Летчиков уважают все, а девушки их еще и любят. Редкий парень не мечтает стать летчиком, и я не был исключением, но с юности понимал, что здоровьем не вышел, а таких не берут в космонавты, тьфу, в летчики! Поэтому, оказаться за штурвалом мне не «светило» никогда. Однако, после просмотра голливудских фильмов у меня укоренилась мысль, что любой человек без опыта может посадить даже самый большой самолет по подсказкам диспетчера. Почему-то я уверился, что в случае критической ситуации, и мне будет по силам самостоятельная посадка.
В очередной раз неуклонно приближалось день рождения друга и блоггера Коли (Ronadort). Скажу честно, терпеть не могу дни рождения — каждый раз приходится решать непосильную задачу: «что подарить в этот раз?!?» Коля повидал и испытал в жизни почти все, он даже в бизнес-классе Emirates летал, а это не хухры-мухры. А вот за штурвалом самолета не сидел никогда, вот я и решил подарить ему такую возможность. На ДР подарочный сертификат был принят с интересом и оживлением, договорились ехать вместе, Коля будет летать и мы снимать его подвиги. Настал канун вылета, внезапно вечернюю тишину разорвал резкий звонок: «Серега, лететь не могу, если хочешь, давай ты…», сказать, что я был шокирован, значит не сказать ничего.
Ранним утром Коля с Олей лихо подкатили к нам на крутой черной тачке, и помчались на аэродром со смешным названием Крутышки http://fly-zone.ru/. Пассажирский салон мы забили пакетами и сумочками, сами втиснулись между ними. А в объемном багажнике, на плацкартном месте, комфортно и вальяжно расположился мощный, но воспитанный ротвейлер Мэйсон. Сто с лишним км даже ему не показались утомительными, слова «собачья жизнь» нынче резко поменяли свое значение. Как хорошо ехать в субботу утром — пробок из Москвы нет, трасса Дон отличная, лети себе со скоростью поршневого самолета. Огорчает только одно, что теперь проезд платный, за 40 км надо раскошелиться на 100 рубчиков, а совсем недавно было всего 30р, когда же нахапаются олигархи?
Аэродром принадлежал ДОСААФ, и раньше знавал лучшие времена, сейчас он в упадке, но суровая охрана в вагончике все равно строго бдит. На летном поле стоят «убитые в хлам» остовы самолетов, которые никогда не взлетят, между плитами рулежных дорожек пышно проросла зеленая травка. А туристов катают на крошечных спортивных ЯК-18Т, их хранят в ангарах. Самолет такой легкий (1,5тн), что его без труда могут выкатить на поле два мужика. Увидев потрепанный жизнью и непосильной эксплуатаций аэроплан, на котором мне предстояло лететь, жена побледнела и робко прошептала: «Может, не полетишь?!?»
Самолет заправили, техник сцедил топливо в банку, пояснив, что это проба на случай аварии. Парень вручную прокрутил винт, раздались сакраментальные слова «ОТ ВИНТА!», винтокрут отскочил. Двигатель взревел и начал плеваться сизым дымом, пропеллер стал рубить лопастями раскаленный воздух, а самолет задрожал всем своим натруженным корпусом. Женщины с опаской смотрели на подготовку к полету. Короткий инструктаж: слушать пилота, ничего не трогать и не делать резких движений. Парашюты не положены, все равно открыть не успеете, но беспокоится не стоит, самолет сам, как планер-парашют, в случае чего, сядет без двигателя.
Вместе с пилотом в кабину сажают трех учеников-экстремалов, перед глазами приборная доска со множеством непонятных циферблатов и тублеров, Как можно среди них разобраться? ума не приложу. Нам показали 3–4 самых главных, остальные все равно не запомним. Короткий разгон по ВПП, неровно выложенной плитами, поток горячего воздуха бьет в лицо из приоткрытых форточек, мы в воздухе. Земля быстро уходит вниз и покрывается легкой дымкой, левый разворот, под крылом монастырь и река Ока — с высоты она совсем не кажется широкой. Настает волнительный момент взяться за штурвал своими руками: я решил только подержаться за «баранку», и абсолютно ничего не делать. Однако, так нельзя — самолет немедленно стал задирать нос вверх, а еще и крениться то вправо, то влево. Пришлось нажать на штурвал, а еще и выправлять крены. Ощущения ответственности и опасности просто захлестывают, только сидя в кресле пилота, понимаешь, как легко его «уронить». По регламенту ученик за штурвалом проводит 10 минут, в реальности чуть меньше, но мне эти минуты показались вечностью.
