоу в память о прошлом спектакли начинаются именно с танца мужской пары.
Марселла Мурижо — профессиональная исполнительница танго: «Конечно, женщина должна показывать в танце, что ей нравится партнер. Но мужчине еще надо заслужить такое отношение. Он обязан на три минуты стать идеальным мужчиной, мужчиной мечты, для которого ничего, кроме этой женщины, на свете не существует. Вот если он сумеет показать это в танце, если в ответ на его чувство партнерша потеряет голову — танго получится».
Родившись в бедном районе аргентинской столицы, наводненном эмигрантами со всех частей света, танго постепенно завоевало популярность и у богатой столичной публики. Танго буквально вырвалось из кварталов бедноты. Его стали танцевать в гостиных и салонах Буэнос-Айреса, откуда перекочевало и в Европу. Но еще долго церковь относилась к танго резко отрицательно. Лишь накануне Первой мировой Римский папа отменил запрет на танго для католиков.
А в Аргентине танго стало главным танцем страны еще в XIX веке. Богатый французский иммигрант в память кафе на Итальянском бульваре в Париже открыл в Буэнос-Айресе в 1858 году литературное кафе с таким же названием — «Тортони».
Располагалось оно в самом центре столицы, недалеко от центральной Майской площади, на проспекте Авенида де Майя 825. Здесь собиралась столичная богема и царствовало танго. Здесь пел Карлос Гардель, среди посетителей были и испанский король Хуан Карлос, и великий Федор Шаляпин, и композитор Артур Рубинштейн, и гениальный Альберт Энштейн… Кафе и сейчас там располагается, является самым старым кафе города и входит в десятку самых красивых кафе мира!
Есть в кафе специальный зал для танго, где по вечерам проходят роскошные танго-шоу. В городе много мест, где туристы могут посмотреть танго-шоу и в кафе «Тортони» оно одно из лучших.
Можно ли сказать, что аргентинское танго завоевало весь мир? Наверное, это так и есть. В России оно появилось в начале прошлого века и сразу завоевало популярность. Однако, власти не поощряли интерес к танго. Например, министр просвещения в 1914 году издал указ о запрещении самого упоминания о «вошедшем в большое распространение танце под названием танго». Но время брало своё. Появился Александр Вертинский, Вадим Козин, Петр Лещенко. «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…». А затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов (например, «Военно-полевой роман Петра Тодоровского).
Однако вернемся в район Ла Бока, на улицу Каменито.
Туристам можно безбоязненно гулять по Каменито, но удаляться от нее очень не рекомендуется. Ла Бока — район, мягко говоря, криминальный, и ничуть не уступает по опасности посещению туристами бразильских фавел. Некоторые справочники пишут, что появление здесь без полицейского сопровождения равносильно самоубийству. Наверное, не всё так однозначно, но испытывать судьбу нам не пришлось. Через Ла Бока нас провезли на автобусе и высадили напротив яркого двухэтажного дома, с балкона которого прохожим приветливо махали руками три большие куклы.
Марадону я узнал, конечно, сразу. И он здесь не случайно. По пути к Каменито мы проезжали стадион, на котором блистал великий футболист.
Женщиной в центре оказалась Мари́я Э́ва Ибаргурен Дуа́рте де Перо́н, она же вторая жена аргентинского 29-го и 41-го президента Хуана Доминго Перона, но для простых аргентинцев просто Эвита.
Фото из Интернета
И вот о ней чуть подробней. Судьба этой женщины уникальна, легендарна. Воспитывавшись в бедной семье, мечтала стать актрисой и ею стала — с помощью соблазненного ею «золотого баритона», известного аргентинского певца Магальди. Получая гроши в театре, она подрабатывала не менее древней профессией, а также в качестве фотомодели для порножурналов.Рассказывали даже такой анекдот, что однажды Эвита пожаловалась начальнику президентской охраны, отставному флотскому адмиралу, на оскорбительные выкрики в толпе:
«— Вы слышите? Они меня называют шлюхой!»
«— Я их прекрасно понимаю, мадам, — невозмутимо ответил ей тот. — Я не был в море уже 15 лет, а меня по-прежнему называют адмиралом».
