21-го мая на авиабазе в Кубинке состоялись праздничные мероприятия, посвященные 25-летию образования авиационных групп высшего пилотажа «Стрижи» и «Русские витязи». На сцене неподалёку от административного здания авиабазы состоялись выступления некоторых российских музыкальных групп. На статической площадке авиабазы демонстрировались образцы боевых самолётов и вертолётов, состоящих на вооружении ВКС России. Главным же событием этого дня были показательные полёты с участием российских пилотажных групп.
Авиабаза в Кубинке — это место дислокации этих двух знаменитых пилотажных групп. Если говорить уж совсем точным и правильным языком, то звучит это так: На подмосковной авиабазе Кубинка дислоцируется Центр показа авиационной техники 4 Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ, до 2011 г. именовавшийся 237-м гвардейским Проскуровским Краснознаменным орденов Кутузова и Александра Невского Центром показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба (ЦПАТ). В свою очередь Центр показа авиационной техники образован на базе 234-го гвардейского истребительного авиационного Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского полка имени Ленинского Комсомола. И уже в 50-х и 60-х годах прошедшего столетия полк принимал активное участие во всех авиационных парадах, проводимых над Москвой. В 70-е и 80-е годы помимо повседневной учебной подготовки и проведения многочисленных демонстраций возможностей новой боевой авиационной техники, показов иностранным делегациям на земле и в воздухе советских боевых самолетов, группы «пилотажного» полка регулярно совершали дружественные визиты во Францию, Финляндию и Швецию, выступали принимающей стороной, когда делегации ВВС этих стран посещали СССР с ответными визитами.
Более подробную информацию об истории авиабазы в Кубинке можно посмотреть здесь.
А я вернусь к «виновникам торжества».
Обе пилотажные группы были сформированы практически одновременно: «Русские витязи» 5 апреля 1991, «Стрижи» 6 мая 1991. Лётчики «Стрижей» выполняют групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых истребителях МиГ-29. Лётчики «Русских витязей» выполняют групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых истребителях Су-27. Уникальность «Русских витязей» состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолётах класса «тяжёлый истребитель».
А теперь всё по порядку. Я глубоко благодарен своему товарищу на работе. Офицер ВВС в отставке, проживающий в Кубинке и имеющий в своё время самое что ни на есть прямое отношение и к авиабазе в Кубинке, и к самим пилотажным группам. Зная о моей любви к «военщине» (а особенно к авиации), он сообщил мне о предстоящем авиашоу в Кубинке за пару недель до предстоящего мероприятия. И сообщил (очень немаловажный момент) то, что вход на авиашоу свободный, только нужно иметь при себе паспорт. Так уж получилось, что я пропустил три последних МАКСа в Жуковском. Последним моим авиашоу, на котором я был, было «100-летие ВВС» в Жуковском в 2012-м. И, конечно же, я воспринял это сообщение «на Ура». Но всё же… Одно дело — желание, а другое — обстоятельства. А обстоятельства таковы… Напомню, что 14-го мая была встреча туристеров. В этот день была великолепнейшая погода. А уже на следующий день погода испортилась. Я уж не говорю про погоду на следующей неделе (т. е. накануне авиашоу). Все дни была очень пасмурная погода и шли дожди. И если для такого мероприятия, как встреча туристеров, плохая погода — не помеха. Встречу можно провести в закрытом от дождя помещении (как это и было в мае 2015-го). Для авиашоу погода имеет первостепеннейшее значение. Под проливным дождём или при низкой сплошной облачности авиашоу может и не состояться (как это и было на МАКСе в 2009-м). В итоге, я как-то и подзабыл о предстоящем событии в Кубинке. И вновь огромнейшее спасибо моему товарищу. В четверг (за два дня…) он спросил меня, поеду ли я в Кубинку. А я уже и забыл про это авиашоу. Мы оба сошлись на том, что не имеет смысла ехать туда при такой погоде. А вот ближе к вечеру в пятницу небо над Москвой неожиданно стало полностью чистым. Но прогнозы погоды на субботу говорили о том, что в субботу будут дожди. И всё же я решил рискнуть. Знал, что буду «локти кусать», если в плане полётов всё будет нормально, а я не поехал бы. Решил, что надо рискнуть. И как оно оказалось, правильно сделал. Так уж получилось, что в этот день (в пятницу) домой пришёл сравнительно поздно. В итоге, кроме решения о том, что нужно ехать, у меня ничего не было. Т. е. я оказался совсем не готов. Карты памяти для фотоаппарата полностью забиты фотографиями последней поездки, Т. е. надо перекинуть эти фотографии с парочки карт на комп. Более того — скинуть надо на два разных жёстких диска (это уже опыт… один раз жёсткий диск в компе, на котором были фотографии, выходил из строя). Я уж не говорю про то, что надо было найти куда ехать, как ехать, во сколько ехать и т. д. И если «куда ехать» и «как ехать» особых вопросов не вызывали (Ну не один же я такой умник, решивший посмотреть полёты), то вопрос «когда ехать» нужно было всё же решать. Всё же пришлось лезть в интернет, искать хоть какую-то информацию. А это вам не МАКС или «100-летие ВВС» в Жуковском. Никакой рекламы практически не было. Хорошее слово — «практически». Всё же на каких-то форумах что-то нашёл. Нашёл, что вход на авиабазу открывается в 9.00, в 10.30 начинаются концерты различных исполнителей.
