По делам автоблогинга одна крупная топливная компания предложила мне съездить в Алматы для освещения ралли-рейда «Шелковый путь-2016», который впервые в этом году получил международный статус, потому как, его маршрут проходил по трем странам: Россия-Казахстан-Китай.
Само по себе посещение раллийного бивуака уже выглядело для меня привлекательным, а то, что в свободное от событийных дел время будет возможность погулять по Алматы стало для меня дополнительным стимулом и я с удовольствием согласился на их предложение поехать в южную столицу Казахстана.
Чтобы понять мой субъективизм, хочу пояснить, что в далеком 1993 году я уже гостил, еще тогда в Алма-ате и, еще тогда, в столице суверенного государства. Поэтому в сегодняшнем отчете буду невольно сравнивать город с теми временами и с теми обстоятельствами жизни. И так, поехали!
Первое знакомство с новой Алматы (кстати, местные жители мне подтвердили, что название их города никак не склоняется) у меня началось с приземления в международном аэропорту. Само здание хоть и не поражает каким-то архитектурным изяществом, но зато работает для пассажиров очень функционально и выглядит вполне себе на уровне европейских столиц.
1
А вот изюминкой аэродрома является его окаймление горными хребтами Заилийского Алатау. Впрочем, не только аэродрома, а всего города и мы это еще увидим на других фотографиях.
10
Главный зал аэропорта с высокими потолками и удобной навигацией.
Сразу обращают на себя внимание таблички, исполненные на трех языках. Это настраивает на особую волну плавильного котла постсоветского пространства. Вы скажете, что это типично для международных терминалов. Что же, давайте двинемся дальше, в центральную часть города.
Вот, например, двери для общественного транспорта. Мы снова видим надписи на трех языках.
1
Кстати об общественном транспорте. В Алматы теперь есть метрополитен. Со слов местных жителей, его строили 25 лет и вот наконец в декабре 2011 года оно было запущено в эксплуатацию.
Оплата проезда осуществляется с помощью бесконтактных смарт-карт многоразового использования или одноразовых смарт-жетонов. Стоимость одной поездки составляет 80 тенге, по действующему курсу это 16 рублей.
3
Вероятно, из-за сейсмоопасных условий региона станции метро зарыли глубоко под землю. Эскалаторы движутся долго и не очень быстрым темпом, как мы привыкли в России. Время ожидания между поездами около десяти минут. Всё это вкупе превращает поездку на метро не как средство стремительного передвижения по мегаполису, а увлекательно-развлекательное путешествение под землей. Возможно из-за этого как следствие, пассажиров в метро еще не очень много.
2
В вагонах метро южно-корейского производства работают кондиционеры и доступна сотовая связь, иначе зачем все жители как один, тупят в экранчики своих смартфонов.
2
Архитектура станций мне напомнило московский метрополитен. Не знаю точно, имеет ли отношение Москва к алматинскому метро, но одна из девяти действующих станций носит название Moscow. А отделочный дизайн, конечно, носит местный колорит. Красиво и чисто, но пока очень малолюдно. Это сразу бросается в глаза.
4
Давайте вернемся на поверхность земли. Вот так может выглядеть город из окна автомобиля. Едешь себе спокойно и заодно обозреваешь впереди себя горные пейзажи с белоснежными шапками на пиках.
Стоимость 95-го бензина в Алматы 140 тенге, то есть 28 рублей за литр. При этом в Казахстане, в том числе, работают российские АЗС, которые привозят бензин из России. Вот и делайте выводы об оптовых ценах на наших НПЗ.
1
Алматы очень зеленый город. Это известный факт еще со времен его основания. Ну, а как тут может быть иначе, при таком благоприятном климате.
4
По всему городу, словно кровеносная система человека, проходят водоотводные каналы — арыки. Вода в них течет круглый год, давая прохладу летом и согревая зимой.
4
В центральной части города на помощь в борьбе с летней жарой к арыкам приходят уже фонтаны.
4
Административный центр Алматы — Республиканская площадь и стела с Золотым Человеком, символизирующего свободу и независимость.
Независимость, как я понял, для Казахстана очень насущный вопрос. Страна занимает большую территорию с небольшой численностью населения. На севере у Казахстана очень сильный и не очень управляемый сосед — Россия. На юге не менее могущественный сосед — Китай.
Чтобы сохранить органично-сбалансированные отношения со своими соседями требуется большое искусство дипломатии.
С одной стороны Казахстан старается демонстрировать свою самостоятельность, а с другой стороны его тесные связи с Россией на лицо. Как последний пример, граждане Казахстана поддержали Россию в турецком конфликте и также перестали летать на средиземноморские курорты и сразу же начали покупать путевки после невнятного извинения Эрдогана. И также попали на отмененные авиарейсы после неудачной попытки государственного переворота в Турции.