Знакомство с министром печати, телеграфа и радио помогло ей стать актрисой первой величины, а в 1944 году тот познакомил ее с полковником Хуаном Доминго Пероном, одним из лидеров «фашистской» партии Аргентины, будущим президентом страны. Его кумиры — Муссолини и Франко! Она стала его любовницей. После окончания Второй мировой войны, Перон был арестован, но именно Эвита спасла его от расстрела. Она выступила по радио и призвала сторонников Перона спасти своего «народного полковника». Толпа вызволила Перона, однако на следующий день студенты из «Красных бригад» до полусмерти избили Эвиту, вытащив ее из автомобиля, переломав ей всё, что можно. Освобожденный и потрясенный случившимся Перон увез Эвиту из столицы и после ее выздоровления, они обвенчались. Так Эвита стала первой леди страны.
Но любят, чтут и помнят ее за другое. Она пошла в политику. В стране насаждается настоящий культ Эвиты. Она не могла стать матерью из-за последствий избиения, но она стала крестной матерью 7800 детей из самых бедных семей страны! В самом начале 1950 года весь Буэнос-Айрес был обклеен плакатами с ее лицом и огромными лозунгами: «Эва Перон — мать отечества!» и «Эва Перон — Мадонна бедняков». Тогда же она начинает кампанию по борьбе с нищетой, начиная бесплатно раздавать квартиры самым нуждающимся, и за три года она раздала 2500 квартир (квартиры, говорят, принадлежали расстрелянным бизнесменам — на дворе военный режим президента Перона!). Много ездит по стране, занимается благотворительностью, раздает деньги, открывает сельские школы… Даже сам «Великий вождь всех времен и народов» (И. В. Сталин) прислал ей в подарок на день рождения роскошную горностаевую пелерину.
А затем страшная болезнь — лейкемия. Болезнь личная, но стала коллективной трагедией. Ежедневные сводки по радио о состоянии здоровья, паломники со всей страны, молебны за ее выздоровление, специальные алтари, на которых отводили порчу с Эвиты. А под шумок устраняли неугодных оппозиционеров, якобы совершавших колдовские действия, чтобы ускорить смерть «мадонны народа». 28 июля 1952 году ее не стало.
Врач, забальзамировавший тело Эвиты (фото из Интернета)
Похороны наших генсеков не идут в сравнение с похоронами Эвиты. Тринадцать дней тело было выставлено для прощания в роскошном саркофаге — и не было дня, чтобы кто-нибудь не попытался покончить с собой у ее гроба. Три года тело Эвиты покоилось в часовне Всеобщей конфедерации труда, пока в 1955 году режим Перона не был свергнут. А далее началось странное странствие саркофага с телом Эвиты по миру. «Его прятали на военной базе и за экраном кинотеатра, в рабочем кабинете одного офицера и в доме другого. Последний случай закончился трагедией: офицер сначала помешался от любви к покойнице, а затем случайно застрелил свою беременную жену, приняв ее за похитителя тела Эвиты. Наконец, Эву Перон под именем Марии Маджи Маджистрис похоронили на кладбище в Мадриде». В 1973 году Перон вернулся в Аргентину и выиграл президентские выборы — вице-президентом была его третья супруга Мари́я Эсте́ла Марти́нес де Перо́н известная как Исабель. 1 июля 1974 года Перон скончался от сердечного приступа, и пост президента по закону заняла Исабель. Кстати, Исабель стала первой женщиной-президентом страны в мире! Она жива до сих пор и живет в Мадриде.
Первое, что она сделала — вернула останки Эвиты из Мадрида в Аргентину, чтобы похоронить ее рядом с Пероном.
По дороге в аэропорт охранники, поссорившись, перестреляли друг друга, и машина врезалась в стену. Гроб чудом не пострадал.
Новое правительство перезахоронило Эвиту в семейном склепе Дуарте на самом дорогом в мире кладбище Реколета. По дороге на кладбище грузовик с телом снова попал в аварию — у водителя за рулем случился инфаркт, машина резко затормозила, и два охранника проткнули друг другу шеи штыками винтовок. Посещение Реколеты, как правило, входит в программу любой туристической группы.