Про полёты ничего не нашёл. Нашёл подходящую электричку, которая пребывает в Кубинку 10.01. Понял, что это самая подходящая электричка, а уж за полчаса как-нибудь доеду до авиабазы. Эх! Как потом оказалось — полная наивность…
Итак. В 10.01 я вышел на платформе Кубинка. Сразу вычислил нескольких человек, таких же как и я, приехавших на это мероприятие. Спросил кого-то из них и узнал, куда нужно идти. Пришёл на остановку и увидел очередь (как уже потом дома, я измерил расстояние) в метров 80. Подумаешь… весьма небольшая очередь (для подобного мероприятия). Я встал в хвост очереди и стал ждать вместе со всеми маршрутки. Первая маршрутка появилась минут через 20… Ещё минут через несколько была вторая… И тут я понимаю, что с таким продвижением очереди, я и через час никуда не уеду. Кто-то пытался частников поймать, чтобы подвезли до места. Абсолютно безуспешно. В толпе слышу разные разговоры, из которых понимаю, что хватает народу, которые уже бывали на авиабазе. Услышал, что лётная программа начнётся в 12.00 и закончится в 15.00. Я спросил кого-то, а далеко ли идти пешком (уже понимая, что на маршрутке не уедешь…). Ответ услышал замечательный: очень далеко. Конечно же, это не ответ. Для кого-то и пару километров — уже очень далеко. Попытался посмотреть на карте своего смартфона — карта не грузится (а уж тем более карту нужно было смотреть не простой план, а спутниковый план, чтобы увидеть аэродром). А дома карту я даже не смотрел, полагаясь, что уеду без проблем на маршрутках. Решил позвонить тому самому своему приятелю, который живёт в Кубинке (уж он знает точный ответ). И тут меня очередной удар настигает: недостаточно средств для звонка. От этого и карты не грузились. Вот только у нас в России карты привязаны к интернету! Даже в Белоруссии, чтобы посмотреть Яндекс-карты или Google-карты не нужно выходить в интернет. В общем…облажался по-полной, совсем не подготовился к поездке. Тем временем подошли сразу две маршрутки, очередь немного продвинулась. Но всё равно я был далековато. И тут я увидел двух мужчин, которые между собой решили — идём пешком. Я их сразу же спросил: реально дойти? Услышал ответ, что реально. И отправился с ними
Засёк время — 10.50. Т. е. почти час времени было убито напрочь. По дороге мы разговорились. Один из моих «проводников» тоже оказался офицером ВВС в отставке, как и мой приятель. Уже метров через 500 мы обогнали эти две последние маршрутки, и шли мимо бесконечной колонны автомобилей. Автомобили, автобусы и т. д. стояли абсолютно без движения. Эта очередь была длиной в несколько километров. Так что, попасть на авиашоу можно было только пешком. Это уже потом дома я посмотрел, а сколько же мне пришлось протопать пешком в этот день. Оказалось, что пешком я прошёл около 16 км: от остановки до КПП было 5,2 км и 2,5 км на самой авиабазе (и умножаем это на два — обратный путь). Те, кто приехал на машине прошли пешком, ну разве что, километра на 4 меньше.
