В каждом большом жирном минусе всегда скрывается маленький бледный плюсик. Главное — суметь его отыскать. Например, упал курс рубля, наша зарплата стала смехотворной, зато и рыночная стоимость нас как специалистов упала на уровень индусов. И теперь мы превратились в их конкурентов. И вместо того, чтобы работать бесплатно на отечество были командированы перезимовать и потрудиться во Франции. Ну конечно не в Париже, не в Версале, а в крупном, грязном, заселенном арабами Марселе. Марсель это вам конечно не Ницца, не Канны, но все-таки юг Франции. Супротив наших московских -10 там прогнозировали их +15.
Работать — это конечно не отдыхать, но все же лучше чем не работать вовсе. Посему — в путь. Прямых рейсов на Марсель, конечно, не оказалось, из предложенных вариантов я выбрала с пересадкой в Париже. Был соблазн взять пересадку на 9 часов и прогуляться по Парижу, но как-то я вдруг почувствовала, что не настолько люблю Париж, чтобы болтаться там несколько часов в феврале в перерыве между рейсами. Посему, пролетев как фанера над Парижем на самолете, зацепившем грозовой фронт, я успешно приземлилась в Марселе, внутренне настраивая себя на рабочую волну. Уж не знаю, кто считает, что к русским относятся плохо, французы предпочли нас индусам с огромной радостью! Не скажу, что работы было очень много. К моему великому удивлению нас не загрузили даже на выходные. А вечерами даже оставалось время и силы погулять по городу и поснимать.
Марсель произвел впечатление убого города. Очень напоминал Санкт-Петербург девяностых. Грязные улицы с выносными рынками-палатками, разрисованные граффити стены домов, толпы подростков разгоряченных пивом или другими напитками орущих песни или дерущихся друг с другом, вполне спокойно уживались с обычными горожанами спешащими по утрам на работу, в обед сидящих в многочисленных ресторанах, а вечером не торопясь прогуливающихся по полутемным улицам.
Я тоже не могла отказать себе в удовольствии погулять.
Наиболее популярное место для прогулок — старый порт.
порт вид на старую крепость и базилику Нотр-Дам-де-ла-Гард
Здесь всегда много народу, сверкает разноцветными огнями колесо обозрения, многочисленные рестораны зазывают незнакомыми названиями в меню.
рыбные рестораны ждут своих посетителей.
Пару слов о еде.
В обед ходили на площадь Кастелане. Очень неплохо кормят, причем во всех «стекляшках» на площади. Если бы не рекомендация нашего коллеги, даже бы и не заглянула в подобное заведение.
Пару раз ели в порту — на мой вкус — хуже и дороже. По маршруту трамвая номер 2 есть несколько неплохих ресторанчиков. Вот там кормят замечательно. Но к ним нужно записываться заранее. Ну и самое неприятное — французы плохо говорят по-английски. Общаться даже в ресторанах было проблематично.
В старом порту есть крепость, которую я советую посетить — вход бесплатный. Работает до 18 часов. Отсюда же из старого порта отправляются кораблики на остров Иф (зимой с 10 до 16 кроме понедельника).
Летом можно отправиться еще в другие морские прогулки. Зимой к сожалению это удовольствие недоступно. Если верить вывеске -до апреля.
Если взять чуть левее — можно зайти в кафедральный собор. К сожалению, я тоже в него не попала — там сейчас ремонт.
Самая высокая башня офис СМА - одна из самых богатых компаний не только в городе но и во всем мире, занимается грузоперевозками.
Слева на холме вы увидите самую заметную достопримечательность Марселя — базилику Нотр-Дам-де-ла-Гард. Длинная, но не крутая лестница ведет из левой части старого порта прямо к собору. Для ленивых ходит автобус и экскурсионный автопоезд.
вид на Нотр-Дам-де-ла-Гард на закате
Порт вечер вид на Нотр-Дам-де-ла-Гард
Если вы пойдете пешком, то наверняка, пройдете мимо дворца Юстиции.
Транспорт. Я ездила на метро и трамвае. Все крайне просто — два трамвая номер 2 и номер 3 и две ветки метро.
Транспорт вполне приличный. Метро новое, чистое. Лучше купить карточку на 10 поездок стоимость ее 13.5 евро.
Безопасность. В городе реально страшно. За исключением центральных улиц ходить никуда не хочется. Полицейские и военные в полной выкладке постоянно курсируют по городу.
Мой коллега даже пошутил на тему, что бы сказали западные СМИ если бы такое было у нас.
Из Марселя ходит паром в Алжир. По-моему ежедневно. На паром огромная очередь из автомобилей.
Я спросила наших французских коллег: «как там в Алжире?». Они не советовали туда ехать.