Вот кто стоит рядом с Марадоной! Настолько захватила меня эта история Эвы Перон, что я написал слишком много — не мог остановиться! А вдруг кого-то тоже заинтересует! А нет — прокрутите мышкой, ей-богу это не трудно.
А вот кто стоит справа? Энциклопедия определяет его, как «самая значительная фигура в истории танго». Я уже упоминал его в этой статье. Это-Ка́рлос Гарде́ль — аргентинский певец, композитор и актёр, исполнитель знаменитого танго La Cumparsita, завсегдатая кафе Тортони.
Фото афиши Карлоса Гарделя с сайта http://www.liveinternet.ru/tags/%E0%F0%E3%E5%ED%F2%E8%ED%F1%EA%EE%E5+%F2%E0%ED%E3%EE/
Он и сейчас там, вернее его восковая фигура. Когда Гарделю было 2 года, его мать эмигрировала из Франции в Аргентину, которая стала ему второй родиной и страной его триумфа. Шарль Гарди превратился в Карлоса Гарделя и стал самой значительной фигурой в истории танго. Гардель — идол для миллионов латиноамериканцев. Несмотря на прошедшие со дня его смерти десятилетия существует поговорка: «El Zorzal canta cada día mejor» — «Креольский дрозд поёт лучше с каждым днём».
В июле 1935 года в Колумбии Карлос Гардель погиб в авиакатастрофе при столкновении двух самолетов. Поистине это была трагедия для всей Латинской Америки.
Вот кто встречал нас на улице Каменито, по которой сейчас мы и прогуляемся с Вами.
Здесь нет одинаковых домов, но все они покрашены яркими красками. Говорят оттого, что местные жители разживались краской, остававшейся после покраски кораблей, ведь старый порт был здесь совсем рядом. А если краски одного цвета не хватало на весь дом — не беда, красили другой. Постепенно сложилась традиция. Но почему именно этой улицы, ведь были улицы и поближе к порту. Ответа не нашел.
Улица пешеходная. Если у нас на Арбате уличные музыканты продержались 25 лет и были удалены наиболее яркими представителями Ханты-Мансийского автономного округа, то на Каменито они уже полтора века, и никто не собирается их выгонять. Здесь прямо на улице танцуют танго и за 20 песо можно сфотографироваться с танцовщицей, которая еще и научит паре движений, а то и закинет свою ножку вам на бедро — успевай фотографировать!
Если Буэнос-Айрес сравнивают с Парижем, то Каменито — это Монмартр на аргентинский лад. Танго здесь повсеместно. В многочисленных кафе, на картинах художников, на барельефах, прилепленных к стенам домов, на сувенирных тарелках, майках… А под балконом с Марадоной, Эвитой и Гарделем интересный магазинчик, в котором и мы не преминули оставить свои песо в обмен на пару бутылочек превосходного красного аргентинского вина и несколько сувениров.
Безрукий уличный художник
И всё-таки Каменито сейчас, несмотря на то, что ее называют визитной карточкой Буэнос-Айреса, вряд ли отражает национальных дух современных аргентинцев. Это прежде всего коммерческое предприятие, улица для зевак и туристов. Дешево, но постоянно и беспроигрышно. А танго, как искусство, надо смотреть и слушать в кафе «Тортони» или еще нескольких престижных шоу танго, в одном из которых (TANGO PORTENO) мы и побывали. Это центр города, неподалеку от обелиска построенного в 1936 году в честь 400-летия города. Горожане называют его просто «Обелиск». Адрес TANGO PORTENO: Calle Cerrito 570, Буэнос-Айрес.
Великолепный оркестр в TANGO PORTENO
Описывать танго — дело неблагодарное, его надо смотреть и слушать. Шоу самба, на которое мы неделю назад ходили в Рио-де-Жанейро никакой конкуренции с Шоу танго не выдерживает. НИ-КА-КОЙ!!! Хотя и там было пару интересных номеров. А здесь грандиозный захватывающий спектакль с виртуозным исполнением! Разрешена съемка, поэтому смотрите фоторепортаж.
А это автор этого рассказа со своей женой Ириной, полные впечатлений от только что окончившегося спектакля в TANGO PORTENO