4
Надо сказать, что гуляя по Алматы, я испытывал очень странные, труднообъяснимые ощущения. С одной стороны, мой мозг помнил, что накануне я уехал из родного дома и сейчас нахожусь за тридевять земель от него, вывески на зданиях подтверждали, что я за границей, при этом у меня нет заграничного паспорта. А на улицах вокруг преимущественно была слышна русская речь.
Местами разбитый бордюр, железные автобусные остановки и хрущевско-упрощенная архитектура говорили мне будто я и не уезжал никуда.
Для меня Казахстан пока остается самой российской республикой на постсоветском пространстве. Возможно, это и к лучшему, как бы там ни старались в акимате произвести обратное впечатление.
7
Современные жилые и офисные здания только добавляют общую похожесть на все города.
И всё-таки, у Алматы есть своя изюминка, свой почерк, своя душа. Одним из звеньев в цепочке составляющей впечатлений это горная гряда на горизонте города. Особняком красуется, как вишенка на торте — алматинская телебашня.
4
Опять же, телебашня, построенная 1984 году — это наследие советского периода, которая и по сей день вносит свой вклад в неповторимость города. К сожалению, доступ на смотровую площадку для туриситов пока закрыт. По этой же причине, ресторанное помещение, предусмотренное по проекту, пока пустует.
Думаю, когда Алматы добъется права проведения Олимпийских Зимних Игр, то город ждет новое преображение, включая телебашню. Потенциал ее велик.
На этом наш первый день знакомства с городом подошел к концу. Мы обратили внимание, что алматинцы ловят такси просто голосуя на обочине. Мы последовали их примеру и через пару секунд русскоязычный владелец старой тойоты за небольшую сумму денег согласился отвезти нас в гостиницу.
5
На следующий день принимающая сторона спросила нас куда бы мы хотели съездить после деловой части визита. Все в один голос запросились на «Медео» и это был верный выбор.
5
Среди лесистых гор урочища Медео, на высоте около 1700 метров над уровнем моря находится одноименный спортивный комплекс, предназначенный для конькобежного спорта, хоккея с мячем, фигурного катания и других зимних видов спорта.
Это самый высокогорный спорткомплекс в мире. Искусственный лед высокого качества, современное мультимедийное табло, мягкий климат, средняя солнечная активность — вот отличительные особенности Медео. Лед поддерживается здесь с 1 октября по 1 апреля. Покататься на коньках регулярно приезжают не только местные жители, но и туристы. Каток одновременно вмещает до 3000 человек, а на трибунах помещаются 8500 человек. Каток был построен в 1972 году, с тех пор на нем было установлено множество мировых спортивных рекордов.
3
Выше по ущелью над стадионом стоит знаменательная для города плотина. В 1993 году я поднимался на эту плотину пешком в составе туристической группы и тогда я впервые услышал историю этой плотины.
В 1963 произошла страшная катастрофа на озере Иссык, когда сошедший сель как из чашки выплеснул озеро, образовался вторичный мощнейший поток. Берега озера были густо заселены, сколько погибло людей никто точно не знает.
Именно после этого события было решено построить надежную защиту для столицы Казахстана. Уж не знаю какое проведение вело всех, принимавших участие в этом строительстве, но уложились аккурат к 1973 г.
В июле 1973 года стояла небывалая жара. Ледники стремительно таяли.
15 июля на высоте 3500 метров над уровнем моря произошёл прорыв естественной перемычки моренного озера № 2 на леднике Туюксу. Образовавшийся селевой поток за несколько секунд разрушил лёгкую плотину в урочище Мынжилки, за считанные минуты пронёсся мимо Чимбулака. Скорость потока была огромная — 60–70 км/час, расход воды — 10 тысяч кубометров в секунду. Около шести часов вечера сель со страшным грохотом пронесся возле дома отдыха «Горельник». За несколько секунд снеся стальную защитную преграду. Эта преграда только ухудшила ситуацию — на несколько секунд поток остановился, далее накопив энергию прорвал сооружение и усилившийся понесся дальше. Разлетевшиеся от этого удара гигантские валуны весом несколько тонн (до 300 т.) засыпали турбазу. Погибло много отдыхающих — был день заезда.
К селехранилищу плотины «Медео» поток подошел в 18 часов 17 минут и продолжался около 3 часов. Плотина выстояла, приняв на себя чудовищный удар (по оценкам — до 1000 тонн/м2).
Плотина в Медео не просто перегораживает ущелье. В нормальном режиме работы она пропускает через себя воды Малой Алмаатинки. Еще в начале строительства реку пропустили через огромный туннель, затем на этот туннель легла плотина. Никаких других водосбросов в теле плотины тогда не было.
