Помните замечательную феерию Метерлинка «Синяя птица», по которой был снят одноименный советско-американсий музыкальный фильм из далеких 70-х с участием плеяды звезд: Элизабет Тейлор, Джейн Фонды, Маргариты Тереховой, Георгия Вицина, божественной Надежды Павловой?
«Голубая Птица» — это сказка о счастье. Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица — символ счастья… Главная правда в том, что счастья нет и вместе с тем оно всегда рядом с нами, вот здесь, надо только не полениться протянуть за ним руку." (так кратко изложил суть сказки-притчи Александр Блок).
Казалось бы, какая связь между заявленным Гентом и воспоминаниями о сюжете «Синей птицы»? Гент — родина лауреата Нобелевской премии — Мориса Метерлинка, человека, подарившего нам добрую и поучительную фантазию.
И хотя «Синяя птица» была написана Метерлинком в Париже, он утверждал, что, сочиняя ее, постоянно думал о Генте.
И снова слова А. Блока: «Очень трогательно, что в таком много испытавшем народе, как бельгийцы, который должен был, казалось, ожесточиться, который кажется таким прозаичным, живет такая нежная мечта».
В общем-то, я подвожу к тому, что Гент для автора этой заметки — сказочный город с поэтичной душой
13
А его исторический центр, поражающий средневековым великолепием островерхих крыш, резных башенок чудесных гильдейских особняков, головокружительной красотой вида с моста св. Михаила, является чудесным фоном для символичной, романтичной фантазии-сказки.
Гент был следующим, после Брюгге, городом нашего Брюссельского маршрута Вспоминая Брюгге
14
Помня советы о том, что от вокзала до центра лучше добираться трамваем, при этом надо проехать примерно 6 остановок и выйти, не доезжая моста — мы так и поступили.
В приподнятом настроении, абсолютно готовые к встрече с обещанными красивейшими набережными, оказываемся на мосту св. Михаила.
Он переброшен через реку Лею в самом центре города: с одной стороны остаются собор Святого Баво, Белфорт, тяжелый силуэт церкви Святого Николая, впереди — церковь Святого Михаила. Мы в сердце Гента, а стало быть, и в сердце Старой Фландрии!!!
5
Бронзовый Святой Михаил в боевом облачении, стоящий высоко над мостом, убивает дракона.
Душа затрепетала, замерла в восхищении! Старый Гент, возникший совершенно неожиданно, обступил со всех сторон «торжественным молчанием древних камней»
Пожалуй, одного вида, открывающегося с моста на готические башни, достаточно, чтобы безоговорочно влюбиться в этот город. Гент в Средние века был одним из самых богатых и больших в Европе. С тех времен здесь осталась довольно высокая плотность готических соборов, зданий, замков
15
И уже не терпится дотянуться до высоких башен, пройтись по набережным, наглядеться, налюбоваться, напитаться красотой.
С чего начнем? Церковь Святого Николая — старейшая в Генте, возведенная в честь покровителя торговли Святого Николая
14
Здание церкви заставляет любого проходящего мимо нее остановиться: готический стиль, серо — голубой цвет придают ей довольно мрачный, но в тоже время величественный вид.
Зерновой рынок (Korenmarkt) — это одна из площадей Гента. Рождество, однако…
1 из 4
6
Дома гильдии каменщиков
5
На его изящных пинаклях «танцуют» бронзовые фигурки морисков, которые крутятся от ветра.
Главное здание на площади Korenmarkt — это бывшая Почта в стиле неоготики конца 19-го века
13
С моста святого Михаила две лестницы ведут вниз, на старинные набережные — бывшую Травяную и Хлебную, теперь это Граслей и Коренлей, между которыми протекает река Лейе, берущая начало во Франции
11
13
Набережная Graslei, травяная, по-моему, самое прекрасное место Гента
17
Разноцветье старых цеховых домов, выстроившихся плотной стеной вдоль канала, 52-х метровая башня с часами на набережной Коренлей, поражает не только индивидуальной филигранностью завитков, деталей, но и композиционным единством.
С давних времен в Генте делали прекрасные шелковые и льняные ткани, перерабатывали английскую шерсть, плели кружева — из этой же серии и филигранная отделка зданий
12
Старые гильдейские дома (12–17 век), один интереснее другого.
Левый дом серого цвета — самое старое зернохранилище. ступенчатый фронтон которого считается старейшим в мире.
Справа от склада стоит совсем маленький домик — дом-карлик- в один этаж и одно окно. Он кажется зажатым между внушительными соседями. Это здание заставы 17 века в стиле барокко — таможня. Для сбора налогов с товаров, которыми торговали в порту, требовалось гораздо меньше места, чем для хранения зерна.
Как все изменчиво в подлунном мире! Не думаю, что современные здания таможен столь миниатюрны.