В 11.40 мы уже подходили к авиабазе. Только началось бетонное ограждение авиабазы (а это 800 метров от КПП), я увидел в небе пару поршневых DC-3 (Ли-2) стального цвета. Они совершили круговой облёт вокруг авиабазы. Т. е. полёты начались всё же не в 12.00. Сразу после Ли-2 я увидел в небе странный непонятный аппарат. А мы тем временем проходили мимо места, где бетонный забор заканчивался и вместо бетонного забора было ограждение из колючей проволоки. Чётко перпендикулярно взлётной полосе. Я сразу обратил на этот участок в ограждении, потому как понял, что это весьма удобное место для наблюдения полётов. Ширина этого участка была метров в 200. Но я всё же пошёл по направлению к КПП. Но когда увидел огромную широкую очередь в КПП, понял, что на КПП и через полчаса не попаду. А ведь ещё и территории авиабазы нужно пешочком пройти весьма немалое расстояние. Поэтому я сразу же повернул назад, чтобы занять место, где в бетонном заборе была брешь с ограждением из колючей проволоки. И понял, что очень вовремя я решил там встать. Всего лишь несколькими минутами ранее народу в этом месте было гораздо меньше. Я встал на «свой боевой пост» и стал смотреть и снимать авиашоу. С моего места весьма неплохо просматривалась авиабаза. Было видно много стоявших самолётов, особенно в глаза бросались в виду своих размеров стратегический бомбардировщик Ту-160 и дальний бомбардировщик Ту-22 М³ на статической стоянке.
В 11.51 взлетел Ил-76, хотя скорее всего это был Ил-78 — самолёт заправщик. Он взлетел и сразу же по прямой улетел куда-то вдаль.
А в 12.00 на взлётную полосу стали выкатываться один за другим истребители. Какие именно не было видно: всё же далековато. И вот взревели двигатели, и в небо взлетела тройка истребителей Су-27
Тройка Су-27 сделали левый вираж, показав себя во всей красе
И сразу же поднялась ещё пара истребителей Су-27
Не прошло и минуты после взлёта первой тройки самолётов, как все пять Су-27 собрались в группу.
И все пять самолётов скрылись где-то вдали. Вот эта пятёрка Су-27 и есть пилотажная группа «Русские витязи». Самолёты этой пилотажной группы раскрашены в цвета флага Российской Федерации.
Через пару минут взлетел один истребитель Миг-29 пилотажной группы «Стрижи». Несколько минут в небе он был один, лётчик демонстрировал одиночный пилотаж.
Затем на взлётной полосе показалась четвёрка боевых вертолётов Ми-28Н «Ночной охотник». Управляли этими вертолётами лётчики пилотажной группы «Беркуты».
И если самолёты взлетали в сторону, где стоял я, то вертолёты взлетели и улетели в противоположную сторону. С моей точки мне было видно, что они улетели и кружили над какой-то точкой на некотором удалении от авиабазы. А через некоторое время в небе показались в едином строю все пять Су-27, сопровождающих тот самый Ил-76. Летели они в сторону авиабазы с того направления, куда самолёты взлетали. Самолёты пролетели над взлётной полосой, после чего пять Су-27 повернули вправо, а Ил-76 улетел в прямом направлении
Так начался групповой пилотаж «Русских витязей». Смотря правде в глаза, не скажу, что в этот день и «Стрижи» и «Витязи» показали всё, что они могли показать. В основном они (и «Стрижи», и «Витязи») крутили групповые горизонтальные виражи. Думаю, что причиной этого были погодные условия. Я ещё ни слова не сказал о погоде в этот день. О том, что накануне, вечером в пятницу, небо над Москвой было полностью чистым, я уже говорил. Но в субботу всё же опять набежали тёмные тучи и небо в основном было в этих тучах. Но дождя, слава богу, с утра и на начало полётов не было.
Покрутив в небе групповой пилотаж 5 минут в составе пяти самолётов, пятёрка «Витязей» трансформировалась в четвёрку. Один из самолётов отделился от группы улетел в сторону
Далее в течении нескольких минут «Витязи» показывали пилотаж вчетвером. Разным строем летали они, но в основном они летали строем «ромб».