Сошедшие 4 миллиона кубометров селевой массы (а это грязь с камнями) мгновенно закупорили этот водовод. Спустя сутки сошел еще один сель принесший еще миллион кубометров грязи. А речка — после схода селей продолжала нести свои воды, только плотина превратилась в закупоренную ванну. Уровень воды быстро повышался. На гребне стали проступать трещины. 18 июля уровень воды в селехранилище достиг критической отметки: до гребня оставалось 10 метров, в теле плотины началась фильтрация воды, попросту говоря, образовались течи. Добраться до закупоренного водовода было невозможно. Еще с первого дня развитие ситуации не оставляло сомнений — грядет катастрофа. В Алма-ату началась переброска мощных насосов и земснарядов. В кратчайший срок были сварены и переброшены через гребень плотины трубы диаметром 140 см. За два дня было сделано столько, сколько вряд ли в обычное время способны успеть и за месяц. Наконец 20-го июля насосы заработали, за несколько дней вода была откачана. Плотина, город, жизни сотен тысяч людей были спасены.
2
А сегодня здесь продолжается строительство современных горнолыжных туркомплексов. По канатной дороге в комфортных кабинах мы поднялись на «Чимбулак». Если внизу при посадке температура воздуха была плюс 30, ты на выходе наверху электронный градусник показывал всего +17.
Туркомплекс выглядит очень современно. Сюда непременно нужно приехать зимой покататься на горных лыжах.
Группа индийский туристов. Фото на память. Чимбулак знатная визитная карточка Алматы.
А теперь немного бытовых наблюдений. В Казахстане сигареты еще в открытом доступе занимают главные места на торговых полках. В России такого уже давно нет.
Игровые автоматы тоже в свободном доступе. Их легко можно увидеть в вестибюле любого продуктового магазина.
Распитие алкоголя в общественных местах? Не знаю точно как обстоит это дело с точки зрения закона, наверняка, у них тоже распитие под запретом. Хотелось бы в это верить, но это фото я сделал аккурат у Президентского дворца на площади Независимости.
Гостеприимные алматинцы рекомендовали нам, ищущим особый восточный колорит, посетить их центральный рынок Зеленый Базар.
1
По древней народной традиции, здесь предлагается много мяса.
1
Хотя, откровенно говоря, сам рынок не произвел благоприятного впечатления. И особой восточности мы здесь не заметили.
Разве что конины здесь продается не меньше, чем говядины и баранины. Забыл обратить внимание, есть ли в предложении свинина.
И к слову сказать, нам удалось отведать основные национальные блюда, в которую обязательно входят шубат, кумыс, бешбармак, казы, жая, баурсаки.
1
И конечно же, где как не за вкусным угощением можно удариться в длительные разговоры о бытие сознания.
К своему удивлению, я узнал новые факты о современном Казахстане. Средняя заработная плата обычного гражданина составляет 80 тыс.тенге. Хотя официальные власти утверждают о цифре в 150 тыс.тенге.
Я думал отток из Казахстана русскоязычного населения уже прекратился, но он стабилен из года в год.
Конечно, одним из серьезных мотивов для смены гражданства остается языковой вопрос. Очень часто желающими переехать в РФ движет сомнение: а что будет после Нурсултана Назарбаева? Люди уверены, что пока он руководит страной, все будет спокойно, но как только он покинет свой пост, начнутся притеснения по языковым и этническим признакам. Это, пожалуй, один из самых распространенных ответов уезжающих русских на поставленный нами вопрос.
2
До отлета домой нам оставалось еще пол-дня и тогда мы решили посетить еще одну яркую достопримечательность Алматы.
Гора Кок-Тобе — одно из самых живописных мест города.
2
На гору подняться можно по современной канатной дороге с комфортными кабинками. Стоимость билета в одну сторону 1000 тенге.
При подъеме можно любоваться видами города. Подробнее рассмотреть функциональность новой объездной дороги.
6
А уже на высоте 1100 метров над уровнем моря открываются замечательные виды на город и горы.
10
Но больше всего меня поразила верхняя обзорная площадка на горе. Такого качества дизайна и отделки я не ожидал увидеть.
Подняться на Кок-Тобе можно также на специальном микроавтобусе, или, если есть желание, даже пешком.
Здесь можно неспеша перекусить, обозревая окресности внизу.
2
А если хочется еще выше, то к вашим услугам местное колесо обозрения.
Что мы и сделали. Стоимость попадания на колесо обозрения 500 тенге.
И там же наверху строится развлекательный комплекс, включая ресторан с витражными окнами.
Из всех мест, посещенных нами за короткий период пребывания в Алматы, Кок-Тобе мне понравился больше всего.
Не судите строго, если мое видение текущей ситуации не совпадает с вашим. Я старался сделать интересным свой репортаж
2
Ночью мы прибыли в аэропорт и улетели домой, в Россию.
6
До новых встреч, дорогие путешественники. Русский МИР тоже велик для интересных открытий.