Из воспоминаний счастливого советского детства: каждое воскресенье к одиннадцати утра двор вымирал. Нет, дворники работали, бабушки-старушки на лавочках тоже никуда не девались, но вот визги, крики и прочий шум, производимый детьми, исчезал напрочь. Часа на два. А всё потому, что начиналась передача «В гостях у сказки».
С тех пор я слегка вырос. И даже набрал десяток, другой лишних килограммов. Это к тому, что морда стала шире, а сказки стал воспринимать исключительно как дополнения к анекдотам. И в жизни бы не подумал, что где-то в мире есть городок, где сказки живут в каждом доме. Вернее не в доме, а на домах. Итак, господа, добро пожаловать в Штайн ам Райн.
2
Дорога, непривычно ровная, без ям и колдобин, вьющаяся мимо невысоких гор и до неприличия зелёных долин, резко закончилась. Упёршись в средневековую башню с часами. Всё, дальше проезда нет. Слезай с коня и паркуйся. Транспортное средство есть где бросить.
Перед входом в город раскинулись несколько парковок. Платных, конечно. На то в этих Швейцариях и процветает развитый капитализм, чтоб с каждого квадратного сантиметра площади бабки собирать. Зато площади эти чистые, и под деревьями не воняет. Потому что туалет на входе так-таки бесплатный. Учитывают, видимо, особенности человеческой психики.
Но мы так жить не можем. По привычке ищу место, где можно пристроиться нахаляву. Где-нибудь под раскидистым деревом. Нет, Вы не правильно, господа, подумали. Я не про туалет, а про парковку. Нашёл. Можете не сомневаться.
7
Мы все привыкли жить в мегаполисах. А у них устройство особое. Есть центр города, есть окраины. То есть ареал обитания человека разумного плавно сливается с природой. На протяжении нескольких километров. Если не десятков километров. Вот сами посудите, в той же Москве, или в дорого обожаемой мною Астрахани, прежде чем попасть на поле с арбузами или на любимое болото, нужно вначале пересечь полузабытую зону складов, лавируя между гниющими остовами тракторов и автобусов, протопать по мусорным кучам и попытаться перебежать объездную дорогу, с бешено несущимся транспортом. Короче, влияние города простирается далеко далёко.
9
А тут никаких тебе прелюдий. Вот оно поле, лес через дорогу и стена городских кварталов. И показалось мне, что снаружи городок-то серенький. Обычненький. Но заглядываю в арку:
--- Ё-моё! Там сказка живёт…
11
Разительный контраст между теменью и светом, между мрачностью и яркой цветовой палитрой, блин, да в конце концов, между злом и добром… И сквозь башню, ощущаешь себя Алисой, которая устремляется в заячью нору. Или Джеком, который забирается на бобовый стебель. Прикольно, однако.
Собственно, положа лапу на самое сокровенное место, Штайн ам Райн городом как таковым не является. Это если по закону. В Швейцарии городом считается поселение, если в нём насчитывается никак не менее десяти тысяч жителей. Здесь обитает всего три тысячи. Но по понятиям живут не только у нас. Из любого бумажного уклада всегда можно сделать исключение. Особенно, если очень сильно хочется. Касаемо Штайн ам Райна хочется очень очень. Потому что каждый дом в нём идеален. Как произведение искусства. Причём ещё тех, далёких времён. Городу-то почти тысячу лет стукнуло.
Кстати, башня с часами, через которую мы проникли в город, несёт следы реставрации. Её восстанавливали. И совсем не террористы в этом виноваты. Просто городу слегка не повезло, что он расположен у немецкой границы. Швейцария, хоть и была нейтральна во Второй Мировой войне, но попробуйте объяснить это американцам? Летели бомбардировщики на врага. Слегка заблудились. Согласитесь, не домой же боезапас тащить? Вот и отбомбились по первому, что подвернулось под руку. А то, что под руку подвернулись друзья, так что? Нечего жить там, где мы летаем…
Хотя, что это я возмущаюсь? Судя по донесениям из Афганистана и Ирака, они до сих пор в пилотах косоглазок держат.
11
Итак, Штайн ам Райн. Всего пятьсот метров в длину. В ширину и того меньше. Квартал в одну сторону и упираешься в Рейн. Квартал в другую, и обзор на зелёные поля. Зато в самом центре, как и положено в каждом городе, стоит ратуша. А площадь, значит так и будет называться «Ратушной». Во всяком случае, немецкий знать не нужно, чтобы перевести слово Rathausplatz.
9
От неё мы и начнём своё путешествие по сказкам.
Сказка первая. Кровожадная, но почти русская народная. Георгий Победоносец чморит злющего презлющего Змия. Все её знают, поэтому расскажу вкратце.