Крайний справа — цеховой дом «свободных шкиперов», которые имели монополию на грузовое судоходство на реках и каналах Гента
12
Дом в центре с вертикальными линиями, рядом с первым зернохранилищем XVвека, называют Домом Ангела.
9
Интуитивно понимаешь, что Травяная набережная — всем набережным набережная. Поэтому камеру направляешь именно на нее.
Хлебная — ей чуть-чуть уступает в безупречной эстетике (сугубо мое), поэтому и кадров с ее видами оказалось мало
8
Невозможно устоять перед потрясающим видом, схваченным с Коренлей
18
Нависшая над водой громада церкви св. Михаила и поднимающиеся из зеновато-мутной реки устои храма, заросшие травой и тиной.
Скажу честно, моя туристическая душа порхала от одного вида к другому, заходясь в восторге. Пришлось взять себя за волосы, как Мюнхгаузен, и с силой отрывать от этого сказочного места
12
Куда бежать: налево, направо, прямо? Путеводитель сулит сказку и там, там, и там…
Пусть это будет старинный «Мясной дом». Большой дом мясников, расположенный на Грунтенмаркт
9
Сегодня здесь можно купить разные продукты и деликатесы из мяса. А в 15 веке в этом длинном здании хранили, перерабатывали мясные изделия и торговали ими.
В маленьком требушинном домике бедняки бесплатно получали отходы от разделки туш
Интерьер мясного пассажа
4
Сейчас здесь большое кафе, где можно попробовать местный мясной специалитет Grandaham, похожий на хамон. Старинные деревянные конструкции потолка до сих пор используются для просушки ветчины.
Не голодны пока, поэтому идем дальше — через реку на площадь Веерлеплейн (Veerleplein) перед замком Гравенстин
16
15
Главным украшением Рыбного рынка служит барочный портал 17 века, украшенный статуями Нептуна и реками Гента: Лис (он) и Шельда (она)
13
От площади графский замок отделяет ров
19
Очень серьезное (грозное?) сооружение, вырастает буквально из реки.
Графский замок стоит на фундаменте древней крепости, возведенной еще Балдуином Железная Рука, а камням, что лежат в его основании, пошла уже вторая тысяча лет. Да и нынешний замок, построенный в 1180 году Филиппом Эльзасским, одна из старейших цитаделей Европы.
Преклоняемся перед столь внушительным возрастом крепости, где есть и башни, и пыточные.
Раннее средневековье — это тревожное и жестокое прошлое Гента — не хочу видеть пыточные.
И мы идем дальше
15
19
Виды рядом с замком душевные — тихие, не отягощенные присутствием человека.
И в подходе к названию столь мощного орудия, отлитого еще в 15 веке, присутствует тонкий юмор. Дулле Грет — легендарный персонаж, воплощение безумия неистовства и беспорядка. А красный цвет пушки дает право именовать ее как «Большой красный дьявол». Длина 5 метров, вес 16 тонн. Зловещий (в прежние времена) облик Безумной Греты напоминает о непрекращающихся распрях, происходящих в этих краях, и должна была охранять площадь Пятничного рынка, находящуюся в нескольких шагах.
Название площади не случайно — рынок проводится в пятницу по существующей традиции, восходящей еще к 1199 году.
Да, да именно в пятницу мы здесь и оказались. Площади не было, был один большой рынок, без особого колорита. На еду посмотрели: сыры, вожделенные сыры… А больше ничего ценного — дешевый ширпотреб.
Нередко эта площадь становилась сценой конфликтов между гильдиями, также здесь проводились казни — последняя состоялась в 1822 году
6
В центре Пятничной площади находится памятник Якобу ван Артевельде (1290–1345), лидеру восстания против графа Фландрии, получившему прозвище «мудрого человека» за то, что во время Столетней войны он выбрал сторону Англии.
Я давно поняла, что не могу заставить себя считать историю наукой, так как она больше похожа на сказку, рассказанную самым громкоголосым, хитрым сказочником.
Вот и человек, стоящий высоко на пьедестале, миф.
Есть Якоб ван Артевельде — герой сказаний и песен, спаситель родины, рыцарь.
Но был подлинный Артевельде — властолюбивый, тщеславный, расчетливый политик. Он был убит спустя несколько лет после своего стремительного возвышения, когда возглавленный им бунт не дал желанного исхода, и гнев народа обратился против него. Хотя, памятник стоит, стало быть, заслужил.
Два дома Пятничной площади привлекли мое внимание
5
Чудесный дом Корпорации кожевников на углу Пятничной площади, построенный в XV столетии, был особенно известен в Генте шумными базарами тканей, устраивавшимися у его стен. О начале распродажи возвещал колокол, висевший в угловой высокой башне.
И на этой же башне, на железных перилах вывешивались материи, признанные негодными, недостойными репутации гентских мастеров
4
Еще один примечательный дом на площади — здание социальной службы Het Bond Moyson, построенное в 1902 году.