Через какое-то время четвёрка трансформировалась в двойку. Пара Су-27 демонстрировали фигуру пилотажа «Зеркало».
Полёт на встречных курсах
Вскоре и от пары Су-27 в небе остался только один самолёт
А вскоре в небе над авиабазой появилась интересная группа. Клином пролетала группа из одного истребителя Су-27 и четырёх боевых вертолётов Ми-28Н.
Это были те самые вертолёты, которые взлетели и кружили где-то в стороне от авиабазы. А Су-27 тот, который отделился от пятёрки Су-27. И вот они пролетали в одном строю. Вся фишка этого пролёта заключается в том, что Су-27 летел на своей минимальной скорости, а Ми-28Н — на максимальной скорости. Су-27 летел с поднятым тормозным щитком. Совершив разворот за пределами авиабазы, группа показала эффектный роспуск.
Вскоре с интервалом в несколько секунд в небо поднялись две группы истребителей МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи».
Через пару минут обе группы перестроились в одну и начался групповой пилотаж «Стрижей». В основном летали они строем «пирамида», но были и другие строи.
Уже позже, я посмотрел по своим фотографиям, а сколько же времени продолжался их пилотаж? Примерно 20 минут длился их пилотаж. Минут через 10 после начала пилотажа «Стрижей» погода испортилась. Пошёл мельчайший моросящий дождь, некая водяная пыль при которой даже зонт раскрывать не нужно. Но видимость всё же резко ухудшилась. Хорошо, что эта морось длилась буквально несколько минут.
А на взлётной полосе показались лёгкие спортивные поршневые самолёты. Как я уже после узнал, это было совместное выступление семикратной абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу Светланы Капаниной и пилотажная группа «Первый полет». Интересные выкрутасы показали они в небе. Особенный интерес придавали дымовые шлейфы за самолётами.
Полёты поршневых спортивных самолётов — зрелище, конечно, интересное, но всё же я больше фанатею от военной авиации. Но я знал (и видел с той точки, где стоял), что в этот день помимо полётов, можно было посмотреть самолёты и на статической площадке. И с моей стороны было бы глупо довольствоваться только одной полётной программой. Похоже, подошёл самый подходящий момент, чтобы пройти на саму авиабазу. Очередь на КПП была, но она была значительно меньше. Перед самим КПП я увидел весьма большую кучу бутылок с водой и другими напитками. Т. е. пронос жидкости на авиабазу запрещён. На КПП особой проверки не было, нужно было только показать свой паспорт с фотографией. Когда я прошёл КПП и оказался уже на территории авиабазы (на это ушло буквально несколько минут), шёл небольшой дождь (именно дождь, а не мельчайшая морось). В небе в это время я увидел парашютистов.
Сразу за КПП вдоль асфальтированной дороги стоят несколько самолётов в виде экспонатов: истребитель МиГ-21, истребитель МиГ-23, истребитель-бомбардировщик Су-7 и истребитель МиГ-29.
А я направился туда, где собственно, и происходили торжественные мероприятия. Для более тщательного досмотра предстояло пройти через рамку металлодетектора. Недалеко от места прохода на главную территорию авиабазы, где проходили торжества на постаменте возвышается знаменитый истребитель МиГ-15. В своё время на этом самолёте летал мой отец.
Мимо меня проехала группа байкеров.
Далее я прошёл мимо сцены, на которой в этот день проходили выступления музыкантов.
В тот момент времени, когда я проходил мимо сцены, музыкантов на сцене не было. Меня это как-то нисколько не волновало, не на концерт же я пришёл. Народу было много, но всё же это не те десятки тысяч зрителей, приезжающих на МАКС в Жуковский.
А в небе в это время кружил боевой вертолёт-Ка-52.
Фактически он уже заканчивал полёт.
Увы, что-то пришлось пропустить, пока пройдёшь все точки проходов.
После одиночного пилотажа на вертолёте-Ка-52, в небо поднялась группа боевых вертолётов Ми-28Н пилотажной группы «Беркуты». Вначале это был групповой пилотаж.
Потом пилотаж был одиночным.