Повадился, значит, в стародавние времена некий Змей Горыныч таскать девок у жителей Бейрута. Имя змия может варьироваться, но место действия изменить нельзя. В Библии прописано. Я уж не знаю, почему зелёный по женщинам сох, то ли они были мягче и слаще на вкус, то ли у него ещё какой свой интерес был, но от полной безнаказанности затребовал этот зверь царскую дочку.
--- Или её одну, или сожру всех! А кого не съем, тех понадкусываю.
Понятное дело, в городе плач и слёзы. И вот в момент передачи выкупа появляется с небес Георгий Победоносец. На белом коне. Наехал на Змея недуром. Одним копытом в морду. Другим в пах. Остальными наступил на хвост. Пока Змей решал, куда бежать, копьё подоспело.
11
Зная место действия, а если помните, это был Ближний Восток, смею уверить:
--- Шашлык получился отменный!
Потом на радостях, да по-пьяни жители города решили принять христианство. Этим, собственно, Святой Георгий и прославился. Прославился настолько, что каждый второй город решил эту легенду принять в качестве городского герба. Ну, первый город, это понятно. Штайн ам Райн. Раз мы о нём говорим. О втором догадайтесь сами… Уж если герб принят и утверждён собранием депутатов, то где он должен красоваться? Правильно, на городской ратуше. Наняли жители талантливого художника и расписали все стены под картину маслом. Георгий Победоносец получился, правда, вполне современным. Я говорю о современниках художника, а не о нас с Вами. Шестнадцатый век всё же на дворе. Поэтому видим, что на коне сидит типичный рыцарь в железных доспехах по полной моде того средневекового времени. Но картинка получилась красочной. Сколь Змий пламенем не плевался, всё равно ему каюк.
5
А уже в наше время, чтобы подтвердить приверженность к исторической справедливости, даже канализационные люки отлили в гербовом варианте. Судя по размерам, хороший «рубль» получился. Интересно, на металлолом его будут принимать по весу или по номиналу?
Встаём к ратуше спиной. Перед нами красуется практически единственная улица города. Unterstadt. Почему единственная? Да потому что все остальные сплошные переулки и подворотни. Зато каждый дом на ней, не просто так, а конфетка. Сказочная конфетка.
13
Вот, например, гостиный двор «У солнца». Выделяется среди себе равных массивным эркером на уровне второго этажа. Эркеры, вообще, очень интересные архитектурные запчасти. А главное, у них очень разнообразное предназначение. Во многих городах, и это самое распространённое, их использовали в качестве оборонительном. С них хорошо было ворогов мочить на дальних подступах к дому. Иногда, как, например, во всеми туристами любимой Праге, их использовали в качестве туалетов. Зато в Штайн ам Райне назначение только единственное. Эстетическое. Эркер строили как декоративный прибамбас, чтобы потом хвастаться крутизной и богатством. Кстати, «У Солнца» самая старая гостиница в городе. И, кажется, она до сих пор действующая. Когда-то при строительстве ей заложили три этажа. Но потом в 1659 году добавили сверху мансарду в фахверковом стиле.
Но фишка этого дома, как и любого другого в Штайн ам Райне, это рисунки на фасаде по сказочному поводу. Итак, сказка номер два.
Подваливает как-то раз Александр Македонский к Диогену.
--- Мужик! Ты чё, самый умный?
--- Типа, да.
--- Раз ты такой умный, то почему такой бедный? И какого лада в бочке сидишь?
--- Ты кто вообще такой, чтоб вопросы задавать?
--- Я царь.
--- Слышь, царь! Свали отсюда. Ты мне солнце загораживаешь…
14
Солнце, нарисованное на фасаде дома «У Солнца» не заслонить никому.
Продолжаем тему эркеров. В 1707 году в городе разгорелся нешуточный скандал, который вошёл в анналы истории под названием «Эркерного спора». Дело было так. Хозяин дома «У черного ворона» решил сделать косметический ремонт. Поклеить новые модные обойчики. Заодно и рамы на окошках поменять. Но, то ли руки кривые попались у подмастерьев, то ли дом от старости рушиться начал. Короче, окно выпало. Совсем.
Что делать? Умный строитель из столицы предложил решение:
--- А давайте мы эркер зафигячим? Защемим балки и на них конструкцию разместим. Будет красиво и понтовито. А стоить тебе это будет…
Сумма оказалась большой, но не запредельной.
7
В итоге появился массивный и красивый эркер. Дальше события развивались по классическому сценарию зависти:
--- Не нужно мне, господи, корову. Сделай так, чтобы у соседа сдохла.
Кляуза бургомистру с требованием снести и не портить улицу.
Вызывают хозяина «Чёрного ворона» на ковёр в ратушу.
--- Своевольничаешь?
--- Никак нет. Дом мой? Мой. Ремонт имею право делать, никого не спрашивая? Имею. А согласно Бернскому уложению, все площади, что нависают над улицей, даже налогом не облагаются.