Раньше я не раз наблюдал за пилотами в полете — на вид они не напрягаются, и много чего успевают, кроме пилотирования. Мне же даже в боковое окно не удалось посмотреть, взгляд был намертво прикован к горизонту. Левый разворот для захода на полосу я выполнил не так уж и неплохо, сразу выведя самолет на полосу, и начал снижение для посадки, Неожиданно, еще мгновение назад послушный самолет перестал слушаться, стал трястись, уходить с глиссады и отклоняться от полосы. Новичкам не дают сажать самолет, пилот взял управление на себя, но минуты, проведенные за штурвалом, убедили, что пилотирование — это невероятно трудно.
После посадки курсанты меняются местами, я покинул кресло 2го пилота и расслабился, как выяснилось, очень зря. Сначала все шло штатно, но потом второй ученик что-то сделал не так, и самолет резко задрал нос, это может быть очень опасно, стало реально страшно. Несмотря на гул мотора, мой громкий возглас «Бл…!», был услышан, и самолет клюнул носом вниз. Мы совершили в воздухе вынужденную «бочку», ощущения, как будто в яму рухнули. После посадки было желание свалить из кабины, но я остался, хорошенько помолившись перед очередным взлетом. Третий ученик решил «помахать» крылышками в полете, выписывая крутые виражи, но это уже были детские шалости.
По прилету ко мне первой добежала побелевшая жена, за ней спешил Коля с видео, чтобы снять блиц-интервью. Общие ощущения: когда управляешь сам, это очень ответственно и напряжно, когда управляет сосед — бывает страшно. Самостоятельно посадить самолет неподготовленному человеку невозможно, фильмы Голливуда — это пустая фантазия. Очень жалею, что не полетела Колина жена — Оля, ей бы точно понравилось, она, ведь, экстремалка!))) Адреналину за полет хватаешь с излишком, воспоминания остаются надолго. Хотел бы я повторить полет? — не знаю…, но в жизни все надо попробовать!
Когда я летал, на поле приземлился вертолет — жизнь старого аэродрома продолжается. Пока мы фотографировались у самолета, раскаленную тишину разорвал характерный свист реактивных турбин — на взлет пошла реактивная «спарка» Л-39, это полетел кататься еще один экстремал. Такой полет на порядок дороже, но и значительно интереснее, теперь будет о чем мечтать на будущее. Выйдя за пределы охраняемой зоны, мы с Колей немедленно «накатили» по рюмочке вискарика: у меня руки подрагивали после полета, и надо было снять напряжение.
По совершенной случайности Крутышки оказались недалеко от нашего дачного участка с сарайчиком, туда мы и отправились отпраздновать полет и пересидеть дикую жару. На подъезде к даче есть речка, где мы с удовольствием искупались, даже Мэйсон с радостью залез в прохладную воду и совершенно не хотел оттуда вылезать.
На даче устроились в тенечке, и до самого вечера под закусь и барбекю говорили о путешествиях, полетах, планах на будущее. Обжора Мэйсон сидел рядом со столом и с сожалением провожал взглядом каждый кусочек, съеденный людьми. Конечно, ему тоже многое доставалось, но песику хотелось большего. В пылу бесед все совершенно забыли, что собака умная и воспитанная и не может делать пи-пи у себя дома, а участок она воспринимает, как дом. Пришлось бедному псу терпеть до самого утра, пока Коля не выгулял его на улице.
На участке как раз к нашему приезду поспел урожай смородины, закусывать вискарь свежими ягодками с веток — одно удовольcтвие. На следующий день мы совместно собрали красные и черные ягоды с кустов и отправились домой, еще раз купнувшись в речке. Выходные удались на 100%
PS Фото делали в шесть рук: Коля, Оля и я…
Теги:
Экстремальный отдых