Между тем, стрелки часов уже приближались ближе к трём часам. Небо вдруг, как по мановению волшебной палочки, стало чистым и практически безоблачным. И вот в небо поднялись двумя группами Су-27 «Русских витязей». Когда поднялись «Стрижи», я не заметил.
А уже через несколько минут все зрители видели в небе знаменитый «Кубинский бриллиант» из пятерки Су-27 и четвёрки МиГ-29.
Совместный групповой пилотаж «Витязей» и «Стрижей» продолжался около десяти минут и завершился эффектным роспуском группы. По сути это был завершающий аккорд авиашоу.
Вскоре один за другим все самолёты группы один за другим катились по взлётно-посадочной полосе. Вначале сели МиГи, затем и «Сушки». Уже дома, просматривая фотографии, я заметил некоторые нюансы. Увидел, что МиГи «Стрижей» были разными: помимо «обычного» исполнения МиГ-29, была так называемая «спарка» — двухместный учебно-боевой Миг-29УБ.
А ещё только на фотографиях увидел стоящих вдоль взлётно-посадочной полосы чучел для распугивания птиц
Так и завершилась лётная программа этого дня. После чего, я направился к самолётам и вертолётам на статической площадке.
Помимо самолётов и вертолётов, составляющих основу современных ВКС России, я увидел знаменитый самолёт-труженник времён второй мировой войны американский транспортник DC-3. Это были те два самолёта, с которых и началось авиашоу. Правда, никогда мне не приходилось видеть его такой ярко-стальной окраски.
А ещё моё внимание привлёк самолёт, который я увидел впервые. Я прекрасно видел, что это самолёт, созданный на основе гражданского самолёта Ил-18. Я знаю, в ВВС (точнее — ВКС) есть самолёт, созданный на базе Ил-18. Это советский (российский) патрульный самолёт морской авиации Ил-38 (аналог американского Р-3 «Орион»). Видно было, что это тоже самолёт с разведывательной аппаратурой. Но он всё же отличался от Ил-38. И только потом, изрядно полазив по просторам интернета, я всё-таки узнал, что это за самолёт такой. Это самолёт разведчик (в чём я и не сомневался) — Ил-20.
Конечно, таких же как и я, желающих посмотреть авиатехнику, было много. Поэтому никакой речи о «серьёзных» фото и речи нет.
После осмотра авиатехники на статической площадке, я направился в сторону выхода. А ближе к выходу, несколько в стороне, недалеко от административного здания выстроились в рядок те самые Миг-29 и Су-27, которые летали в небе Кубинки в этот день.
Они и до полётов стояли в этом месте, но были огорожены. А вот по окончании полётов к самолётам можно было подойти вплотную. Зрители могли пофотографироваться на фоне этих самолётов. Изголялись как могли.
А я вскоре пошёл на выход. В 16.20 я вышел с территории авиабазы через КПП и направился пешком к ж/д-платформе Кубинка. Ни о каких автобусах маршрутках не могло быть и речи. А шёл мимо огромной вереницы автомобилей и автобусов длиной в несколько километров…
P. S. Несмотря на то, что в этот день мне пришлось проделать пешком такой огромный путь, считаю, что день прошёл весьма удачно. Во-первых, повторюсь, я пропустил три последних МАКСа (правда, побывал на авиашоу «100 лет ВВС»). И поэтому побывать на таком авиашоу — праздник для души. Во-вторых — я побывал в новом для себя месте, где никогда не был. В-третьих (ОЧЕНЬ важный момент) — считаю, что повезло с погодой. Дождь был, но непродолжительный и не сильный (я даже зонт не раскрывал). Ну и последний момент… Я хоть люблю ВСЮ авиацию, но всё же, честно говоря, наибольшее восхищение вызывает военная авиация. Здесь, в Кубинке, была практически представлена только военная авиация (за исключением пилотажной группы «Первый полёт». В общем, был замечательный день!
P. P. S. Пока я готовил этот материал, произошло очень печальное событие. В 10:25 утра 9 июня в подмосковной деревне Мураново погиб летчик пилотажной группы «Русские витязи» Сергей Еременко, уводя самолет в сторону от жилых домов. Еременко возвращался на базу «Кубинка» после демонстрационного полета на открытии памятника погибшим летчикам в деревне Ашукино Московской области. Вечная память!
Теги:
Событийный туризм