Судили да рядили долго. Но так-таки постановили:
--- Хозяин дома был в своём праве.
Дальше пошла цепная реакция:
--- Если ему можно, а я чем хуже?
8
И появились эркеры по всей улице. И в доме «У Оленя», и в «Передней короне». Короче, каждый, кто мог заплатить за перепланировку, её сделал.
Напоминаю, что мы стоит спиной к ратуше.
15
Теперь резко поворачиваем голову направо и видим домик, на котором нарисована не одна сказка, а целый сонм поучительных историй.
Вот, например, бородатая пребородатая сказка. Типа о том, как батяня учил своих неразумных детишек держаться вместе и не лаяться по пустякам. Дескать:
--- Сыночки мои дорогие, наломали вы дров, перелопатив кучу прутьев поодиночке. А попробуйте –ка сломать вязанку хвороста?
И картинка показывает, как братаны пытаются таки переломить охапку. Но ничего у них не получается. И не получится, потому что службу они явно не в десантных войсках проходили, и кирпичи о голову ломать не приучены… Опыта маловато.
7
Следующая история в наших краях не сильно известна, потому что славяне некрофилов всегда недолюбливали.
Но нам известны две других, по мотивам которых эта конкретная сказка и была придумана. За основу принята библейская притча о царе Соломоне и двух матерях, которые сына делили. Помните? Это когда Соломон принял решение «от противного» и приказал для выяснения обстоятельств младенца разделить пополам. И добавили к ней чисто швейцарский прикол а-ля меткий стрелок, и по совместительству бандит и разбойник Вильгельм Телль.
Итак, пересказываю своими словами, что получилось:
Помер, значит, однажды крутой мен, внезапно. Не оставив завещания. А так как мужик был многодетным, то наследничков набралось тоже немало. И начали благородные сыночки папашкино наследство дербанить. Переругались понятно. Для выяснения всех обстоятельств обратились в суд. Судья был понятливым. Судил по совести, но не без доли чёрного юмора. Поэтому вынес такое постановление:
--- Значит так, наследнички! Выкапываете труп своего отца. Ставите к стеночке и начинаете в него стрелять. Кто первым в лоб ему стрелу пустит, тот наследство и огребёт…
7
На картинке, что на доме красуется, как раз и нарисовано, как жмурика выкапывают да расстреливают.
Чем сказка кончилась? Дак всё по классике. Один из сыновей возмутился:
--- Не буде я стрелять в труп своего отца, хоть ты тресни.
Вот ему всё наследство и досталось, как самому почтенному сыну и замечательному гражданину своей родины.
11
А вот намалёвана сказка из жизни королевских особей и шутов. История тёмная и непонятная, потому что аналога в русских сказках нет. Я её в принципе не знаю, но расскажу, как понял, исходя из комиксов на заборе.
Жили были в тридесятом царстве, в Европейском правовом государстве король со своей королевой. Дальше история поворачивается по классической анекдотичной схеме:
--- Возвращается муж из командировки…
Короче, король цеплялся рогами за каждую низковисящую ветку. И не то, чтобы король догадывался об этом. Просто слегка подозревал. Хоть и принимал пыль от рогов за перхоть после употребления неправильного шампуня.
Однако на всякий случай решил он убедиться в верности своей супруги. Раз у нас сказка, то и методы выведения неверных жён на чистую воду тоже будут сказочными. Подсуетился король и привели ему во дворец волшебный детектор лжи. Конкретного хищника в облике полосатого тигра.
Работала система так: нужно было засунуть руку в пасть зверю и произнести слова. Если правда, то ничего особенного не произойдёт. А если соврёшь, то тигра ручонку то и откусит. Простой и надёжный метод.
И вот, значит, настал час икс. Именно он и изображён на фресках. Королева суёт руку в клыкасто-зубастую пасть и говорит:
--- Я люблю исключительно того мужчину, который рядом со мной.
И… ничего не происходит.
Король доволен. Шута, который трётся рядом с королевой, никто всерьёз не воспринимает. А зря. Шуты, как известно изо всех сказок, всегда самые шустрые.
6
Вообще, там в городе много чего ещё нарисовано.
На доме «У каменного винограда» два пацана тащат огромную кисть винограда. Наперевес. Как охотничий трофей. По идее они находятся в волшебной стране, где молочные реки и медовые берега (не путать с кисельными из русских сказок).
7
Дальше в доме «У пеликана» сидит конкретная птица, разрывающая клювом себе грудь и кормящая кровью своих птенцов. Вот такая вот самоотверженность.
6
Но сколько я не искал, ни Колобка, ни курочки Рябы не нашёл.
6
Теперь вот сижу и думаю: --- Разочарование случилось по этому поводу, или всё-таки нет?
8
P.S. Итоги: Штайн ам Райну присваивается почётное звание самого красивого города, который я когда-либо видел.