Раньше на этом месте стоял торговый центр «Большие Магазины», в нем находились магазин ткани, продуктовый, обувной магазины и пекарня
Мимо церкови Святого Иакова, одной из самых старых приходских церквей города, подходим к ратуше
10
Ратуша меркнет на фоне Белфорда — колокольни высотой 91 метр, увенчанной позолоченным драконом на кончике шпиля.
Что касается ратуши — ее много раз перестраивали, достраивали, строительство замораживали, возобновляли. Потом кому-то приходило в голову, что такой архитектурный стиль уже немоден и надо привнести что-то новое
7
Более поздняя часть фасада, со стороны Ботемаркт, выполнена совсем просто, слегка украшена статуями в нишах на фасаде
3
Вот и получилось так, что у ратуши три разных фасада, каждый в своем стиле. Три в одном — так можно охарактеризовать то, что получилось.
Мне она больше всего нравится со стороны улицы Хоогстрат, куда выходит фасад 16 века, покрытый сложной резьбой в духе пламенеющей готики
8
Но и сейчас там ведутся какие-то сторительно-реставрационные работы, и шум отбойных молотков гонит прочь.
В Генте много интересного и достойного для осмотра и изучения. Я не строила обширные планы, но кафедральный собор Святого Баво был для меня вполне внятной целью. Там хранится сокровище, знаменитый алтарь Ван Эйков, который интересен как художественная ценность, а также интригующий детективными сюжетами
1 из 4
8
Памятник Хуберту Ван Эйку и Яну Ван Эйку, поставленный жителями в знак поклонения перед их творением — полиптихом «Поклонение агнцу», созданному в 1432 году. Детективную историю, связанную с алтарем, можно прочитать:http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5968/ .
Итак, мы в соборе. Заслуживают внимание огромные неф, капеллы, картины Рубенса, мозаичные окна
7
А как милы рождественские уголки!
2
5
Но, но мы здесь — ради алтаря.
Прежде взглянем на копию, размещенную в боковом приделе
1 из 3
4
Она туслая и, кроме того, бликует и не передает в полной мере гипнотизирующего воздействия.
Моя главная цель и мечта, связанная с Гентом — настоящий алтарь, который размещается в отдельной капелле. Вход туда платный (четыре евро), в стоимость входит аудиогид. Муж закапризничал, не захотел идти. Пусть себе погуляет на улице, а я и рада, никто не торопит и не мешает сосредоточиться.
«Поклонение агнцу» — абсолютно гениальное произведение, перед которым испытываешь трепет и восторг, забываешь обо всем на свете. Космос, недосказанность, дерзкие контрасты цветов сосредоточены в этом ларце драгоценностей.
Больше всего поражает сочность масляных красок, их живой, теплый цвет, и энергетика, исходящая от произведения. Складень состоит из двенадцати панелей, с основной картиной в центре, и имеет довольно большие размеры.
Основной смысл алтаря заключается в посыле: спасение человечества пришло через жертву Христа — агнца Божьего.
От того, что ты видишь и слышишь, слегка «штормит» — волшебная сила искусства!
Я вышла из капеллы, потрясенная гипнотизирующе-красным цветом одежд, гениально прописанных деталей облачения Христа, летящих волос Девы Марии.
Капелла совсем крошечная, люди присутствуют, но их немного (наверное запускают дозировано). Тишина стоит аболютная, слышен любой шелест. Все погружены в трепетную атмосферу и рассказ аудиогида. О фотографии речи быть не может! Короче, доведется быть в Генте — не проходите мимо.
А мы еще немного погуляем по городу.
Не могли же пройти мимо еще одного замока Жерара Дьявола, построенного много лет тому…
9
4
Насчет происхождения его названия имеются две версии.
По одной, его строил рыцарь Герард Виллан, прозванный Дьяволом только за смуглую кожу и темные волосы.
Вторую версию можно отнести к категории «страшилок». Якобы у Герарда было пять жен, и чтобы жениться на следующей, он убивал предыдущую. И, соответственно, прозвище «Дьявол» возникло по данной причине. Выбирайте любую понравившуюся. Рядом с замком прелестные уголки города
7
2
Ну, а мы поспешим на вокзал.
Старый город закончился неожиданно, будто бы и не было средневековой красоты
7
1
На пути к вокзалу тоже есть, на что посмотреть любопытным взглядом
8
4
Привокзальная площадь со стоянкой велосипедов
12
Дописывая рассказ, спросила мужа, какой город ему понравился больше - Брюгге или Гент. Он ответил — конечно, Брюгге. А я подумала: не видел сокровище Ван Эйков. Понравился ли Гент мне? Да, очень!
Гент лишен меланхолической грусти, он устремлен в будущее: задорный, энергичный, стильный, в нем чувствуется прекрасный, молодой дух возрождения. Хочется думать, что люди, его населяющие, способны мечтать и верить в Счастье и Удачу, которые летят крыло к крылу с прекрасной Синей Птицей.